Из «Повести о событиях в Липецком и в Воргольском княжествах»

<…> Случилось зло в Курской земле. Один бесерменин по имени Ахмат, хитрый и очень злой, держал баскачество всего курского княже­ния. Он откупил у татар сбор всяческих даней и, собирая эти дани, великие обиды и притеснения творил князьям и черным людям. И сверх того он устроил в вотчине Олега, князя Рыльского и Воргольского, две свои слободы. Собралось в эти слободы со всех сторон много людей. Они творили насилие жителям Курской земли, опустошили все вокруг Воргола и Рыльска. Тогда князь Олег, подумав и посовещавшись с сородичем своим князем Святославом Липецким, поехал с жалобой на баскака в Орду, к хану Телебуге. Хан Телебуга дал Олегу своих воевод и приказал: слободы те разорить, а княжеских людей, которые перешли туда, вер­нуть по местам.

Возвратившись из Орды с татарскими воеводами, князья Олег и Святослав приказали своим людям разграбить обе слободы, иных схва­тить, иных заковать, а всех остальных отвести в свои владения. В это время Ахмат был в Орде у хана Ногая. Узнав о том, что слободы его разграблены, он решил оклеветать Олега. И стал он говорить хану Ногаю: «Олег и Святослав не князья, а разбойники, И тебе, хан, – враги. А если не веришь – пошли во владения Олега своих сокольни­ков. Там ведь, в его княжении, хорошая охота на лебедей. И если он тогда сам явится к тебе, то не враг». Олег же побоялся ехать к Ногаю. Хотя он сам и не был ни в чем виноват, но родич его Святослав, князь Липецкий, без ведома Олега напал на слободу ночью, как разбойник. Оттого-то татары и стали говорить: «Олег и Святослав не князья, а разбойники».

Сокольники же ханские, наловив лебедей, стали звать Олега к Ногаю, а когда он не пошел, то они уехали прочь. И, возвратясь, сказали они Ногаю: «Ахмат правду говорит: Олег – разбойник и тебе враг. Потому он и не приехал к тебе». Хан Ногай разгневался, и послал рать на Олега, и велел его схватить, а княжество его все завоевать. И пришло татарское войско к городу Ворголу 13 января, вскоре после Крещенья господнего.

Князь же Олег поехал к своему хану Телебуге, а князь Святослав побежал в леса Воронежские. И половина войска татарского погналась за князьями, а половина, рассыпавшись по всем дорогам, захватила все княжение Олега и Святослава. Схватили тогда татары 13 старейших княжеских бояр. Двадцать дней грабили татары по всей земле, а слободы те наполнили людьми и скотом и всем добром, награбленным в княже­ствах Воргольском, Рыльском и Липецком.

А когда вернулись татары, гонявшиеся за Олегом и Святославом и не настигшие их, то они передали Ахмату схваченных ими бояр и черных людей, сказав: «Кого убить, а кого помиловать – ты решай». И приве­дено было на расправу многое множество людей, скованных по двое оковами из немецкого железа. Были среди этих людей чужеземные па­ломники. И приказал Ахмат бояр всех казнить, а одежды их отдать этим паломникам. Он сказал им: «Вы, гости-паломники, ходите по разным землям. Рассказывайте всем, что если кто затеет спор со своим баскаком, то и с ним то же будет».

Приказал он отправить прочь всех черных людей с женами и с деть­ми, тех, что привели к нему татары. А трупы бояр приказал, отрубив им правую руку и голову, развесить на деревьях. Потом приказал эти руки и головы привязать к саням и отправить по городам и селам для устра­шения. Но некуда было посылать: все княжении опустошено. Так и побросали головы и руки боярские на добычу псам, а сами ушли.

Многие люди тогда погибли от мороза, ограбленные и раздетые, мужчины, и женщины, и дети.

Это великое зло случилось из-за грехов наших: ведь бог казнит чело­века человеком. Так вот и этого злого бесерменина навел на нас за нашу неправду, а также, думаю, и за неправду князей наших, живущих в распрях. Много бы я мог сказать, но оставим это…

Ахмат же бесерменин оставил двух братьев своих беречь и укреплять слободы, а сам боялся жить на Руси, потому что не смог схватить ни одного из князей. Поехал он в Орду, прикрываясь татарским войском, и назначил дань с каждой волости, и потребовал уплаты. И видеть все это стыдно было и очень страшно, так страшно, что и кусок хлеба в рот не идет…

Однажды два бесерменина поехали из одной слободы в другую, а русских с ними было больше 30 человек. Услышав об этом, липецкий князь Святослав, посовещавшись со своими боярами и дружиной и не спросясь князя Олега, подстерег их на пути и напал как разбойник. Те два брата Ахматовы убежали, но русских он перебил 25 человек и двух бесермен. И думал князь Святослав, что он сделал доброе дело, но оказалось, что все это только на большее зло Олегу и себе.

После Пасхи, в воскресенье на Фоминой неделе убежали два брата Ахматовы из слобод в Курск. И наутро в понедельник разбежались люди из обеих слобод бесерменских.

Вскоре вернулся князь Олег из Орды и отслужил заупокойную по убитым своим боярам. Потом послал он послов к князю Святославу, вопрошая: «Зачем ты отступил от правды? Зачем возложил имя разбой­ника на меня и на себя, когда зимой ночью, по-разбойничьи напал на слободу, а ныне, как разбойник, напал из засады у дороги? Ты знаешь ведь законы татарские. Да и у нас, на Руси разбой – преступление. Поезжай теперь в Орду, отвечай».

Князь же Святослав не признал вины, говоря: «Это мое дело, как мне поступать с моими врагами». И сказал князь Олег: «Ведь ты крест целовал на том, чтобы действовать нам всегда заодно. А когда война началась, то ты со мной к хану не поехал, а остался на Руси, укрывшись в лесах воронежских для того, чтобы разбойничать. Забыл ты, что кля­лись мы богом и своей правдой победить бесерменина. И ныне забыл ты правду свою и мою, да еще и не хочешь ехать к хану для объяснений. Пусть же бог нас с тобой рассудит».

Так оно и случилось. Привел князь Олег из Орды татар и убил князя Святослава по ханскому приказу. А потом князь Александр, брат Святос­лава, убил Олега, и сына его Давыда в одном месте. И была радость дьяволу и помощнику его бесерменину Ахмату.

ПСРЛ. Т. 18. с. 78-81.