Из «Трактата о двух Сарматиях» Матвея Меховского

<…> По уходе христианских послов, прибыли послы саррацинов и стали убеждать татар принять веру магометову, как более легкую, более снисходительную, полную радостей и более соответствующую людям военным. Христианскую веру они порочили, говоря, что это – вера бездельников, глупцов и идолопоклонников, чтущих изображения, тог­да как саррацинский закон, полный выгод и удовольствий, силою ору­жия побеждает все другие религии, чтобы низвергать гордых и налагать дань на униженных.

Понравились варварам доводы саррацинов, прежде всего самому императору Батыю, да и всем татарам, как людям горячим, дерзким и чувственным.

Итак, с тех пор и поныне они – последователи и поклонники Маго­мета. Они повинуются пятикнижию моисееву, совершают обрезание, соблюдают свой закон; колоколов не имеют, но ежедневно кричат: JIаии илло иллоло, что значит: «Нет бога, кроме единого бога». Они наивно считают себя измаэлитами, происшедшими от Измаила, а хрис­тиан называют дзинцис, то есть язычниками и гаур, то есть неверными и лишенными религии.

Меховский, с. 58.