Из «Путешествия в Тату» Носафата Барбаро

Магометанская вера стала обычным явлением среди татар уже около ста десяти лет тому назад. Правда, раньше только немногие из них были магометанами, а вообще каждый мог свободно придерживаться той веры, которая ему нравилась. Поэтому были и такие, которые поклонялись дере­вянным или тряпочным истуканам и возили их на своих телегах. Принуж­дение же принять магометанскую веру относится ко времени Едигея, воена­чальника татарского хана, которого звали Сидахамет-хан. <…>

Барбаро и Контарини о России, с. 140.

О татарах же нечего сказать другого, кроме разве того, что те из них, которые остались язычниками, поклоняются истуканам, возя их с собой на своих телегах; однако среди них есть и такие, которые имеют обычай поклоняться каждый день какому-нибудь животному, встреченному ими при первом выходе из дома.

Барбаро и Контарини о России, с. 159.

Однажды, находясь в орде, я увидел на земле опрокинутую деревян­ную миску. Я подошел и, подняв ее, обнаружил, что под ней было вареное просо. Я обратился к одному татарину и спросил, что это такое. Он мне ответил, что это положено «hibuth peres», т. е. язычниками. Я спросил: «А разве есть язычники среди этого народа?» Он же ответил: «Хо, хо! Их много, но они скрываются».

Барбаро и Контарини о России, с. 146.