Ярлык Тимур-Кутлуга

Мое – Тимур-Кутлугово слово: правого крыла (и) левого крыла уланам; тысяцким, сотским, десятским, бегам во главе темником Едиге- ем; внутренних селений даругам, казням, (и) муфтиям, шейхам, (и) суфиям, писцам палат, (?) таможенникам, (и) сборщикам подати; мимо- хожим, (и) мимоезжим послам, (и) посланцам, дозорам, (и) заставам, ямщикам, (и) кормовщикам, сокольникам, (и) барсникам, лодочникам, (и) мостовщикам, базарному люду.

Понеже держатель сего ярлыка Мухаммед представил объяснение того обстоятельства, что предки его жили на правах истинного (вольно­го) тарханства, утвержденного пайдзой, (и) ярлыком, со времен давно бывшего Сайин хана, и что брат наш хан пожаловал отца его Хаджи- Байрама и сделал тарханом, ходатайство его мы правильным признали и объявили быть Мухаммеду под нашим покровительством, быть нашим тарханом. Отныне впредь сыновья этого Мехмета, старший Харжи Мех- мет и Махмуд из деревни и из известной крепости Индирчи, находящей­ся в окрестностях города, называемого Судаком, в области Крьгма и Кырк-ера, в которой с давних времен были многочисленные тарханы, пусть будут, как это требуется законным обязательством, вместе с земля­ми и водами своими вольными тарханами. Их землям и водам, виног­радникам и садам, баням и мельницам, еладеемым местам, свободным местам, которые им остались от прежних времен, их деревням, их земле­дельцам и паевщикам, кто бы ни был, да не причиняет насилия беззакон­ным образом, да не отнимает у них имущества. Повинность с виноград­ников, …амбарные пошлины, плату за гумно, ясак с арыков, собираемый с подданных по раскладке, и подать и расходы, называемые каланом, да не взимают; если они приедут в Крым и в Каффу или опять выедут, и если они там что бы ни было купят или продадут, да не берут с них ни (гербовых) пошлин, ни весовых, не требуют с них дорожной платы, должной от тарханов и служителей, ни платы в караулы. Пусть со скота их не берут подвод, не назначают постоя и не требуют с них ни пойла, ни корма, да будут они свободны и защищены от всякого притеснения, поборов и чрезвычайных налогов. Пусть живут они спокойно и в тиши­не, пусть воссылают молитвы и благословения в их священное время утром и вечером за нас и наше потомство. Для того чтобы это было исполнено, дан им этот ярлык с золотым знаком и красной печатью. По летоисчислению в восьмисотый год, в год барса, в шестой день месяца шабана, когда мы были в Маджаваране, на берегу Днепра, это написано.

История Татарии, с. 57-58.