Из «Путешествия в Тану» Иосафата Барбаро

<…> Мы отправились к ставке царевича, которого нашли под шат­ром и в окружении бесчисленных людей. Те, которые стремились полу­чить аудиенцию, стояли на коленях, каждый в отдалении от другого; свое оружие они складывали вдалеке от царевича, на расстоянии бро­шенного камня. Каждому, к кому царевич обращался со словами, спра­шивая, чего он хочет, он неизменно делал знак рукой, чтобы тот под­нялся. Тогда [проситель] вставал с колен и продвигался вперед, однако на расстояние не менее восьми шагов от царевича, и снова падал на колени и просил о том, чего хотел. Так продолжалось все время, пока длился прием.

Барбаро и Контарини о России, с. 145.

Наконец, царевич прибыл и расположился около Таны на расстоянии выстрела из лука, в старой мечети. Консул немедленно решил отправить ему подарки и послал одну новенну ему, другую – его матери, третью – Наурузу, его военачальнику. Новенной называется дар, состоящий из девяти различных предметов, например шелковой ткани, скарлатового сукна и других вещей, числом до девяти: таков обычай при подношениях правителям в этих областях.

Случилось, что именно я должен был отправиться с подарками; мы повезли ему хлеб, медовое вино, бузу – иначе пиво – и другие вещи, числом до девяти. Войдя в мечеть, мы застали царевича возлежащим на ковре и опирающимся на военачальника Науруза. <…>

Поднеся ему все привезенные подарки, я препоручил [его защите] город, вместе с населением, сказав, что оно пребывает в его власти. <…>

Барбаро и Контарини о России, с. 141-142.