Из летописи «Совершенство по части летописания» Ибн алъ-Асира

Несколько лет я противился сообщению этого события, считая его ужасным и чувствуя отвращение к изложению его: я приступал к нему и опять отступал. Кому же легко поведать (миру) о гибели ислама и мусульман, да кому приятно вспоминать об этом. О, чтобы матери моей не родить меня, чтобы мне умереть прежде этого и быть преданным (вечному) забвению! Хотя многие из друзей (моих) побуждали меня к начертанию его (этого события), но я приостанавливался. Потом (одна­ко же) я сообразил, что неисполнение этого не принесет пользы. Пере­сказ этого дела заключает в себе воспоминание о великом событии и огромном несчастии, которому подобного не производили дни и ночи и которое охватило все создания, в особенности же мусульман; если бы кто сказал, что с тех пор, как Аллах всемогущий и всевышний создал чело­века, по настоящее время, мир не испытывал (ничего) подобного, то он был бы прав: действительно, летописи не содержат ничего (сколько-нибудь) сходного и подходящего. Из событий, которые они описывают, самое ужасное то, что сделал Навуходоносор с Израильтянами по части избиения (их) и разрушения Иерусалима. Но что такое Иерусалим в сравнении с (теми) странами, которые опустошили эти проклятые, где каждый город вдвое больше Иерусалима! И что такое Израильтяне в сравнении с теми, которых они перебили! Ведь в одном (отдельно взя­том) городе жителей, которых они избили, было больше, чем (всех) Израильтян. Может быть род людской не увидит (ничего) подобного этому событию до преставления света и исчезновения мира, за исключе­нием разве Гога и Магога. Что касается антихриста, то он ведь сжалится над теми, которые последовали за ним, и погубит лишь тех, которые станут сопротивляться ему; эти же (Татары) ни над кем не сжалились, а избивали женщин, мужчин, младенцев, распарывали утробы беремен­ных и умерщвляли зародыши. Поистине, мы принадлежим Аллаху и возвратимся к нему; нет мощи и нет силы, как только у Аллаха всевыш­него и великого!

Вот (как происходило) это событие, искры которого разлетались (во все стороны) и зло которого простерлось на всех; оно шло по весям как туча, которую гонит ветер. Вышел народ некий из окраин Китая и устремился на земли Туркестана, т. е. Кашгар и Белясагун, оттуда на области Мавераннехра, как то: Самарканд, Бухару и др., завладевая ими и поступая с жителями их так, как мы (ниже) расскажем. Затем один отряд их перебирается в Хорасан и окончательно расправляется с ним, завладевает, опустошает, избивает и грабит; потом переходит в Рей, Хамадан, землю Джебальскую и во (все) области (простирающиеся) до пределов Ирака; далее направляется в земли Адзербейджана и Аррании, опустошая их и убивая большую часть жителей. Спасся только редкий (из них), выбравши верный путь. Менее чем в год (происходит) то, чему подобного не слыхано. Потом, управившись с Адзербейджаном и Арра- нией, они идут к ущелью Ширванскому и овладевают городами его; уцелела только крепость, в которой (находился) царь их (Ширванский). Оттуда они перебрались в земли Аллан, Лезгин и различных народов (живущих) в этих местах, и наделили их резней, грабежом и опустоше­нием. Потом они направились в земли Кипчаков, одного из самых многочисленных племен тюркских, и избили (там) всех тех, которые сопро­тивлялись им; остальные бежали в болота и на вершины гор, покинув землю свою, и ею овладели эти Татары. Сделали они это в самое скорое время, с теми только проволочками, которые требовались для переходов их, не более. Другой отряд отправился в Газну и округи ее, да в соседние с нею земли Индии, Седжестан, Керман, действуя там таким же образом, как те поступали, и (даже) хуже. Подобное этому (никогда еще) не поражало слуха (людского). Ведь Александр (Великий), относительно которого летописцы согласны, что он был владыкою мира, (и тот) не овладел им с такою скоростью, а завоевывал его около 10 лет, и никого не избивал, а довольствовался изъявлением людьми покорности. Эти же (Татары) в продолжение года овладели большею, лучшею, наиболее возделанною и населенною частью земли, да праведнейшими по харак­теру и образу жизни людьми на земле. В тех странах, на которые они (еще) не напали, всякий проводит ночь не иначе, как в страхе, боясь их и высматривая: не идут ли они к нему. Затем они не нуждаются в следовании за ними провианта и припасов, потому что при них овцы, коровы, лошади и другая скотина, и они ничем иным не питаются, как их мясом. Животные же их, на которых они ездят, (сами) разгребают землю своими копытами и едят корни растений, не зная ячменя. Вот почему, делая привал, они (Татары) не нуждаются ни в чем постороннем. Что касается религии их, то они поклоняются солнцу, при восходе его, и ничего не считают запрещенным, а потому едят любое животное, даже собак, свиней и других. Не знают они брака и к женщине приходит не один мужчина, а когда является (на свет) дитя, то оно на знает своего отца. <…>

Тизенгаузен, I, с. 1-4.