Проект Конституции России 1990 года
ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ
( РОССИИ )
1990 ГОДА
I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 1.
Настоящая Конституция и Российские Законы, принятые в ее исполнение, равно как и все договоры, которые заключены от имени России — являются высшими нормативными актами Российской Федеративной Республики и действительны на всей ее территории.
Российские Законы, а также договоры, которые заключены от имени России, противоречащие настоящей Конституции — недействительны.
Все нормативные акты, противоречащие настоящей Конституции, Российским Законам, равно как и договорам, которые заключены от имени России — недействительны.
Статья 2.
Ничто в этой Конституции не может толковаться в ущерб законным притязаниям России, а также личным правам и свободам граждан Российской Федеративной Республики.
Статья 3.
Все, что не запрещено настоящей Конституцией, Российскими Законами и другими нормативными актами России — разрешается.
Статья 4.
За меньшинством признается неотъемлемое право на оппозицию в рамках настоящей Конституции и Законов России.
Статья 5.
Если законодательный или другой нормативный акт не обнародован, то считается недействительным.
Статья 6.
Средства информации свободны в изъявлении в рамках настоящей Конституции и Законов России, независимы и не подвергаются цензуре.
Федеральное Собрание России определяет Национальную Библиотеку Российской Федеративной Республики и берет ее под свою опеку.
Статья 7.
Федеральное Собрание России, Президент России, Местные Органы Самоуправления, Суд России и Прокуратура России составляют систему государственной власти Российской Федеративной Республики.
Субъекты Российской Федеративной Республики наделяются народами России всеми правами, возможностями и обязанностями Местных Органов Самоуправления.
Статья 8.
Высшей Законодательной Властью в Российской Федеративной Республике обладают граждане России, имеющие избирательное право, посредством всенародного референдума.
Законодательной Властью в России на основании и во исполнение настоящей Конституции и Российских Законов народы России наделяют Федеральное Собрание Российской Федеративной Республики.
Законодательная Власть Федерального Собрания Российской Федеративной Республики определена на благо народов России настоящей Конституцией.
Статья 9.
Исполнительной Властью в России на основании и во исполнение настоящей Конституции и Российских Законов народы России наделяют Президента Российской Федеративной Республики и Местные Органы Самоуправления.
Исполнительная Власть Президента Российской Федеративной Республики определена на благо народов России настоящей Конституцией.
Исполнительная Власть Местных Органов Самоуправления определена на благо народов России настоящей Конституцией.
Обмен и (или) передача прав, обязанностей и возможностей Исполнительной Власти между Президентом России и Местными Органами Самоуправления не допускается.
Статья 10.
Судебной Властью в России на основании и во исполнение настоящей Конституции и Российских Законов народы России наделяют Суд Российской Федеративной Республики.
Судебная Власть Суда Российской Федеративной Республики определена на благо народов России настоящей Конституцией.
Высшим органом Суда России определен Верховный Суд России.
Статья 11.
Контролирующей Властью в России на основании и во исполнение настоящей Конституции и Российских Законов народы России наделяют Федеральное Собрание России, Президента России, Местные Органы Самоуправления, Суд России и Прокуратуру России.
Контролирующая Власть Федерального Собрания России, Президента России, Местных Органов Самоуправления, Суда России и Прокуратуры России определена во всемерном и беспрепятственном контроле на благо народов России за действием или бездействием производственных, общественных, политических и иных организаций, коллективов, групп, предприятий, учреждений и т.п., а также всех должностных лиц.
Действия Контроля со стороны Федерального Собрания России, Президента России, Местных Органов Самоуправления, Суда России и Прокуратуры России определяются настоящей Конституцией и Российскими Законами.
Статья 12.
Обмен между кем бы то ни было и (или) передача кому бы то ни было Законодательной Власти, Исполнительной Власти, Судебной Власти и Контролирующей Власти ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Статья 13.
Президент России — единственное лицо, кто имеет право говорить и действовать от имени Российской Федеративной Республики.
Председатель Федерального Собрания России — единственное лицо, кто имеет право говорить и действовать от имени Федерального Собрания России.
Глава Местного Органа Самоуправления — единственное лицо, кто имеет право говорить и действовать от имени соответствующего Субъекта Российской Федеративной Республики.
Председатель соответствующего комитета или комиссии соответствующего органа государственной власти — единственное лицо, кто имеет право говорить и действовать от имени соответствующего комитета или комиссии соответствующего органа государственной власти.
Все прочие лица говорят и действуют только от своего имени или имени организации, предприятия, учреждения и т.п. до тех пор и в той мере, в какой их уполномочит соответствующее лицо (или группа лиц), в пределах его (их) прав, возможностей и обязанностей.
Статья 14.
Председатель Федерального Собрания России и Президент России, а также Председатель Верховного Суда России и Генеральный Прокурор России обладают неотъемлемым правом обращаться к народам России, когда они сочтут необходимым, и по вопросам, какие они сочтут необходимыми.
Главы Местных Органов Самоуправления обладают неотъемлемым правом обращаться к гражданам России, которых они представляют, когда они сочтут необходимым, и по вопросам, какие они сочтут необходимыми.
Статья 15.
Конституция России принимается и может быть полностью аннулирована путем принятия Новой Конституции посредством всенародного референдума не менее чем 2/3-ми граждан России, имеющих избирательное право, кроме специально оговоренных случаев в Статье 16 Конституции Российской Федеративной Республики.
Действие настоящей Конституции не может быть приостановлено ни при каких обстоятельствах иначе, как после принятия Новой Конституции.
Действие Российских Законов не может быть приостановлено ни при каких обстоятельствах иначе, как после принятия других соответствующих Законов России исключительно Федеральным Собранием России или их отмены за ненадобностью только Федеральным Собранием России по представлению Верховного Суда России и только на основании настоящей Конституции.
Статья 16.
В случае военного, осадного, чрезвычайного и им подобных положений Конституция России ни коим образом не может быть пересмотрена.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ в случае военного, осадного, чрезвычайного и им подобных положений
— принимать Новую Конституцию взамен настоящей;
— добавлять, изымать либо изменять статьи Конституции России;
— изменять, принимать или аннулировать Российские Законы, равно как и договоры, которые заключены от имени России, а также все другие нормативные акты принятые органами, наделенные народами России Законодательной, Исполнительной, Судебной и Контролирующей Властями;
— изменять состав органов, наделенных народами России Законодательной, Исполнительной, Судебной и Контролирующей Властями.
Проведение референдумов в течение этого срока — запрещено.
Все выше приведенные запреты снимаются по истечении трех месяцев после отмены военного, осадного, чрезвычайного и им подобных положений.
Статья 17.
Изменение Конституции Российской Федеративной Республики производится решением Федерального Собрания России, принятым большинством не менее 3/4 от общего состава Депутатов, как от Государственной Думы, так и от Совета Федерации Федерального Собрания России.
Статья 18.
Порядок принятия Законов Российской Федеративной Республики.
1) Федеральное Собрание России объявляет конкурс на соответствующий Законопроект. Предлагаемые Законопроекты (не менее двух) публикуются в специальном периодическом массовом издании до представления их на обсуждение в Федеральное Собрание Российской Федеративной Республики.
2) Отобранные Законопроекты (не менее двух) представляются авторами Федеральному Собранию России на совместном заседании двух палат. Замечания и предлагаемые изменения по соответствующему Законопроекту выносят на обсуждение (раздельно по палатам) Федерального Собрания России его соответствующие комитеты и (или) комиссии, а также представитель Президентского Совета от имени и по поручению Президента России.
Законопроект обсуждается постатейно.
После принятых изменений отобранный Законопроект (один) возвращается авторам на редакторскую доработку.
3) Представленные Федеральному Собранию России Законопроекты могут быть отвергнуты. В этом случае вступает в силу пункт 1) настоящей Статьи.
4) Доработанный и готовый к голосованию Законопроект представляется на рассмотрение Верховного Суда Российской Федеративной Республики.
Верховный Суд России обращает внимание Федерального Собрания России на несоответствие (если таковое имеется) принимаемого Законопроекта Конституции России или другому, ранее принятому Российскому Закону и на необходимость устранения противоречий.
5) Для устранения противоречий создается согласительная комиссия от обеих палат с обязательным участием в ней авторов Законопроекта. Согласительная комиссия выносит на обсуждение Федерального Собрания России (совместное заседание обеих палат) варианты выхода из противоречий.
Отобранный вариант с внесенными (если требуется) изменениями, представляется на рассмотрение Верховного Суда Российской Федеративной Республики.
6) Если Верховный Суд России вновь определит наличие противоречий, представленного Законопроекта настоящей Конституции и (или) другому, ранее принятому Российскому Закону, то либо отвергает данный Законопроект (в этом случае вступает в силу пункт 1) настоящей Статьи) либо вновь возвращает его на очередную доработку в Федеральное Собрание России (в этом случае вступает в силу пункт 5) настоящей Статьи).
7) При отсутствии противоречий настоящей Конституции и (или) другому, ранее принятому Российскому Закону, Верховный Суд России возвращает представленный ему Законопроект в Федеральное Собрание Российской Федеративной Республики для голосования раздельно по палатам.
8) Для придания Законопроекту силы Закона Российской Федеративной Республики требуется его одобрение не менее 2/3 Депутатов от всего состава, как Государственной Думы, так и Совета Федерации Федерального Собрания России. В любом другом случае Законопроект считается отвергнутым и вступает в силу пункт 1) настоящей Статьи. Обе палаты голосуют поименно.
9) Авторы принятого Закона России поощряются Федеральным Собранием Российской Федеративной Республики.
II. ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО.
Статья 19.
Российская Федеративная Республика — Россия — единая многонациональная республика (состоящая из территорий Местных Органов Самоуправления), действующая на основе общечеловеческой морали, законности и обеспечивающая охрану правопорядка, интересов, прав и свобод граждан Российской Федеративной Республики.
Суверенитет России распространяется на всю ее территорию.
Статья 20.
Территория Местного Органа Самоуправления не может быть изменена без согласия этого Органа.
Статья 21.
На территориях Местных Органов Самоуправления, желающих объединиться в республику для получения права выхода из России проводится референдум, согласно настоящей Конституции. На референдуме должен быть корректно поставлен вопрос об объединении таковых Субъектов России для получения права выхода из состава России. При ОДОБРЕНИИ — на соответствующей территории проводится референдум, на котором должен быть корректно поставлен вопрос о выходе такой республики из состава России. При НЕ ОДОБРЕНИИ вопроса первого референдума, второй не проводится. При НЕ ОДОБРЕНИИ вопросов первого или второго референдумов назначаются новые выборы в соответствующие Местные Органы Самоуправления. На период до избрания нового состава соответствующего Субъекта России, предшествующий ему подает в отставку, а Президент Российской Федеративной Республики назначает Временного Уполномоченного Представителя на соответствующей территории с правами, возможностями и обязанностями, закрепленными народами России за Местными Органами Самоуправления.
Порядок выхода и социально-экономическая компенсация определяется Законом.
Статья 22.
Для вхождения государственного образования в состав Российской Федеративной Республики требуется:
1) Предоставление в Федеральное Собрание России результатов референдума, проведенного в этом государственном образовании, подтверждающее согласие не менее 2/3 его граждан;
2) Согласие не менее 2/3 граждан России, имеющих избирательное право и возможность проголосовать посредством всероссийского референдума;
3) Ратификация на территории принадлежащей этому государственному образованию настоящей Конституции, Российских Законов, а также договоров, заключенных от имени России.
Статья 23.
Россия только на равноправных условиях может входить в союзы, содружества или им подобные связи, если это не противоречит настоящей Конституции, Российским Законам, а также договорам, заключенных от имени России.
На вхождение России в состав другой республики (союза) требуется согласие не менее 2/3 граждан России, имеющих избирательное право и возможность проголосовать посредством всероссийского референдума.
Статья 24.
В России установлено единое республиканское гражданство.
Каждый человек, уважающий и соблюдающий Конституцию России, Российские Законы и другие нормативные акты Российской Федеративной Республики, имеет право стать Гражданином Российской Федеративной Республики.
Граждане России за границей пользуются всемерной защитой и покровительством Российской Федеративной Республики.
Основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства определяется Законом.
Статья 25.
Русский язык является официальным (государственным) языком Российской Федеративной Республики. Все граждане России обязаны знать его, и имеют право пользоваться им. Остальные языки, на которых говорят в России, также являются официальными на территориях соответствующих Местных Органов Самоуправления.
Статья 26.
Граждане России равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Все льготы, кроме тех, что основаны на общечеловеческой морали, — запрещены. Гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства за заслуги перед народами России и Республикой Россия, определенные Федеральным Собранием России, предоставляется денежная компенсация. Размер этой компенсации определяется Законом.
Статья 27.
Граждане России обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых настоящей Конституцией и Российскими Законами.
Использование гражданами России прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам и свободам других граждан.
Основные права, свободы и гарантии, закрепленные в настоящей Конституции, не исключают применение других прав, свобод и гарантий, основанных на общечеловеческой морали.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ каким-либо способом ограничивать права, свободы и гарантии граждан России, определенные настоящей Конституцией.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства в России гарантируются предусмотренные настоящей Конституцией и Российскими Законами права и свободы для граждан России, если это не ущемляет права и свободы граждан Российской Федеративной Республики.
Находящиеся на территории России иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать настоящую Конституцию и соблюдать Законы Российской Федеративной Республики.
Статья 28.
Гражданам России принадлежит неотъемлемое право:
— на жизнь.
Человеческая жизнь — неприкосновенна. Смертная казнь не допускается. Наказание определяется Судом по совокупности совершенных преступлений.
— на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием.
— на отдых.
Обеспечивается предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, рабочей неделей, не превышающей 40 часов.
— на охрану здоровья.
Обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; всемерным правом пользования сетью государственных учреждений для лечения и укрепления здоровья.
— на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.
— на благоустроенное жилище.
Обеспечивается возможностью иметь собственное отдельное благоустроенное жилище.
— на образование.
Обеспечивается бесплатным образованием предоставляемое государственными учреждениями.
— на пользование достижениями культуры.
Обеспечивается всемерным доступом к достижениям национальной и мировой культуры.
— свободно избирать свое местожительство и беспрепятственно передвигаться по территории Российской Федеративной Республики, свободно въезжать в Россию и выезжать из нее. Порядок въезда и выезда определяется Законом.
Эти права не могут быть ограничены по политическим или идеологическим соображениям.
— обращаться в случае задержания или ареста в Суд с ходатайством об издании акта habeas corpus и проверке законности содержания под стражей.
— на забастовку, осуществляемую в рамках настоящей Конституции и Российских Законов, обеспечивая минимальный объем услуг, связанных с удовлетворением неотложных потребностей общества. Граждане России правомочны самостоятельно определять сферу интересов, для защиты которых они прибегают к забастовке. Локаут запрещается.
— законодательной инициативы в предложении Законопроектов России.
— предлагать те или иные действия, служащие, по их мнению, целям дальнейшего улучшения благосостояния народов России.
Все права, упомянутые в этой статье, конкретизируются и дополняются соответствующим Законом.
Статья 29.
Гражданам России гарантируются свободы:
— слова.
Каждый гражданин России имеет право свободно и беспрепятственно выражать и распространять свои взгляды в любой, не противоречащей настоящей Конституции и Российским Законам форме.
Преследование за критику запрещается.
— доступа к информации.
Каждый гражданин России имеет право на свободный и беспрепятственный доступ к информации, если это не связано с сохранением государственной, военной или коммерческой тайны.
— собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.
Никто не имеет права запрещать проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций, если они не противоречат настоящей Конституции и Законам России.
— совести.
Никто не имеет права запрещать гражданам России исповедовать любую идеологию или не исповедовать никакой; отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду, если это не противоречит настоящей Конституции и Российским Законам.
— научного, технического, художественного и иного творчества.
Никто не имеет права препятствовать гражданам России в области научного, технического, художественного и иного творчества.
— объединения в политические, общественные и др. организации, коллективы и т.п., не противоречащие настоящей Конституции и Российским Законам.
Запрещаются вооруженные и военизированные объединения или объединения, преследующие цели, связанные с применением насилия, а также объединения, имеющие военные цели и создаваемые независимо от государства и его Вооруженных Сил.
Все гарантируемые свободы, упомянутые в этой статье, конкретизируются и дополняются соответствующим Законом.
Статья 30.
Гражданам России гарантируется:
— неприкосновенность личности.
Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора. Присутствие адвоката обязательно с момента задержания человека.
При задержании или аресте гражданина России на Судью возлагается обязанность проверить законность и обоснованность задержания или ареста. Если Судья установит, что задержание или арест произведен без достаточных оснований или в нарушение установленных правил, то обязан немедленно освободить задержанного или арестованного.
Никто не может быть принужден к даче показаний о своих взглядах в политической, идеологической, культурной и иной сфере деятельности.
Никто не может быть подвергнут телесному наказанию, пыткам и, вопреки желанию, медицинскому воздействию. Доказательства, полученные с применением насилия, под пыткой, медицинским воздействием в целях принуждения, в результате нанесения морального или физического ущерба личности, незаконного вмешательства в личную жизнь, нарушения прав, гарантий и свобод граждан России являются недействительными.
Признание своей вины обвиняемым не считается доказательством его виновности.
Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору Суда и в соответствии с Законом.
Нормы уголовного права толкуются только в пользу обвиняемого.
Граждане России, осужденные впервые к лишению свободы, должны содержаться только совместно с гражданами России, также осужденными впервые.
Граждане России, задержанные, арестованные, находящиеся под следствием или не признанные Судом виновными в том или ином преступлении, не должны ни при каких обстоятельствах находиться совместно с лицами, отбывающими или отбывшими ранее наказание, или уже осужденные к наказанию Судом.
— неприкосновенность жилища.
Никто не имеет права войти в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как на основании судебного решения или с санкции прокурора.
— тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений.
— право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.
— право обжаловать действие или бездействие должностных лиц государственных, общественных, партийных и иных органов, организаций и т.п. с возмещением ущерба, причиненного их незаконным действием или бездействием.
— право на отказ от военной службы по идеологическим или иным убеждениям.
— эффективная защита против незаконного и порочащего человеческое достоинство использования информации, относящейся к личной и семейной жизни.
Все гарантии, упомянутые в этой статье, конкретизируются и дополняются соответствующим Законом.
Статья 31.
Граждане России обязаны:
— соблюдать Конституцию России, Российские Законы и другие нормативные акты Российской Федеративной Республики.
— заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно-полезной деятельности.
— заботиться о родителях и оказывать им всемерную помощь.
— изъявлять свою волю на выборах, референдуме.
Статья 32.
Деятельность Органов Государственной Власти и лиц их представляющих строится с учетом общественного мнения, выражаемого через средства информации, митинги, собрания, забастовки и иные формы, и способы изъявления граждан России, не противоречащие настоящей Конституции и Российским Законам, на основе
— коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов;
— гласности;
— регулярной отчетности (не реже одного раза в три месяца, а также по требованию не менее 10 % его избирателей столько раз, сколько они сочтут необходимым) через средства информации и очные встречи перед гражданами России, избравшего соответствующее лицо в органы Государственной Власти;
— широкого привлечения граждан России к участию в работе Органов Государственной Власти.
Статья 33.
Государство, в лице Президента России, Депутатов Федерального Собрания России, Местных Органов Самоуправления, Суда России и Прокуратуры России, а также все должностные лица обязаны всемерно содействовать:
— соблюдению настоящей Конституции, Российских Законов и других нормативных актов России;
— расширению реальных возможностей применения гражданами России своих творческих сил, способностей и дарований;
— развитию массовой физической культуры и спорта;
— развитию профилактического и лечебного здравоохранения;
— охране и рациональному использованию земли и ее недр, водных и воздушных ресурсов, растительного и животного мира, сохранению в чистоте воздуха и воды, обеспечению воспроизводства природных богатств и улучшению окружающей человека среды;
— развитию науки и подготовке научных кадров, внедрению результатов научных исследований в соответствующие сферы жизни;
— охране, приумножению и широкому использованию духовных ценностей для повышения культурного уровня граждан России;
— развитию искусства, народного художественного и иного творчества;
— эффективной защите прав граждан России как потребителей;
— праву граждан России на аренду;
— полноценному развитию библиотечной сети и обеспечению книгами и другими видами информации граждан России.
Статья 34.
Федеральное Собрание России, Президент России, Местные Органы Самоуправления, а также все должностные лица не имеют права своим действием или бездействием ухудшать жизненный уровень граждан России.
Закон определяет характер преступных действий против национальной экономики и устанавливает эффективные санкции, соответствующие серьезности преступления.
Статья 35.
Государство, в лице Федерального Собрания России, Президента России, Местных Органов Самоуправления, Суда России и Прокуратуры России и органов, им подчиненных, охраняет все виды собственности, в т.ч. общенародную и частную, и создает условия для их преумножения.
Статья 36.
Общенародная собственность — это общее достояние всех народов России, совокупность собственностей Местных Органов Самоуправления.
В исключительной собственности Местных Органов Самоуправления находятся: земля и ее недра, воды, воздух, растительный и животный мир (за исключением сельскохозяйственных и одомашненных), исторические памятники и другие культурные ценности, денежные средства Местных Органов, а также средства производства и имущество ими приобретенные.
Средства, поступающие на счет Федерального Собрания России, являются собственностью народов России и используются от его имени Федеральным Собранием России на благо граждан Российской Федеративной Республики.
Статья 37.
Все объекты, не относящиеся к Статье 36, могут быть частной собственностью. Частная собственность граждан и право ее наследования охраняется государством.
Более полное разграничение форм собственности, а также их взаимодействие определяется Законом.
Статья 38.
Каждый человек имеет право на частную собственность, если это не затрагивает общенародную собственность иначе, как в отношении аренды.
Статья 39.
Всем должностным лицам России запрещается, в пределах своей компетенции отказывать гражданину России в праве на аренду, если это не противоречит настоящей Конституции и Российским Законам.
Все должностные лица России, в пределах своей компетенции обязаны способствовать праву гражданина России на аренду.
Длительность аренды гражданин России вправе устанавливать по собственному усмотрению в пределах до пожизненной (для этого гражданина). Если гражданин России пожелает продлить аренду, препятствий этому быть не должно. Объект аренды может быть передан в наследство посредством перезаключения соответствующего договора, только на родственников арендатора не зависимо от того, при жизни последнего происходит передача в наследство либо после его смерти. Во всех других случаях аренда может быть только прекращена и, соответственно, может быть передана другим лицам на основе их конкурсных предложений. Договор об аренде может быть расторгнут до его официального окончания только в случае нарушения арендатором настоящей Конституции и (или) Российских Законов и только на основании соответствующего решения Суда. Ни в каких других случаях договор расторгнут быть не может. При прекращении действия договора арендатору, со стороны соответствующего государственного органа, выплачивается соответствующая компенсация.
Купля-продажа или сдача под залог общенародной собственности ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Статья 40.
За производителем признается неотъемлемое право самостоятельно определять свою экономическую политику.
Статья 41.
Внешняя политика Российской Федеративной Республики должна быть направлена на защиту государственных интересов России, на предотвращение войн и террора, достижение всеобщего и полного разоружения.
В Российской Федеративной Республике пропаганда войны запрещается.
Отношения России с другими государствами должны строиться на основе соблюдения принципов суверенного равенства; взаимного отказа от применения силы или угрозы силой; нерушимости границ; территориальной целостности государств; мирного урегулирования споров; невмешательства во внутренние дела; уважения прав и свобод человека; равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества между государствами; добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключенных от имени России международных договоров.
Статья 42.
Вооруженные Силы России, состоящие из Сухопутных войск, Военно-Воздушных Сил и Военно-Морского Флота, призваны гарантировать суверенитет и независимость Российской Федеративной Республики, защищать ее территориальную целостность и сферы жизненных интересов.
Вооруженные Силы России образованы на профессиональной основе.
Действия Вооруженных Сил России ни коим образом не могут быть направлены против граждан России. Лица, действие или бездействие которых привели к использованию Вооруженных Сил России против граждан России, лишаются всех должностей и званий в момент начала использования Вооруженных Сил России против граждан России и подлежат судебной ответственности перед народами России и Судом Российской Федеративной Республики. Деятельность подобных лиц приравнивается к измене народам России и Российской Федеративной Республике.
Деятельность Вооруженных Сил России определяется Законом.
Вооруженные Силы России обязаны быть деполитизированы.
Статья 43.
Органы поддержания правопорядка и войска, им подчиненные, призваны всемерно препятствовать злоупотреблениям против граждан России; гарантировать гражданский порядок, соблюдение настоящей Конституции и Российских Законов гражданами России, иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Действия органов поддержания правопорядка и войск, им подчиненных, ни коим образом не могут быть направлены против социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Лица, действие или бездействие которых привели к использованию органов поддержания правопорядка и (или) войск, им подчиненных, против граждан России, иностранных граждан или лиц без гражданства, не нарушивших настоящую Конституцию и (или) Российские Законы, лишаются всех должностей и званий и подлежат судебной ответственности перед народами России и Судом Российской Федеративной Республики.
Деятельность органов поддержания правопорядка и войск, им подчиненных, определяются Законом.
Органы поддержания правопорядка и войска, им подчиненные, обязаны быть деполитизированы.
Статья 44.
Органы Государственной безопасности и войска, им подчиненные, призваны заниматься сбором экономической, социальной, военной и политической информации за пределами России; всемерно препятствовать злоупотреблениям против граждан Российской Федеративной Республики; гарантировать социально-экономический суверенитет России, организацию охраны государственных, военных и коммерческих секретов и информации.
Действия органов Государственной безопасности и войск, им подчиненных, ни коим образом не могут быть направлены против социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан Российской Федеративной Республики. Лица, действие или бездействие которых привели к использованию органов Государственной безопасности и войск, им подчиненных, против граждан России, не нарушивших настоящую Конституцию и Российские Законы, лишаются всех должностей и званий и подлежат судебной ответственности перед народами России и Судом Российской Федеративной Республики.
Деятельность органов Государственной безопасности и войск, им подчиненных, определяются Законом.
Органы Государственной безопасности и войска, им подчиненные обязаны быть деполитизированы.
III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫБОРАХ.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕФЕРЕНДУМЕ.
Статья 45.
Выборы в России проводятся на основе альтернативного, всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 46.
Выборы в Российской Федеративной Республике являются альтернативными:
В избирательные бюллетени может включаться любое количество кандидатов, но не менее двух.
Статья 47.
Выборы в Российской Федеративной Республике являются всеобщими:
Право избирать имеют все граждане России не моложе 18 лет, кроме психически больных граждан, признанных Судом недееспособными.
Право быть избранными имеют все граждане России не моложе 18 лет и не старше 60 лет, кроме психически больных граждан, признанных Судом недееспособными.
Статья 48.
Выборы в Российской Федеративной Республике являются равными:
Каждый избиратель имеет один голос; избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 49.
Выборы в Российской Федеративной Республике являются прямыми:
Депутаты Федерального Собрания России, Президент России, состав Местных Органов Самоуправления избираются гражданами России непосредственно.
Статья 50.
Выборы в Российской Федеративной Республике проводятся тайным голосованием:
Контроль над волеизъявлением голосующих не допускается.
Статья 51.
Кандидатом в Президенты России и Депутаты Федерального Собрания России, а также на вакантные должности Местных Органов Самоуправления гражданин России становится, используя систему свободного выдвижения, посредством предоставляемой в соответствующую избирательную комиссию петиции с подписями граждан России, имеющих избирательное право.
Право выдвижения кандидата в Вице-Президенты Российской Федеративной Республики принадлежит кандидату в Президенты России.
За кандидата в Президенты Российской Федеративной Республики при регистрации должно быть подано не менее 1000000 подписей.
За кандидата в Депутаты Федерального Собрания России при регистрации должно быть подано не менее 100000 подписей.
За кандидата на вакантные должности Местных Органов Самоуправления при регистрации должно быть подано не менее 10000 подписей.
Кандидаты в Президенты России, Вице-Президенты России, Депутаты Федерального Собрания России, а также кандидаты на вакантные должности Местных Органов Самоуправления не имеют права во время предвыборной кампании заниматься производственной, служебной, общественной или иной деятельностью, не связанной с выполнением функций кандидата в Президенты России, Вице-Президенты России, Депутаты Федерального Собрания России, а также кандидата на вакантные должности Местных Органов Самоуправления.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов в Президенты России, и в Депутаты Федерального Собрания России, производятся за счет государства, а в состав Местных Органов Самоуправления — за счет Местных Органов на 50% и государства на 50% .
Объем расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов, определяется Законом.
Статья 52.
Порядок выборов в Российской Федеративной Республике определяется Законом.
Проведение выборов в России обеспечивают избирательные комиссии, образующиеся из представителей трудовых коллективов, общественных, политических и других организаций.
Гражданам России, трудовым коллективам, общественным, политическим и другим организациям гарантируется возможность свободного и всестороннего обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов, а также право агитации за или против кандидата на собраниях, в средствах информации и т.д., согласно настоящей Конституции и Российским Законам.
Предвыборная кампания начинается за три месяца и заканчивается за три дня до выборов.
Статья 53.
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным способом свободному осуществлению гражданином России права избирать и права быть избранным, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица и другие граждане, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения избирательного права, а также лица, опубликовавшие или иным способом распространившие заведомо ложные сведения о кандидате, несут установленную Законом уголовную ответственность.
Статья 54.
Итоги выборов определяются следующим образом.
Если кандидат набирает более 50 % голосов от общего числа граждан России, имеющих право голоса и возможность проголосовать за него, то данный кандидат считается избранным.
Если при двух кандидатах на одно вакантное место никто не смог набрать более 50 % голосов от общего числа граждан России, имеющих право голоса и возможность проголосовать за них, то данные кандидаты считаются не избранными, снимают свои кандидатуры и не имеют права избираться повторно на это же вакантное место в текущей избирательной кампании.
Если при трех или более кандидатах на одно место никто не смог набрать более 50 % голосов от общего числа граждан России, имеющих право голоса и возможность проголосовать за них, то объявляется второй тур голосования, в котором имеют право избираться лишь два кандидата, получившие в первом туре больше голосов избирателей, чем остальные, избираемые на это же вакантное место.
Если во время предвыборной кампании или собственно выборов, по тем или иным причинам остается один кандидат на одно вакантное место, то такие выборы считаются недействительными.
Если во время предвыборной кампании или собственно выборов один кандидат, по мнению органов Прокуратуры России и (или) Суда России и на основании настоящей Конституции и (или) Российских Законов, своим действием или бездействием способствует избранию другого кандидата на это же вакантное место, то решением Суда России подобные выборы признаются недействительными, в связи с чем проводится повторная регистрация кандидатов и далее — согласно настоящей Конституции и Российским Законам.
Статья 55.
Референдум в Российской Федеративной Республике проводится на основе альтернативного, всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на территории, для него объявленной.
Референдум в России не может быть проведен, если поставленные в нем вопросы противоречат настоящей Конституции.
Никто не имеет права запретить либо ограничить проведение референдума, иначе, как на основании Конституции Российской Федеративной
Республики.
Каждый конкретный референдум может быть посвящен только одному конкретному и корректно поставленному вопросу.
Проведение одного референдума не должно накладываться на проведение другого, включая и пропагандистскую кампанию.
За три месяца до референдума, на территории для него объявленной, начинается пропагандистская кампания, заканчивающаяся за трое суток до начала этого референдума.
Статья 56.
Право объявлять референдум принадлежит:
— Федеральному Собранию России при согласии не менее 25% всего состава, как Государственной Думы, так и Совета Федерации;
— Президенту Российской Федеративной Республики;
— Местным Органам Самоуправления для решения вопросов общероссийского
значения при согласии не менее 50 % всех Местных Органов Самоуправления;
— Местному Органу Самоуправлению (на территории ему принадлежащей) для решения ряда вопросов местного значения при согласии не менее 25 % всего состава Местного Органа.
Статья 57.
Итоги референдума о доверии определяются следующим образом:
Проигравшей считается сторона, получившая «ЗА» менее 50 % всех голосов граждан России, имеющих избирательное право и проживающих на территории, объявленной для референдума.
Проигравшая сторона подает всем составом в отставку, если разница между «ЗА» и «ПРОТИВ» более 10 %.
Если разница между «ЗА» и «ПРОТИВ» 10 % и менее, то обе стороны подают всем составом в отставку.
В подобном случае внеочередные выборы производятся в следующем порядке: сторона, получившая наименьшее количество голосов «ЗА», избирается первой.
Статья 58.
Итоги референдумов, за исключением референдума о доверии, определяются следующим образом:
Вопрос, выносимый на референдум, считается одобренным, если его поддержат более 2/3 граждан России, имеющих избирательное право и проживающих на территории, объявленной для этого референдума.
Статья 59.
За правомерностью, законностью проведения выборов и референдумов следят органы Суда России и Прокуратуры России.
IV. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИИ.
Статья 60.
К ведению только Федерального Собрания России относятся:
— внесение изменений в Конституцию Российской Федеративной Республики;
— принятие, изменение и отмена Российских Законов;
— ратификация или денонсация договоров, заключенных от имени России;
— определение государственной границы и сфер жизненных интересов России;
— определение основных направлений внутренней и внешней политики России;
— утверждение общегосударственных программ экономического и социального развития России;
— утверждение либо отклонение представленных Президентом Российской Федеративной Республики кандидатов на высшие должности высших органов государственной власти и управления Российской Федеративной Республики, в т.ч. Председателя Верховного Суда России, Генерального Прокурора России, Председателя Коллегии Адвокатов России;
— право подвергать импичменту любое должностное лицо, в т.ч. обладающее судебной и административной неприкосновенностью;
— определение Знаков отличия России.
Статья 61.
Федеральное Собрание России работает постоянно, обновляя на 1/5 свой состав каждый год.
При отставке Федерального Собрания России вновь избранные Депутаты России имеют ту же временную квоту, которую имели предыдущие Депутаты Федерального Собрания России, избранные по тому же избирательному округу.
Статья 62.
Народы Российской Федеративной Республики наделяет Депутатов России полномочиями представлять их в Федеральном Собрании России.
Депутат, избранный в Совет Федерации Федерального Собрания России, представляет граждан России, проживающих на территории соответствующего Местного Органа Самоуправления.
Депутат, избранный в Государственную Думу Федерального Собрания России, представляет всех граждан России, а не только избирателей от округа, в котором он был избран.
Срок полномочий Депутата России — 5 лет.
Депутат России не может избираться в одну и ту же палату Федерального Собрания России более одного срока подряд.
Депутат Российской Федеративной Республики не может одновременно представлять граждан России более чем в одной палате Федерального Собрания России.
Депутат России не имеет права заниматься производственной, служебной, общественной и иной деятельностью не связанной с выполнением функций Депутата Федерального Собрания России.
Статья 63.
Федеральное Собрание России обеспечивает Депутату России условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей. Ответственность, неприкосновенность, права и обязанности, гарантии, вознаграждение, пользование транспортом и средствами информации, приостановление полномочий, отзыв Депутата России и т.п. определяются настоящей Конституцией и Российскими Законами.
Депутат России наделен народами России неотъемлемым правом
— депутатского запроса к государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ в установленном Законом порядке. При неудовлетворенности ответом на депутатский запрос Депутат России имеет право поставить вопрос о вызове отвечавшего для отчета перед соответствующим комитетом или комиссией соответствующей палаты Федерального Собрания России.
— обращаться во все государственные, общественные и политические органы, организации, предприятия и т.п. по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих государственных, общественных, политических и иных органов, организаций, предприятий и т.п. обязаны безотлагательно принимать Депутата России и рассматривать его предложения в установленные Законом сроки.
— при неуважительном к нему отношении со стороны того или иного должностного лица ставить перед специальной комиссией Федерального Собрания России вопрос «О неуважении Депутата России». Результатом этого обращения является расследование данной комиссией факта неуважения Депутата Российской Федеративной Республики и санкции к такому должностному лицу, если факт подтверждается, выражающиеся в осуждении в порядке импичмента.
Статья 64.
Никто не имеет права ограничивать возможность Депутата России в выражении своего мнения как устно, так и письменно, за исключением сокращения времени высказывания им при обсуждении в Федеральном Собрании России конкретного вопроса, но не более чем до 10 минут.
Статья 65.
Для исключения Депутата России из состава Федерального Собрания России требуется не только соответствующее решение, но и подтверждение этого решения посредством референдума избирателями того округа, в котором такой Депутат был ранее избран. Если в результате референдума более 50 % избирателей данного округа, имеющих право голоса и возможность проголосовать за него, подтвердят полномочия этого Депутата, то последний остается в составе соответствующей палаты Федерального Собрания России со всеми правами и возможностями Депутата Российской Федеративной Республики, несмотря на то, что Федеральное Собрание России высказался за обратное.
Статья 66.
Отзыв Депутата России производится посредством референдума в избирательном округе, от которого он был избран.
За отзыв Депутата России должны проголосовать более 50 % граждан данного округа от общего числа лиц, имеющих избирательное право.
Для проведения референдума по отзыву Депутата России должна быть подана петиция в Федеральное Собрание России, подписанная не менее чем 10 % от общего числа граждан данного округа, имеющих избирательное право.
Статья 67.
Федеральное Собрание России образует постоянные комитеты и комиссии, создает подотчетные им органы.
Должностные лица, избираемые или назначаемые Федеральным Собранием России, не могут занимать свои должности более двух сроков подряд.
В комитеты и комиссии Федерального Собрания России, наряду с Депутатами Российской Федеративной Республики входят и другие граждане России на правах экспертов и советников, работа которых оплачивается за счет средств Федерального Собрания Российской Федеративной Республики.
Статья 68.
Все государственные, общественные, политические и иные органы, организации и т.п., а также все должностные лица обязаны выполнять все требования комитетов или комиссий Федерального Собрания России, если эти требования не противоречат настоящей Конституции и Российским Законам, а также беспрепятственно предоставлять необходимые им материалы и документы. Невыполнение не противоречащих настоящей Конституции и Российским Законам требований комитетов и комиссий Федерального Собрания России, а также Депутатов России, преследуется по Закону.
Действия комитетов и комиссий Федерального Собрания России определяются соответствующим Законом.
Статья 69.
Действия Президента России, Депутата России, а также действия любого должностного лица могут быть рассмотрены на комитетах и комиссиях Федерального Собрания России.
Любое должностное лицо России, в т.ч. обладающее судебной неприкосновенностью может быть подвергнуто импичменту, если его действие или бездействие в той или иной мере противоречит настоящей Конституции и (или) Российским Законам.
Право подвергать импичменту исключительно принадлежит Федеральному Собранию России, действия которого определяются Законом.
Расследование проводит специальная временная комиссия Федерального Собрания России.
Лицо считается осужденным в порядке импичмента, если за это проголосовало более 2/3 всего состава, как Государственной Думы, так и Совета Федерации Федерального Собрания России. Приговор по импичменту ограничивается отстранением такого должностного лица от должности и снятие, если имеется, судебной неприкосновенности, но не освобождает от ответственности перед Конституцией России и Российскими Законами.
Президентское право помилования не распространяется на лица, осужденных в порядке импичмента.
Статья 70.
Действия Президента России рассматриваются Федеральным Собранием России раздельно по палатам незамедлительно, в течение 24 часов по Статье 76 п.9 и п.10 и требуют одобрения более 2/3 от всего состава, как Государственной Думы, так и Совета Федерации Федерального Собрания России.
Действия Президента России рассматриваются Федеральным Собранием России раздельно по палатам не позднее первого месяца по Статье 76 п.4, п.5, п.6, п.11, п.13 и требуют одобрения более 50 % всего состава, как Государственной Думы, так и Совета Федерации Федерального Собрания России. В противном случае действия Президента России признаются неправомочными, считаются недействительными и в Федеральном Собрании Российской Федеративной Республики на совместном заседании палат Депутатами России может быть поставлен вопрос о доверии Президенту России. Если менее 25 % выскажутся «За доверие», то объявляется всенародный референдум о доверии Президенту Российской Федеративной Республики гражданами России.
Статья 71.
Федеральное Собрание России состоит из двух равноправных палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума избирается из расчета: один Депутат России от примерно равного числа граждан России. Совет Федерации избирается из расчета: от одного Местного Органа Самоуправления по 5 человек. Обе палаты должны быть равны по численности Депутатов России.
Порядок деятельности Федерального Собрания России определяется настоящей Конституцией и Российскими Законами.
Статья 72.
В случае разногласий по тем или иным вопросам между Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания России создается согласительная комиссия, образуемая обеими палатами на паритетных началах. Если после повторного рассмотрения обеими палатами вопроса, вызвавшего между ними разногласия, не будет достигнут консенсус, то данный вопрос временно отклоняется и передается на доработку в соответствующий комитет или комиссию Федерального Собрания России.
Статья 73.
Председатель Федерального Собрания Российской Федеративной Республики считается избранным, если за него было подано более 50 % голосов Депутатов России от всего состава, как Государственной Думы, так и Совета Федерации Федерального Собрания России.
Председатели палат Федерального Собрания России, Председатели комитетов и комиссий Федерального Собрания Российской Федеративной Республики считаются избранными, если за соответствующего Председателя было подано более 50% голосов Депутатов России от всего состава соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федеративной Республики.
Председатель Федерального Собрания России, Председатели палат Федерального Собрания России, Председатели комитетов и комиссий Федерального Собрания России избираются сроком на один год.
Статья 74.
Председатель Федерального Собрания России:
— осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Федеральным Собранием России;
— подписывает Российские Законы и другие акты, принятые Федеральным Собранием России;
— координирует деятельность комитетов и комиссий Федерального Собрания России;
— несет ответственность за публикацию Конституции Российской Федеративной Республики и Российских Законов;
— оказывает содействие Депутатам Федерального Собрания России в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;
— ведет совместные заседания обеих палат Федерального Собрания России.
— ведет заседания согласительной комиссии Федерального Собрания России.
— ведет заседания специальной комиссии Федерального Собрания России.
Статья 75.
К ведению только Федерального Собрания России и Президента России относятся:
— набор и содержание Вооруженных Сил России, объявление всеобщей или частичной мобилизации для отражения агрессии против Российской Федеративной Республики и ее сфер жизненных интересов;
— объявление войны;
— образование Совета Национальной Безопасности.
— выпуск денежных знаков и регулирование их ценности.
V. ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ. ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ.
Статья 76.
Президент России, являясь высшим должностным лицом Российской Федеративной Республики и, на основании настоящей Конституции, обладая совместно с Местными Органами Самоуправления Исполнительной Властью
1) проводит в жизнь, совместно с Местными Органами Самоуправления Конституцию России и Российские Законы;
2) представляет Россию внутри страны и в международных отношениях;
3) обеспечивает взаимодействие высших органов государственной власти и управления России;
4) ведет переговоры и подписывает международные договоры России; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и при международных организациях; присваивает высшие дипломатические ранги и иные специальные звания;
5) координирует деятельность государственных органов по обеспечению обороны страны; возглавляет Совет Национальной Безопасности и является Главнокомандующим Вооруженными Силами России; назначает и сменяет высшее командование Вооруженных Сил России; присваивает высшие воинские звания;
6) представляет Федеральному Собранию России для назначения либо отставки кандидатов на высшие должности высших органов государственной власти и управления Российской Федеративной Республики, в т.ч. Председателя Верховного Суда России, Генерального Прокурора России, Председателя Коллегии Адвокатов России;
7) награждает орденами и медалями России, присваивает почетные Звания Российской Федеративной Республики;
8) решает на основании настоящей Конституции вопросы принятия в гражданство России, выхода из него и лишение российского гражданства;
9) объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае агрессии против России и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Федерального Собрания России;
10) объявляет, в интересах защиты Российской Федеративной Республики и безопасности ее граждан, военное, осадное или чрезвычайное положение в отдельных местностях России;
11) во исполнение Конституции России и Российских Законов издает подзаконные акты, имеющие обязательную силу на всей территории России;
12) ежемесячно представляет в Федеральное Собрание России доклады о положении в Российской Федеративной Республике и о важных вопросах внутренней и внешней политики России, обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федеративной Республики, о финансовых расходах Президента России и его структур и т.п.;
13) заключает от имени России займы;
14) может требовать от любого должностного лица письменного заключения по любому вопросу, относящемуся к его компетенции;
15) обладает правом отсрочки исполнения приговоров, а также помилования за преступления, совершенных против России и её граждан, за исключением случаев осуждения в порядке импичмента;
16) несет всю полноту ответственности перед народами России, настоящей Конституцией и Российскими Законами за свои действия, действия структур и органов, которые он возглавляет, в т.ч. и за действия Вице-Президента России.
Президент России обладает также Контролирующей Властью и Законодательной Инициативой.
Статья 77.
Вице-Президент России является вторым должностным лицом в России; заместителем, а также основным помощником Президента России.
Все действия Вице-Президента России должны быть согласованы и утверждены Президентом Российской Федеративной Республики.
Вице-Президент России обладает правами Президента России в случаях, когда последний находится вне пределов Российской Федеративной Республики и для выполнения поручений Президента России, когда последний временно придает Вице-Президенту Российской Федеративной Республики особый статус Президента России, а также в случаях, указанных в Статье 78.
В компетенцию Вице-Президента России входит анализ вопросов внутренней и внешней политики.
Статья 78.
В случае отстранения Президента России от должности или его смерти, отставки либо неспособности осуществлять связанные с должностью права и обязанности, они переходят к Вице-Президенту России. В этом случае Вице-Президент России, становясь Президентом Российской Федеративной Республики, определяет Вице-Президента России, обязанного для своего избрания получить одобрение более чем 1/2 всех Депутатов, как Государственной Думы, так и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федеративной Республики.
Если Президентом России станет лицо, избранное, назначенное и т.п. не на основе альтернативного, всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, то не позже, чем через один месяц, назначаются новые выборы Президента России и Вице-Президента России на основе настоящей Конституции и Российских Законов.
На случай отстранения, смерти, отставки или неспособности Президента Российской Федеративной Республики и Вице-Президента Российской Федеративной Республики осуществлять связанные с должностью права и обязанности, Федеральное Собрание России устанавливает Законом, какое лицо должно действовать как Президент России и будет заменять такового до устранения причин, препятствующих последнему осуществлять свои обязанности, иначе — до избрания нового Президента России.
Статья 79.
Президент России не имеет права заниматься производственной, служебной, общественной или иной деятельностью, не связанной с выполнением функций Президента Российской Федеративной Республики.
Вице-Президент России не имеет права заниматься производственной, служебной, общественной или иной деятельностью, не связанной с выполнением функций Вице-Президента Российской Федеративной Республики.
Срок полномочий Президента России и (или) Вице-Президента России — 7 лет.
Президент России и (или) Вице-Президент России не могут избираться на соответствующую должность более одного срока подряд.
Статья 80.
При Президенте России действует Президентский Совет, задачей которого является выработка мер по реализации основных направлений внутренней и внешней политики России, обеспечению безопасности страны.
Члены Президентского Совета назначаются Президентом России.
Члены Президентского Совета не могут быть одновременно Депутатами России, а также представлять Суд России и Прокуратуру России.
Статья 81.
Через один год, но не позднее, чем через один год и три месяца после вступления в должность Президента России, проводится всенародный референдум о доверии Президенту Российской Федеративной Республики гражданами России.
Если в результате референдума менее 50 % граждан России выскажутся за доверие, то назначаются выборы нового Президента Российской Федеративной Республики, которые должны быть проведены не позже чем через три месяца, а Президент России подает в отставку и оставляет свою должность в момент вступления в нее вновь избранного Президента Российской Федеративной Республики.
Вместе с отстраненным Президентом России уходят в отставку также все его структуры, в т.ч. и Вице-Президент России и Президентский Совет.
VI. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Статья 82.
Местный Орган Самоуправления, на территории ему принадлежащей:
— является органом государственной власти и обладает Исполнительной и Контролирующей властью, а также Законодательной инициативой;
— проводит в жизнь Конституцию Российской Федеративной Республики и Российские Законы;
— обеспечивает охрану всех видов собственности, в т.ч. общенародной и частной собственности, общественного порядка, прав и свобод граждан России, проживающих или временно находящихся на данной территории;
— правомочен проводить любые мероприятия или действия, не противоречащие настоящей Конституции и Российским Законам, решать все вопросы местного значения, исходя из общероссийских интересов и интересов граждан России, проживающих на этой территории;
— несет ответственность за экономическое, политическое, социально-культурное развитие этой территории;
— определяет местный бюджет;
— определяет и взимает местные налоги, штрафы и другие финансовые сборы;
— содействует деятельности производителей в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения, проживающего или временно находящегося на данной территории;
— участвует в обсуждении вопросов общероссийского значения и вносит по ним свои предложения;
— организует мероприятия касающиеся санитарии и гигиены, благоустройства и строительства, а также других коммунальных услуг, проводимые собственными бюджетными средствами;
— организует, обеспечивает и контролирует дошкольное и школьное обучение, заботится об улучшении социально-бытовых и санитарно-гигиенических условий в дошкольных и школьных учреждениях;
— координирует и контролирует деятельность в области профессионального обучения и воспитания молодежи;
— самостоятельно определяет свою структуру. Не реже чем один раз в пять лет проводит местный референдум о собственной структуре;
— самостоятельно определяет необходимое количество выборных должностных лиц в своем составе для полноценного представления интересов проживающих на этой территории граждан Российской Федеративной Республики.
Статья 83.
Местный Орган Самоуправления работает постоянно, обновляя на 1/5 свой состав каждый год.
При отставке Местного Органа Самоуправления вновь избранные должностные лица имеют ту же временную квоту, которую имели предыдущие должностные лица, избранные по тому же избирательному округу.
Срок полномочий должностного лица в Местном Органе Самоуправлении — 5 лет.
Должностное лицо в Местном Органе Самоуправления не может избираться в один и тот же Местный Орган более одного срока подряд.
Должностное лицо Местного Органа Самоуправления не может одновременно представлять граждан России более чем в одном Субъекте Российской Федеративной Республики.
Должностное лицо, избранное в Местный Орган Самоуправления не имеет права заниматься производственной, служебной, общественной и иной деятельностью не связанной с выполнением функций должностного лица, избранного в Местный Орган Самоуправления.
Статья 84.
Решения Местного Органа Самоуправления обязательны для исполнения всеми должностными лицами, и расположенными на данной территории Субъекта Российской Федеративной Республики предприятиями, учреждениями, организациями и т.п., а также всеми гражданами России, проживающими или временно находящимися на этой территории или имеющими те или иные связи с данным Местным Органом. Невыполнение не противоречащих настоящей Конституции и Российским Законам решений Местного Органа Самоуправления, преследуется по Закону.
Для обеспечения интересов государства и интересов граждан России, проживающих или временно находящихся на территории Местного Органа Самоуправления, последнему подчинены профилактические и дорожные органы поддержания правопорядка. Остальные государственные органы центрального подчинения беспрепятственно подконтрольны и подотчетны Местному Органу Самоуправления относительно своей деятельности на территории, принадлежащей данному Местному Органу.
Статья 85.
По требованию не менее 1/4 от общего числа Местных Органов должен быть созван съезд Местных Органов Самоуправления, на котором решаются вопросы, касающиеся деятельности Местных Органов Самоуправления, а также вынесения на всенародный референдум вопроса о доверии либо Президенту России либо Федеральному Собранию России.
VII. ПРАВОСУДИЕ.
Статья 86.
Правосудие в России осуществляется только судом присяжных.
Степень виновности, согласно настоящей Конституции и Российским Законам, определяют присяжные, численность которых на одном заседании не может быть меньше пяти человек.
Деятельность и действия присяжных определяются Законом.
Статья 87.
Судья — специалист ведения судебного расследования.
Судья приводит судебное расследование к логическому концу для вынесения справедливого решения присяжными.
Судья, в отношении ведения судебного расследования, никому не подчинен.
Судьей может стать любой человек в возрасте не старше 60 лет, имеющий высшее юридическое образование и прошедший соответствующую аттестацию. Срок полномочий Судьи определяется настоящей Конституцией, Российскими Законами и возрастным цензом.
Деятельность и действия Судьи определяются Законом.
Статья 88.
Суд России обладает Судебной Властью и облечен правом осуществлять правосудие от имени народов Российской Федеративной Республики.
Суд России независим и подчиняется только настоящей Конституции и Российским Законам.
Закон определяет рамки исполнения судебных решений любыми органами власти и санкции к тем, кто несет ответственность за неисполнение судебных решений. Судебные решения имеют приоритет перед решениями других органов власти и обязательны для всех граждан России, а также всех государственных, общественных, политических, производственных и других организаций, коллективов, групп и т.п., если такие судебные решения не противоречат настоящей Конституции и Российским Законам.
Суд имеет право вмешиваться в действия, отнесенные настоящей Конституцией к ведению ТОЛЬКО Федерального Собрания России и к ведению ТОЛЬКО Федерального Собрания России и Президента России лишь в той мере, в какой Конституция Российской Федеративной Республики такое вмешательство допускает.
Решения Суда являются подзаконными актами.
Статья 89.
Судебное разбирательство происходит в том Суде, на территории которого совершено нарушение Конституции Российской Федеративной Республики и (или) Российских Законов.
Судебные заседания являются открытыми, за исключением случаев, когда Суд выносит мотивированное постановление о необходимости закрытого разбирательства с целью охраны достоинства личности, общечеловеческой морали или обеспечения нормальной деятельности Суда.
Статья 90.
Верховный Суд России, являясь высшим судебным органом Российской Федеративной Республики
— осуществляет контроль над соблюдением настоящей Конституции, Российских Законов и других нормативных актов и обеспечивает соответствие законодательных актов Федерального Собрания России и (или) нормативных актов Президента России и (или) Местных Органов Самоуправления Конституции Российской Федеративной Республики и ранее принятым Российским Законам;
— осуществляет надзор за судебной деятельностью Судов России в пределах, установленных Законом;
— осуществляет судебные дела касающиеся послов, других полномочных представителей и консулов; всех споров, в которых Россия является одной из сторон; всех споров, в которых одной стороной является гражданин России, а другой — иностранный гражданин, иностранное государство либо иностранная организация или иное учреждение;
— является апелляционной инстанцией;
— решает вопросы демонополизации производственных, общественных, политических организаций, объединений и т.п.
Верховному Суду России принадлежит исключительное право на:
— толкование статей Конституции Российской Федеративной Республики;
— толкование Российских Законов;
— обращение в Федеральное Собрание России при определении несоответствия Российских Законов и (или) договоров, которые заключены от имени России, друг другу и (или) Конституции Российской Федеративной Республики.
Статья 91.
При обращении Верховного Суда России по несоответствию Российских Законов и (или) договоров, которые заключены от имени России, друг другу и (или) Конституции Российской Федеративной Республики, Депутаты Федерального Собрания России обязаны такие законы и (или) договоры привести в надлежащий вид.
С момента обращения до приведения в соответствие друг другу и (или) Конституции Российской Федеративной Республики подобных законов и (или) договоров, действие их противоречивых частей приостанавливается.
Статья 92.
Если Суд определит, что то или иное производственное, общественное, политическое и им подобное объединение, коллектив и т.п. обладает в той или иной области монополией более чем на 25%, и ведет себя агрессивно, по отношению к конкурентам или потребителям, то издает специальное постановление и подает его в Верховный Суд России для рассмотрения вопроса о расчленении подобного объединения, коллектива и т.п. на ряд более мелких.
Если Суд определит, что то или иное производственное, общественное, политическое и им подобное объединение, коллектив и т.п. обладает в той или иной области монополией более чем на 50%, то издает специальное постановление и подает его в Верховный Суд России для рассмотрения вопроса о безусловном и немедленном расчленении подобного объединения, коллектива и т.п. на ряд более мелких.
Критерии определения Судом степени и формы монополизации определяются Законом.
Статья 93.
Суд может издать постановление, требующее от Депутатов России, Президента России, должностных лиц каких-либо действий или запрещающее определенные действия в соответствии с принципом «ultra vires» и не противоречащее настоящей Конституции и Российским Законам.
Статья 94.
Высший надзор за точным и единообразным исполнением Конституции Российской Федеративной Республики и Российских Законов всеми производителями, государственными, общественными, политическими и иными организациями, коллективами и т.п., должностными лицами, а также гражданами России возлагается на Прокуратуру России.
Генеральный Прокурор России ответственен и подотчетен Федеральному Собранию России.
Срок полномочий Генерального Прокурора России, а также всех нижестоящих Прокуроров — пять лет.
Прокурором России может стать любой человек в возрасте не старше 60 лет, имеющий высшее юридическое образование и прошедший соответствующую аттестацию.
Деятельность и действия Прокуроров России определяются Законом.
Прокуроры России обладают Контролирующей Властью и Судебной Инициативой.
Статья 95.
Прокурор возбуждает и осуществляет уголовное преследование, гражданские дела; требует наказания за совершенное преступление.
Прокурор имеет право требовать немедленного принятия охранительных мер, какие он сочтет необходимыми; может принять участие в рассмотрении любого дела, в котором усмотрит государственный интерес.
Статья 96.
Органы Прокуратуры осуществляют свои полномочия на основании настоящей Конституции и Российских Законов, независимо от каких бы то ни было государственных, политических, общественных и иных органов, подчиняясь только Генеральному Прокурору России.
VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Статья 97.
Настоящая Конституция не может быть изменена в течение первых десяти лет.
Не могут быть изменены иначе, как после принятия Новой Конституции России, следующие статьи: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 27, 34, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 55, 64, 70, 97.
Статья 98.
Судебной и административной неприкосновенностью обладают:
— Депутаты России;
— Президент России;
— Вице-Президент России;
— Послы России и Консулы России;
— Судьи России;
— Прокуроры России;
— присяжные заседатели на время исполнения служебных обязанностей;
— члены избирательных комиссий на время исполнения служебных обязанностей, связанных с проведением выборов и референдумов.
Никто из перечисленных в этой Статье лиц не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, иначе как после осуждения в порядке импичмента.
Статья 99.
После принятия настоящей Конституции первый месяц отводится на подготовку к предвыборной кампании и к самим выборам Депутатов в Федеральное Собрание России и должностных лиц в состав Местных Органов Самоуправления, включающую в себя:
— определение согласно Конституции России избирательных округов для выборов в Федеральное Собрание России и Местные Органы Самоуправления;
— определение временных квот для Депутатов России;
— определение временно-переходной структуры Местных Органов;
— создание избирательных комиссий согласно Конституции России и Российским Законам, которым на основании настоящей Конституции поручается проведение предвыборной кампании и собственно выборов в Федеральное Собрание России и Местные Органы Самоуправления.
Окончание первого месяца после принятия настоящей Конституции является началом предвыборных кампаний и собственно выборов в Федеральное Собрание России и в Местные Органы Самоуправления, которые должны проводиться на основании настоящей Конституции и Российских Законов.
Статья 100.
Избранное на основании Статьи 99 Федеральное Собрание России, должно приступить к своим обязанностям не позднее первого месяца со дня его избрания.
Первый вопрос, который должны решить Депутаты Федерального Собрания России, является создание избирательных комиссий, которым, согласно настоящей Конституции и Российским Законам поручается проведение предвыборной кампании и собственно выборов Президента России и Вице-Президента России.
Окончание первого месяца со дня начала работы Федерального Собрания России должно быть определено началом предвыборной кампании и собственно выборов Президента России и Вице-Президента России, которые должны проводиться на основании настоящей Конституции и Российских Законов.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е.
жюри по подведению итогов конкурса на
лучший проект
Конституции РСФСР
В соответствии с Положением о конкурсе на лучший проект новой Конституции РСФСР жюри на заседании 25.12.1990 г. рассмотрело и подвело итоги конкурса.
Всего в адрес Конституционной комиссии поступило 40 материалов, в том числе 38 проектов как Конституции в целом, так и отдельных глав, разделов и статей.
18 проектов явно не соответствуют условиям конкурса, так как написаны от руки и в большинстве случаев содержат не тексты, а комментарии к текстам, которые ранее были опубликованы в печати.
2 материала (анализ концепции Конституции и тезисы к Конституции) не могут рассматриваться в качестве конституционных проектов.
Таким образом, к участию в конкурсе были допущены 20 проектов.
ЖЮРИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Первую премию не присуждать.
2. Присудить вторую премию в сумме 3000 руб. и опубликовать в печати проект Конституции Российской Федеративной Республики, представленный группой ученых кафедры государственного права Саратовского юридического института в составе: В.Т.Кабышев – руководитель проекта, В.И.Гавриленко, Е.В.Колесников, В.М.Корнухов, А.В.Мещеряков, О.О.Миронов, Т.М.Пряхина, Б.Г.Радченков, Б.С.Эбзеев.
Приняв во внимание ранее распространнённый проект рабочей группы Конституционной комиссии, сохранив в основном его структуру и важнейшие положения, саратовские учёные ввели в свой проект ряд формулировок, которые полезно учесть при доработке проекта Конституции.
3. Присудить три поощрительные премии по 500 руб. каждая:
Р.И.Ленчовскому (г.Киев) – за проект статьи, использованный рабочей группой при формулировании статьи 2.3.9. опубликованного проекта;
В.К.Мешавкину (г.Москва) – представившему проект Конституции, отражающий многие современные тенденции и потребности конституционного развития;
В.В.Явичу (г.Свердловск) – проект которого выполнен профессионально и отличается демократической направленностью.
4. Направить письма всем авторам проекта с благодарностью за участие в конкурсе.
5. Решение жюри в части присуждения премий опубликовать в печати.
Председатель жюри Р.И.Хасбулатов
Члены жюри:
О.Г.Румянцев
Ф.В.Шелов-Коведяев
В.Л.Шейнис
Б.А.Золотухин
Е.А.Амбарцумов
В.П.Лукин
С.А.Ковалёв
П.А.Медведев
В.Д.Зорькин
Москва, 25 декабря 1990 г.
(По Конституционному вестнику №5
«Конституционная комиссия РСФСР»
Май 1991
г. Москва)