К вопросу о заградительных отрядах

К ВОПРОСУ О ЗАГРАДИТЕЛЬНЫХ ОТРЯДАХ В КРАСНОЙ АРМИИ
Ковыршин Евгений Викторович – соискатель кафедры отечественной истории нового и новейшего времени Воронежского государственного педагогического университета (г. Елец Липецкой обл.)
28 июля 1942 года увидел свет приказ наркома обороны СССР № 227, известный как «ни шагу назад!», с которым связывают появление в Красной армии заградительных отрядов. Долгое время эта тема находилась под запретом, и историки старались обходить ее стороной. Но и последние два десятилетия гласности серьёзных изменений не принесли – заградотряды продолжают оставаться малоизученным явлением. Конечно, и в СМИ и в сети Интернет говорится о них достаточно много. Рисуется зловещий образ «палачей из НКВД», которые удобно устроившись позади боевых порядков фронтовых частей, только и ждали когда последние начнут отступать без приказа, чтобы начать безжалостно расстреливать их из автоматов и пулемётов. Причем всё это, как правило, приводится, чтобы проиллюстрировать «людоедскую» сущность сталинского режима. Однако основная масса «разоблачателей» и «обличителей» грешит тем, что не считает нужным хоть сколько-нибудь подкрепить свои утверждения ссылками на документы.
Попытаемся исправить этот недостаток и, используя архивные материалы, отделить правду от вымысла.
Прежде всего назовём «характерные черты», которые обычно приписываются заградотрядам: это были формирования Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР; они оснащались новейшим автоматическим оружием и транспортными средствами, были способны уничтожить живую силу в значительных количествах, причем всегда (или почти всегда) успевали развернуться на путях отхода воинских частей и подразделений, т.е. являлись высокомобильными; практически все попавшие в поле их зрения расстреливались на месте.
Теперь выясним, насколько вышеперечисленное соответствует истине. Для начала необходимо отметить, что заградительные отряды НКВД создавались в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров СССР от 24 июня 1941 года и были расформированы уже в конце 1941 – начале 1942 года. Далее обратимся к приказу № 227. Заградотрядам в нем посвящён лишь один абзац: «…военным советам армий и прежде всего командующим армиями…
б) сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их «в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникёров и трусов и тем помочь честным бойцам выполнить свой долг перед Родиной…» .
Как видим, формирование отрядов возлагалось на военные советы и командиров, т.е. на армейские органы управления, а НКВД, представленный в прифронтовой полосе начальником войск по охране тыла, здесь вовсе не упоминается. Далее, расстреливать требовалось только «в случае паники и беспорядочного отхода», да и то лишь «паникёров и трусов». На указание производить массовые расстрелы это никак не похоже.
Теперь обратимся к архивным материалам о самих заградотрядах. Возьмём в качестве примера 8-ю армию Волховского фронта. Поскольку приказ № 227 не определял штат заградотряда, а без него сформировать подразделение невозможно, то командующий войсками фронта генерал армии К.А. Мерецков директивой от 3 августа 1942 года утвердил штат «Армейского отдельного заградительного отряда» 3- или 4-ротного состава .
Численность отряда согласно этому штату составляла 572 и 733 человека при 3- и 4-ротном составе соответственно . Автотранспорт и в том и в другом варианте – 2 автомобиля ГАЗ-АА . Вооружение, проходящее в документе под заглавием «Материальная часть», имело следующую численность: станковых пулемётов – 4, ручных пулемётов ДП – 18(24); пистолет-пулемётов ППШ и ППД – 428(567); винтовок и карабинов – 53(54) .
Командный состав заградотряда 8-й армии насчитывал по списку 29 человек (по штату – 34). Все командиры были переведены с равнозначных должностей из 128, 265 и 286-й стрелковых дивизий, либо из резерва фронта. Коммунистов среди них значилось – 13 человек, комсомольцев – 7, кандидатов в члены ВКП(б) – 8, беспартийных – 6 человек. Причём среди беспартийных внесён заместитель командира загрядотряда старший лейтенант А.К. Швецов .
Найти упоминание хоть о каком-то отношении этих лиц к НКВД удалось лишь в отношении командира отряда капитана П.А. Меренкова, переведённого с должности командира батальона 450-го стрелкового полка 265-й стрелковой дивизии. Он в 1937 году закончил курсы политруков войск НКВД .
В течение августа 1942 года отряд пополнился личным составом (в основном команды прибывали из 220-го запасного армейского полка) . Однако организационные мероприятия удалось завершить лишь в конце октября, так как приказом НКО № 298 от 26 сентября 1942 года был утверждён штат 04/391 «Отдельного заградительного отряда действующей армии», который существенно отличался от введённого командованием фронта (см. приложение).
Согласно приказу по отдельному армейскому заградительному отряду 8-й армии № 78 от 31 октября 1942 года он считался сформированным по штату 04/391 со списочной численностью 202 человека . Единственным из 12 командиров, тем или иным образом связанным с «органами», был начальник штаба лейтенант А.Д. Киташев (в своё время закончивший школу ОГПУ), но при этом он был беспартийным .
В то же время, например, в 7-м отдельном заградительном отряде 54-й армии из командиров ни один не имел отношения к НКВД. Из 599 бойцов и младших командиров, проходивших службу в отряде в период с 15 августа 1942 года по 25 июня 1943-го, с НКВД тем или иным образом были связаны лишь трое: сержант П.И. Толкачёв, до призыва проходивший службу в НКВД и красноармейцы Д.П. Иванов и П.И. Елисеев. Один был «охранником НКВД», другой – следователем .
Однако вернёмся к 3-му отдельному заградительному отряду 8-й армии, который еще с конца августа 1942 года приступил к выполнению служебно-боевых задач.
Заградотряд выставлял посты на дорогах и мостах, патрулировал местность. В период с 22 августа по 31 декабря 1942 года им было задержано 958 военнослужащих, в основном без документов, отставших от частей или заблудившихся, в редких случаях «самострелы» и дезертиры и несколько человек «за грубости». Судьба задержанных была следующей: переданы в особый отдел НКВД – 141 человек, ещё один – в 4-й отдел (борьба с диверсантами и парашютными десантами), остальные 816 человек отпущены либо сразу, либо после установления личности. На массовые расстрелы это совсем не похоже. Личный состав заградотрядов, особенно на первом этапе, не имел представления о задачах, стоящих перед ним, при несении службы на посту документы зачастую не проверял и пропускал всех беспрепятственно, да и красноармейцы фронтовых частей не всегда подчинялись его требованиям .
Причем деятельность заградотрядов не ограничивалась только выполнением задач по заграждению. Располагаясь в ближнем тылу, заградотряды нередко сами оказывались под ударами вражеской авиации и под огнем артиллерии, иногда даже вынуждены были вступать в бой с противником. Так, 27 октября 1942 года 2-й взвод 2-й роты заградотряда 8-й армии занял оборону в промежутке боевых порядков 265-го и 1100-го стрелковых полков и, используя станковый пулемёт, оставленный 3-м батальоном 1100-го полка, в течение нескольких часов отбивал атаки немцев .
Как мы видим, заградительные отряды, созданные по приказу № 227 «ни шагу назад!», не имели отношения к НКВД, а состояли из бойцов и командиров Красной армии. Они несли службу на постах и в патрулях, при этом основным видом их деятельности были не мероприятия карательного характера, а выполнение задач по поддержанию порядка и пресечению необоснованного передвижения военнослужащих в ближнем тылу.
Несмотря на наличие в заградотрядах автоматического оружия, их отдельно располагавшиеся посты и патрули вряд ли были в состоянии останавливать массы пехоты в случае беспорядочного отхода. Не могли они и оперативно реагировать на изменения обстановки из-за недостаточности средств связи (как правило связь осуществлялась «пешепосыльными») и транспорта. Таким образом, на основании вышеизложенного можно сказать, что ни одна из вышеприведенных «характерных черт» загрядотрядов документально не подтверждается, а скорее, наоборот, опровергается.
Приложение
Штат 04/391 «Отдельного заградительного отряда действующей армии» (приказ НКО СССР № 298 от 26 сентября 1942 г.)

I. Организация
1. Командование
2. Два взвода автоматчиков
3. Два стрелковых взвода
4. Пулемётный взвод
5. Санитарный взвод
6. Транспортно-хозяйственный взвод
II. Личный состав
Командного состава – 9
Начальствующего – 3
Младшего командного и начальствующего состава – 41
Рядового состава – 147
Всего: 200 человек
III. Вооружение
Винтовок – 71
Пистолетов-пулемётов – 107
Ручных пулеметов ДП – 8
Станковых пулеметов – 6
IV. Транспорт
Автомашин легковых – 1
Автомашин грузовых – 4
I. Командование
Командир отряда (майор) – 1
Военный комиссар (батальонный комиссар) – 1
Заместитель командира отряда (капитан) – 1
Старший адъютант (старший лейтенант) – 1
Заведующий делопроизводством – казначей (старший лейтенант) – 1
Всего: 5
II. Два взвода автоматчиков
Командир взвода (старший лейтенант) — 2
Помкомвзвода (старший сержант) — 2
Командир отделения (сержант) — 8
Стрелок-автоматчик (красноармеец) — 80
Всего: 92
III. Два стрелковых взвода
Командир взвода (старший лейтенант) — 2
Помкомвзвода (старший сержант) — 2
Командир отделения (сержант) — 4
Заместитель командира отделения, он же наводчик ручного пулемета (младший сержант) — 8
Пулемётчик (красноармеец) — 8
Стрелок (красноармеец) — 28
Всего: 52
IV. Пулеметный взвод
Командир взвода (старший лейтенант) — 1
Помкомвзвода (старший сержант) — 1
Командир отделения (сержант) — 6
Заместитель командира отделения, он же наводчик станкового пулемёта (младший сержант) — 6
Пулемётчик, старший пулемётчик (красноармеец) — 24
Всего: 38
V. Санитарный взвод
Фельдшер (военфельдшер) — 1
Санинструктор (старший сержант) — 1
Санитар (красноармеец) — 2
Всего: 4
VI. Транспортно-хозяйственный взвод
Старшина (старшина) — 1
Каптенармус-писарь (старший сержант административной службы) — 1
Старший повар (сержант административной службы) — 1
Старший шофёр (ефрейтор) — 1
Шофёр (красноармеец) — 4
Всего: 8
Всего в отряде: 200 человек
ЦАМО РФ. Фонд «Отдельного армейского заградительного отряда 8-й армии». Оп. 43665. Д. 1. Л. 6, 7.