Из доклада А.И. Рыкова «Отчет правительства СССР III съезду Советов СССР»

ИЗ ДОКЛАДА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СНК А.И. РЫКОВА «ОТЧЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР III СЪЕЗДУ СОВЕТОВ СОЮЗА ССР»
13 мая 1925 г.
…Прежде всего необходимо обратить внимание на положение, в каком находилась наша промышленность и все наше хозяйство еще года полтора тому назад — осенью 1923 года. …Промышленность работала всего в пределах 40% от довоенного времени и переживала кризис сбыта: товары лежали на складах и не шли в крестьянское хозяйство.
Это было осенью 1923 г. Что мы имеем в настоящий момент? Промышленность достигла 70% довоенного производства и, несмотря на это, не успевает за рыночным спросом; это происходит в год, который является годом, неблагоприятным для сельского хозяйства, так как на значительной территории поволжских губерний и Северного Кавказа был недород.
Как резко изменилось положение промышленности по сравнению с осенью 1923 г., можно отчетливо видеть из следующих цифр: в октябре 1923 г. промышленность произвела товаров на 110 млн. довоенных рублей, продала на 80 млн., т.е. только 72% выработки, в ноябре производство — на 105 млн., продажа на 80 млн. А в сентябре 1924 г. промышленность произвела на 142 млн. рублей и продала на 171 млн. рублей, т.е. продала на 20% больше, чем произвела.
Таким образом… теперь промышленность вырабатывает в полтора-два раза больше, и тем не менее она не может успеть за потребностью рынка и его расширением.
Такое положение создалось благодаря тому, что Советская власть и партия полностью учли уроки кризиса 1923 г. Основной урок: для того, чтобы промышленность ожила, чтобы она работала не на склад, необходимо найти путь от рабочего станка к крестьянской десятине. Таким путем служат: понижение цен на фабрично-заводские изделия и более или менее нормальное соотношение между ценой на промышленные товары и ценой на продукты крестьянского производства. Крестьянин покупает промышленные изделия, например мануфактуру, тогда, когда ему это выгодно; в противном случае крестьянин будет вырабатывать это в своем хозяйстве.
Поэтому главное, что было проделано за предыдущий период это — борьба за понижение цен. После 2-го съезда Советов Cоюза ССР прошло 16 месяцев. За это время по всей промышленности цены снижены почти на 30%, по некоторым отраслям значительно сильнее; так, например, по хлопчатобумажной промышленности цены снижены на 31,4%, шерстяной — 48,5%, льняной — 35,2%. Недавно состоялось постановление о новом снижении цен на 10%.
Благодаря этому уменьшилась разница между ценой на продукты крестьянского хозяйства и ценой на фабрично-заводские изделия; смычка рабочего с крестьянином стала наполняться хозяйственным содержанием. Эта смычка в цифровом выражении может быть представлена следующим образом: раствор «ножниц» в октябре 1923 г. определялся цифрой — 3,1, в сентябре 1924 г. — 1,36, в апреле 1925 г. — 0,98. Первая цифра означает то, что для того, чтобы купить какое-либо промышленное изделие, в октябре 1923 г. крестьянин должен был продать в 3 раза больше из продуктов своего хозяйства, чем в довоенное время, в сентябре 1924 г. — больше в 1,36 раза, а в апреле 1925 г. для покупки того же изделия продать уже меньше, чем в довоенное время. На протяжении последних полутора лет расхождение цен уменьшилось больше чем в 3 раза.
…В соответствии с уменьшением разницы в ценах на сельскохозяйственные и промышленные изделия рос и товарооборот, который по сравнению с прошлым годом дает увеличение больше чем в 2 раза… Подобно всем другим отраслям народного хозяйства, из года в год расширяется и растет госбюджетная деятельность. Если в 1922/23 гг. государственный бюджет выражался в цифре 1,3 млрд. рублей, а в 1923/24 гг. – 1,9, то в текущем хозяйственном году мы имеем бюджет свыше чем в 2,5 млрд. рублей.
Рост нашего бюджета, безубыточность работы наших предприятий, доходность многих из них, безубыточность таких, как транспорт, почта и телеграф, рост кредита и т.д., определяет собою то, что мы вступили в фазу накопления.