Закон о государственном народном совете

ЗАКОН СОВЕТА НАРОДНЫХ МИНИСТРОВ ДИРЕКТОРИИ УНР
О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАРОДНОМ СОВЕТЕ УКРАИНСКОЙ
НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ 12 НОЯБРЯ 1918 Г.
І. О Государственном народном совете и его составе

  1. До созыва парламента Украинской Народной Республики законодательная власть в Украинской Народной Республике принадлежит Государственному народному совету.
  2. Государственный народный совет – это временный орган народного представительства с компетенцией, отмеченной в IV разделе этого закона. Члены Государственного народного совета исполняют свои полномочия до созыва парламента, но не дольше одного года. Если через год по созыву Государственного народного совета не возможно будет созвать парламент, то для продолжения законодательной работы назначаются новые выборы членов Государственного народного совета на таких же условиях, как было установлено ранее.
  3. Государственный народный совет состоит из представителей населения, политических, общественных, научных, профессиональных и кооперативных организаций и учреждений. Порядок выборов представителей и распределение их числа отмечается особым законом.
  4. Список членов Государственного народного совета объявляется представляется общественности в правительственном журнале.
  5. Члены Государственного народного совета являются представителями граждан Украинского государства.
    Однажды избранного члена Государственного совета нельзя отзывать и его деятельность в Государственном совете нельзя ограничивать какими-либо инструкциями.
  6. Мандат члена Государственного совета теряет свою силу только в случае его смерти, лишения мандата через Государственный совет, добровольного отказа от мандата или потери избирательного права.
    Об утрате силы мандата председатель Государственного совета немедленно письменно сообщает председателю Совета Народных Министров. Он в течение четырнадцати дней после получения сообщение через министра внутренних дел объявляет в правительственном журнале приказ о дополнительном наборе.
  7. Министр внутренних дел в день создания Государственного совета передает ему все избирательные акты вместе с внесенными протестами.
    II. Личные права членов Государственного народного совета
  8. Членам Государственного народного совета министр внутренних дел вручает отдельные удостоверения, которые уполномочивают их к вступлению в Государственный совет.
  9. Члены Государственного народного совета пользуются всеми правами и исполняют свои обязанности только лично. За свою деятельность в Государственном народном совете они отвечают только перед самим Государственным советом.
  10. Члены Государственного народного совета с момента избрания их в состав Государственного народного совета до времени, когда закончатся их полномочия, не исключая и перерыва между сессиями, не подлежат преследованию или аресту без согласия Государственного народного совета, за исключением тех случаев, когда их словили на месте преступления.
    В этом случае об этом следует донести немедленно председателю Государственного народного совета и просить разрешения на дальнейший арест и дальнейшее уголовно-судебное следствие. По желанию Государственного народного совета арест может быть немедленно отменен и уголовно-судебное следствие относительно члена Государственного народного совета прекращено.
    В случае перерыва между сессиями это право принадлежит председателю Государственного совета.
  11. Члены Государственного народного совета освобождаются от призыва в армию и флот Украинской Народной Республики и не нуждаются в отпусках от своих учреждений для участия в деятельности Государственного народного совета.
    За Членами Государственного народного совета на все время пребывания их в этой должности закрепляются предыдущие их должности на государственной и муниципальной службе.
  12. Члены Государственного народного совета за взгляды и рассуждения, высказанные при исполнении своих служебных обязанностей в заседаниях Государственного народного совета, отвечают лишь перед Государственным народным советом.
  13. Члены Государственного народного совета на публичных и непубличных заседаниях Государственного народного совета и во время его комиссий пользуются правом вполне свободно выражать свои мнения, делать взносы, вносить предложения, рассказывать о полученных сведениях и т.п.
    Если глава либо его заместитель во время заседания усмотрят непристойность в допущенных словах и в поведении члена Государственного народного совета, в его поступках или жестах, которые задевают честь либо самого Государственного народного совета, либо учреждений, либо гражданина, то виновный подвергается дисциплинарному наказанию, согласно требованиям Государственного народного совета. Наказанный таким образом член Государственного народного совета не может быть наказан за эти же проступки по окончанию его полномочий.
    Члена Государственного совета, который в своей речи или в заявлении в Государственном народном совете, нарушил права частной личности, может быть привлечен к уголовно-судебной ответственности. В этом случае судебная власть должна получить разрешение Государственного народного совета.
  14. Член Государственного народного совета не может покупать, арендовать государственное имущество либо принимать государственные работы, не может также получать никакой государственной концессии.
  15. Члены Государственного народного совета получают плату и другие блага в размерах, которые им определит сам Государственный народный совет.
  16. При согласии председателя Государственного народного совета каждый член совета может обращаться с устным запросом к присутствующему в зале члену правительства.
    III. Порядок созыва сессии и выбора президиума Государственного народного совета.
  17. Первая сессия Государственного народного совета созывается председателем Директории Украинской Народной Республики не позже одного месяца с момента, когда вступит в силу действие закона о составе Государственного народного совета и порядке выборов в него.
  18. Сессии Государственного народного совета делятся на очередные и внеочередные.
    Очередные сессии собираются три раза в год, первая в период, отмеченный в статье 17, вторая – 7 мая 1921 г. и третья – 1 октября того же года. О месте заседания сессии объявляется в официальном органе за две недели до начала сессии. Очередные сессии продолжаются два месяца. Этот срок может быть продлен либо по постановлению Государственного народного совета, либо по требованию председателя Директории, либо по требованию Совета Народных Министров.
    Внеочередные сессии созываются председателем Директории либо по собственной инициативе, либо по требованию Совета Народных Министров, либо президиума Государственного народного совета. Внеочередная сессия Государственного народного совета рассматривает те вопросы, которые отмечены в официальном заявлении о созыве внеочередной сессии. После рассмотрения этих дел сессия закрывается.
  19. Первое заседание Государственного народного совета открывает председатель Директории или по его поручению председатель Совета Народных Министров, зачитывая приказ о созыве Государственного народного совета и призывая к временному проведению сессии самого старшего по возрасту члена Государственного народного совета.
  20. Государственный народный совет выбирает главу и соответствующее число его заместителей и секретарей. Все они составляют президиум Государственного народного совета и исполняют свои обязанности вплоть до выбора нового президиума.
  21. Государственный народный совет можно распустить только тогда, когда будет избран парламент Украинской Народной Республики.
    Тем самым приказом, который распускает Государственный народный совет, созывается парламент на первую его сессию.
    Перерыв между роспуском Государственного народного совета и началом первой сессии парламента Украинской Народной Республики не может длиться более одного месяца.
    IV. О компетенции Государственного народного совета
  22. В компетенцию Государственного народного совета входит:
    а) обсуждение законопроектов, которые поступают в Государственный народный совет от председателя Совета Народных Министров;
    б) разработка законопроектов, которые создаются по собственной инициативе Государственного народного совета;
    в) обсуждение бюджета Республики и всех ассигнований из Государственной казны. Подсчет государственных прибылей и расходов должен быть произведен не позже начала второй сессии;
    г) рассмотрение дел о займах и других государственных обязательствах;
    д) контроль деятельности правительства путем:
    1) интерпелляции,
    2) вопросов,
    3) назначения отдельных парламентарных анкетных или следственных комиссий;
    е) рассмотрение отчета Государственного контроля по выполнению бюджета предыдущих лет, а также отчета по всем прибылям и расходам из Государственной казны;
    ж) рассмотрение и утверждение международных условий;
    з) объявление войны и заключение мира.
  23. Только Государственный совет имеет право обозначать валюту, принимать эмиссию государственных кредитных билетов и государственных облигаций порядком, определенным в отдельном законе.
  24. По желанию Государственного народного совета председатель Совета Министров и другие члены правительства или их представители должны явиться в определенное время на заседание Государственного народного совета или его комиссии, где и должны быть выслушанными немедленно.
    Министры либо определенные ими представители правительства имеют право принимать участие в заседаниях Государственного народного совета, либо его комиссий и выступать вне очереди.
  25. Государственный народный совет имеет право принимать петиции от граждан Украинской Народной Республики, частных и государственно зарегистрированных обществ, кооперативов и корпораций и учреждений с публично-правовым характером. Государственный народный совет отдельным постановлением может передать петиции соответствующим министрам и требовать от них объяснений относительно дел, касающихся петиции. Министры должны дать объяснения или отказаться от объяснений с предоставлением причин.
  26. Государственный совет для наилучшего проведения своей работы образует из своих членов разные комиссии, может также установить отдельную комиссию из своих членов, чтоб выяснить и установить спорные формы определенного дела.
    Может предоставить право этой комиссии вызывать свидетелей и знатоков, чтобы предоставить свои отчеты перед комиссией, а также право давать показания под присягой, пользуясь соответствующими постановлениями судебного законодательства.
  27. Государственный народный совет сам решает вопрос о важности опротестованных выборов членов на основании отдельного постановления своей мандатной комиссии.
    Член Государственного народного совета, избрание которого было опротестовано, пользуется своими правами и исполняет свои обязанности до того момента, когда Государственный совет примет решение относительно его избрания.
  28. Совет Народных Министров или отдельные министры, которым Государственный народный совет выразил недоверие, выходят из правительства.
  29. Если глава либо члены Совета Народных Министров умышленно либо по грубой небрежности нарушат свои основные служебные обязанности, либо другие законы, то они отвечают перед уголовным судом.
  30. Право обжалования принадлежит Государственному народному совету. Такое постановление принимается Государственным народным советом в присутствии не менее половины всех его членов или двумя третями голосов присутствующих членов.
    Уголовное расследование проводит Высшей суд Республики.
    В случае обжалования Государственным народным советом глава или члены Совета Народных Министров должны немедленно отказаться от дальнейшего выполнения своих служебных дел и обязанностей, вплоть до того времени, когда Высший суд Республики решит это дело.
  31. В случае оправдания судом обжалованного лица, оно немедленно возвращается к исполнению своих правительственных дел и обязанностей.
    V. О порядке ведения дел Государственного народного совета
  32. Постановления Государственного совета принимаются обычным большинством голосов присутствующих членов.
  33. Принятый Государственным народным советом законопроект председатель Государственного совета вместе с председателем Совета Министров подает на утверждение в течение 7 дней председателю Директории.
    Утвержденный председателем Директории законопроект, снова возвращается к председателю Совета Народных Министров для объявления через Государственную канцелярию в Вестнике Государственных Законов с подписью председателя Директории, председатели Совета Народных Министров и соответствующего министра или соответствующих министров, или целого Совета Министров и удостоверением Государственного секретаря.
    Перед началом текста закона следует отметить, что утвердил его Государственный народный совет согласно с постановлениями соответствующих артикулов.
  34. В случае отказа утверждения законопроекта председателем Директории он имеет право в течение 14 дней вернуть законопроект председателю Совета Народных Министров с грамотным приведением причин отказа.
    Председатель Совета Народных Министров в течение следующих 7 дней отсылает неутвержденный законопроект председателю Государственного народного совета, который выносит его на обсуждение ближайшего заседания Государственного народного совета.
    Государственный народный совет либо принимает во внимание замечания председателя Директории относительно необходимости изменений в законопроекте, тогда его отсылает в соответствующую комиссию для дальнейшей правильной трактовки, либо принимает заново без изменений.
    Принятый таким образом законопроект председатель Государственного народного совета отсылает председателю Совета Народных Министров с целью немедленного объявления его в Вестнике Государственных Законов.
  35. Законодательные вопросы, которые возникают по собственной инициативе членов Государственного народного совета, подаются на рассмотрение в его президиум в письменной форме с подписью не менее десяти членов Совета.
  36. Все законопроекты, которые поступают в Государственный народный совет, при их обсуждении либо принимаются, либо отклоняются им, либо направляются на разработку в комиссии.
  37. Интерпелляции к правительству или его членам подаются в письменной форме с подписью трех членов Государственного народного совета и передаются в его президиум для доклада на заседании Государственного народного совета. В случае их одобрения, они передаются Совету Народных Министров.
  38. На внесенную интерпелляцию правительство может ответить немедленно либо оставить ответ на определенный срок, либо отказать в соответствующем мотивированном заявлении.
    Государственный народный совет на отдельном заседании может объявить о начале дискуссии над ответом министру на внесенную интерпелляцию.
    Также он может на отдельном заседании постановить, считает ли он ответ министра удовлетворяющим, принимает его к сведению или нет, а также решить, что переходит к дальнейшим очередным делам с указанием мотивов или без их указания.
  39. Заседания Государственного народного совета проходят, когда на них присутствуют не менее половины всех членов Совета, призванных на данную сессию.
    VI. О публичности заседаний Государственного народного совета
  40. Заседание Государственного народного совета являются публичными.
    Заседания Государственного народного совета могут быть не публичными по желанию председателя Государственного совета, членов правительства или не менее 10 членов Государственного народного совета на основании отдельного решения, которое принимается в зале совещаний.
  41. Нельзя никого притягивать к ответственности за удаление с публичного заседания Государственного народного совета, если решение законно.
  42. На заседания комиссий Государственного народного совета посторонние лица не допускаются. Согласно постановлению большинства комиссии посторонние лица могут быть призваны на заседание комиссии Государственного народного совета с правом совещательного голоса специалиста.
    VII. О внутреннем укладе Государственного народного совета
  43. Внутренний уклад и распорядок работы Государственного народного совета принимаются постановлением, которое подписывается Государственным народным советом согласно этому закону.
    Утвержденное Государственным народным советом постановление становится обязательным после объявления его в Вестнике Государственных Законов и по своей важности не нуждается в утверждении председателя Директории.
    До принятия Государственным народным советом этого постановления действует временное постановление, принятое Советом Народных Министров.
  44. В случае нарушения порядка членом Государственного народного совета, он может быть отстранен с этого заседания или лишен на время права принимать участие в заседаниях Государственного народного совета до постановления Государственного народного совета.
  45. Закон этот вводится в действие с момента его опубликования.
    Председатель Совета Народных Министров Андрей Левицкий
    Министр внутренних дел О. Саликовский