Закон о гос. инспекции в учреждениях УНР
ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ В ВОЕННЫХ ЧАСТЯХ
И УЧРЕЖДЕНИЯХ УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
13.05.1919 г.
- Установить во всех воинских частях Украинской Народной Республики (должности) инспекторов.
- Принять положение о Государственной инспекции, которое прилагается.
- Закон этот ввести в силу по телеграфу.
Зам. председателя Совета Народных Министров Андрей Левицкий
Военный министр Атаман [Г.] Сиротенко
Положение о Государственной инспекции в военных частях и учреждениях
Украинской Народной Республики - Чрезвычайные обстоятельства, в которых находится сейчас Украина, требуют, чтобы Государственная инспекция, с одной стороны, была правой рукой и глазами высшей центральной власти, а с другой стороны, она не должна останавливаться ни перед чем, чтобы спасти нашу армию от распада и деморализации.
Через всю работу органов инспекции должно проходить красной нитью: победа Украинской Народной Армии над врагами Республики, откуда бы они ни пришли и кем бы они ни были – любой ценой. - В состав Государственной инспекции входит: а) государственный инспектор полевых управлений Действующей армии (штаба и главной ставки), который докладывает правительству, а в присутствии Наказного атамана – Главному атаману, б) государственный инспектор управлений и запасных частей военного министерства, в) инспекторы частей и управлений как действующих, так и запасных.
- Инспектором может быть только лицо, знакомое с военными делами, исключительно украинского происхождения, высокого национально-патриотического сознания, морально не запятнанное.
- Все инспекторы назначаются, увольняются, а также отдаются под суд правительством по утверждению Главного атамана.
- Государственный инспектор полевых управлений Действующей армии ведет точный реестр всех инспекторов Действующей армии с их curriculum vitae и подает его через военного министра и Наказного атамана правительству и Главному атаману, а государственный инспектор управлений военного министерства делает то же самое в отношении инспекторов тыловых частей и управлений.
- Задачи государственного инспектората:
а) следить за своевременным и точным выполнением всех приказов центральной военной власти, предотвращать и в корне уничтожать демагогичность, саботаж, разврат, пьянство, мародерство, грабеж и небрежное отношение к службе, а также за тем, чтобы не было хозяйственных злоупотреблений в частях и учреждениях;
б) следить за политическим настроением казаков и старшин и принимать все меры, чтобы военные части и учреждения были искренне демократически и национально воспитаны. Обо всем вражеском и ненадежном элементе инспекторы своевременно сообщают соответствующим муштровым начальникам. В крайнем случае, вражеский и ненадежный элемент инспектор может немедленно устранить из армии, одновременно сообщая об этом соответствующему начальству, правительству и Главному атаману, а если правительство и Главный атаман не найдут уважительной причины для отставки, инспектор попадает под ответственность по закону от 26 января о чрезвычайных судах в соответствии с пунктом 20 настоящего положения;
в) помогать муштровой власти в деле укрепления дисциплины среди воинов, развивать между казаками и старшинами чувство послушания и братства и контролировать, чтобы ни один проступок не проходил безнаказанно;
г) принимать все меры для повышения воинственного настроения против всех врагов Республики и бороться с дезертирством;
д) принимать участие во всех военных совещаниях муштровой и административной власти: командный состав ведет оперативные и административные дела самостоятельно, но с ведома инспекторов, инспекторы же не имеют права вмешиваться в эти дела;
е) налаживать и управлять просветительской и культурной работой в воинских частях и учреждениях и заботиться о развитии национального сознания среди воинов, для чего инспекторы организуют школы, лекции, беседы о сложившейся ситуации, основывают библиотеки, читальни, военные просвещения, драматические кружки, организуют хоры, оркестры и т.д. - Ордера на аресты должны быть подписаны также инспекторами соответствующих частей или учреждений.
- Инспекторы имеют право немедленно приостанавливать исполнение таких приказов, которые очевидно идут во вред Республике.
- Все денежные расходы производятся под контролем инспектора и за подписью командира части, причем оба несут ответственность за неоправданную трату.
- Инспекторы находятся в подчинении друг другу на основании общих правил (полковой – дивизионному и т.д.) и соответственно этому подают периодически отчеты о своей деятельности и получают соответствующие директивы.
- В исключительных случаях инспектор, минуя своих прямых начальников, имеет право обращаться к той высшей власти, которая быстрее всего может решить вопрос или оказать соответствующую помощь.
- Инспекторы периодически объезжают подчиненные им воинские части для контроля на местах деятельности подчиненных им инспекторов, работы культурно-просветительных органов, настроя и единодушия национально-патриотического воспитания воинов и непосредственного ознакомления с положением частей на местах.
- Приговоры военных судов, если они утверждаются начальниками частей, не могут быть утверждены без ведома соответствующих инспекторов.
- Инспектор не имеет дисциплинарной власти, но он может опротестовать дисциплинарную казнь, одобренную муштровым начальником.
- Инспектор полностью отвечает за состояние своей части или учреждения.
- Во время боев инспекторы должны быть на фронте и помогать командирам той части, в которой они работают: инспектор вместе с командиром части несет ответственность за боевую подготовку части.
- Вся работа инспекторов сводится к поднятию престижа командного состава и к своевременному информированию высшей центральной власти о враждебном и смутном элементе в армии.
- Инспектор работает в тесном контакте с командным составом, поэтому всякое неоправданное обострение отношений будет рассматриваться как дезорганизация армии и как несоответствие интересам Республики, поэтому будет строго наказываться (по закону от 26 января), в соответствии с параграфом 20 настоящего положения.
- За халатность или несвоевременное уведомление правительства инспектор отвечает по тому же закону (26 января), в соответствии с параграфом 20 настоящего положения.
- Состав чрезвычайного суда в параграфе 6-м п. «б», параграфов 18 и 19 назначается правительством по согласованию с Главным атаманом.
За председателя Совета Народных Министров Андрей Левицкий
Военный министр Атаман [Г.] Сиротенко