Закон о верховном управлении

ЗАКОН СОВЕТА НАРОДНЫХ МИНИСТРОВ ДИРЕКТОРИИ УНР
О ВРЕМЕННОМ ВЕРХОВНОМ УПРАВЛЕНИИ И ПОРЯДОК
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
(12 НОЯБРЯ 1920 Г.)
Именем Украинской Народной Республики утверждаю 12 ноября 1920 г.
Председатель Директории – Петлюра.
Удостоверяю: и.о. Государственного секретаря Онихимовский
Принято Советом Народных Министров Закон о временном Верховном управлении и порядке законодательства в Украинской Народной Республике
До того времени, когда вступит в действие в Украинской Народной Республике принятая Народным представительством полная Конституция, которая определит государственный строй во всех областях государственной деятельности и будет опираться на последовательное и всестороннее развитие основ народного суверенитета, то есть до того времени, когда вся Верховная власть будет непосредственно принадлежать народу и реализовываться через парламент, созываемый на основании общего, равного, тайного, непосредственного и пропорционального избирательного права, без ограничений пола, национальности и веры, издается этот закон, который определяет временное Верховное управление и порядок законодательства в Украинской Народной Республике.
I. Верховная власть

  1. Верховная власть Украинской Народной Республики временно организуется путем разграничения и координирования высших государственных функций между Директорией, Государственным народным советом и Советом Народных Министров.
    Состав, порядок созыва и объем прав Государственного народного совета определяет отдельный закон.
    II .Директория Украинской Народной Республики
  2. Директория Украинской Народной Республики в лице председателя Директории и именем Украинской Народной Республики:
    а) утверждает принятые Государственным народным советом законы;
    б) утверждает принятые Советом Народных Министров назначения и увольнения;
    в) утверждает принятые Государственным народным советом условия сотрудничества с другими государствами:
    г) предлагает Совету Народных Министров акты амнистии и помилования;
    д) представляет Украинскую Народную Республику перед другими государствами, под ответственностью председателя Совета Народных Министров;
    е) назначает председателя Совета Народных Министров и утверждает членов Совета Народных Министров.
  3. Директория имеет отдельный гражданский лист, который принимается законодательным путем.
  4. Когда председатель Директории не сможет исполнять свои обязанности из-за болезни, отъезд или по другим причинам, то его временно по одобрению Государственного народного совета замещает председатель Государственного народного совета, который выполнение своих обязанностей к тому времени возлагает на заместителя председателя Государственного народного совета.
    До созыва Государственного народного совета, отмеченное в § 4 заместительство председателя Директории предоставляется коллегии, которая состоит из трех членов: председателя Совета Народных Министров, командующего в Высшем суде УНР и представителя всех политических партий Украины. Этот последний избирается на общем заседании представителей центральных комитетов этих партий, по одному от каждого. Участие в выборах члена коллегии может брать лишь та партия, которая зарегистрирована в законном порядке и существует не менее, чем один год. До образования коллегии председателя Директории замещает председатель Совета Народных Министров.
    III. Законодательство в Украинской Народной Республике
  5. Украинская Народная Республика управляется на основе законов, соответствующим образом изданных.
  6. Законопроекты соответствующих министерств, по одобрению их Советом Народных Министров, подаются на рассмотрение Государственного народного совета через его президиум.
  7. Внесенные в Государственный народный совет законопроекты либо принимаются им самим, либо передаются им на окончательное решение Совета Народных Министров.
  8. Проекты законов, принятых Государственным народным советом или Советом Народных Министров (согласно § 7), с надлежащими подписями подаются председателем Государственного народного совета вместе с председателем Совета Народных Министров на утверждение председателя Директории Украинской Народной Республики.
  9. Поданные на утверждение председателя Директории Украинской Народной Республики постановления Государственного народного совета либо Совета Народных Министров, в течение четырнадцати суток либо утверждаются председателем Директории, либо возвращаются в Государственную канцелярию неутвержденными.
    Неутвержденные постановления Государственного народного совета подаются председателем Совета Народных Министров в Государственный народный совет на новое рассмотрение. Постановление принятое им в той же самой редакции приобретает окончательно силу закона.
  10. Законопроекты, принятые Государственным народным советом или Советом Народных Министров (§ 7) и утвержденные главой Директории Украинской Народной Республики, объявляются в Вестнике Государственных Законов с подписью председателя Совета Народных Министров, соответствующего министра и Государственного секретаря.
  11. После объявления закона в Вестнике Государственных Законов, закон набирает обязательную для всех силу в срок, отмеченный в самом законе, а если такой срок в законе не отмечен, то со дня получения на местах экземпляра Вестника Государственных Законов, где закон напечатан. В самом законе может быть отмечено, что он оглашается либо по телеграфу, либо через посланцев.
  12. Принятые законы объявляются Государственным секретарем и им же сохраняются.
  13. Когда Государственный народный совет не функционирует, Совет Народных Министров в необходимых случаях может принимать постановления, требующие для своего издания законодательного пути. Эти постановления, после утверждения председателем Директории и объявления в обычном порядке, набирают силу закона (§§ 11, 12). Такие постановления поступают вне очереди на первое очередное заседание Государственного совета для утверждения.
    В случае неутверждения таких постановлений Государственным народным советом они теряют обязательную силу после объявления об этом на общих основаниях (§ 11) .
  14. До созыва Государственного народного совета все права и обязанности его возлагаются на Совет Народных Министров.
    IV. Совет Народных Министров
  15. Председатель Совета Народных Министров формирует Совет Народных Министров, в состав которого входят все министры или управляющие министерствами и Государственный секретарь с правом совещательного голоса.
  16. Дела, которые относятся к министерствам, представители которых не присутствуют на заседании Советы Народных Министров, не могут решаться на этом заседании Совета Народных Министров.
  17. Государственный контролер, назначение которого осуществляется порядком, соответствующим рассмотрению и утверждению законов, не входит в состав Совета Народных Министров, но приглашается на все заседания Совета Народных Министров, в которых рассматривается вопрос, связанный с интересами казны, с правом совещательного голоса и протеста.
  18. В деятельности отдельного министерства и принадлежащих ему ведомств только соответствующий министр или управляющий министерством имеет право в порядке управления издавать распоряжения, указания и инструкции, заключать временные условия и решать все дела министерства под своей личной ответственностью перед Советом Народных Министров.
  19. Совет Народных Министров за деятельность правительства отвечает перед Государственным народным советом.
    Председатель Совета Народных Министров Андрей Ливицкий
    Министр внутренних дел Саликовский