Декларация генерального секретариата
ДЕКЛАРАЦИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРИАТА
27 ИЮНЯ 1917 Г.
Уважаемые коллеги!
Верховная Рада достигла в своей национально-политической деятельности серьезного, ответственного момента. Из исполнительного органа объединенных партийных и общественных групп, которым она была в начале революции, она стала не только высшим исполнительным, но и законодательным органом всего организованного Украинского народа.
Мы в своем лице, в лице Украинской Верховной Рады, представляем картину формации власти, но власти вполне новой, современной, опирающейся на совсем иные фундаменты, нежели старая европейская и особенно российская дореволюционная власть. Не физическое и экономическое насилие; не темнота, забитость и экономическая зависимость порабощенных классов; не страхование и гипнотизация религией; не натравливание одной части угнетаемых на другую – не такие средства дали нам, собравшимся здесь, право и силу решать нормы жизни, обязательные для каждого, кто признает себя Украинцем.
Это право родилось и выросло из одного чистого доверия, не подмешанного никаким законным или незаконным принуждением. И Верховная Рада, принимая на себя эту волю и доверие народа, стала неотделимой, органически слитной частью этого большого целого.
Каждый день распространяет и углубляет эту сконцентрированную волю. Разные формации Украинской демократии подливают в общий резервуар могучей силы, сами в то же время черпая из него.
И в сей момент мы находимся как раз в самой важной, но в то же время и в самой критической поре нашего формирования. Мы вступили в ту зону, где стираются границы двух властей – моральной и публично-правовой.
Мы уже не можем сказать, какой половины больше или меньше. Размер и сила нашей моральной власти настолько разрослись, что она сама собой, под натиском логического хода событий без боли и без мятежа превращается в настоящее народоправие.
Народ своим разумом лучше всего понимает идею настоящего народоправия, идею демократической власти, которая идет снизу, а не сверху, которая существует для народа, а не народ для нее. Украинская демократия сконцентрировала свою волю в Верховной Раде, на нее возложила лучшую оборону своих интересов и только поэтому ей и можно верить. А отсюда уже вытекает логический вывод: когда доверие, то доверие до конца, во всех сферах как национальной, так и экономической, политической и государственной жизни.
Здесь нет вражды до Петрограда, но является полное безразличие к нему, ибо Украинская демократия имеет свою собственную власть, которую сама выбрала и которой вполне доверяет.
Но легче довериться, чем оправдать чье-то доверие. А особенно, когда это доверие происходит от части во имя интересов целого, ибо мы пока еще представители доверия не всего целого, а только определенной части его. Мы знаем, что эта часть больше, мы знаем, что вторая часть естественным путем скоро придет к тому же.
Но пока она не дошла, пока эти части не слились в одно целое, процесс нашего формирования, значит, тоже не окончился. А поэтому не закончился и процесс превращения моральной власти в публично-правовую, полноценную, со всеми свойственными ей компетенциями, функциями и аппаратами.
И вот заданием Верховной Рады в сей критический, переходный момент является ускорение этого процесса, помощь ему.
Генеральный секретариат как исполнительный орган Верховной Рады, которому она передает в сей сфере свою полную власть, только так и понимает свое назначение.
Главным заданием Верховной Рады до недавнего времени было объединение Украинской демократии на почве только национально-политических взглядов.
Но жизнь понемногу раздвинула эти узкие рамки. Одних национально-политических взглядов стало мало, время требует большего: народ хочет объединиться для решения всех вопросов, которые выдвигает ему и экономическая, и социальная обстановка. И поэтому Верховная Рада должна была расширить свою платформу, должна была стать национальным Сеймом, в котором должны освещаться и решаться все те вопросы, которые ставит перед нами жизнь.
И поэтому-то образование Генерального секретариата стало необходимой ступенью развития другого представительского органа. Институт Генерального секретариата должен обхватывать все потребности Украинского народа. Согласно этими требованиям, работа разделена между отдельными секретарями: секретарем внутренних дел, финансовых, судебных, продовольственных, земельных, образовательных, иностранных дел, по вопросам труда, дорог, торга, промышленности, секретарем военных дел.
Самым первым препятствием планомерного перевода этой работы является недостаток политико-социального и национального сознания и малая организованность народных масс. В этом кроется наибольшая угроза и для общих достижений революции, организации автономного строя на Украине, который станет наилучшим закреплением этих достижений.
Этой стороной жизни нашего народа должен заниматься Генеральный секретариат по вопросам внутренних дел. В его концепции должно быть все дело организации, агитации, пропаганды. В Секретариате внутренних дел должны быть сконцентрированы разные общественно-административные аппараты, созданные Украинской демократией до этого времени. Они до сих пор существовали и работали отдельно, оторвано друг от друга, не соединенные одним планом, одной системой. Теперь это должен быть один аппарат, состоящий из разных частей, но под руководством генерального секретаря внутренних дел.
Организация и осознание масс — это первый, необходимый, самый главный фундамент дальнейшего строительства. А следующей ступенью сего строительства, основанного на сознании и организованности, является перестройка местной и общерегиональной административной власти. Сельские, местечковые и волостные административные органы, земские управы, уездные комиссары, городские думы, губернские комиссары, словом, вся организация власти может быть органически связана с Верховной Радой только тогда, когда демократия, которая образует эти органы, состоит также в тесной связи с Верховной Радой.
И это является вторым заданием Секретариата во внутренних делах, то есть приспособление всего административного механизма к потребностям организованной, осознанной демократии и подготовка посредством этого самого аппарата следующей ступени – организации единой краевой автономной власти с уважением к демократиям других национальностей на Украине.
Имея в виду, что эта позиция, которую заняла Верховная Рада, является позицией построения новой политической жизни на Украине со всеми последствиями, которые вытекают из этого состояния, Генеральный секретариат по финансовым вопросам считает необходимым разработать основы финансовой политики на Украине.
Конечно, сферу финансов мы не можем сразу ставить на государственную основу, мы пока еще должны обходиться средствами, имеющими в своей основе исключительно моральную силу. Однако, следует вести подготовительную работу так, чтобы Украина в финансовых вопросах вполне могла стать на государственную основу тогда, когда ей придется эти вопросы упорядочить как автономному государству.
Заданием Секретариата по судебным дела должна быть подготовка судебных институций в Украине до тех форм и того состояния, в котором они должны быть в автономной Украине. Эта работа должна состоять из подготовки дела украинизации и демократизации суда и создания соответствующих законопроектов, которые бы наметили те формы суда, которые отвечали бы автономному строю на Украине.
Секретариат иностранных дел ставит своей целью объединить работу всех национальностей России для борьбы за автономно-федеральный строй Российской Республики и для принятия Украинцев на этих основах наряду с другими национальностями. В первую очередь перед Секретариатом иностранных дел стоит задача созыва съезда представителей народов и областей России и подготовки материала к сему съезду. Также нужно как можно скорее заняться вопросом налаживания взаимопонимания с демократией национального меньшинства на Украине.
В деле народного образования Секретариат ставит своей целью, в первую очередь, соединить в своих руках все управление школьным образованием, а именно: контроль над проведением на местах украинизации школы, организацию издания учебников, нахождения и подготовки учителей для школ и в помощь сплочению их в профессиональные союзы.
В вопросе внешкольного образования Секретариат ставит своей целью помощь культурным учреждениям. Для осуществления своих заданий в школьном деле Секретариат должен подумать о создании Всеукраинского школьного совета, который будет носить территориальный характер, а на данный момент должен воспользоваться существующим органом власти — школьными округами или общественными институциями, с которыми завяжет наиболее тесные отношения. Для постоянной связи с местами Секретариат должен учредить своих специальных комиссаров по народному образованию.
Секретариат по земельным делам в первую очередь должен позаботиться о правильной организации волостных, уездных и губернских комитетов по Украине и советов сельских депутатов; должен направлять деятельность этих организаций на путь общественного управления не только земельной собственностью, но и сельскохозяйственным инвентарем. Чтобы объединить деятельность земельных комитетов, Секретариат должен позаботиться о создании Украинского краевого земельного комитета.
Вместе с тем, тот же Секретариат должен позаботиться и о создании Украинских кооперативных центров.
В целях подготовки к Учредительным собраниям, Секретариат должен подготовить на основании постановлений Всеукраинского съезда сельских депутатов проект земельного закона. В том числе и ту его часть, которая должна разграничить компетенцию Всероссийского парламента и Украинского Сейму по земельным вопросам.
В продовольственной сфере Секретариат должен объединить работу продовольственных органов на Украине и внести в нее ту планомерность, которой ей до сих пор недоставало. Перед Секретариатом стоит основная задача — создать Всеукраинский центральный продовольственный комитет, который должен обеспечить автономию Украины в продовольственной сфере и позаботиться о соответствующей поставке Украинским хлеборобам нужных в их хозяйствах продуктов и орудия.
Заданием Секретариата в военных делах является украинизация войска как с тыла, так по мере сил и на фронте, приспособление военных округов на Украине и организации их согласно потребностям украинизации войска.
Проведение работы Генерального секретариата во всех упомянутых сферах и в отмеченных выше рамках требует благоустройства соответствующей канцелярии, поэтому в состав Секретариата входит генеральный писарь, самым важным заданием которого является заведование делами всего Генерального секретариата, связь между отдельными генеральными секретарями во внутренних организационных делах Секретариата, соответствующая постановка информации о деятельности Генерального секретариата, в том числе и через периодический орган Генерального секретариата.
Приступая к большой ответственной работе, в надежде на полное доверие и поддержку Верховной Рады, Генеральный секретариат приложит все усилия, чтоб выполнить эту работу на пользу возрожденного Украинского народа и того национального меньшинства, заселяющего вместе с ним Украину.
Все наши усилия будут направлены на то, чтобы не допустить истребления Украины, дезорганизации и анархии. И кто бы эту дезорганизацию не вносил: темные силы контрреволюции, анархичные элементы украинского общества или ошибки и вражда Временного центрального правительства, — мы со всеми дезорганизующими силами будем бороться неуклонно и никому не позволим тормозить дело построения новой жизни в нашем крае.
Генеральный писарь П. Христюк
(Вести из Украинской Верховной Рады. — 1917. — № 10. — Июнь).