Из книги «От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным»

ИЗ КНИГИ «ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА. РАЗГОВОРЫ С ВЛАДИМИРОМ ПУТИНЫМ»
[2001 г.]

  • <…> Вы предполагали, что можете поплатиться за войну карьерой, а стали исполняющим обязанности президента.
    А когда Ельцин сказал, что xoчет уйти досрочно, Вы не сказали: “Да что вы, Борис Николаевич”.
  • Нет, я не стал его отговаривать, но не стал и восторгаться, благодарить и уверять, что оправдаю доверие. Первая реакция была такая — я не готов…
    Когда назначили премьером, было интересно, почетно. Думал, ну, поработаю год и то хорошо. Если помогу спасти Россию от развала, то этим можно будет гордиться. Это целый этап в жизни. А дальше…
    Недели за две-три до Нового года Борис Николаевич пригласил меня в свой кабинет и сказал, что принял решение уходить. Таким образом, я должен буду стать исполняющим обязанности президента. Он смотрел на меня, ждал, что я скажу.
    Я сидел и молчал. Он стал более подробно рассказывать — что хочет объявить о своей отставке еще этом году… Когда он закончил говорить, я сказал: “Знаете, Борис Николаевич, если честно, то не знаю, готов ли я к этому, хочу ли я, потому что это довольно тяжелая судьба”. Я не был уверен, что хочу такой судьбы… А он мне тоже ответил: “Я когда сюда приехал, у меня тоже были другие планы. Так жизнь сложилась. Я тоже к этому не стремился, но получилось так, что должен был даже бороться за пост президента в силу многих обстоятельств. Вот и у вас, думаю, так судьба складывается, что нужно принимать решение. И страна у нас какая огромная. У вас получится”.
    Он задумался. Было понятно, что ему нелегко. Вообще это был грустный разговор. Я не очень серьезно относился к назначению себя преемником, а yж когда Борис Николаевич сообщил о своем решении, я точно не совсем был к этому готов.
    Но надо было что-то отвечать. Вопрос же был поставлен да или нет? Мы ушли в разговоре куда-то в сторону, и я думал, что забудется. Но Борис Николаевич, глядя мне в глаза, сказал: “Вы мне не ответили”.
    С одной стороны, есть свои, внутренние аргументы. Но есть и другая логика. Судьба складывается так, что можно поработать на самом высоком уровне в стране и для страны. И глупо говорить: нет, я буду семечками торговать, или нет, я займусь частной юридической практикой. Ну, потом можно заняться, в конце концов. Сначала здесь поработать, потом там. <…>