О мерах по стабилизации социально-экономического положения в стране

ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ «О МЕРАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СТРАНЕ»
1998 г., августа 17
Одобрено Советом директоров
Центрального банка Российской Федерации
Одобрено Правительством Российской Федерации
Введение
Оценка ситуации
В последние годы экономика России находится в глубоком системном кризисе. Он вызван не только ошибками в экономической политике, которые привели к накоплению структурных диспропорций в системе воспроизводства, снижению ее эффективности, конкурентоспособности выпускаемой продукции, к масштабному росту внутреннего и внешнего долга, но и ослаблением системы государственного управления. На протяжении последних лет ни разу не был принят действительно сбалансированный бюджет. Негативные процессы обострились в связи с резким падением мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, выручка от экспорта которых практически покрывала значительную часть спроса населения на продовольствие и готовую продукцию, а также в связи с мировым финансовым кризисом.
В 1998 году произошло ухудшение социально-экономической ситуации. Уже в первом полугодии ускорился рост неплатежей, стали сокращаться поступления от экспорта, обострился бюджетный кризис, дестабилизировались все сегменты финансового рынка. Спад производства, наметившийся в апреле — мае, во второй половине года приобрел угрожающий характер.
Катализатором негативных процессов в экономике стали непродуманные по своим последствиям решения Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 года. Произошло совмещение девальвации рубля, скачка цен, паралича банковской системы, резкого падения доверия со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов, значительного снижения поступлений как импортных, так и производимых внутри страны товарных ресурсов.
В краткосрочной перспективе на общеэкономическую ситуацию будут оказывать значительное воздействие следующие негативные факторы.
Сокращение поступления продовольственных и топливных ресурсов создало большие проблемы для функционирования ключевых систем жизнеобеспечения. По оперативным данным, месячный импорт продовольствия сократился в сентябре в 2,5 раза. Запасы топлива в энергетике остаются ниже нормативного уровня.
Ускорился спад промышленного производства. Если в июне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он составлял 2,5 процента, то в августе — 11,5 процента, в сентябре — 14,5 процента. Развитие этого процесса создаст крайне трудные стартовые условия для развития экономики в следующем году, обострит положение с занятостью населения.
Продолжается снижение уровня жизни населения. Сокращение среднеобеспеченного слоя серьезно ухудшает социальную структуру общества и усиливает дифференциацию по уровню доходов.
Рост товарооборота сменился его падением, которое может достичь в IV квартале 6-7 процентов, а в следующем году, если не переломить сложившуюся тенденцию, 7-8 процентов. Помимо обнищания значительной части населения, это грозит увеличением разрыва в уровне жизни по регионам и регионализацией потребительского рынка.
В растущей натурализации хозяйственных связей и сокращении налоговых поступлений проявляется дезорганизация системы расчетов и платежей. На этой почве усилились проявления экономического сепаратизма на местах.
Резко обострился бюджетный кризис. Задолженность по расходам на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства на 1 января 1998 года составила несколько десятков миллиардов рублей и продолжает увеличиваться. Вследствие роста неплатежей и падения производства налоговые поступления снизились до уровня, не покрывающего минимально необходимых расходов государства. При сохранении сложившихся тенденций в IV квартале денежные поступления налогов в федеральный бюджет могут составить 6-7 процентов ВВП, при минимальной потребности 9-10 процентов ВВП.
Остается критическим состояние платежного баланса страны. Несмотря на сокращение импорта, положительное сальдо текущих операций в 1998 году будет в 4-5 раз меньше, чем в 1997 году, в то время как возможности поступления валюты за счет займов и инвестиций резко сократились.
Скачок инфляции и ухудшение финансовой ситуации создали критический разрыв между потребностями экономики в расширении денежной массы и возможностями инфляционно безопасной эмиссии. Этот разрыв происходит на фоне высоких инфляционных ожиданий. В настоящее время основными факторами, которые могут обеспечить сдерживание инфляции, остаются жесткий контроль за ценами на продукцию естественных монополий, недопущение резких скачков плавающего курса рубля, увеличение товарного покрытия платежеспособного спроса.
Резко снизившийся уровень капитализации и ликвидности российских банков, падение доверия к ним являются одним из главных препятствий нормализации денежного оборота, восстановления системы сбережений и общей стабилизации социально-экономического положения.
Таким образом, в целях снижения остроты нынешней кризисной ситуации, предотвращения дальнейшего спада производства, стабилизации и постепенного повышения потребительского спроса требуются немедленные и чрезвычайные действия Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации, всех ветвей государственной власти, органов местного самоуправления при поддержке всего российского общества. Это предполагает, в свою очередь, высокую ответственность и консолидацию власти и общества, всех политических сил, социальных слоев и групп.
Правительство Российской Федерации считает первоочередной задачей обеспечение выхода страны из острого экономического кризиса. Предлагаемые меры рассматриваются как первый этап. Вместе с тем предполагается, что решение объективно стоящих перед страной задач потребует на следующем этапе реализации дополнительного комплекса мер, прежде всего по нормализации хозяйственного оборота и его обеспечению денежными средствами. Основными задачами станут также улучшение платежного баланса страны, увеличение валютных резервов, оздоровление организаций и создание жизнеспособных рыночных структур (банковских и производственных). На этой основе необходимо добиться кардинального снижения издержек, возникающих в процессе движения товаров от их производителей к конечным потребителям, высокий уровень которых стал одним из факторов недостаточной конкурентоспособности экономики России. <…>