Письмо Ленина И.И. Радченко (2)
ЛЕНИН — И.И. РАДЧЕНКО
16 июля 1902 г.
Из Логиви (Северный берег Франции) в Петербург
ПИСЬМО К АРКАДИЮ
Дорогой друг! Прочел еще Ваше длинное письмо от 6 июня, и хочется добавить кое-что к предыдущему моему письму. Уж очень обрадовало Ваше сообщение о беседе с рабочими. Нам до последней степени редко приходится получать такие письма, которые действительно придают массу бодрости. Передайте это непременно Вашим рабочим и передайте им нашу просьбу, чтобы они и сами писали нам не только для печати, аи так, для обмена мыслей, чтобы не терять связи друг с другом и взаимного понимания. Меня лично особенно интересует при этом, как отнесутся рабочие к «Что делать?», ибо отзывов рабочих я еще не получал.
Итак, свяжите непосредственно с нами Ваш кружок рабочих, да и Маню*: это очень важно и очень закрепит и их приближение к «Искре» и Вашу позицию в среде них. А затем, если есть из вождей Мани действительно способные люди, хорошо бы приехать к нам одному из них: подайте им эту мысль и поговорите, как они смотрят на это.
*Маня — конспиративное название Комитета рабочей организации и Петербурге. Прим. ред.
Ваня — далее в тексте — конспиративное название Петербургского комитета. Прим. ред.
Затем еще три пункта.
1) Если Ваня наш, то как Вам определить свои отношения к нему? Как Вы думаете? Может быть, если Ваня и Маня вполне наши (и если они выпустят заявление, о котором я писал — это крайне важно), то они могли бы принять Вас в свой ЦК и кроме того формально утвердить Вас в функции специально объединительной общерусской работы? (т. е. «ЦК поручает NN, своему члену и члену русской организации «Искры», с каковой организацией ЦК вполне солидарен, поручает этому NN ведать дела по подготовке партийного объединения в духе «Искры»).
Может быть, это можно бы было видоизменить так (я, конечно, намечаю все лишь предположительно, не более): «ЦК СПБ. комитета, выражая свою полную солидарность с русской организацией «Искры», с удовольствием принимает в состав Комитета, с общего его согласия, группу лиц, принадлежащих к этой организации и специально занятых транспортом «Искры» и распределением ее по всей России. ЦК отряжает на помощь этой группе таких-то членов и ассигнует такие-то средства, причем один из членов этой группы (Аркадий) вступает в ЦК СПБ. комитета, оставаясь членом русской организации «Искры», и берет в свое специальное заведованье подготовку общепартийного объединения в духе «Искры»». Под группой я разумею тех лиц, которых Вы послали за рыбой и т. п. Повторяю еще раз: я только намечаю разные из приемлемых и возможных предположений, исполняя Вашу просьбу дать «конкретный набросок плана» и предоставляя на Ваше усмотрение воспользоваться так или иначе моими предположениями. Непременно напишите, как теперь обстоят дела и в каком направлении Вы их двигаете. Куйте железо, пока горячо, и помните, что о плане окончательного и бесповоротного завоевания «камертона» (= СПБ. комитета = Вани) нам надо обоюдно спеться как можно детальнее. И Вы должны быть мудры, как змий, с своими молодыми друзьями!
Если это возможно, это бы лучше всего. Тогда бы Вы были в OK (по подготовке Саши*) делегатом от Вани, а от Сони было бы еще одно лицо из наших. Напишите поскорее, как Вы смотрите на этот вопрос? говорили ли Вы о нем с Ваней и с Маней?
- Саша — конспиративное название II съезда партии. Прим. ред.
2) Образовать русский OK непременно должны Вы и взять его в свои руки: Вы от Вани, Клэр от Сони, да + еще один из наших с юга — вот идеал. С Бундом держитесь крайне осторожно и сдержанно, не открывая карт, предоставляя ему ведать дела бундовские и не давая ему совать нос в дела русские: помните, что это ненадежный друг (а то и враг).
3) Объясняйте всем и везде, что это сплетня, будто редакция «Искры» хочет сама стать ЦК русской партии. Это вздор. ЦК может быть только на поле действия, и мы мечтаем, чтобы он вырос из OK да из рабочих-революционеров. Отношения же редакции «Искры» к ЦК определялись бы началом разделения функций (идейное руководство и практическое распоряжение), причем для объединения служили бы регулярные съезды, а может быть, постоянное делегирование сюда одного из 5 (допустим) членов ЦК Сплетню эту распространяет «Борьба» и ее надо разоблачать. Печатно отвечать этим прохвостам мы не хотим: их лучше наказать молчанием «Искры».
Может быть, и сомнения Вани (о коих Вы писали) объясняются тем, что он туманно себе это представляет? Добейтесь полной ясности понимания и от Вани и еще более от Мани.
Крепко жму руку и желаю продержаться пуще всего.
Ваш Ленин
P. S. Если Ваня вздумает потребовать точного оформления отношений между ним и Маней, между его членами и членами Мани, входящими в питерский ЦК, — то это, я думаю, лучше всего бы отложить до свидания здесь и сказать Ване прямо: «Одно из двух — либо мы действительно солидарны, — тогда на общей работе мы споемся в месяц настолько, что у нас не останется ни малейшей тени недоразумений, ибо мы все будем искряками. Либо обнаружится несогласие, — тогда мы честь-честью разойдемся. А скандалиться опять писанием договоров и проч. мы не желаем!» Из Вашего письма от 6 июня я вижу, что в этом духе Вы им сначала ответили, и превосходно сделали, конечно.