Закон об основах экономических отношений СССР и республик
ЗАКОН СССР ОТ 10 АПРЕЛЯ 1990 Г. ОБ ОСНОВАХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СОЮЗА ССР, СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК
Настоящий Закон определяет основы экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик. Он основывается на принципах федерализма, экономической самостоятельности и взаимной ответственности Союза ССР, союзных и автономных республик. Законом разграничиваются полномочия Союза ССР и республик в экономической сфере, определяются их финансово-экономические отношения, устанавливаются правовые основы их участия в общесоюзном рынке, предусматриваются законодательные и договорные формы регулирования отношений Союза ССР и республик, гарантии прав союзных и автономных республик, автономных областей и округов, местных Советов народных депутатов и самостоятельности предприятий.
Статья 1. Компетенция Союза ССР в экономической сфере.
- Ведению Союза ССР подлежит:
установление законодательных основ хозяйственной деятельности СССР и функционирования общесоюзного рынка;
организация налоговой системы в СССР, установление общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет, предельных размеров налогообложения;
составление, утверждение и исполнение союзного бюджета;
разработка перспектив социально-экономического развития страны, составление и реализация общесоюзных программ;
осуществление общей политики ценообразования, организации финансово-кредитной системы и единого денежного обращения;
образование общесоюзных резервных, страховых и других фондов;
установление общих норм и правил охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
управление железнодорожным, воздушным, морским и магистральным трубопроводным транспортом, оборонными объектами, космическими системами, единой энергетической системой СССР, общесоюзными системами связи и информации, а также объектами, относящимися к общесоюзной государственной собственности в соответствии с законодательством СССР и соглашениями Союза ССР и республик;
координация деятельности республик в вопросах инвестиционной и амортизационной политики, науки и техники, занятости, миграции населения, народного образования, здравоохранения и культуры;
установление в СССР минимальных размеров оплаты труда, пенсионного и других видов социального обеспечения;
определение основ и проведение общесоюзной внешнеэкономической политики;
установление принципов организации таможенного дела на основе единства таможенной территории СССР, таможенных пошлин и таможенных сборов; определение границ экономической зоны, континентального шельфа СССР и их охрана;
предоставление Союзом ССР государственных займов и экономической помощи иностранным государствам, заключение соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых Союзом ССР из иностранных источников;
защита экономических интересов Союза ССР, союзных и автономных республик, предприятий, организаций и граждан СССР за рубежом;
организация общесоюзной статистики и бухгалтерского учета; организация единой патентной и метеорологической служб, службы единого времени, мер и весов, установление общесоюзных стандартов. - Союз ССР осуществляет законодательное регулирование сфер, отнесенных к его ведению, образует общесоюзные органы управления, в работе которых принимают участие представители союзных и заинтересованных автономных республик, в необходимых случаях заключает с республиками соглашения по экономическим вопросам.
Статья 2. Основы экономической самостоятельности союзных и автономных республик. - Союзные и автономные республики полномочны решать экономические и социальные вопросы, за исключением тех, которые Конституцией СССР, законодательством СССР и настоящим Законом отнесены к ведению Союза ССР.
- Союзные и автономные республики на своих территориях с соблюдением законодательства СССР:
владеют, пользуются и распоряжаются землей, другими природными ресурсами в своих интересах и интересах Союза ССР;
принимают законы и другие нормативные акты, регулирующие условия хозяйственной деятельности на территории республики;
решают вопросы налогообложения и осуществляют бюджетную деятельность;
осуществляют регулирование экономического и социального развития на своей территории, а также участвуют в выработке общегосударственных решений по развитию экономики и путей их реализации;
регулируют инвестиционную деятельность и условия строительства на территории республики;
осуществляют регулирование цен исходя из общесоюзной политики ценообразования;
участвуют в регулировании денежного обращения, руководят деятельностью республиканских банков;
осуществляют внешнеэкономическую деятельность с учетом обязательств, предусмотренных в международных договорах СССР и соглашениях между Союзом ССР и республиками; ведут приграничную и прибрежную торговлю, регистрируют создаваемые совместные предприятия, международные объединения и организации, стимулируют внешнеэкономическую деятельность предприятий и организаций; формируют и используют республиканский валютный фонд;
решают вопросы социального развития, занятости населения, регулирования доходов населения, обеспечивают установленные законодательством СССР минимальные размеры оплаты труда, пенсионного и других видов социального обеспечения;
устанавливают нормы экологической безопасности и осуществляют природоохранную деятельность на территории республики, определяют лимиты и нормативы природопользования и осуществляют выдачу разрешений и наложение запретов на деятельность предприятий и организаций;
формируют республиканские органы государственного управления и определяют их функции;
решают другие вопросы экономического и социального развития, не относящиеся к ведению Союза ССР.
Статья 3. Основы финансовых и бюджетных отношений СССР, союзных и автономных республик - Бюджетную систему СССР составляют союзный бюджет, самостоятельные республиканские (бюджеты союзных и автономных республик) и местные бюджеты.
Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения союзного бюджета определяется Верховным Советом СССР, а порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканских бюджетов союзных и автономных республик – законодательством этих республик. - К ведению Союза ССР относится установление взимаемых на всей территории СССР и направляемых полностью или частично на формирование союзного бюджета общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей. Перечень и размеры ставок таких налогов, сборов и платежей определяются Верховным Советом СССР.
Органы государственной власти и управления союзных и автономных республик решают вопросы взимания общегосударственных налогов и других общегосударственных обязательных платежей в пределах, установленных законодательством Союза ССР. - Союзные и автономные республики в соответствии с законодательством Союза ССР устанавливают взимаемые на своей территории и зачисляемые в их бюджеты республиканские налоги, сборы и обязательные платежи, включая платежи за природные ресурсы.
- Доходы союзного бюджета формируются за счет общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей (за исключением части, зачисляемой в республиканские бюджеты союзных и автономных республик, в бюджеты автономных областей и округов и местные бюджеты), доходов от использования общесоюзной собственности и проводимых союзными органами мероприятий. Перечень доходных источников и структуры расходов союзного бюджета, включая расходы на выдачу субвенций союзным и автономным республикам, определяются Верховным Советом СССР.
- Союзные органы совместно с органами союзных и автономных республик образуют фонды регионального развития, резервный, инновационный, природоохранный и другие общесоюзные фонды для финансирования общесоюзных и межреспубликанских научно-технических, экономических, социальных, природоохранных и других программ, а также работ по предотвращению и ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и аварий.
- Государственный банк СССР осуществляет регулирование денежного обращения на базе единой денежной единицы – рубля, эмиссию денег, устанавливает курс рубля по отношению к иностранным валютам, правила его обмена, порядок продажи и покупки валютных ценностей, проводит единую кредитную политику во внешнеэкономических связях.
Статья 4. Общесоюзный рынок - Основой формирования и функционирования общесоюзного рынка является самостоятельность предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в условиях состязательности и равноправия всех форм собственности с учетом антимонопольного и иного законодательства о рынке.
Экономические отношения предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей с республиканскими органами управления и местными органами самоуправления строятся на налоговой и договорной основе, если иное не предусмотрено законодательством. - Законодательством СССР определяются полномочия государственных органов Союза ССР, союзных и автономных республик по регулированию и защите общесоюзного рынка, а также права и обязанности его участников, их преимущества и льготы.
- Товарообмен на территории СССР складывается в условиях открытости республиканских рынков и отсутствия таможенных барьеров за исключением рынков, организуемых в зонах свободного предпринимательства, для которых союзным и республиканским законодательством устанавливаются особые экономические и правовые режимы.
В сфере межреспубликанского товарообмена не допускается дискриминация какой-либо республики, ее юридических лиц и граждан.
Союзные, автономные республики без взаимного согласования с другими союзными, автономными республиками не вправе вводить ограничения на ввоз-вывоз товаров и финансовых ресурсов, препятствовать транзиту грузов через их территорию, перемещению за ее пределы имущества и денежных средств, находящихся в собственности граждан и юридических лиц других республик, вводить транзитные платежи. - Союзные и автономные республики на своей территории и в пределах своей компетенции вправе регулировать рынок товаров и услуг через системы налогообложения и ценообразования, стимулировать производство и устанавливать льготы по реализации отдельных видов товаров за счет республиканского бюджета.
- Союзные и автономные республики на своей территории и в пределах своей компетенции законодательно устанавливают единый для всех инвесторов порядок приобретения имущества и осуществления капитальных вложений. Республиканским законодательством инвесторам гарантируется выбор подрядных организаций, а также возвращение вложенных инвестиций и вывоз полученных доходов.
- Кредитное, расчетное и страховое обслуживание субъектов хозяйствования осуществляют учреждения Государственного банка СССР, самостоятельные коммерческие банки, страховые общества и иные кредитные учреждения, создаваемые и действующие в соответствии с законодательством СССР и республик.
- Выпуск и обращение акций и других ценных бумаг на общесоюзном рынке осуществляются в соответствии с союзным и республиканским законодательством.
Статья 5. Договорные формы экономических связей Союза ССР, союзных и автономных республик - Экономические отношения Союза ССР и республик, а также республик между собой, не предусмотренные соответствующим законодательством, регулируются двусторонними и многосторонними соглашениями. На договорной основе решаются вопросы межреспубликанского обмена и передачи друг другу имущества, находящегося в их собственности, создаются совместные предприятия, организации, учреждения и единые органы управления, формируются фонды для совместного решения социально-экономических задач. Соглашениями может предусматриваться обмен необходимой плановой, прогнозной, коммерческой, научно-технической и другой информацией.
Предметом межреспубликанских соглашений не могут быть совместные действия, ущемляющие интересы других республик или ведущие к подрыву единства общесоюзного рынка. - Союзные и автономные республики вправе учреждать в столице Союза ССР и столицах других республик свои представительства, содержащиеся за счет средств республиканских бюджетов.
Органы государственного управления Союза ССР с согласия республики могут создавать на ее территории свои службы и подразделения.
Статья 6. Гарантии экономической самостоятельности союзных и автономных республик - Союзные и автономные республики участвуют в решении экономических и социальных запросов, отнесенных к ведению Союза ССР, на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Совете федерации, Правительстве СССР и других органах Союза ССР. Вопросы, связанные с соблюдением Союзного договора, рассматриваются Советом федерации с участием высших государственных должностных лиц автономных республик, автономных областей и округов.
- Высшие органы государственной власти республик могут вносить вопросы о соответствии Конституции СССР и законам СССР актов высших органов государственной власти и управления Союза ССР, регулирующих экономические отношения, на рассмотрение Комитета конституционного надзора СССР.
- Союзные и автономные республики вправе обращаться к Президенту СССР с ходатайством о приостановлении действия постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, противоречащих экономическим интересам этих республик.
- Высшие органы государственного управления союзных и автономных республик вправе опротестовывать в Совете Министров СССР акты подведомственных ему органов управления, противоречащие экономическим интересам республик. Совет Министров СССР в месячный срок рассматривает этот протест и принимает окончательное решение.
Правительства республик могут приостанавливать на своей территории действие опротестованных актов на время их рассмотрения. - Разногласия по экономическим вопросам между Правительством Союза ССР, союзными и автономными республиками, а также между республиками, возникающие при исполнении законов СССР, постановлений и распоряжений Правительства СССР, рассматриваются Верховным Советом СССР с учетом рекомендаций Совета федерации.
Статья 7. Гарантии экономической самостоятельности автономных областей и округов, органов местного самоуправления и предприятий - Компетенция автономных областей и округов в экономической сфере определяется законами СССР и союзных республик, которые гарантируют право автономных областей и округов на самостоятельное хозяйствование.
- Автономные области и округа, в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик, на своей территории владеют, пользуются и распоряжаются землей, другими природными ресурсами, а также имуществом, находящимся в их собственности.
- Автономные области и округа обеспечивают комплексное социально-экономическое развитие на своей территории, самостоятельно формируют и исполняют свои бюджеты, осуществляют меры по укреплению финансовой базы органов местного самоуправления, устанавливают и регулируют в пределах своей компетенции цены, участвуют в определении лимитов и нормативов природопользования на их территории, в соответствии с союзным и республиканским законодательством выдают разрешения и накладывают запреты на деятельность субъектов хозяйствования, осуществляют внешнеэкономическую деятельность, а также решают другие вопросы, отнесенные к их компетенции.
- Права органов местного самоуправления обеспечиваются Законом СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», другими законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.
- Союзные и автономные республики, автономные области и округа, местные Советы народных депутатов обеспечивают в соответствии с законодательными актами Союза ССР и республик самостоятельность и равные правовые условия деятельности находящихся на их территории предприятий, объединений и организаций независимо от видов их организационных структур и форм собственности.
Статья 8. Ответственность СССР, союзных и автономных республик за невыполнение обязательств - СССР, союзные и автономные республики несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств в экономической сфере, устанавливаемых соглашениями. Санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств предусматриваются этими соглашениями.
- Хозяйственные споры, вытекающие из экономических соглашений между союзными и республиканскими органами управления, органами управления союзных и автономных республик, рассматриваются по инициативе заинтересованной стороны Государственным арбитражем СССР.
- Органы управления Союза ССР в случае реализации ими своих решений, принятых в нарушение действующего законодательства без согласования с союзной или автономной республикой и нанесших ущерб республике, обязаны по требованию республики устранить отрицательные последствия таких решений и возместить ущерб.
- В случае принятия органами союзной или автономной республики решений, нарушающих права и охраняемые законом интересы других республик и Союза ССР, убытки компенсируются республикой, принявшей такое решение.
- Все споры по экономическим вопросам, в том числе и о возмещении убытков, между Союзом ССР, союзными и автономными республиками, автономными областями и округами рассматриваются в порядке третейского разбирательства или Верховным Судом СССР.
Статья 9. Регулирование особых условий экономической самостоятельности союзных и автономных республик - Союзом ССР по инициативе республик в законодательном порядке могут устанавливаться особые экономические условия без ущемления законных интересов остальных республик и Союза ССР.
- Полномочия союзных и республиканских органов управления в отдельных сферах хозяйственной деятельности могут перераспределяться на основе взаимных соглашений Союза ССР, союзных и автономных республик.
Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 16, ст.270.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОТ 10 АПРЕЛЯ 1990 Г. О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА СССР «ОБ ОСНОВАХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СССР, СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК»
Верховный Совет СССР постановляет: - Ввести Закон СССР «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик» с 1 января 1991 года.
- Совету Министров СССР:
принять в двухмесячный срок необходимые решения, обеспечивающие реализацию названного Закона;
внести на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета СССР предложения по изменению действующего законодательства СССР и системы органов управления Союза ССР, вытекающие из названного Закона;
привести до 1 января 1991 года акты Правительства СССР в соответствие с названием Закона и обеспечить пересмотр и отмену министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР нормативных актов, в том числе инструкций, противоречащих названному Закону;
совместно с Советами Министров союзных и автономных республик в двухмесячный срок разработать порядок определения перспектив экономического и социального развития Союза ССР, составления и реализации общесоюзных программ, формирования союзного бюджета в соответствии с пояснениями названного Закона. - Считать целесообразным в период реализации программы мер по оздоровлению экономики, утвержденной вторым Съездом народных депутатов СССР, доведение союзным республикам, предприятиям и организациями государственных заказов и лимитов, централизованно выделяемых ресурсов без распределения по отраслям и направлениям, имея в виду необходимость последовательного сокращения доли государственного заказа.
- Предложить Верховным Советам союзных и автономных республик внести необходимые изменения в республиканское законодательство. Соответствующим Советам народных депутатов провести организационно-подготовительную работу по переходу союзных и автономных республик, автономных областей и округов на экономические взаимоотношения в соответствии с положениями названного Закона.
- Верховному Суду СССР и Государственному арбитражу СССР в шестимесячный срок представить в Верховный Совет СССР предложения о внесении в законодательство СССР изменений в связи с расширением полномочий Верховного Суда СССР и Государственного арбитража СССР.
- С 1 января 1991 года постановления Совета Министров СССР, нормативные акты государственных комитетов, министерств и ведомств СССР, не соответствующие положениям названного Закона, для применения недействительны.
Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 16, ст. 271