Направления стабилизации народного хозяйства
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПЕРЕХОДУ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СОЮЗЕ СУВЕРЕННЫХ РЕСПУБЛИК
Экономические взаимоотношения между суверенными республиками строятся, исходя из признания государственного суверенитета и равенства республик, а также целостности Союза как федерации при понимании того, что основа экономики – предприятие, и задача государства состоит в создании наиболее благоприятных условий для его деятельности.
Республики осуществляют законодательное регулирование владения, пользования и распоряжения всем национальным богатством, находящимся на их территории, которое образует материальную основу их государственного суверенитета.
Для решения общих для суверенных республик задач сформирована совместная собственность всех республик (союзная собственность), управление которой осуществляют союзные органы. Они обеспечивают единообразную регламентацию экономического режима на основе антимонопольного законодательства, согласованных мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией, охрану интересов потребителей, регулирование и выравнивание стартовых условий перехода республик к рыночным отношениям.
Республики несут основную ответственность за развитие своих территорий и осуществляют экономическую политику самостоятельно. Они формируют структуру управления народным хозяйством, систему республиканских и местных налогов, сборов и обязательных платежей, решают вопросы регулирования цен, доходов, социальной защиты населения.
В экономике СССР и союзных республик значительно возрастет роль автономных республик и других национальных образований.
Во взаимных интересах и на основе добровольности суверенные республики входят в Союз и образуют единое экономическое пространство, общесоюзный рынок, проводя согласованную политику поддержки свободной предпринимательской деятельности, взаимовыгодных хозяйственных связей, защиты рынка.
Республики – члены Союза, совместно вырабатывают основы общей экономической политики и принимают законодательство, регулирующее систему межреспубликанских отношений, определяют порядок разрешения хозяйственных споров и конфликтных ситуаций, проводят согласованную политику цен, доходов, занятости, пенсионного обеспечения и социальных гарантий граждан. Для совместного управления теми сферами деятельности, которые требуют проведения согласованной политики, они создают союзные органы управления.
Для создания единого общесоюзного рынка республики делегируют органам управления Союза следующие полномочия:
реализацию согласованной кредитно-денежной и валютной политики, направленной на укрепление покупательной способности рубля как единственного законного средства платежа на территории Союза, недопущение ограничений на движение денежных ресурсов внутри Союза;
регулирование в общесоюзном масштабе цен на ключевые виды сырья, продукции, товаров и услуг, круг которых согласовывается всеми суверенными республиками;
разработку и реализацию единого таможенного законодательства, обеспечивающего защиту общесоюзного рынка, недопущение использования квот ограничений или таможенных барьеров на пути движения согласованного перечня товаров внутри Союза;
разработку стратегии внешнеэкономической политики, формирование и использование общесоюзного валютного фонда, выполнение обязательств Союза ССР перед международным сообществом;
организацию единой патентной, метрологической и метеорологической служб, установление общесоюзных и внедрение международных стандартов, организацию общесоюзной статистики и единой системы бухгалтерского учета.
Кроме того, в общих интересах социально-экономического развития республик органы управления Союза осуществляют:
разработку перспективных прогнозов экономического и социального развития страны, формирование и реализацию крупных народнохозяйственных программ общесоюзной значимости;
разработку и осуществление мер общесоюзного значения по обеспечению экологической безопасности населения;
создание экономических условий для поддержания обороноспособности, обеспечения государственной безопасности Союза и борьбы с организованной преступностью.
На общесоюзном уровне формируется управление теми сферами деятельности и целевыми программами, которые по своему характеру требуют единого в масштабах Союза руководства, а именно:
важнейшими фундаментальными исследованиями и научно-техническими разработками;
оборонными программами;
единой топливно-энергетической системой;
магистральным железнодорожным, морским, авиационным и трубопроводным транспортом;
атомной энергетикой;
космическими системами и исследованиями;
общесоюзной системой связи, информации и информатики;
государственной общесоюзной системой по предупреждению и действию в чрезвычайных обстоятельствах.
При этом полномочия, делегированные союзным органам управления, не могут быть изменены без согласия суверенных республик. В свою очередь, суверенные республики несут экономическую ответственность за нарушение принятых обязательств.
Бюджет Союза формируется за счет союзных (федеральных) налогов; ставки налогов и объекты обложения устанавливаются по соглашению республик. Доходы союзного бюджета формируются также из поступлений от выполнения Союзом своих полномочных функций. Это позволит Союзу планировать свои расходы исходя из ожидаемых доходов и нести ответственность за свою финансовую политику.
В бюджете Союза наряду с расходами по направлениям, отнесенным к общесоюзной компетенции, формируется фонд регионального развития и поддержки, а также предусматриваются средства на обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга СССР и резервный фонд.
Суверенные республики по взаимной договоренности могут финансировать выполнение и иных экономических, научно-технических, социальных и экологических программ на двусторонней или многосторонней основе.
С целью финансирования внешнеэкономической деятельности Союза в части делегируемых ему полномочий, создается Валютный фонд Союза, достаточный для обслуживания внешнего государственного долга СССР, проведения согласованной общесоюзной валютной политики и необходимой поддержки направлений, отнесенных к общесоюзной компетенции, а также для формирования на уровне Союза валютных резервов.
Для координации мер, осуществляемых всеми республиками, при Совете Федерации создается Межреспубликанский экономический комитет.
Правда, 1990, 18 октября.