Записки о торговле в Сибири и Средней Азии и строительстве для этого железных дорог

ДВЕ ЗАПИСКИ О ТОРГОВЛЕ В СИБИРИ И СРЕДНЕЙ АЗИИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДЛЯ ЭТОГО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
І. По исследованиям… расстояние мест, откуда с давних времен существовали сообщения с среднеазиатскими ханствами, выражены приблизительно в следующих цифрах:
От Оренбурга до Ташкента до 1900 верст
От Троицка до 1500 верст
От Петропавловска до 1800 верст
Следовательно, ближайшее расстояние существует от Троицка…
Город Троицк, как бывший пограничный пункт, сыздавна был главным центром, куда свозились, не по одному разу в год, азиатские произведения, продавались и выменивались на русские, в числе которых немаловажное место занимали железные, чугунные изделия и медь. Вся эта торговля происходила в те времена, когда в степи существовала баранта (грабежи. – Сост.), когда в самих среднеазиатских ханствах происходила непрерывная война, опустошавшая страны, некогда богатые и цветущие, о чем свидетельствует множество памятников зодчества, разбросанных в степи.
В настоящую минуту, когда в известных нам ханствах русское оружие водворяет примирительное во всех частях положение, видим, что, несмотря на религиозный фанатизм, возбуждаемый немногими беспокойными головами, само народонаселение начинает сознавать всю благость новейшей цивилизации: в быту его водворяется безопасность за свою жизнь и собственность, а по недоступным прежде степям существует безопасное сообщение; междуусобная резня в ханствах исчезает, с чем, конечно, народонаселение, несомненно, будет увеличиваться и развивать свои мирные промыслы.
Если железная дорога будет проведена от Екатеринбурга к Троицку и далее до Ташкента, то в русских пределах она пройдет горными заводами с густым населением, неподалеку от Златоустовского казенного завода, где выделывается белое (холодное.– Сост.) оружие, и чрез земли, населенные частию оренбургским казачеством. На екатеринбургских заводах выделываются артиллерийские лафеты и снаряды. С севера к Екатеринбургу пройдет горнозаводская дорога, по которой, в случае надобности, могут быть подвезены также не только разного рода артиллерийские снаряды, выделываемые на северных заводах, но и самые орудия с сталелитейного пушечного завода, у которого начинается Уральская горнозаводская линия. Из этого оказывается, что проведение железного пути от Екатеринбурга чрез Троицк в Среднюю Азию представляет следующие выгоды:
1) Кратчайшее против других пунктов расстояние от России.
2) Удобство, предоставляемое обитаемостью степных мест, оазисами лесов, водными источниками, несомненным присутствием каменного угля и, наконец, многими удобствами, удешевляющими устройство пути.
3) Возможность, с проведением южной линии от Казани до Екатеринбурга, быстрого развития торговли, которая обнимет своею деятельностью не только знакомые уже России среднеазиатские ханства, но, охраняемая влиянием русского оружия, будет уходить далеко и в глубь Азии. Со времен Петра Великого среднеазиатские народы искали покровительства России… Беспрепятственное… путешествие полковника Сосновского по всему Китаю убеждает в неотразимой неизбежности к скорейшему сближению с подданными срединного государства, которые с полнейшим радушием встречали и сопровождали г. Сосновского, относясь с полнейшим уважением как к русскому; а добрых соседей этих у России сотни миллионов, которых разделяет от нее только пограничная черта и недостаток путей сообщения, а не моря и океаны…
II. Г. Министру Финансов.
Весной 1869 года московское купечество обращалось с ходатайством к вашему высокопревосходительству об утверждении Сибирской железной дороги в прямом и кратчайшим направлении от Нижнего Новгорода на Казань, Екатеринбург и Тюмень. Одновременно с представителями промышленных интересов Москвы торговые сословия Сибири, Казани, Нижегородской и Ирбитской ярмарок высказались единогласно в пользу упрочения прямым рельсовым путем вековых торговых сношений Сибири и Урала с важнейшими русскими рынками в Нижнем и в Москве.
Осуществление этого коренного русско-транзитного пути, обещающего столь важные выгоды для нашего промышленного развития, неизбежного при установившемся торговом общении богатой Сибири с промышленною частью России, до сих пор не только не начато, но даже не разрешено и в принципе.
Ныне мы, нижеподписавшиеся Московские промышленные и торговые люди, известились, что правительство озабочено обследованием вопроса о направлении рельсового пути из России в Центральную Азию и что в числе имеющихся для этого пути предположений предлагается исходным пунктом для оного Екатеринбург, как центр, в который уже упирается утвержденная Уральская горнозаводская линия и будет упираться проектированная Сибирская транзитная дорога и от которого по старинному и весьма удобному торговому пути на Троицк может быть направлена железная дорога к среднеазиатским рынкам.
Ввиду громадных торговых преимуществ этого последнего направления пред другими направлениями, проектируемыми от Оренбурга и от Саратова чрез пустынные песчаные степи, а также ввиду весьма важных выгод, ожидаемых для русских торговых интересов, вследствие связи Среднеазиатской линии с Сибирскою, мы приемлем смелость возобновить пред нашим высокопревосходительством наше ходатайство о Сибирской торгово-транзитной линии в том смысле, чтобы вопрос о железной дороге в Центральную Азию рассмотрен был в связи с неразрешенным еще делом Сибирской дороги и чтоб осуществление громадного железнодорожного проекта, долженствующего открыть доступ обширнейшему транзиту иноземных продуктов чрез Россию на среднеазиатские рынки, начато было сооружением столь необходимого для русской торговли Сибирского пути, который, удовлетворяя настоятельнейшим нуждам коренного русского транзита, в то же время будет служить первым звеном для Среднеазиатской железной дороги, имеющей впоследствии продолжиться чрез Троицк к Ташкенту и далее по мере надобности…