Великий русский ученый-металлург Д. К. Чернов
ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ УЧЕНЫЙ-МЕТАЛЛУРГ Д. К. ЧЕРНОВ
Имя Д. К. Чернова знакомо каждому металлургу. Заслуги его в металлургии стали и литого железа давно уже признаны техникою всех стран, а выводы и указания, данные им, применяются в металлургии стали повсюду, не только в Европе, но и в Америке. Ими пользуются на многих известнейших заводах, каковы: завод Круппа в Германии, С. Шамон во Франции, Бофорса в Швеции и на других сталелитейных заводах. А так как техника металлургии стали и литого железа приобрела первенствующее и всемирное значение, ибо нет той отрасли обрабатывающей промышленности, где бы не применялись сталь и литое железо,— то по справедливости можно сказать, что исследования и открытия Чернова в области металлургии стали и литого железа приобретают ныне всеобщее значение…
Д. К. Чернов окончил свое техническое образование в Технологическом институте в С.-Петербурге в 1858 г. и оставлен при Институте преподавателем математики, причем ему было поручено составление систематического каталога для библиотеки Технологического института… От Д.К. Чернова… не могло укрыться ни значение литой стали, ни те новые способы приготовления ее, которые уже предвещали переворот в технике металлургии стали. Д. К. заинтересовался этою отраслью техники, но, желая усовершенствовать свое высшее образование, он в 1859 г. поступил вольным слушателем в С.-Петербургский университет, на физико-математический факультет…
Около этого времени возникает знаменитый сталелитейный Обуховский завод (1863 г.), и Д.К. случайно знакомится с Обуховым, который очень скоро оценил энергичный, деятельный ум и незаурядные технические сведения молодого русского техника. В 1866 г. Д. К. поступает техником в сталелитейный завод Обухова, к началу производства на этом заводе стальных орудий…
Прежде всего он обратил внимание на то, что сложение, структура стали одного и того же состава не одинакова при различных условиях нагревания и охлаждения. Нагревая кусок медленно остывшей литой стали, Д. К. первый указал на то, что крупнозернистое сложение, свойственное такой стали, при некотором нагревании, сразу изменяет свое крупнозернистое сложение или в мелкозернистое, или в аморфное… Выше этой температуры нагретая сталь уже не меняет своего аморфного сложения, но становится все мягче, пока не расплавится при температуре плавления стали. При охлаждении же этой нагретой до высокой температуры стали, как указал и подтвердил опытами Д.К., в ней проявляется наклонность к принятию вновь крупного кристаллического сложения, и кристаллы тем крупнее, чем выше была нагрета сталь… и чем медленнее и покойнее остывала сталь. Но если такую нагретую до высоких температур сталь охладить быстро, то она не выкристаллизовывается, а сохраняет свое аморфное строение, если она была охлаждена ниже той температуры, при которой во время нагревания она изменяла свое строение из крупнозернистого, кристаллического, в аморфное… Все эти наблюдения Чернова получают громадную практическую важность потому, что… как подробно подтвердил Д.К., механические свойства стали тесно связаны со структурою стали… Опыт таким образом оправдал предвидение Д.К., а вместе с тем и точность его научных методов исследования. Исходя из аналогии между сплавом и растворами и уподобив явления при кристаллизации стали явлениям, происходящим при кристаллизации квасцов, которые при нагревании растворяются в своей кристаллизационной воде, а при охлаждении вновь кристаллизуются, Чернов объяснил все наблюденные им явления термической обработки стали. Аналогия была для своего времени очень смелая, и ко времени его первого сообщения один из наших видных ученых, академик, не преминул указать на излишнюю, по его мнению, смелость сравнения стали с квасцами, но блистательные результаты, достигнутые на заводах Круппа, С. Шамона и Бофорса, вполне подтвердили прозорливость Д. К. Чернова…
Вообще же следует сказать, что злая судьба-мачеха русских талантливых людей и здесь не осталась без влияния на дальнейшую деятельность этого первоклассного техника. По причинам, мне неизвестным, пробывши на заводе Обухова до 1880 г., Д. К. оставил этот завод… Что потеряли при этом техника и русская промышленность, можно себе представить. За это время развилось приготовление пушек на заводах Круппа, С. Шамон и в Швеции, без механической ковки болванок, с заменою ее термическою обработкою, по идеям, зародившимся на русской почве.