Отчет о действиях III отделения за 1855 г

ОТЧЕТ О ДЕЙСТВИЯХ III ОТДЕЛЕНИЯ ЗА 1855 Г.
Между крестьянами, по объявлении высочайшего манифеста о государственном ополчении, происходили в некоторых местах беспорядки.
В Киевской губернии, особенно в трех уездах, где еще памятно казачество, помещичьи крестьяне православного исповедания, по недоразумению и по нерасположенности к владельцам, просили позволения всем ополчиться, с зачислением их в казаки и с освобождением от работ в пользу помещиков. Тут явились и подстрекатели, из которых бывший студент Розенталь в селении Волянки читал воззвание будто бы англичан и французов о возмущении против правительства; но крестьяне того селения силою отобрали воззвание от Розенталя, который однако же успел скрыться от них и потом пробрался за границу. Хотя таким образом цель крестьян была не возмущение, но тем не менее беспорядки в Киевской губернии увеличивались, так что в некоторые селения должно было ввести и воинские команды, а в двух необходимость заставила действовать вооруженною рукою. При этом в одном селении пятеро крестьян убито и четверо ранено, в другом 20 убито и 40 ранено. Доверенные лица, посланные местным начальством, успокаивали волнение, а из С.-Петербурга отправлен был для этого генерал-адъютант Ефимович. При этом высочайше повелено было: не охлаждая проявившегося в крестьянах чувства преданности к престолу и отечеству, принять все нужные меры к отвращению беспорядков. Заблудшие крестьяне вскоре были образумлены, и спокойствие везде восстановлено. Бежавший и переданный из Галиции студент Розенталь, равно другие два подстрекателя, экономический писарь Сковронский и вольноотпущенный крестьянин Рябоконь, преданы военному суду; менее виновные крестьяне Терновский и Белопол отданы в киевские арестантские роты: первый – на три, второй – на два года.
Во время этих беспорядков дворянин Волынской губернии Врублевский составлял просьбы крестьянам о нежелании их оставаться в помещичьем владении. Хотя он делал это только из корыстных видов, не имея никакой другой цели, но тем не менее мог увеличивать волнения крестьян. Врублевский выслан в Пензу, с учреждением над ним строгого полицейского надзора…
Между тем превратные толки о свободе и слухи о волнении жителей Киевской губернии возбудили неповиновение помещичьих крестьян и в других уездах Воронежской губернии. В Бобровском и Павловском уездах это волнение доходило до того, что в имении Звенигинцевых, по прибытии туда губернатора и воинской команды, толпа возмутителей бросилась на солдат, а понятые казенные крестьяне не оказали последним никакого содействия. В Острогожском же уезде крестьяне помещика Вульферта, требуя смены управителя и уменьшения работ, вооружились кольями, оскорбили окружного начальника и прогнали понятых. Беспорядки эти прекращены строгими мерами, немедленно принятыми губернатором. Зачинщики буйства преданы военному суду, и из них наиболее виновные заключены под стражу.
Для усмирения этих волнений в Воронежскую губернию командирован был флигель-адъютант полк, князь Багратион…