М. И. Царев об Островском

ВЕЛИКИЙ ДРАМАТУРГ А. Н. ОСТРОВСКИЙ. М. И. ЦАРЕВ ОБ ОСТРОВСКОМ
14 февраля 1847 г. в доме профессора Шевырева собралась группа московских литераторов, и никому не известный 23-летний чиновник Коммерческого суда Александр Островский прочитал собравшимся свою первую пьесу «Семейная картина». После того как молодой человек окончил чтение, хозяин дома подошел к нему, взял за руку и сказал: «Поздравляю вас драматическим писателем».
«Самый памятный для меня день в моей жизни 14 февраля 1847 г.– писал Островский в автобиографии.– С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание»…
Вдохновленный поддержкой друзей, Островский быстро закончил еще одну пьесу – «Банкрот», о которой Писемский писал драматургу: «Ваш «Банкрот» – купеческое «Горе от ума», или точнее сказать: купеческие «Мертвые души». Смело поставив молодого драматурга рядом с Грибоедовым и Гоголем, Писемский предугадал ту роль, которую предстоит сыграть Островскому в развитии русского искусства…
В чем смысл революции, совершенной Островским в искусстве? Почему сегодня мы называем его жизнь подвигом? Почему почти полтора века мы не перестаем удивляться этой жизни и восхищаться ею? … Чем же велик Островский и чем он дорог нам?
64 года жизни. Из них 41 отдан драматургии. Из них 35 отдано театру. Безраздельно. Полностью. Ни одного дня – вне искусства, ни одного часа – вне творчества. Сорок восемь пьес. Множество статей, записок, докладов, писем. Вчитывайтесь в них – и вы обнаружите последовательное и стройное учение. Практическое и теоретическое обоснование принципов реалистического театрального искусства, принципов русского национального театра.
Добролюбов назвал пьесы Островского «пьесами жизни». По его произведениям мы можем изучить целую эпоху – почти полвека – жизни России с ее сложностями, социальными изменениями, потрясениями, жизни в ее непрерывном движении, в острейшей борьбе нового и старого…
В своих пьесах Островский, по его собственному определению, примыкал к «обличительному направлению» русской литературы, продолжая, таким образом, традиции Грибоедова и Гоголя. В суде над миром Большовых и Кабаних, Подхалюзиных и Гурмыжских видит он общественную роль театра и свою роль писателя и гражданина. Как «столкновение двух партий, старших и младших, богатых и бедных, своевольных и безвольных» определил Добролюбов главный конфликт произведений Островского.
Но, создавая свои обличительные произведения, свои разящие сатирические портреты, Островский в то же время считал: «Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим». Эта задача соединения «высокого и комического» станет программой в его творчестве.
Вместе с его пьесами пришел на русскую сцену национальный положительный герой, зримый идеал эпохи. Рядом с Гамлетом, Карлом Моором, Жанной д’Арк и Лауренсией на русскую сцену вышла целая плеяда горячих сердец, ищущих и страстных натур, через судьбу которых проходила народная боль и надежда на лучшее будущее. Это был «особый мир»,– о котором говорил Гончаров,– герои добра, рыцари совести, певцы честности, проповедники справедливости, поборники свободы духа, борцы с обманом, «лучи света в темном царстве», мир чистых сердец и вдохновенных мыслей.
Будучи истинным реалистом, Островский не мог не оказаться в союзе с представителями русской революционной демократии – Некрасовым, Чернышевским, Добролюбовым, оказавшими серьезное, решающее влияние на его творчество.
Молодой драматург сблизился с журналом «Современник», а после его закрытия – с «Отечественными записками». …
«Национальный театр есть признак совершеннолетия нации, так же как и академии, университеты, музеи». Так писал Островский, и писал, как и свои бессмертные пьесы,– на все времена. Мечта Островского осуществилась на его Родине. И роль Островского в достигнутом всеми нациями нашей страны совершеннолетии, в создании национальных театров, в развитии духовной культуры народа – значительна и почетна. Еще при жизни Островского его пьесы значились в репертуаре театров Грузии и Армении. Но лишь при советской власти они стали достоянием каждой нации. Через Островского впервые приобщались к русской классике театры многих союзных республик … Достаточно сказать, что с именем Островского и его благотворным влиянием связано творчество создателя армянского национального театра Г. Сундукяна. Воздействие великого русского драматурга ощущается в пьесах А. Цагарели. Украинский драматург и артист Карпенко-Карый считал своим учителем Островского…