Воззвание М. И. Кутузова к французским солдатам, 1812 г.

ВОЗЗВАНИЕ М. И. КУТУЗОВА К ФРАНЦУЗСКИМ СОЛДАТАМ. ДЕКАБРЬ 1812 Г.
И вот вы на берегах Вислы, в трехстах лье от вашей родины, претерпевающие голод и капризы климата… подвержены болезням, которые являются его следствием, и всем опасностям длительного и потому безрассудного похода. От чего все это? От того, что Бонапарт, разгромив и разграбив пол-Европы, льстил себя надеждою найти на севере новые сокровища, чтобы удовлетворить свою ненасытную жадность и алчность своей семьи; от того, что Бонапарт, щедро одарив большинство своих родственников, водворив одного из своих братьев в Голландии, другого – в Неаполе, захотел посадить третьего на новый, созданный им трон.
Признайтесь, французы, что вы слишком добры, соглашаясь платить за это своей кровью и страданиями и быть, таким образом, слепыми орудиями чужеземца, который в опьянении эгоизма думает лишь об удовлетворении своего безграничного честолюбия; его не останавливает справедливый ропот вашей разоренной родины, лишенной возможности вести торговлю и всех источников процветания, с нею связанных, родины, которая вынуждена посылать на смерть последних своих детей ради жесточайшего деспотизма.
Именно на Россию изливает сейчас Наполеон свою неистовую ненависть к человеческому роду… Он не подумал, что обе нации равно храбры и могущественны, что по сути нет ничего такого, что бы стояло между ними, что они должны не истреблять, а взаимно уважать друг друга и развивать связи во всех областях промышленности, торговли, искусства и науки и, наконец, должны содействовать достижению всеобщего согласия для сохранения мира и покоя на земле…
Подумайте о том, что вскоре вам придется, продолжая вести бои с русской армией, которая уже доказала вам, что вы не являетесь непобедимыми, одновременно сражаться со всей Европой. Таково ваше положение. Но вы еще можете предупредить развитие событий. Возвращайтесь мирно на родину, приведите туда с собой узурпатора и потребуйте от него полного отчета о пролитой французской крови и обо всех богатствах, безрассудно растраченных им отнюдь не для блага Франции, а исключительно ради своих выгод и на горе человечеству. Тогда ненависть, которую вы сегодня вселяете, уступит место чувствам доверия и уважения, которые вы уже давно заслужили своей храбростью и достойным поведением. Русский народ, сражающийся против вас с сожалением, одним из первых вернется к этим чувствам, которые кажутся столь естественными; вы приобретете право на признательность всей Европы, и память о вас будут чтить самые отдаленные потомки.