Устав о наследии престола, 1722 г.

1722 г., Февраля 5
УСТАВ О НАСЛЕДИИ ПРЕСТОЛА
Мы Петр Первый Император и Самодержец Всероссийский и прочая и прочая и прочая.
Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою Авесса-ломскою злостию надмен был Сын Наш Алексей, и что не раскаянлем Его оное намерение, но милостию Божиею ко всему Нашему отечеству пресеклось, (что довольно из Манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего инаго у него взросло, токмо от обычая стараго, что большому сыну наследство давали, к тому ж один он тогда мужеска пола Нашей фамилии был, и для того, ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затвержден: ибо неточию в людях по разсуждению умных родителей бывали отмены, но и в Святом писании видим, когда Исакова жена состаревшемуся ея мужу, меньшому сыну наследство исходатайствовала, и что еще удивительнее, что и Божие благословение тому следовало; еще ж и в Наших предках оное видим, когда блаженныя и вечнодостойныя памяти, Великий Князь Иван Васильевич, и по истинне Велики не словом, но делом: ибо оный, разсыпанное разделением детей Владимировых Наше Отечество собрал и утвердил, которой не по первенству, но по воли сие чинил, и дважды отменял, усматривая достойнаго наследника, которой бы собранное и утвержденное Наше Отечество, паки в расточение не упустил, перво мимо сыновей отдал внуку, а потом отставил внука уже венчаннаго, и отдал сыну его наследство о чем ясно из Степенной Книги видеть возможно, а именно, в лето 7006 Февраля в 4 день, Князь Великий Иван Васильевич учинил по себе наследника внука своего Князя Дмитрия Ивановича, и венчан был на Москве на Великом Княжении Княжеским венцем Митрополитом Симоном; а в лето 7010 Апреля в 11 день, Великий Князь Иван Васильевич разгневался на внука Своего Князя Дмитрия, и не велел Его поминать в церквах Великим Князем, и посадил Его за караул, и того ж Апреля в 14 день учинил наследником сына Своего Василия Ивановича, и венчан был оным же Митрополитом Симоном; на что и другие сему подобные есть довольные примеры, о которых краткости ради времени, ныне здесь не упоминаем, но впредь оные особливо выданы будут в печать. В таком же разсуждении, в прошлом 1714 году, милосердуя Мы о Наших подданных, чтоб и партикулярные их домы (1) не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили Мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однакож отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотря достойнаго, хотя и меньшему, мимо больших, признавая удобнаго, который бы не расточил наследства. Кольми же паче должны Мы иметь попечение о целости всего Нашего Государства, которое с помощию Божиею, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для за благоразсудили Мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле Правительствующего Государя, кому Оной хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все Наши верные подданные, духовные и мирские без изъятия, сей наш Устав пред Богом и Его Евангелием утвердили на таком основании, что всяк кто сему будет противен, или инако как толковать станет: тот за изменника почтен, смертной казни и церковной клятве (2) подлежать будет.
Форма. Клятвенное обещание
Я нижеименованный обещаюсь и клянусь пред Всемогущим Богом и Святым Его Евангелием в том, что по объявленному Его Пресветлейшаго и Державнейшаго Петра Великаго Императора и Самодержца Всероссийскаго, нашего Всемилостивейшаго Государя о наследствии уставу сего настоящего 1722 года Февраля 15 дня, по которому ежели Его Величество по всей Своей высокой воли, и по Нем Правительствующий Государи Российскаго престола кого похотят учинить Наследником, то в Их Величества воли да будет. А ежели же и определеннаго в Наследники, видя какие непотребства, паки отменить изволят, и то в Их же Величества воли да будет, и тот Его Величества устав, истинный и праведной признаваю; и по силе того устава, определенному в Наследство во всем повиноватися и по Нем за истиннаго Наследника и себе за Государя признавать, и во всяком случае за онаго стоять, с положением живота своего буду и против тех, которые сему противно поступать будут; а ежели я сему явлюсь противен, или инако противное что помянутому уставу толковать стану; то за изменника почтен и смертной казни и церковной клятве подлежать буду. И во утверждение сей моей клятвы целую слова и крест Спасителя Моего и подписуюсь.
ПСЗ, т. VI, № 3893
Комментарий
В этом законодательном акте устанавливаются новые нормы о наследовании царского престола в отличие от сложившегося прежде в русском государстве порядка преемства царского престола по принципу первородства, т. е. передачи престола старшему сыну. Законодатель подчеркивает, что прежний порядок престолонаследия был создан не законом, а обычаем, установившимся в русском государстве еще в XV-XVII вв.
Петр I своим Уставом о наследовании престола от 5 февраля 1722 г. отменяет старый порядок и вводит новый принцип – передачу престола по усмотрению самого царя, вне зависимости от родственного положения его наследников. Это обстоятельство вызывалось не только тем, что он еще в Манифесте 1718 года лишил права наследования престола своего старшего сына Алексея, как человека, не способного к управлению государством и изменника, но и потому, что Петр I понимал всю серьезность и огромное значение для судеб государства вопроса о назначении верховного правителя страны.
Однако сам Петр I не осуществил свое право, выраженное в Уставе о престолонаследовании. Он умер, не назначив наследника престола.
Позднее указом Верховного Тайного Совета от 26 июля 1727 г. Устав Петра I был изъят из учреждений и частных лиц, но затем манифестом от 17 декабря 1731 г. восстановлен в прежней силе.
1. Партикулярные их домы – частные дома и владения дворянства.
2. Церковной клятве – здесь – проклятию церкви.