Из выступления А.И. Верховского на заседании комиссии по обороне

А.И. ВЕРХОВСКИЙ : «БОЛЬШЕВИЗМ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗЛАГАТЬ НАШИ БОЕВЫЕ СИЛЫ»
Из выступления на заседании комиссии по обороне и иностранным делам Предпарламента
20 октября 1917 г.
…Военный министр А.И. Верховский заявил, что он имеет в виду дать комиссиям откровенные и исчерпывающие сведения о состоянии армии… Численность наших сил 10,2 млн. Содержать такую огромную армию… государству… не по средствам. Вследствие этого возбужден был вопрос о сокращении численности наших военных сил, в соответствии с чем и основным заданием для этих сил должно быть в будущем не наступление, а оборона… Все возможные сокращения дадут не более 1,2 млн., т.е. армия уменьшится до 9 млн…. По заявлению министра продовольствия представляется возможным прокормить лишь 7 млн. Однако на сокращение до этой цифры не согласна Ставка, считающая цифру в 9 млн. минимальной для сохранения фронта…Война обходится в настоящее время от 65 до 67 млн. в день… При этом расходы непрерывно повышаются: в 1914 г. они составляли 4 млрд., в 1915 г. – 11 млрд., в 1916 г. – 18 млрд, в 1917 г. ожидается перерасход в 8 млрд. По требованию Министерства финансов была предпринята работа по сокращению военного бюджета, но оказалось возможным уменьшить его лишь на 5 млн. в день, что явно недостаточно…
Основной двигатель войны – власть командного состава и подчинение масс – в корне расшатан.Ни один офицер не может быть уверен.что его приказание будет исполнено, и роль его сводится .главным образом, к уговариванию.. Никакие убеждения не в состоянии подействовать на людей, не понимающих, ради чего они идут на смерть и лишения. О восстановлении дисциплины путем издания законов и правил или посредством смертной казни нечего и думать, т.к. никакие предписания не исполняются… Что касается выхода из этого тяжелого положения, то его, строго говоря, нет. Тем не менее, военный министр по чистой совести обдумал и проводит все те меры, которые могли бы способствовать поднятию боеспособности армии к весне 1918 г.
Общий план этих мер распадается на несколько частей. Во-первых, в связи с уже упомянутым ранее сокращением вооруженных сил имеется в виду призвать новобранцев срока 1920 года, зачислив их в лучшие имеющиеся кадры, где они могли бы избежать разложения. Во-вторых, обращается серьезное внимание на упорядочение дисциплины в тылу. Для этого вводится начало подчинения тыла фронту; таким образом, все активные части будут иметь соответствующие запасные в своем полном распоряжении, вплоть до права налагать кары. При этом надо иметь в виду, что здесь может сыграть известную роль наблюдаемая между тылом и фронтом рознь: многие фронтовые части определенно заявляли, что готовы хотя бы силой привести к повиновению тыл…
Наряду с этим принимаются меры к борьбе с анархией вообще. Для этого военное ведомство готово не пожалеть от 100 до 150 тыс. боевых солдат и офицеров, могущих составить надежные кадры милиции… Что такая мера более чем необходима и своевременна, показывает все разрастающийся развал в тылу…
Большевизм продолжает разлагать наши боевые силы. Если до сих пор большевики не выступили для захвата власти, то только потому, что представители фронта пригрозили им усмирением… Но кто поручится, что через пять дней эта угроза сохранит свою силу и большевики не выступят? Нельзя забывать и того, что мирная пропаганда усиленно поддерживается Германией, и министру достоверно известно, что две выходящие здесь газеты получают средства от неприятеля.
Единственная возможность бороться со всеми этими тлетворными и разлагающими явлениями – это вырвать у них почву из-под ног, другими словами, самим немедленно возбудить вопрос о заключении мира… Так как самое заключение мира потребует значительного времени на переговоры, то к этому времени можно рассчитывать на воссоздание боевой мощи армии, что, в свою очередь, благоприятно отразится на самих условиях мира…
Ю.О. Цедербаум (Мартов) спросил военного министра, следует ли понимать его заявление о подавлении анархии внутри страны в смысле установления диктатуры. Военный министр ответил, что суть не в названии, но что для борьбы с анархией также необходима сильная единоличная власть, как и для командования армией, и в этом смысле означенная власть может считаться диктатурой…