Акт об образовании всероссийской верховной власти

АКТ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ
Извлечение
Сентябрь 1918 г.
Государственное совещание в составе съезда членов Всероссийского Учредительного собрания и уполномоченных на то представителей комитета Всероссийского Учредительного собрания, Сибирского Временного правительства, областного правительства Урала, казачьих войск: Оренбургского, Уральского, Сибирского, Иркутского, Семиреченского, Енисейского, Астраханского, представителей правительств Башкирии, Алаш, Туркестана и национального управления тюрко-татар внутренней России и Сибири и временного эстонского правительства, представителей съезда городов и земств Сибири, Урала и Поволжья, представителей политических партий и организаций: партии социалистов-революционеров, российской социал-демократической рабочей партии, трудовой народно-социалистической партии, партии народной свободы, всероссийской социал-демократической организации «Единство» и «Союза возрождения России» – в единодушном стремлении к спасению страны, воссозданию ее единства и обеспечению ее независимости постановило: вручить всю полноту Верховной власти на всем пространстве государства Российского Временному Всероссийскому Правительству в составе пяти лиц: Николая Дмитриевича Авксентьева, Николая Ивановича Астрова, генерал-лейтенанта Василия Георгиевича Болдырева, Петра Васильевича Вологодского и Николая Васильевича Чайковского.
Временное Всероссийское правительство в своей деятельности руководствуется следующими установленными настоящим актом положениями:
Общие положения
1. Временное Всероссийское правительство, впредь до созыва Всероссийского Учредительного собрания, является единственным носителем верховной власти на всем пространстве государства Российского.
2. Все функции верховной власти, временно отправляемые ввиду создавшихся условий областными правительствами, должны быть переданы Временному Всероссийскому правительству, как только того оно потребует.
3. Установление пределов компетенции областных правительств на началах широкой автономии областей и на основах, приведенных в изложенной ниже программе деятельности правительства, предоставляется мудрости Временного Всероссийского правительства.
Обязанности правительства в отношении Всероссийского Учредительного собрания
В непременную обязанность Временного Всероссийского правительства вменяется:
1. Всемерное содействие функционирующему как государственно-правовой орган съезду членов Учредительного собрания в его самостоятельной работе по обеспечению переезда членов Учредительного собрания и по ускорению и подготовке возобновления занятий Учредительного собрания настоящего состава.
2. Неуклонное руководство в своей деятельности непререкаемыми верховными правами Учредительного собрания и неустанное наблюдение, чтобы в деятельности всех подчиненных Временному правительству органов не было допущено ничего, могущего клониться к умалению прав Учредительного собрания или к замедлению его работы
3. Представление отчета о своей деятельности Учредительному собранию немедленно по объявлении Учредительным собранием своих работ возобновленными и безусловное подчинение Учредительному собранию, как единственной в стране верховной власти…
Программа работ Временного правительства
…1. Борьба за освобождение России от советской власти.
2. Восстановление отторгнутых, отпавших и разрозненных областей России.
3. Непризнание Брестского мира и всех прочих переговоров международного характера, заключенных как от лица России, так и отдельных ее частей после февральской революции, какой бы то ни было властью, кроме Российского Временного правительства, и восстановление фактической силы договорных отношений с державами согласия.
4. Продолжение войны против германской коалиции.
В сфере внутренней политики Временное правительство должно преследовать нижеследующие цели:
I. В области военной
1. Воссоздание сильной боеспособности, единой российской армии, поставленной вне влияния политических партий и подчиненной, в лице ее высшего командования, Всероссийскому Временному правительству.
2. Полное невмешательство военных властей в сферу гражданского правления, за исключением местностей, входящих в театр военных действий или объявленных указами правительства на военном положении, когда это вызвано крайней государственной необходимостью.
3. Установление крепкой военной дисциплины на началах законности и уважения к личности.
4. Недопустимость политических организаций военнослужащих и устранение армии от политики
II. В области гражданской
1. Устроение освобождающейся России на началах признания за ее отдельными областями прав широкой автономии, образованной как географическими и экономическими, так и этническими признаками, предполагая окончательное установление государственной организации на федеративных началах полновластным Учредительным собранием.
2. Признание за национальными меньшинствами, не занимающими отдельной территории, прав на культурно-национальное самоопределение.
3. Восстановление в освобожденных от советской власти частях России демократического городского и земского самоуправления с назначением перевыборов в ближайший срок.
4. Принятие мер к действительной охране безопасности государственного порядка.
III. В области народно-хозяйственной
1. Борьба с хозяйственной разрухой.
2. Содействие развитию производительных сил страны Привлечение к производству частного капитала, русского и иностранного, и поощрение частной инициативы и предприимчивости.
3. Государственное регулирование условий найма и увольнения рабочих.
4. Признание полной свободы коалиций.
5. В сфере продовольственной политики отказ от хлебной монополии и твердых цен на хлеб с сохранением нормировки распределения продуктов, имеющихся в недостаточном количестве. Государственная заготовка при участии частно-торгового и кооперативного аппарата.
6. В сфере финансовой – борьба с обесцениванием бумажных денег, восстановление налогового аппарата и усиление прямого подоходного и косвенного обложения.
7. В области земельной политики Временное Всероссийское правительство, не допуская таких изменений в существующих земельных отношениях, которые мешали бы разрешению Учредительным собранием земельного вопроса, в полном объеме оставляет земли в руках фактических пользователей и принимает меры к немедленному возобновлению работ по урегулированию землепользования на началах максимального увеличения культивируемых земель и расширения трудового землепользования, применяясь к., [неразборчиво. – Ред.] экономическим особенностям отдельных областей и районов.