Из письма группы режиссеров об идеологии в кино
«…ПОЗВОЛЯЮЩЕЕ ПРОВОДИТЬ ТВЕРДУЮ ИДЕОЛОГИЧЕСКУЮ ДИКТАТУРУ…»
Из письма группы режиссеров
16 марта 1928 г.
Во всех областях государственной работы революция установила единое руководство и единый план. Это одно из самых крупных достижений пролетарской революции, позволяющее проводить твердую идеологическую диктатуру на всех франтах социалистического строительства. Использована ли эта возможность на участке кино? Нет. Если в области кинохозяйственной мы имеем только недоносок монополии (налицо разрозненность киноорганизаций, порядком вещей толкаемых на нездоровую конкуренцию и т.п.), то по линии идеологической, ради которой в конце концов и существует вся хозяйственная организация, по этой линии мы не имеем ничего.
Планового идеологического руководства нет. По существу постановки дела советское кино не во многом отличается от буржуазного, так как продукция является или в результате кустарной инициативы отдельных работников, контактирующихся или не контактирующихся с теми или иными общественными организациями, или, в лучшем случае, от юбилея к юбилею, результатом государственных заказов.
Это происходит потому, что практическое выполнение всей киноработы лежит не на культурных, а на коммерческих организациях, которые не могут заниматься саморуководством в идеологическом плане.
Для проведения единого идеологического плана необходимо создание авторитетного органа, планирующего продукцию кинопромышленности.
Наличие Главреперткома не исчерпывает данной потребности, поскольку он является органом не руководящим, не планирующим, а только принимающим готовую продукцию или готовый производственный план.
Для этой ответственной работы нужен красный культурник. Руководящий орган должен быть прежде всего органом политическим и культурным и связанным непосредственно с ЦК ВКП(б).
Для подобной организации идеология будет не таинственной синей или, вернее, «красной» птицей, которую тщетно пытаются поймать за хвост теперешние руководители Идеология – это не «философский камень», а ряд конкретных мероприятий в деле строительства социализма, анализируемых и сводимых партией на каждый данный момент в ряд конкретных практических тезисов. Кинематографическое оформление этих тезисов должно быть законным пределом для метафизических исканий идеологии «как таковой».
Итак, должен быть создан орган непосредственно при Агитпропе ЦК, организованно ставящий перед производственными организациями исчерпывающие задания политического и культурного порядка.
Этим будут изжиты хаотические репертуарные метания производственных организаций, на которые ляжет лишь производственное и хозяйственное оформление полученных директив с установкой на коммерческую рентабельность.
Только подобное разграничение на два органа, политически-планирующего и хозяйственно-выполняющего, будет диалектически вырабатывать здоровые условия роста советской кинематографии.
Для полной практической авторитетности такого органа необходимо широкое привлечение режиссуры как той культурной силы, на которой до сих пор лежала, лежит и будет лежать в дальнейшем фактическое выполнение этих заданий…
Величайшей опасностью для советской кинематографии будет создание такого положения, когда внимание партии к делу киностроительства, заостренное в связи с партсовещанием, по окончании работ такового ослабнет, что может случиться, если не будет соответствующим подбором людей обеспечено проведение в жизнь решений партсовещания, как это имело место с театральным совещанием, благие пожелания которого повисли в воздухе.
Предлагаемый нами орган должен быть постоянной боевой инстанцией неослабевающего внимания на киноучастке культурного фронта.
Александров, Козинцев, Трауберг, Попов, Пудовкин, Роом, Эйзенштейн, Юткевич