Из обращения временного патриаршего синода

«…СОЗНАВАТЬ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ НАШЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ РОДИНОЙ…»
Из обращения временного патриаршего синода
29 июля 1927 г.
Божию милостию смиренный Сергий , митрополит Нижегородский, заместитель патриаршего местоблюстителя и временный патриарший священный синод – преосвященным архипастырям, боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам святой всероссийской православной церкви «о господе радоваться».
Одною из забот почившего святейшего отца нашего патриарха Тихона перед его кончиной было поставить нашу православную русскую церковь в правильное отношение к советскому правительству и тем дать церкви возможность вполне законного и мирного существования. Умирая, святейший говорил: «Нужно бы пожить еще годика три». И, конечно, если бы неожиданная кончина не прекратила его святительских трудов, он довел бы дело до конца. К сожалению, разные обстоятельства, а главным образом, выступления зарубежных врагов советского государства, среди которых были не только рядовые верующие нашей церкви, но и водители их, возбуждая естественное и справедливое недоверие правительства к церковным деятелям вообще, мешали усилиям святейшего, и ему не суждено было при жизни видеть своих усилий, увенчанных успехом.
Ныне жребий быть временным заместителем первосвятителя нашей церкви опять пал на меня, недостойного митрополита Сергия, а вместе со жребием пал на меня и долг продолжать дело почившего и всемерно стремиться к мирному устроению наших церковных дел. Усилия мои в этом направлении, разделяемые со мною и православными архипастырями, как будто не остаются бесплодными: с учреждением при мне временного патриаршего святейшего синода укрепляется надежда на приведение всего нашего церковного управления в должный строй и порядок, возрастает и уверенность в возможности мирной жизни и деятельности нашей в пределах закона.
Теперь, когда мы почти у самой цели наших стремлений, выступления зарубежных врагов не прекращаются: убийства, поджоги, налеты, взрывы и им подобные явления подпольной борьбы у нас у всех на глазах. Все это нарушает мирное течение жизни, создавая атмосферу взаимного недоверия и всяческих подозрений. Тем нужнее для нашей церкви и тем обязательнее для нас всех, кому дороги ее интересы, кто желает вывести ее на путь легального и мирного существования, тем обязательнее для нас теперь показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и с нашим правительством.
Засвидетельствовать это и является первой целью настоящего (моего и синодального) послания. Затем извещаем вас, что в мае текущего года по моему приглашению и с разрешения власти организовался временный при заместителе патриарший святейший синод в составе нижеподписавшихся.. Теперь наша православная церковь в Союзе имеет не только каноническое, но и по гражданским законам вполне легальное центральное управление, а мы надеемся, что легализация постепенно распространится и на низшее наше церковное управление: епархиальное, уездное и т.д Едва ли нужно объяснять значение и все последствия перемены совершающегося, таким образом, в положении нашей православной церкви, ее духовенства, всех церковных деятелей и учреждений …
Вознесем же наши благодарственные молитвы ко господу, тако благоволившему о святой нашей церкви! Выразим всенародно нашу благодарность и советскому правительству за такое внимание к духовным нуждам православного населения, а вместе с тем заверим правительство, что мы не употребим во зло оказанное нам доверие.
Приступив, с благословения божия, к нашей синодальной работе, мы ясно сознаем всю величину задачи, предстоящей как нам, так и всем вообще представителям церкви Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого, как истина и жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи ..
Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза «не только из страха, но и по совести», как учил нас апостол (Рим., XIII, 5). И мы надеемся, что с помощью божьею, при вашем общем содействии и поддержке, эта задача будет нами разрешена.
Мешает нам, может быть, лишь то, что мешало и в первые годы Советской власти устроению церковной жизни на началах лояльности. Это – недостаточное сознание всей серьезности совершившегося в нашей стране. Утверждение Советской власти многим представлялось каким-то недоразумением, случайным и потому недолговечным. Забывали люди, что случайностей для христианина нет и что в совершившемся у нас, как везде и зсегда, действует та же десница божия, неуклонно ведущая каждый народ к предначертанной ему цели. Таким людям, не желающим понять «знамения времени», и может казаться, что нельзя порвать с прежним режимом и даже с монархией, не порывая с православием. Такое настроение известных церковных кругов, выражавшееся, конечно, и в словах, и в делах и навлекшее подозрения Советской власти, тормозило и усилия святейшего патриарха установить мирные отношения церкви с Советским правительством. Недаром ведь апостол внушает нам, что «тихо и безмятежно жить» по своему благочестию мы можем лишь повинуясь законной власти (I Тим., П, 2), или должны уйти из общества. Только кабинетные мечтатели могут думать, что такое огромное общество, как наша православная церковь со всей ее организацией, может существовать в государстве спокойно, закрывшись от власти Теперь, когда наша патриархия, исполняя волю почившего патриарха, решительно и бесповоротно становится на путь лояльности, людям указанного настроения придется или переломить себя и, оставив свои политические симпатии дома, приносить в церковь только веру и работать с нами только во имя веры или, если переломить себя они сразу не смогут, по крайней мере не мешать нам, устранившись временно от дел. Мы уверены, что они опять и очень скоро возвратятся работать с нами, убедившись, что изменилось лишь отношение к власти, а вера и православно-христианская жизнь остаются незыблемы.
Особенную остроту при данной обстановке получает вопрос о духовенстве, ушедшем с эмигрантами за границу. Ярко противосоветские выступления некоторых наших архипастырей и пастырей, как известно, заставили почившего патриарха упразднить заграничный синод (5 мая 1922 г.). Но синод и до сих пор продолжает существовать, политически не меняясь, а в последнее время своими притязаниями на власть даже расколол заграничную церковную общественность на два лагеря. Чтобы положить этому конец, мы потребовали от заграничного духовенства дать письменное обязательство о полной лояльности к советскому правительству во всей своей общественной деятельности Не давшие такого обязательства или нарушившие его будут исключены из состава клира, подведомственного московской патриархии Думаем, что размежевавшись так, будем обеспечены от всяких неожиданностей из-за границы. С другой стороны, наше постановление, может быть, заставит многих задуматься, не пора ли им пересмотреть вопрос о своих отношениях к советской власти, чтобы не порывать со своей родной церковью и родиной …
В заключение усердно просим всех вас, преосвященные архипастыри, пастыри, братья и сестры, помочь нам каждый в своем чину вашим сочувствием и содействием нашему труду, вашим усердием к делу божию, вашей преданностью и послушанием святой церкви, в особенности же вашими за нас молитвами ко господу, да даст он вам успешно и богоугодно совершить возложенное на нас дело к славе его святого имени, к пользе нашей православной церкви и нашему общему спасению.
Благодать господа нашего Иисуса Христа и любовь бога и отца и причастие святого духа буди со всеми вами Аминь.
За патриаршего местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский. Члены временного патриаршего священного синода: Серафим – митрополит Тверской, Сильвестр – архиепископ Вологодский, Алексий – архиепископ Хутынский, управляющий Новгородской епархией, Анатолий – архиепископ Самарский, Павел – архиепископ Вятский, Филипп – архиепископ Звенигородский, управляющий Московской епархией, Константин – епископ Сумской, управляющий Харьковской епархией, Сергий – епископ Серпуховский – управляющий делами.