Закрытие культовых зданий

ЗАКРЫТИЕ КУЛЬТОВЫХ ЗДАНИЙ
Август 1929 г.
Информационный статистический подотдел Центрального Совета Союза воинствующих безбожников (СВБ) подытожил сведения о количестве закрытых за первую половину 1929 г. культовых зданий. Сведения почерпнуты в небольшой доле из отчетов и сообщений Советов СВБ, в большинстве же выбраны из местных газет.
Имеющиеся сведения далеко неполны: в печати сообщалось не о всяком факте закрытия, при том же и местные газеты получаются Центральным Советом далеко не в исчерпывающем количестве. Неизбежны пропуски многих случаев закрытия культовых зданий. В сводку включены только те случаи закрытия культовых зданий, которые произведены по требованию трудящихся и, наоборот, в сводку не вошли сведения о закрытии зданий в административном порядке (снос за ветхостью, из-за помехи уличному движению и т.п.). Не принимались во внимание случаи закрытия сектантских молитвенных домов, как непоказательные: такие молитвенные помещения обычно не являются специально культовыми зданиями. Исключены все неясные и неопределенные газетные заметки (вроде «закрывается», «будет закрыт» без конкретного указания на действительно произведенное закрытие). Под городскими в сводке подразумеваются культовые здания, находящиеся в поселениях городского типа, а также здания в рабочих поселках и при производственных предприятиях. В рубрику христианских церквей включены: православные храмы, соборы и часовни, польские костелы и лютеранские кирхи.
Всего по СССР закрыто за первую половину т.г. в порядке выполнения постановлений трудящихся 423 культовых здания, из них городских 243, сельских 180. Кроме того, возбуждены ходатайства, но еще не получены окончательные разрешения (находятся на утверждении различных исполкомов) о закрытии 317 культовых зданий, из них городских 154 и сельских 163 (в это число не включены неоформленные соответствующими ходатайствами многочисленные резолюции «требуем закрытия», «считаем необходимым» или газетные заметки «следует закрыть», «намечается» и т.п.).
Как видно, сведения по союзным республикам чрезвычайно неполны. Еще более небрежно освещали наши газеты, как использованы закрытые культовые здания. Вот таковы эти сведения.
1. Культ[урные] нужды (клубы, избы-читальни, народные дома, красные уголки, дома спорта и к физкультуры, театры, кино, музеи) – 15.
2. Школьно-детские нужды (всякого рода школы, техникумы, детские площадки, ясли и т.п.) – 38.
3. Производственно-торговые цели (кооперативные магазины, склады, зернохранилища, пожарные депо, мастерские и цехи, мельницы, электростанции и др.) – 14.
4. Лечебные (амбулатории, больницы, фельдшерские и ветеринарные пункты и т.п.) – 10.
5. Снесены независимо от целей употребления строительного материала (например, материал употреблен под школу, больницу и т.п.) – 26.
6. Иные (жилье, столовые) – 9.
7. Неизвестные и частью неиспользованные (например, за отсутствием средства на переоборудование и т.п.) – 171.
По СССР сведения о закрытых культовых зданиях распределяются так:
Любопытно сравнить имеющиеся сведения за т.г. с такими же сведениями за первую половину 1928 г., когда по данным информационного подотдела было закрыто 219 культовых зданий. Если эти последние сведения также неполны, то относительно все-таки можно отметить значительный рост движения за ликвидацию очагов дурмана в текущем году.
Движение за закрытие культовых зданий в этом году широко всколыхнуло весь трудовой Союз, но в огромном числе случаев соответствующие постановления трудящихся не были надлежащим образом оформлены и проведены, местами благодаря крайнему равнодушию, беспечности и бюрократическому отношению к вопросам этого рода со стороны местных учреждений и организаций. Благодаря этому во многих случаях требования о закрытии культовых зданий оставались неудовлетворенными: так как церковники успевали вовремя сорганизовать кучки верующих, которым и удавалось создавать группы для продолжения пользования культовыми зданиями при наличии отрицательного отношения к религии со стороны подавляющего большинства трудящихся данного населенного места.
В ряде случаев закрытия культовых зданий проходили в обстановке напряженного сопротивления церковников, пускавшихся на всякие приемы, чтобы отстоять свое положение, в частности, на подлоги, клевету, на угрозы и в отдельных случаях решавшихся даже на попытки возбуждения религиозного фанатизма (Рыково, где в демонстрацию рабочих бросали камни).
Были случаи поджога церквей и битья в них стекол после закрытия, попытки избиения активных безбожников.
В значительном числе случаев закрытие культовых зданий проходило стихийно, по единодушному требованию трудящихся. В ряде сел церкви закрывались немедленно по вынесении постановления сходов о закрытии, т.к. противников закрытия почти не находилось или даже и вовсе не было.