Проект Основного закона 1905

ПРОЕКТ ОСНОВНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1905 Г.
Приводим напечатанный в «Праве» проект конституции, опубликованный за границей.
I. О Российской империи.
1. Верховная власть Российской империи осуществляется императором при участии государственной думы.
2. Граждане Российской империи суть лица, получившие по рождению или приобретшие впоследствии право русского гражданства и такового не утратившие. Условия и порядок приобретения права русского гражданства определяются законом.
3. Территория Российской империи состоит из всех европейских и азиатских владений, находящихся в полном державном обладании империи. Границы государственной территории могут быть изменяемы лишь на основании особого о том закона.
II. О Великом Княжестве Финляндском.
4. Великое Княжество Финляндское неразрывно соединено с Российской империей и во всех международных отношениях составляет вместе с нею одну неразрывную державу, но в своих внутренних делах управляется на основании особой конституции, финляндскими основными законами определенной.
5. Правовые отношения между Российской империей и Великим Княжеством Финляндским не могут быть изменены без согласия законодательных собраний как Империи, так и Великого Княжества.
III. Об основных правах граждан.
6. Все русские граждане равны перед законом. Различие происхождения и вероисповедания не может иметь своим последствием неравенство гражданских или политических прав и обязанностей.
7. Свобода каждого обеспечена законом. Посему никто не может быть задержан, взят под стражу или иным образом лишен свободы иначе, как в случаях, предусмотренных законом, и с соблюдением правил, им предписанных.
8. Всякое задержанное лицо в городах и других местах пребывания судебной власти в течение двадцати четырех часов, a в прочих местностях империи не позднее, как в течение трех суток со времени задержания, должно быть или освобождено, или представлено судебной власти, которая, по рассмотрении обстоятельств задержания, или освобождает задержанного, или постановляет, с объяснением оснований, о дальнейшем задержании его под стражей. В сельских местностях тех губерний или областей, где соблюдение вышеуказанного срока, по местным условиям, невозможно, он может быть продлен особым законом.
9. Вход в частные жилища без согласия хозяев, a равно обыски и выемки допускаются лишь в случаях, предусмотренных законом. Письма не могут быть вскрываемы иначе, как по постановлению судебной власти.
10. Никто не может быть подвергнут наказанию иначе, как на точном основании закона, изданного и обнародованного до совершения проступка.
11. Никакие кары, взыскания, или ограничения прав не могут быть налагаемы на частных лиц какою либо властью, кроме судебной.
12. Никто не может быть судим, иным судом кроме того, коему дело его по закону подлежит. Чрезвычайные суды допускаются лишь в местностях, находящихся на военном положении.
13 Русские граждане, достигшие совершеннолетия, могут, в общих пределах, установленных законом, свободно избирать и менять местожительства и занятие, приобретать недвижимое имущество, беспрепятственно перемещаться внутри государства и выезжать за его пределы. Право выезда за границу может быть ограничено законом лишь постольку, поскольку это необходимо для обеспечения исполнения гражданами воинской повинности.
14. Каждый волен в пределах, установленных общими гражданскими и уголовными законами, высказывать устно и письменно свои мысли, a равно обнародовать их и распространять их путем печати.
15. Совершаемые посредством печати нарушения закона или прав отдельных лиц могут быть преследуемы лишь судебным порядком. Цензура во всех ее видах упраздняется и не может быть восстановлена. От содержателей типографий, издателей и редакторов не могут быть требуемы залоги.
16. Публичные собрания и съезды для обсуждения общественных дел могут быть устраиваемы без испрошения на то разрешения, но лишь с предварительным извещением местных властей о времени и месте собрания.
17. Русские граждане могут составлять общества для целей, не противных уголовным законам, не испрашивая на то предварительного разрешения. Условия и порядок приобретения обществами прав юридических лиц определяются законом.
18. Каждому обеспечивается свобода совести. Посему никто не может быть ни преследуем за исповедуемые им верования или убеждения, ни понуждаем участвовать в обрядах какого либо вероисповедания.
19. Никому не может быть возбранено выйти из состава вероисповедного общества, к коему он принадлежит.
20. Все вероисповедные общества, существующие в империи, пользуются, в одинаковых для всех них пределах, установленных законом, свободою богослужения и отправления своих обрядов.
21. Должностные лица за нарушения прав граждан, совершенные при отправлении должности, подлежат гражданской и уголовной ответственности на общем основании, причем для привлечения к суду не требуется согласие их начальства.
22. Законом могут быть установлены изъятия из действия статей 8, 13, 14, 16, 17, 21 настоящего основного закона для лиц, состоящих на действительной военной службе, и для местностей, находящихся на военном положении.
Вне театра военных действий военное положение может быть вводимо лишь в законодательном порядке.
IV. Об императорской власти.
23. Императорский всероссийский престол есть наследственный в ныне царствующем императорском доме.
24. Постановлениям о порядке наследия престола, о совершеннолетии императора, о правительстве (регентстве) и опеке, содержащихся в статьях части I тома I свода законов издания 1892 года, присваивается такая же сила, как если бы они были включены в настоящий основной закон.
25. Император, при вступлении на престол или по достижении совершеннолетия, в присутствии членов верховного суда, совета министров, сената и святейшего синода, a также государственной думы, если она находится в сборе, приносит присягу в соблюдении и охранении основного государственного закона, о чем возвещает народу особым манифестом. Такую же присягу приносит правитель (регент) при вступлении в управление государством.
26. В случае болезни императора, лишившей его возможности совершать акты управления, совет министров созывает государственную думу, которая, удостоверившись в необходимости учреждения правительства (регентства), объявляет о вступлении в действие упомянутых выше в статье 24 узаконений о правительстве и опеке.
27. На содержание императорского двора отпускается из государственных средств особая сумма, которая определяется государственной думой в начале каждого царствования, и в течение его не может быть уменьшена без согласия императора.
28. Император есть верховный глава государства. Его особа неприкосновенна. Лица, содействующие императору в осуществлении верховной власти и выполняющие его повеления, подлежат ответственности на общем законном основании.
29. Ни один акт императора по управлению государством не может иметь силы, если он не скреплен подписью министра, который тем самым принимает на себя ответственность за него.
30. Императору принадлежит власть верховного управления, он объявляет войну, заключает мир и иные договоры с иностранными державами. Договоры мирные и торговые, a равно все те, которые сопряжены с обязательствами для государственной казны, или исполнение которых требует изменения или дополнения действующих законов, получают силу не прежде, как по одобрении их государственной думой.
31. Император утверждает и обнародует законы и издает, в пределах законов, необходимые для их исполнения указы, которые, впрочем, не могут ни приостанавливать действия законов, ни делать из них изъятия. Указы, дополняющие закон, могут быть издаваемы лишь в случае, если издание их предусмотрено теми самыми законоположениями, которые означенными указами дополняются.
32. Император созывает государственную думу и закрывает ее сессии. Он может распустить палату представителей с тем, чтобы выборы были произведены в течение четырех месяцев, и палата в новом составе была созвана не позднее, как через шесть месяцев со дня роспуска. Сроки выборов и созыва палаты должны быть обозначены в том же указе, в коем производится роспуск.
33. Император назначает и увольняет министров и всех прочих должностных лиц, для назначения и увольнения коих не установлено законом иного порядка.
34. Императору принадлежит верховное начальствование сухопутными и морскими вооруженными силами Российской державы. Он производит в чины. Все военные и военно-морские должности замещаются или им, или лицами, ему подчиненными.
35. Императору принадлежит право помилования и смягчения наказаний с тем ограничением, какое установлено ниже, в статье относительно министров.
V. О государственной думе.
36. Государственная дума делится на две палаты земскую палату и палату народных представителей:
37. Земская палата состоит из государственных гласных, избираемых губернскими земскими собраниями и городскими думами городов с населением свыше 125 000 жителей на тот же срок, на который избираются и эти учреждения.
38. От губернии с населением до 500 000 жителей избирается по одному государственному гласному, с населением от 500 000 до 1 000 000 – по два, 1 000 000 – 2 000 000 – по три, от 2-3 мил. – по четыре, свыше 3 мил. – по 5. От городов с населением от 125 до 200 000 избираются по одному государственному гласному, 200-400 тыс. по два, от 400 до 1 мил. – по три, свыше 1 мил. – по четыре. Население городов с особым представительством в земской палате выключаются из общего счета населения губернии.
39. Избрание государственных гласных производится в земских собраниях в течение первой очередной их сессии и в городских думах в одном из первых трех заседаний после обновления их состава. В случае выбытия государственного гласного, вследствие смерти, отказа или иных причин, земское собрание или городская дума избирает на его место нового на остающийся срок. Избрание государственных гласных производится в земских собраниях и городских думах тайной подачей голосов; губернские гласные от городов с особым представительством в земской палате не участвуют в выборе государственных гласных, производимых в земских собраниях; в остальном порядок выборов определяется избирающими собраниями.
40. Палата народных представителей избирается на трехлетний срок. Она может быть распущена императором до срока с соблюдением условий, указанных в ст. 32 настоящего основного закона.
41. Палата народных представителей избирается всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием. Участвовать в выборах и быть избранным в палату народных представителей может каждый гражданин Российской империи мужского пола, достигший гражданского совершеннолетия, кроме:
а) лиц, состоящих на действительной военной службе;
б) чинов уездной и городской полиции;
в) лиц, состоящих под опекой;
г) лиц, лишенных или ограниченных в правах по суду, и лиц, находящихся под судом или следствием по обвинению в преступлении, могущем повлечь за собой лишение или ограничение прав.
Преступления печати и государственные не служат основанием к лишению избирательных прав.
42. Порядок составления избирательных списков и производства выборов в палату народных представителей определяется избирательным законом.
43. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом обеих палат.
44. Члены государственной думы получают вознаграждение в размере, определенном законом.
45. Лица, состоящие на государственной службе, не нуждаются в разрешении на поступление в государственную думу и пользуются отпуском на время ее сессии. Члены государственной думы, в случае вступления на государственную службу или служебного повышения в ней, теряют свои полномочия, но могут быть избраны вновь. Лица, назначенные на пост министров, сохраняют звание членов государственной думы без переизбрания.
46. Член государственной думы во время сессии может быть задержан или подвергнут уголовному преследованию не иначе, как с разрешения палаты, к которой он принадлежит, за исключением случая задержания на месте преступления.
47. Сессии обеих палат открываются, прерываются и закрываются одновременно.
48. Заседания обеих палат публичны. Для законности заседания каждой палаты требуется не менее половины ее членов.
49. Каждая палата самостоятельно вырабатывает свой устав.
50. Каждая палата избирает закрытой подачей голосов своего президента, вице-президента и секретарей.
51. Члены государственной думы не могут быть привлекаемы к ответственности за голосования или речи в заседаниях палаты. Уставы палат предусматривают меры против злоупотреблений свободной речи.
52. Решения принимаются в каждой палате по простому большинству поданных голосов, кроме случая пересмотра основного закона. При равенстве голосов предложение признается отвергнутым.
53. Законопроекты могут быть предложены в государственную думу как императором, так и членом каждой из Палат. Законопроекты могут быть вносимы, безразлично, в ту или другую палату. По обсуждении и принятии законопроекта в одной палате, он передается в другую. В случае предложения ею поправок, он возвращается на раз-смотрение палаты, обсуждавшей его первоначально. Проекты, принятые обеими палатами, подносятся для утверждения императору.
54. Государственная роспись устанавливается не более чем на годичный срок в законодательном порядке. Налоги, подати и пошлины могут быть устанавливаёмы либо в государственной росписи, либо независимо от нее в законодательном порядке.
55. Члены государственной думы имеют право делать запросы как каждому министру в отдельности, так и совету министров в целом.
VI. О министрах.
56. Министры назначаются и увольняются указами императора, они составляют в своей совокупности совет министров.
57. Один из министров, председательствующий в совете их, носит название государственного канцлера, прочие министры назначаются по его представлению.
58. Министры, если они даже не состоят членами государственной думы, могут присутствовать в заседаниях каждой из палат государственной думы с правом совещательного голоса. Присутствие министра в заседании обязательно, если палата признает это необходимым.
59. Министры обязаны, по запросам членов государственной думы, давать палатам объяснения.
60. Каждый министр в отдельности ответствен:
1) за свои личные действия или распоряжения;
2) за действия и распоряжения подчиненных ему лиц, основанные на его указаниях;
3) за указы и иные акты императора, скрепленные его подписью.
61. Все министры в совокупности ответственны пред государственной думой за общий ход государственного управления во время пребывания их в должности.
62. Министры за совершенные ими при отправлении должности нарушения законов или прав граждан подлежат гражданской и уголовной ответственности на общем основании, наравне с прочими должностными лицами. Сверх того они могут быть привлекаемы и к ответственности в особом порядке каждою из палат за умышленные нарушения основного закона, a также за нанесение тяжкого ущерба интересам государства превышением, бездействием или злоупотреблением властью.
63. В случае привлечения министра к ответственности одной или обеими палатами, он судится особым судом, состоящим под председательством президента верховного суда, из членов оного суда и представителей высшего кассационного суда империи. Порядок судопроизводства определяется особым законом.
64. В означенном в предыдущей статье порядке суда министры могут быть приговариваемы лишь к отрешению от должности с воспрещением занимать государственные и общественные должности в течение срока, не превышающего пяти лет.
65. Помилование осужденного министра может состояться лишь по ходатайству той палаты, постановлением которой он привлечен к суду.
VII. Местные учреждения Российской империи.
66. Российская империя делится на губернии, губернии на уезды, уезды на волости или соответствующие единицы иного наименования. Города выделяются из волостей в самостоятельные единицы; те же города, которые имеют свыше 125 000 жителей, выделяются из уездов. Границы между губерниями и уездами изменяются в законодательном порядке; границы между волостями изменяются земскими собраниями.
67. Губернии, уезды и волости или соответствующие им единицы, образуют самоуправляющиеся союзы, именуемые земствами. Города, как выделенные из уездов, так и входящие в их состав, образуют особые самоуправляющиеся союзы.
68. Местное самоуправление должно быть основано на всеобщем, равном, прямом и тайном голосовании. Каждое лицо, имеющее право участия в выборах в палату народных представителей, имеет право такого же участия в местных выборах, если оно прожило в данном месте – уезде или городе – определенный срок, не менее одного года. Собрания высших самоуправляющихся союзов могут быть избираемы собраниями высших таких союзов.
69. Устройство и пределы ведомства земских и городских учреждений определяются законом и, в пределах последнего, постановлениями губернских земских собраний.
70. Губернские земства могут вступать в соглашения между собой для совместного ведения дел, общих для нескольких губерний. Подобные соглашения могут заключаться на определенный срок, либо без обозначения срока. Устройство органов для заведывания такими делами предоставляется усмотрению и соглашению земств.
VIII. О судебной власти.
71. Судебная власть осуществляется лицами и учреждениями, правительственной власти не подчиненными. В одном лице или учреждении не могут совмещаться административная и судебная власти.
72. Судьи сменяемы только по определению суда.
73. Суд над обвиненными в преступлениях печати и государственных производится с участием присяжных заседателей.
74. Никто не может быть исключен из списка присяжных заседателей на основании своего происхождения, имущественного или общественного положения.
IX. О верховном суде.
75. Верховный суд учреждается для охранения основного государственного закона от нарушения или для разрешения споров о его истолковании.
76. Власти верховного суда предоставляется:
1) отменять правительственные распоряжения, несогласные с законами, если распоряжения эти не подлежат рассмотрению иных судебных мест;
2) отменять правительственные распоряжения и судебные приговоры, основанные на распоряжениях, противных основным государственным законам или изданных с нарушением установленного порядка законодательства;
3) отменять незаконно-произведенные выборы в государственную думу;
4) разрешать все могущие возникнуть споры об истолковании основного государственного закона.
77. Дела, подлежащие рассмотрению верховного суда, поступают в него:
1) по жалобам частных лиц и общественных учреждений;
2) по представлению министра юстиции или государственного канцлера;
3) по указам императора;
4) по постановлению одной или обеих палат государственной думы.
78. Состав верховного суда и порядок делопроизводства в нем определяются особым законом.
X. О пересмотре основного закона.
79. Проект изменений или дополнений основного Закона подносится на утверждение императора лишь в том случае, если они подверглись двукратному обсуждению в государственной думе, разделенному промежутком не менее 6 месяцев.
XI. Переходные постановления.
80. Государственные гласные в первый раз избираются в числе, указанном в статье 36 настоящего основного закона губернскими земскими собраниями 34 губерний, в которых введено земское положение 1890 года и думами городов с населением свыше 125 000 жителей, в которых введено городовое положение 1892 года. По мере введения в тех же губерниях и городах земских и городских учреждений на началах, указанных в настоящем основном законе, эти государственные гласные выбывают и заменяются новыми; сверх того земская палата дополняется государственными гласными от губерний и городов, ранее не представленных. Не более чем в трехлетний срок земская палата должна быть обновлена, после чего статьи 35 и 37 настоящего основного закона вступают в полную силу.
Избирательный закон.
1. Распределение округов.
2. Срок выборов.
3. Избирательные списки.
4. Порядок выборов.
5. Издержки выборов.
6. Проверка полномочий.
7. Общие постановления.
I. Распределение избирательных округов.
1. Избрание народных представителей производится по избирательным округам, по одному представителю на каждый округ.
2. Деление губерний на избирательные округа производится по расчету 300 000 жителей наличного населения по последней государственной переписи на один избирательный округ. Губерния до 300 000 жителей состоит каждая из одного избирательного округа, губернии свыше 300 и до 500 тысяч жителей делятся каждая на два избирательных округа, свыше 500 и до 700 тысяч жителей – на три, 700-900 тыс. – на четыре и т.д. Избирательный округ не должен быть меньше 125 000 жителей, кроме случая, когда он состоит из целой губернии, и не должен быть более 300 000 тысяч. Города свыше 125 тысяч жителей выделяются для целей выборов из состава губерний и составляют один или несколько отдельных городских избирательных округов, образуемых на указанных для губерний основаниях. Распределение и установление избирательных округов производится в законодательном порядке.
II. Срок выборов.
4. Как общие, так и дополнительные выборы назначаются императорским указом.
5. Общие выборы должны происходить по всей России в один день, притом в воскресный, не ранее трех месяцев после опубликования указа.
6. В случае кассации выборов, смерти, сложения с себя или утраты полномочий отдельным народным представителем, дополнительные выборы назначаются на воскресный день, не ранее трех месяцев и не позднее шести месяцев с момента открытия вакансии. Если до производства назначенных дополнительных выборов будет распущена палата народных представителей, то дополнительные выборы отменяются.
7. Перебаллотировки производятся в воскресенье, через три недели после первоначальных выборов.
8. В случае, если какие-либо местные причины помешают производству выборов в каких-либо избирательных округах в назначенный день, то выборы в них происходят в следующее воскресенье.
III. Избирательные списки.
9. Ведение избирательных списков возлагается в городах на городские управы, вне городов—на уездные земские управы. В январе списки пересматриваются, дополняются и изменяются в соответствии с изменением состава населения. В списки включаются все жительствующие в данном городе или уезде русские граждане мужского пола, нелишенные избирательных прав, которым к 1 января текущего года исполнилось двадцать один год.
10. В список заносится: имя, отчество, фамилия, возраст, обстоятельства каждого избирателя, а также время его поселения в данном городе или уезде.
11. По назначении дня выборов, на основании общего поуездного или городского списка, составляются новые списки по избирательным участкам (ст. 16). Список каждого избирательного участка передается председателю его бюро (ст. 20), который принимает меры, чтобы одна или несколько копий со списка были сделаны не позднее, как за 4 недели до дня выборов, доступными для всеобщего ознакомления с ними.
12. Устные и письменные заявления о неправильностях списков принимаются в течение двух недель со дня их представления.
13. По проверке заявлений участковым избирательным бюро постановленные и мотивированные решения за подписью председателя бюро отмечаются на избирательном списке с уведомлением лиц, сделавших указания.
14. На решения участкового избирательного бюро могут быть приносимы жалобы мировым судьям или соответствующей судебной власти.
15. Списки в окончательном виде изготовляются не позднее чем за два дня до выборов.
IV. Порядок выборов.
16. Для производства выборов каждый избирательный округ делится на избирательные участки, не менее 25 избирателей и не более 500 в каждом.
17. В городах, выделенных в особые избирательные округа, подразделение избирательного округа на избирательные участки производится городскими, a в остальных местах губернскими земскими управами в течение месяца после созыва.
18. Приискание и приспособление помещений для выборов возлагается на участковые избирательные бюро. Выборы производятся по возможности в зданиях общественных учреждений, как-то: школах, камерах мировых судей и т. п.
19. Бюро, заведующее производством выборов в избирательном округе, состоит из председателя, секретаря и не менее чем двух других членов.
20. Бюро, заведующее производством выборов в избирательном участке, состоит из председателя, секретаря и не менее двух других членов.
21. Члены окружных избирательных бюро в городских избирательных округах назначаются городскими управами из числа избирателей того же или других избирательных округов; судьи и члены судов не могут входить в состав избирательного бюро. Члены участковых избирательных бюро назначаются из числа тех же лиц, городскими и уездными земскими управами, по принадлежности.
22. Обязанности членов избирательных бюро почетные и бесплатные.
23. Имена кандидатов в каждом избирательном округе за подписью не менее чем 10 предлагающих каждого из них избирателей того же округа должны быть сообщены председателю окружного избирательного бюро не менее чем за неделю до дня выборов. Председатель окружного бюро сообщает имена кандидатов с именами предлагающих их лиц председателям участковых избирательных бюро. Список кандидатов с именами предлагающих лиц должен быть выставлен в избирательном помещении каждого избирательного бюро.
24. Подача голосов в избирательных участках происходит с 10 часов утра до 8 часов вечера.
25. Перед началом выборов председатель участкового избирательного бюро осматривает избирательный ящик и показывает его всем присутствующим в месте, где производятся выборы.
26. Каждый избиратель, войдя в место производства выборов, называет себя, после чего на избирательном списке делается пометка о его явке. Ему дается конверт с казенной печатью. Он входит в одно из находящихся в месте выборов помещение, огороженное ширмами, где не должен присутствовать никто другой, кладет в конверт свою избирательную записку и затем, выйдя из-за ширм, подает ее в конверте председателю бюро. Тот на глазах его и всех присутствующих опускает закрытый конверт в избирательный ящик.
27. Избирательные записки должны быть написаны, гектографированы или напечатаны на белой бумаге. На них должно стоять имя одного из кандидатов, предложенных в данном избирательном округе. На записке, кроме имени, могут стоять: звание, профессия, адрес кандидата, но никакие другие надписи, замечания, приписки или отметки, или знаки на избирательном бюллетене не допускаются. Одно имя может быть зачеркнуто и заменено другим, третьим и т. д.
28. В 8 часов вечера начинается подсчет голосов и продолжается без перерыва.
29. Сначала производится общий подсчет конвертов и сверяется по избирательному списку с числом лиц, подавших голоса. Затем вынимаются из конвертов одна за другой записки и производится подсчет записанным на них именам.
30. Записки, не удовлетворяющие требованию ст. 27, признаются недействительными и подсчитываются особо.
31. Как подача голосов, так и подсчет их производится публично.
32. Во все время производства выборов в бюро налицо должно быть не менее трех членов, в том числе председатель или член, которому он передал свои обязанности, и секретарь или замещающий его член.
33. О ходе выборов ведется протокол, который подписывается всеми членами участкового избирательного бюро. Всякое устное или письменное заявление, сделанное избирателем по поводу замеченных им неправильностей, заносится в протокол.
34. По окончании подсчета голосов и после подписания протокола, протокол этот вместе с выборным листом, избирательным списком, заявленными письменными протестами и теми избирательными записками, против которых заявлены, препровождаются в избирательное бюро. Остальные бюллетени уничтожаются.
35. Окружное избирательное бюро заседает либо в помещении одного из участковых бюро, либо в специальном помещении.
36. Общий подсчет голосов на основании данных, доставленных участковыми избирательными бюро в окружное избирательное бюро, производится последним тотчас после выборов, в день, заблаговременно для этого назначенный председателем окружного избирательного бюро, но не позже чем через 10 дней после выбора.
37. Избранным признается лицо, за которое подано более половины всех записок, признанных действительными. Если ни на одном имени не сосредоточилось абсолютное большинство законно поданных голосов, то назначаются перебаллотировки в срок, указанный в ст. 7.
38. Результат голосования провозглашается председателем бюро во всеобщее сведение.
39. Правила ст. 31, 32 и 33 применяются и к заседаниям окружных избирательных бюро, в которых производится общий подсчет голосов.
40. Протокол заседания окружного избирательного бюро вместе со всем выборным производством препровождается в канцелярию верховного суда. Результат выборов с указанием числа голосов, поданных за каждого кандидата в отдельности, сообщается канцелярии палаты народных представителей.
41. Правила ст. 24-40 применяются и к перебаллотировкам. Избранным на перебаллотировке признается лицо, получившее абсолютное или относительное большинство законно поданных голосов.
V. Издержки выборов.
42. Заготовление бланков для избирательных списков и протоколов лежит на обязанности министра внутренних дел. Все остальные издержки по производству выборов падают на города и губернские земства по принадлежности.
VI. Кассация выборов.
43. Верховный суд проверяет правильность всех выборов, против которых имеются протесты, записанные в протокол или приложенные к протоколам участковых или окружных избирательных бюро. Народный представитель, избрание которого оспаривается, и все лица, заявившие протест против его избрания, оповещаются о времени проверки полномочий данного представителя и, в случае их явки в суд, должны быть выслушаны.
44. Народный представитель, пока его избрание не кассировано верховным судом, имеет право участвовать в заседаниях палаты народных представителей.
VII. Общие постановления.
45. Настоящий закон применяется ко всей Европейской и Азиатской России, кроме местностей, где вследствие крайней редкости населения производство выборов невозможно. Такими местностями признаются: Поморский, Кольский, Мезенский, Печорский уезды Архангельской губернии, Березовский и Сургутский уезды Тобольской губернии, Змеиногорский, Каниский и сев часть Томского уезда Томской губ., Туруханский уезд Енисейской губернии, Верхоянский, Колынский, Вилюйский, Олекминский уезды Якутской области, Анадырский, Гижигинский, Командорский, Охотский, Удский уезды Приморской области, остров Сахалин.
О выработке и приведении в действие основного государственного закона.
Единственным правильным путем к осуществлению программы, начертанной в изложенном проекте, мы считаем созыв учредительного собрания, свободно избранного всенародным, прямым, равным и тайным голосованием для выработки и приведения в действие основного государственного закона. Только в таком случае закон этот будет исходить из соответствующего его значению источника, из воли народа.
Мы оставляем открытым вопрос о том, при каких условиях совершится переход к новому строю и каким образом будет выработан и санкционирован порядок избрания в учредительное собрание. Все это зависит от временного сочетания обстоятельств и не поддается юридическим определениям.