Соборное Уложение 1607 года
СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1607 ГОДА
Лета 7115 марта в 9 день. Государь царь и великий князь Василий Ивановичь всеа Руси с отцом своим Гермогеном патриархом, со всемосвясченным собором и со своим царским сигклитом, слушав доклад Поместной избы бояр и дияков, что де переходом крестьян причинилися великиа кромолы, ябеды и насилия немосчным от сильных, чего де при царе Иване Васильевиче не было, потому что крестьяне выход имели вольный (выделено нами. – Сост.); а царь Феодор Иоаннович, по наговору Бориса Годунова, не слушая советов старейших бояр, выход крестьяном заказал и, у кого колико тогда крестьян где было, книги учинил, и после от того началися многие вражды, кромолы и тяжи; царь Борис Федоровичь, видя в народе волнение велие, те книги отставил и переход крестьяном дал, да не совсем, что судии не знали, како по тому суды вершити; и ныне чинятся в том великиа разпри и насилия, многим разорения и убивства смертные, и многие разбои и по путям граблениа содеяшася и содеваются. Сего ради приговорили есми и уложили по святым Вселенским Собором и по правилом святых отец.
Которые крестьяне от сего числа пред сим за 15 лет в книгах 101го году положены, и тем быть за теми, за кем писаны. А будет крестьяне вышли за кого инаго, и в том есть на крестьян тех или на тех, кто их держит, челобитье, и те дела не вершены, или кто сентебря по 1е число сего года будет бить челом, и тех крестьян отдавати по тем книгам с женами и детми, и со всеми их животы тем, за кем они писаны, до сроку Рожества Христова 116 году без пожилаго; а не отдаст кто на тот срок, ино на нем брати за приим и пожилое по сему Уложению.
А не было на которых крестьянех челобитья по сесь день, и сентября по 1е не будет, и тех после того не отдавати, а написати их в книги за тем, за кем они ныне живут. И впредь за пятнадцать лет о крестьянех суда не давати (выделено нами. – Сост.) и крестьян не вывозити.
А буде которые отныне, изза кого вышед, перейдут к иному кому бы то ни было, и тот, к кому придет, примет противо сего нашего Соборного Уложения, и у того, крестьянина взяв, перевести ему со всеми того крестьянина пожитки откуду он перебежал, а двор, если тот крестьянин строил, заплатити чего судит, а двора не возити; да с него же на царя государя за то, что принял противно уложениа, доправити 10 рублев: не принимай чужого; да с него же за пожилое тому, чей крестьянин, за двор за всякой год по три рубли, а за холостаго тоже на год по три рубли.
А придет к кому крестьянин наняться в работу на лето, или на зиму, или на весь год, а не семьею, и кто наймется не боле года, в том не винити за прием и пожилого не правити, потому что государь его сведом, где он живет.
А побежит женка, или вдова, или девка в чужую отчину и выдет замуж, и того крестьянина, который женится начужей женке, отдати тому, чья женка, со всеми его животы и з детми, кои от тоя беглыя родились; а буде у того крестьянина дети есть от первой жены, и до тех дела нет, с мачехою не отдавать; а буде они малы, то пустити с отцом, доколе коему минует от роду 15 лет.
А которые люди держат рабу до осмнадцати лет, а вдову молоду после мужа более дву лет, а парня холостого за 20 лет, а не женят и воли им не дают, и той вдове, или девке, или парню идти к казначею, а казначею, опытав о том, и доведут, что им те лета минули, а государь их не женит, ино тем дати отпускные, в Москве казначею, а в иных городех наместником и судиам. А будет государь их бить челом о краже или сносе, и ему в том отказати и суда не давати; не держи нежанатых над закон Божий и правила святых отец, де не умножится блуд и сквернодеяние в людех.
А которые после сего Уложениа крестьяне, или холоп, или раба побежит от своего государя и придет к иному, и государю искати своего холопа, и рабу, и крестьянина в пятнадцати летех, а за пятнадцать лет не искати и суда не давати.
А в городех наместником, воеводам, и судиам, и дьяком, и всяким приказным людем наведыватися во всем их въезде от старост и сотских и свясченников: нет ли где пришлых вновь? И где ему скажут, и ему оных брати и спрашивати накрепко: чей он, откуда и когда бежал, и где сколько жил, и не подговорил ли его кто? И буде скажет, кто его подговорил и доведет на него, и того подговорщика казнити торговою казнию и взять с него порука, что ему отвести того беглаго к его государю, да с него же взяти в казну пени десять рублев; а с приимщиков со всякого, кто его принимал и более седми дней держал, доправити в казну по десять рублев за двор и за одинаково мужика, а за бабу и за девку по 3 рубля за прием. А примут коего холопа, или крестьянина, или женку в царевы, и монастырские села, ино за прием имати на волостелех и на старосте, кто ту волость тогда ведал и пришлаго принял, а пожилые и за дворы имати на тех селех и волостях, а в городех на всех посадцких по сему Уложению. А которой наместник, или судия, или дияк, и инной приказной человек о пришлых в его уезде проведывати и сыскивати и допрашивать не будет, и за прием в денгах полготит, а доведут на него в том, и с него те денги доправити вдвое, и от дела отбросити, и впред ему ни у какова государева дела не быть.