Грамота в Тотьму воеводе А. И. Голочалову

ГРАМОТА В ТОТЬМУ ВОЕВОДЕ А. И. ГОЛОЧАЛОВУ И ПОДЬЯЧЕМУ Д. БОТАЛОВУ С ИЗЛОЖЕНИЕМ ПРИГОВОРА ЗЕМСКОГО СОБОРА О СБОРЕ ЗА 1616 Г. ПЯТОЙ ДЕНЬГИ
От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии на Тот[ь]му воеводе нашему Ондрию Ивановичю Голочалову да подьячему Дмитрею Боталову. Говорили есмя на соборе з богомольцы нашими, с митрополиты и с архиепискупы, и епискупы, и со всем освященным собором, и з бояры нашими, и с околничми, и [с] столники, и [с] стряпчими, и со всякими людми, и с московскими и всяких городов з гостьми, и с выборными с торговыми людми и советовали соборне о том, что нашы великие Росийские государства от пограничных недругов и от разорителей крестьянъских от полских и от литовских людей и от руских воров разорены, [и] ратные люди от многих безпрестанных служеб, стоя за нас великого государя и за истинную нашу православную християнскую веру, и за церкви Божий, и за все православное крестьянство, оскудали; а полской и литовской корол хвалитцо на Московское государство и на истинную нашу православную християнскую веру греческово закона и на всех православных християн конечным разорение; а дворяне и дети боярские, и стрелцы, и казаки, и всякие ратные люди без нашего жалован[ь]я служити не хотят и многие городы мечют, а из нашые казны пожаловат ратных людей, которые посылают на нашы службы против полских и литовских, и немецких людей, нечем. < …>
И нашых великих Росийских государств наши богомолцы, митрополиты и архиепискупы, и епискупы, и вес[ь] освященный собор, и бояре, и околничи, и столники, и стряпчие, и дворяне, и московские и всех городов гости, и выборные торговые люди меж собя о том советовали и думали по многие дни, как бы давным злодеем и раззорителем истинные нашые православъные християнские веры полским и литовским людем великого Росисково царствия всех православных християн в погублении и в посече[ние], и в разхищение не дати. И приговорили власти и вес[ь] освященный собор, и гости, и торговые всякие люди, которым стояти против полских и литовских людей за нас и за нашу истинную православную веру греческого закона и за святыя Божие церкви и за все православное християнъство, денег собрати с Москвы и со всех городов всех нашых великих Росийских государств с посадов и с уездов, и с нашых дворцовых сел, и с черных волостей, и с патрияршых, и с митрополичьих, и с архиепискупных, и с епискупных, и с монастырских, и з боярских, и з дворянских, и з диячих, и з закладчиков, и з захребетников, и со всяких приказных людей, которые и в городех, с вотчин и с поместьи сошные денги; а з гостей и с торговых, и со всяких посацких людей, и с протопопов, и с попов, и з дьяконов, и з дворцовых, и с конюшенных, и с рыбных со всяких слобот, и с хамовников, и с кадашевцов, и з барышей, и з бронников, и с каменщиков, и с тарханщиков, и со всяких слобод с торговых людей, чем хто ни торгует, чем хто ни буди, никого н[е] обходя, безо всякого вывету и отдатчи, взяти з животов денга [деньгами], а не товаром, вправду, не так, как в прошлых годех многие животы свои таили, збирати перед прошлыми годы с прибыл[ь]ю, для того что им пред прошлыми годы ныне приданы в збор всякие люди . < …>