Грамота Б. Хмельницкому о готовности принять Запорожское войско под свое покровительство (1649 г., июня 13)

ЦАРСКАЯ ГРАМОТА ГЕТМАНУ БОГДАНУ ХМЕЛЬНИЦКОМУ О ГОТОВНОСТИ ПРИНЯТЬ ЗАПОРОЖСКОЕ ВОЙСКО ПОД СВОЕ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО (1649 Г., ИЮНЯ 13)
Божиею милостью от великого государя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Русии самодержца, Владимерского, Московского, Новогородцкого, царя Казанского, царя Астраханского, царя Сибирского, государя Псковского и великого князя Тверского, Югорского, Пермского, Вяцкого, Болгарского и иных, государя и великого князя Новагорода Низовские земли, Резанского, Ростовского, Ярославского, Белозерского, Удорского, Обдорского, Кондинского и всея северные страны повелителя, и государя Иверские земли, Карталинских и Грузинских царей, и Кабардинские земли, Черкаских и Горских князей и иных многих государств государя и обладателя, от нашего царского величества Богдану Хмельницкому, гетману Войска Запорожского и всему Войску Запорожскому нашего царского величества милость и жалование.
В нынешнем во 157-м году июня в 5 день присылали к нам великому государю, к нашему царскому величеству, ты, гетман Войска Запорожского Богдан Хмельнитцкой, ото всего Войска Запорожского полковника Чигиринского Федора Вешняка з грамотою. А в грамоте своей к нам великому государю, к нашему царскому величеству, писали, чтоб нам великому государю вас пожаловать, в нашу царского величества милость приняти и поволити ратем нашим на неприятелей ваших наступати; а вы с своей стороны против их пойдете. И бьете челом нашему царскому величеству, чтоб нам, великому государю, вас, Войска Запорожского, от нашиє государские милости не отлучати и посланца б вашего нам, великому государю, велети отпустити, и вас и всю Русь под нашу государскую милость и оборону свою взяти; а вы все единодушно за наше царское величество готовы умирать. И мы, великий государь, наше царское величество, посланцу вашему, полковнику Федору Вешняку, наши царского величества очи велели видети и лист приняти вскоре, и речей его выслушали милостиво. И за твое гетманово и всего Войска Запорожского к нам великому государю, к нашему царскому величеству, доброе хотенье, что есте нашиє царского величества милости к себе желаете, и обещаетеся нам, великому государю, со всем Войском Запорожским служити, жалуем, милостиво похваляєм. А что писали естя к нам, чтоб нам, великому государю, велети ратем нашим на неприятелей ваших наступати, и о том от нас великого государя и наперед сего к тебе гетману в нашей царского величества грамоте писано, и ныне тож пишем, что у отца нашего, блаженные памяти у великого государя царя и великого князя Михайла Федоровича, всеа Руссии самодержца, у его царского величества и у нас великого государя, у нашего царского величества, славные памяти со Владиславом, королем полским, и с его наследники, короли полскими и великими князи литовскими, и с коруною Польскою и с великим княжеством Литовским ученено вечное докончанье, и их государскими душами крестным целованьем и грамотами и печатми на обе стороны утвержено. И нам великому государю за тем вечным докончаньем на Литовскую землю войною наступить и ратей наших послать и вечного докончанья нарушить немочно. А будет королевское величество тебя гетмана и все Войско Запорожское учинит свободных без нарушения вечного докончанья, и мы великий государь, наше царское величество, тебя гетмана и все Войско Запорожское пожалуем, под нашу царского величества высокую руку приняти велим. А посланца вашего, полковника Федора Вешняка, с товарыщы, мы, великий государь, пожаловав нашим царского величества жалованьем, велели отпустити к вам не задержав. Писан в государствия нашего дворе в царствующем граде Москве, лета от создания миру 7157-го, месяца июня 13-го дня.