Правая грамота Снетогорскому монастырю 1483 года

ПРАВАЯ ГРАМОТА СНЕТОГОРСКОМУ МОНАСТЫРЮ 1483 ГОДА
Перед господином Псковским Ярославом Васильевичем и перед посадники степенными, перед Левонтием Тимофеевичем и перед Степаном Максимовичем, и перед соцкими на сенех , стоя на суде, игумен Тарасей Богородицкой Снетные горы и все старцы Снетогорские сь Юрьем соцким, с старостою сь Егорьевским, да с Ортемом и с Ыльею, со всеми их сябры и с ыгуменом с Лаврентием Кузмодемьянским з Гремячие горы и со всеми старцы Кузмодемьянскими. А ркучи тако игумен Тарасей и все старцы Снетогорские: «Господин князь, и посадники, и соцкие; тому, господине, Юрью сотцкому, старосте Егорьевскому, и Ортему и Ильи и всем их сябром, игумену Лаврентию Кузмодемьянскому и всем старцом Кузмодемьянским пять чястей в Перерве реки, а нам, господине, шестая часть в Перерве реки, проезду деля; и нынечя, господине, Юрьи и Ортем и Илья и все сябры их, игумен Лаврентий и старцы Кузмодемьянские нас шестой части в Перерве реки лишают, а проезду нам не дадут; а у нас, господине, в той Перерве реки на шестую часть грамоты купчие». Да и положили грамоты купчие перед осподою .
И осподин князь псковской Ярослав Васильевич и посадники и сотцкие въспросили Юрья, и Ортема и Илью и всех сябров их, игумена Лаврентия и всех старцов Кузмодемьянских: «Отвечайте, почему вы игумена Тарасья и старцов Снетогорских в Перерве реки лишаете шестой доли, а проезда им не дадите». И Юрьи да Артем да Илья и все сябры их, игумен Лаврентей и старцы Кузмодемьянские, тако ркли: «То, господине, у нас не Перерва река, а в той реки у нас вода копаная, а вся вода наша. А игумену Тарасью и старцом Снетогорским в той воде у нас шестое части нет, и мы им потому и проезда не дадим». Да положили и свои грамоты перед осподою.
И господин князь псковский, Ярослав Васильевич, и посадники и сотцкие, прочет перед собою обои грамоты, и дали грамоты Климяты сотцкому, да послали княжого боярина Михаила Чета да и Климету Семеновича сотцкого тое воды в Перерве реке досмотрети. И княжой боярин Михаил о да Климета сотцкой тое воды досмотрели, да и на луб выписали , и перед осподою положыли, да и велись по лубу. И князь псковской Ярослав Васильевич и посадники степенные и сотцкие вспросили обоих с обою сторон: «Снимаете ли с межников межничьства?» . И обои исцы тако ркли: «Снимаем, господине». И господин князь и посадники и сотцкие вспросили игумена Тарасья и старцов Снетогорских: «Есть ли у вас стариков кто, кому то ведомо, что вам в Перерве реке шестая часть, проезда деля». И игумен Тарасей и старцы Снетогорские воименовали старика Терентия Кудатова: тому ведомо, что нам шестая часть есть, проезду деля, в Перерве реки; на того и послалися. А Юрьи да Ортем да Илья и все сябры их и игумена Лаврентий и старцы Кузмодемьянские того же старика воименовали Терентия Кудатова. И послались обои (ис)цы на одного старика.
И господин князь псковской и посадники и сотцкие велели перед собою поставити Терентия Кудатова. И Терентей, став перед осподою, тако рек: «В той, господине, Перерви реки Юрью и Ортему да Ильи и всем сябром их и игумену Лаврентию Кузмодемьянскому и старцом пять частей, а игумену Тарасью Богородицкому и старцом Снетогорским в Перерве реки шестая часть, проезда деля; то мне, господине, ведомо». И по тому князь псковский Ярослав Васильевич и посадники степенные Левонтей Тимофеевичь и Степан Максимовичь и сотские игумена Тарасья Богородицкого и всех старцев Снетогорских в шестом части в Перерве реки у проезду оправихом , а Юрья сотцкого старосту, старосту Егорьевского и Ортема да Илью, и всех сябров, игумена Лаврентия и старцов Кузмодемьянских з Гремячей горы повинихом; и дахом игумену Тарасию Богородицкому и всем старцом Снетные горы грамоту правую, по псковской пошлины, в Перерве реки на шестую часть на проезд. Да и послал господин князь Ярослав Васильевич и посадники степенные и сотцкие княжого боярина Михаила Чета да Клименту сотцкого с Терентием стариком в Перерве реки шестой чясти выделити на проезд игумену Тарасью и старцом Снетогорским. И того старик Терентей, со княжим боярином и сотцким в Перерве реки отделили от Рожитецькой стороны игумену Тарасью и старцом Снетогорским шестая чясть на проезд. А потом о том тяжи не быти. А грамоту правую писал дияк Ивашко Микитин в лете 6991 месяца июня в 11 день.