Из Хроники Адама Бременского «Деяния архиепископов…», XI в.

ИЗ ХРОНИКИ АДАМА БРЕМЕНСКОГО
«ДЕЯНИЯ АРХИЕПИСКОПОВ ГАМБУРГСКОЙ ЦЕРКВИ», XI В.
Вставка 14. Первыми за рекой Одер живут помераны , далее поляне , которые с одной стороны граничат с пруссами , с другой – с богемами, с востока – с руссами (Ruzzos) .
II.22. От того города затем переправляются после короткого перехода на веслах к городу Димину , который находится в устье реки Пеана, где живут руны . Оттуда отправляются в страну Семланд , которой владеют пруссы. Путь таков, что ты доберется по суше от Хаммабурга или от реки Альбин до города Юмно за семь дней, а если морем, то должен сесть на корабль от Слязвига (Sliaswig) или Альдинбурга , чтобы добраться до Юмно. От этого города, под парусами, после четырнадцатидневного перехода прибудешь в Острогард Руссии. Ее столицей является город Chive, соревнующийся с константинопольским скипетром, славнейшим украшением Греции.
Вставка 17. Марахи – славянские народы, которые находятся к востоку от богемов; вокруг них находятся померане и поляне, затем унгры и наиболее жестокое племя песцинаги , которые питаются человеческим мясом.
Вставка 24. Болеслав , христианнейший король, в союзе с Оттоном III подчинил всю Склавию, Руссию и пруссов, от которых претерпел святой Адальберт, чьи останки Болеслав перевез тогда в Полонию.
II.39. Олаф был христианнейший король свеонов, он взял в жены из ободритов славянскую девушку по имени Естред. От нее родились сын Яков и дочь Инград, которую святой король Руссии Герцлеф взял в супруги.
II.53. Брат Адельрада Эдмунд , муж воинственный, был отравлен в угоду победителю; его сыновья были осуждены на изгнание в Руссию.< …>
III. 17. В Нортманнии также происходили великие дела в то время, когда король Харольд превзошел своей жестокостью все безумия тиранов. Много церквей было разрушено этим мужем, много христиан предано мучительной казни. Был он муж могущественный, славный победами и ранее выиграл много сражений против варваров в Греции и в скифских областях. Вернувшись на родину, он, молния севера и роковое зло для всех датских островов, не знал покоя от войн. Этот муж опустошил все приморские области склавов, он подчинил своему господину Оркадские острова , распространил свою кровавую власть до Исландии.< …>
IV. 10. Теперь же, поскольку представился удобный случай, кажется уместным сказать что-нибудь о природе Балтийского моря. (Вставка 116). Я уже упомянул об этом море ранее в деяниях епископа Адальдаго по сочинениям Эйнхарда, а теперь применяю способ объяснения, излагая к сведению наших более подробно то, о чем он сказал кратко. «Некий залив, – говорит он, – простирается от Западного океана на восток». Этот залив называется местными жителями Балтийским, поскольку он тянется наподобие пояса на большое пространство через скифские области до Греции ; оно же называется море варваров или Скифское море по названию варварских племен, земли которых оно омывает.
Вставка 116. Восточное море, или море варваров, или Скифское море, или Балтийское море есть одно и то же море которое Марциан и древние римляне называют Скифскими, или Меотийскими болотами, или пустынями гетов, или скифским побережьем. Итак, это море, вторгаясь между Данией и Норвегией от западного океана, простирается на восток на неизвестное расстояние.
IV.11. Даны же утверждают, что длина этого моря многими была проверена на опыте: при попутном ветре некоторые из Дании доходили в Острогард Руссии за один месяц.
Вставка 120. Русия называется варварскими данами Острогардом потому, что находясь на востоке, она, подобно орошенному саду, изобилует всеми благами. Она также называется Хунгард, так как там первоначально было местопребывание гунов .
IV. 13. Итак, первыми по отношению к нам у устья названного выше залива на южном берегу вплоть до озера Слия живут даны, которые называются юдды . Затем начинаются пределы Гамбургской церкви, которые тянутся на большое расстояние через приморские племена склавов вплоть до реки Пане; там находится граница нашего диоцеза. Затем вплоть до реки Одер имеют место жительства вильцы и лютичи . Нам известно, что за Одером живут помераны, затем простирается обширнейшая страна полян, граница которой соприкасается, как говорят, с царством Руссии. Это самая далекая и самая большая область винулов (Winulorum) , которая и кладет предел тому заливу.
IV.14. Если возвращаться с севера к устью Балтийского моря, первыми встречаются нортманны, затем выступает Скония, область данов, над ней на обширных пространствах обитают готы вплоть до Бирки . Затем на значительной территории царят свеоны вплоть до земли женщин. Над ними, как говорят, живут виззи (Wizzi), мирри, лами, скути и турки (Turci) вплоть до Руссии. В ней опять-таки кончается то море. Итак, берегом того моря с юга завладели славяне (Sclavi), с севера – сведы.
IV.18. Мы узнали, что из тех островов, которые лежат у страны склавов, наиболее примечательных три. Первый из них называется Фембре. Он расположен напротив вагров, так что его можно видеть из Альдинбурга точно так же, как и тот, который называется Лаланд. Второй расположен против вильцов; владеют им раны или руны, наиболее храбрый народ из склавов. Есть закон: без их мнения никакое общественное дело не выполнять, так их боятся вследствие их дружеских отношений с богами или, вернее говоря, демонами, которым они воздают большее поклонение, чем другие. Итак, оба эти острова полны пиратов и жесточайших разбойников, которые не щадят никого из проезжающих мимо них. Ведь они убивают всех, которых другие имеют обыкновение продавать. Третий тот, который называется Семланд, соседний с руссами или полонами; (Вставка 122) его населяют сембы или пруссы, наиболее человечные люди. Они устремляются навстречу, чтобы помочь тем, которые подвергаются опасности на море или кого преследуют пираты. Они совсем не ценят золото и серебро, у них много неизвестных мехов, запах которых доставил губительный яд высокомерия в наши земли, а они относятся к мехам, как к навозу, к нашему, я думаю, осуждению, тогда как мы всеми правдами и неправдами стремимся к шкурке куницы как к величайшему блаженству. < …>
Вставка 122. Гораций в своих лирических стихотворениях так пишет к похвале этих народов: «Степные, – говорит он, – скифы и суровые геты живут лучше; их телеги тянут кочующие дома, и им угодна не более чем годичная обработка поля. Большим приданым считается доблесть родителей; совершать проступок не позволено, расплата за него – смерть». Так еще и по сей день живут турки (Turci), которые находятся недалеко от руссов, и остальные народы Скифии.
IV.19. На этом море есть другие многочисленные острова, все полные свирепых варваров, и по этой причине мореплаватели их избегают. Говорят, что вблизи от этих берегов Балтийского моря находятся амазонки, почему и называется теперь «земля женщин». Говорят некоторые, что они зачинают детей, проглотив глоток воды. Говорят также, что они становятся беременными от проезжих купцов или от тех, которые находятся у них в плену, или от тех уродов, которые там нередко встречаются, и это, я думаю, более достойно веры. И когда дело доходит до родов, то мужского пола рождаются песьеголовые, а женского – прекраснейшие женщины. Проживая вместе, они отвергают браки с мужчинами, и если те к ним прибывают, они стойко от себя прогоняют. Песьеголовые – те, которые имеют голову на груди. В Руссии их часто видят взятыми в плен, и они лают словами. Там есть также те, которые называются аланы , или албаны , которые на их языке называются Wizzi, жесточайшие амброны . (Вставка 124). Они рождаются с седыми волосами. О них упоминает писатель Солин . Их родину защищают собаки; если когда-либо приходится сражаться, они выстраивают из собак боевую линию. Там находятся бледные люди, зеленые и высокорослые, то есть длинные, которые называются хусы (Husi); наконец те, которые называются антропофаги и питаются они человеческим мясом.< …>
Вставка 124. Они называются на их языке вильцы (Wilzi), жесточайшие амброны.< …>
Вставка 126. От Сконии данов мореплаватели совершают путь до Бирки за пять дней, от Бирки подобным образом твой путь по морю до Руссии – пять дней .