Смута XIV века
Смута 60-70-х годов XIV века
Ильнур Миргалеев
Смута 60-70-х годов XIV века была одной из самых продолжительных, но в этот период претенденты в отличие от XV века боролись между собой не за свой юрт, а за контроль над столицей. Этот период в истории Золотой Орды является одним из самых дискуссионных тем для историков и продолжает интересовать специалистов.
К середине XIV века чингизидские государства вступили в полосу политической и экономической нестабильности. Борьба между многочисленными отпрысками золотого рода за власть только усиливалась. Вокруг претендентов на высшую власть начали возникать сильные группировки из влиятельных эмиров. Чингизиды в борьбе за власть уничтожали своих братьев семьями. Уже внуки Чингиз-хана начали истреблять друг друга – чего стоят только разгром семей Угэдэя и Чагатая Джучидско-Тулуйидским союзом. К укоренившимся политическим вызовам добавлялись и экономические проблемы, эпидемии и климатологические изменения. Практически за несколько десятилетий политические границы срединной Евразии сильно изменились. Происходил упадок и ликвидация старых экономических и политических центров. Все эти политические изменения негативно влияли на трансазиатскую и на трансконтинентальную торговлю, связывающую крайний Восток Азии с Западной Европой и Северной Африкой. А кризис трансконтинентальной торговли отрицательно сказывается и на внутренней торговле, привнося тем самым нестабильность и в среду всего населения.
Маршрут трансконтинентальной торговли проходил через территорию многих государств. Поэтому понятно, что неустойчивая политическая обстановка в одном государстве отрицательно влияла на всю мировую торговлю. А это, в свою очередь, порождало и социально углубляло политический кризис и в других государствах. Потому что от торговли зависели не только ремесленники и купцы, но и все слои населения. А если учесть тот факт, что население Золотой Орды, особенно центральных районов, было глубоко вовлечено в товарно-денежные отношения, то легко представить, как проблемы с перебоями движения товаров могли повлиять на всю страну.
Все же нестабильность в государствах XIV века, где правили Чингизиды, была вызвана политическими мотивами. Это и борьба отдельных линий правящей династии за престол, вмешательство двора и отдельных эмиров в дела страны и избрание главы государства, усиление областных правителей и сепаратизм среди них; это, наконец, борьба коренных жителей против завоевателей (например в империи Юань) и войны между этими государственными образованиями.
В Золотой Орде население было более однородным, основная часть населения разговаривала на тюрко-татарском языке и исповедовало ислам. Однако в Золотой Орде в отличие от остальных чингизидских государств было много представителей золотого рода – потомков многочисленных сыновей Джучи (источники говорят о 40 сыновьях, но достоверно известно о 15 сыновьях Джучи [более подробно см.: 5, с. 60]). В итоге остались представители двух линий: Тукайтимуриды и Шибаниды (остальные линии если и остались, например Ордуиды, то их было мало, да и вопрос о наличии других ветвей Джучидов дискуссионный).
Также в Золотой Орде двор при хане все больше усиливался, и эмиры (особенно аталыки-воспитатели [более подробно см.: 16, с. 93]), приближенные к хану, имели влияние как на самого хана, так и на принятие различных решений государственной важности. Естественно, при такой обстановке для нормального функционирования власти во главе государства должен был находиться сильный правитель. Как показала смута 60-70-х годов XIV века, в Золотой Орде хан для удержания своей власти должен был еще опираться и на сильных эмиров, которые при удобном случае могли прибрать к рукам фактическую власть, что произошло в случае с Мамаем и Идегеем.
К середине XIV века Чагатайский улус в Средней Азии окончательно распался на самостоятельные владения: Моголистан и Мавераннахр [11, с. 217]. В державе Хула-гуидов практически прекратился правящий род Хулагу, в итоге она распалась на несколько частей, враждующих между собой [10, с. 245]. На протяжении середины XIV века в Китае происходили крупные антимонгольские восстания, приведшие в 1368 году к падению Юаньской династии [15, с. 129-132]. В Делийском султанате эмиры вели войны между собой и с султаном [1, с. 71–74]. Вся эта ситуация, сложившаяся в вышеперечисленных государствах, которые активно участвовали в мировой торговле, неблагоприятно отразилась на караванной торговле, северный маршрут которой проходил по всей территории Улуса Джучи. Конечно же, начавшийся упадок в караванной торговле сильно ударил по государственной казне.
Однако большим толчком к смуте было прекращение правящего рода Батуидов; как известно, прямые потомки были ликвидированы ханом Бердибеком [13, с. 129, 211, 214]: «убивал он своих родственников и огланов своих в страхе, что оспорят они ханство у него» [14, с. 108] – так историческая память нижневолжских татар, зафиксированная в середине XVI века, передает этот поворотный момент в судьбе золотоордынского государства. Но центральная власть была все еще сильна; то, что и при такой ситуации она продолжала функционировать, конечно, было плодом политических реформ Мухаммед Узбек-хана. Но постепенно претендентов на сарайский трон становилось все больше и больше. Ханы, которые правили после Бердибека, пытались ликвидировать своих конкурентов, прекратить смуту и распад государства, что и было сделано в последующем Токтамышем.
За время смуты претендентов было много, по данным источников, мы знаем о 23 ханах [12, с. 390-391, 406; 13, с. 106, 130, 146, 207]. По нумизматическим данным, возможно, их было немного больше, но нумизматические источники еще ждут более серьезных исследований, а высказанные версии нумизматов требуют более детальных проработок, включая и поштемпельные анализы, и корреляцию с другими видами источников.
Согласно данным русских хроник, «Великая замятня» – так русские назвали эту смуту – началась после хана Темир-ходжи, во время которого поднял мятеж эмир Мамай: «Темирхожа сяд на царство на 4 день, а на 7 день царства его темникъ Мамай замяте всемъ царством его, и быстъ велик мятеж въ Орде» [6, с. 11]; и на политическую сцену вышло сразу несколько претендентов – таких как Абдуллах, Кильдибек и Мурат [8, с. 327].
Эмиры Сарая после выступления Мамая уже потеряли контроль над страной, в дела избрания хана вмешались и другие, не менее сильные эмиры областей. В последующем татарские эмиры разделились условно на два лагеря – на сторонников «хана Мамая» и правителей Левого крыла (Кок Орды). В борьбе также активно участвовали Шибаниды и сарайские эмиры.
После хана Бердибека недолго правили Кульна, Науруз, Хызр, Темир-ходжа, Орду-мелик, Кильдибек, Мурат, Абдуллах, а дальше уже появились одновременно несколько претендентов [более подробно см.: 3, с. 22-43]. С начала 60-х годов вплоть до появления Токтамыша главную роль начал играть эмир Мамай, при этом левое крыло до Урус-хана в дела столицы не вмешивалось: только царевичи из Левого крыла были среди активных претендентов на высшую власть.
Мамай не принадлежал к роду Чингизидов, но при хане Бердибеке занимал должность беклярибека и был женат на дочери хана [12, с. 389]. Он признал первых ханов вплоть до Кильдибека и, по сути, согласился, что последний – «сын Джанибека». Он выступил против хана Мурата [7, с. 233] и изгнал его из столицы, так как последний был настроен против эмиров Ак Орды. Мамай объявил ханом некоего Абдуллаха, скорее всего, из рода Бату, но не по линии хана Узбека.
Между многочисленными претендентами за овладение Сараем развернулась ожесточенное противостояние. Абдуллах также долго не смог удержаться в столице. В Сарае поочередно ханствовали Мир-Булат, Азиз-шейх, Тулунбек-ханум, Урус, Каганбек. Мамай несколько раз захватывал столицу, но ненадолго. По сути дела, столица превратилась в своего рода буферную зону, и объявление хана в Сарае еще ничего не означало. В 1370 году Мамай заменил Абдуллаха на Мухаммед-Булака [9, с. 86]. После Мухаммед-Булака Мамай правил от имени своей жены Тулунбек-ханум [2, с. 476], которая была дочерью хана Бердибека [12, с. 389] .
Среди претендентов, которые смогли заявить о себе, например, захватом столицы, чеканкой монет, были еще такие, как Хаджи-Черкес, Каганбек, Урус, Арабшах. Как известно, смута прекратилась с воцарением хана Токтамыша, который к 1380 году восстановил политическую стабильность на всей территории Улуса Джучи.
Начиная с середины 70-х годов XIV века в среде татарских эмиров обновилась сама идеология объединения Улуса Джучи – возвышения Золотой Орды как во времена хана Узбека. Более того, эта идеология привела к тому, что за населением Левого крыла укрепилось наименование узбеки. Прежние ханы дома Бату, как бы ни были популярны и авторитетны, не оставили прямых потомков. В Ак Орде (в основной части Улуса Джучи) не было сильных джучидских родов. Во всяком случае, они не известны по источникам.
Кок-ордынские царевичи и Шибаниды имели полное право стать во главе Улуса Джучи, и поэтому сарайские эмиры и эмиры других городов Поволжья готовы были поддержать потомков других сыновей Джучи. Такая идеология начала отбивать сторонников у Мамая.
И Мамай, и сарайские эмиры, и правители Левого крыла и улуса Шибанидов хотели объединения страны. Правитель Кок Орды Урус-хан также «хотел соединить оба улуса» [13, с. 211]. Идеологию возвращения Золотой Орды к «золотым временам» периода Узбек-хана последовательно распространял и будущий Токтамыш-хан, подняв «знамя возвышения» [13, с. 191]. В «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи говорится, что, так как «по милости божьей заметен был в особе Токтамыш-оглана царственный фарр, то нукеры Урус-хана и другие люди невольно склонялись к этому названному оглану» [14, с. 113–114]. В 70-х годах он был среди претендентов на власть, но пока неудачно. После одного из поражений зимой 1378 года он скрывался у Аксак Тимура [более подробно см.: 3, с. 54-55], который помог ему вернутся в Дешт-и Кипчак. Но союзниками они никогда не были.
Как только Токтамыш пришел к власти, золотоордынские эмиры «явились сами и покорно стали нукерами … В городе Сарае не было ни хана, ни султана … Токтамыш, прочитав хутбу на свое имя, стал ханом» [14, с. 118]. Ал-Аскалани сообщает, что «в 782 г.х. овладел землями Дешта Чингизид Токтамышхан и был убит хан, процарствовавший (там) 20 лет» [12, с. 452]. Токтамыш на востоке страны победил Урус-хана и его сыновей, на западе было покончено и с Мамаем [4, с. 191]. Так прекратилась политическая смута 60– 70-х годов XIV века. Но она стала и предвестником будущих больших потрясений.
1. Ашрафян К.З. Делийский султанат: К истории экономического строя и общественных отношений /XIII–XIV вв./ М.: Изд-во вост. лит-ры, 1960.256 с.
2. Марков А.К. Инвентарный каталог мусульманских монет Императорского Эрмитажа. Спб.: типолитография Н.Зейфертъ, 1896. 880 с.
3. Миргалеев И.М. Политическая история Золотой Орды периода правления Токтамыш-хана. Казань: Алма-Лит, 2003. 164 с.
4. Миргалеев И.М. «Черный человек» Мамай // Мамай. Опыт историографической антологии. Сборник научных трудов / Под ред. В.В.Трепавлова, И.М.Миргалеева. Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2010. С. 183-197.
5. Миргалеев И.М. «Шуаб-и панджгана» Рашид ад-дина: перспективы изучения // Золотоордынское обозрение. 2013. № 1. С. 57-64.
6. ПСРЛ. Том 8. Продолжение летописи по воскресенскому списку. Спб.: тип. Э. Праца, 1859.303 с.
7. ПСРЛ. Том 9–10. Летописный сборникъ, именуемый патриаршею или никоновскую летописью. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1965. 500 с.
8. ПСРЛ. Том 27. Никаноровская летопись. Сокращенные летописные своды конца XV века. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. 419 с.
9. ПСРЛ. Том 33. Холмогорская летопись. Двинский летописец. Л.: Наука, 1977.252 с.
10. Петрушевский И.П. Иран и Азербайджан под властью Хулагуидов /1256–1353/ // Татаро-монголы в Азии и Европе. М.: Наука, 1970. С. 222-254.
11. Строева Л.В. Борьба кочевой и оседлой знати в Чагатайском государстве в первой половине XIV в. // Памяти академика И.Ю. Крачковского. Л.: Изд-во ЛГУ, 1958. С. 206-220.
12. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся къ истории Золотой Орды. Извлечения из сочинений арабскихъ. Том I. Спб.: тип-я Имп. Акад. наук, 1884. 564 с.
13. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Том II. Извлечения из персидских сочинений собранные В.Г.Тизенгаузеном и обработанные А.А.Ромаскевичем и С.Л.Волиным. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. 308 с.
14. Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. Пер. В.П.Юдина. Алма-Ата: Гылым, 1992.296 с.
15. Чулууны Далай. Монголия в XIII-XIV вв. / Пер. П.Нихлая. М.: Наука, 1983. 232 с. Mirgaleev I.M. The Islamization of the Golden Horde: New Data // Золотоордынское
обозрение. 2016. №1. Р. 89-101.