Попытки возрождения Золотой Орды

Попытки возрождения Золотой Орды в конце XIV – начале XV в.

Ильнур Миргалеев

В 1380 году Токтамыш-хан сумел взять под свой контроль весь Улус Джучи и сразу же запустил реформы [более подробно см.: 7, с. 63-84], прежде всего экономические. По ходу его борьбы за власть попутно решался вопрос будущего престолонаследия: теперь власть должна была принадлежать Тукайтимуридам. Была объявлена политическая доктрина – величия Золотой Орды и джучидской династии. Объединение страны Токтамыш-ханом надо рассматривать как политику джучидской аристократии вернуть Золотую Орду к благополучным временам Узбека и Джанибека. Популярность Токтамыша показывает, что он имел такую государственную идеологию, которая отвечала интересам золотоордынского общества.
Во времена смуты территория, политические институты и армия были разделены между улусными эмирами. Прежде всего, власть была сконцентрирована в руках Мамая, правителей Левого крыла (Кок Орды) и улуса Шибанидов. Теперь Токтамыш объединил всю страну и немедленно приступил к установлению порядка в стране. Токтамыш смог предложить всему обществу Улуса Джучи идеологию единства и величия страны. Судя по проведенным реформам и по ведению внешней и внутренней политики, Токтамыш и его сторонники имели хорошо разработанную программу восстановления порядка в стране. Токтамыш после того, как подчинил себе правителей пограничных областей, «тех из них, кого он нашел пригодным оставить при себе, удержал, тех, которых нашел пригодным для охраны этих границ, вернул обратно, а тех, которые не соответствовали его пользе, уничтожил» [30, с. 132-133]. У Токтамыша «был заметен царственный фарр» [31, с. 113-114] и то, что был он способным, храбрым и справедливым правителем [30, с. 132, 135]. Народ устал от смуты, поэтому призыв восстановить политическую стабильность и вернуть страну к благополучным временам Узбека и Джанибека нашел живой отклик, и в итоге оказалось, что «весь улус Джучиев требует Токтамыш хана» [30, с. 150].
Еще в 70-х годах во время смуты Токтамыш, обращаясь к Каганбеку, говорит, «что черный человек, Мамай, незаконно захватил власть в Ак Орде» [31, с. 117]. Одной из главных программ Токтамыша было восстановление власти джучидской династии на всей территории Улуса Джучи. Как в свое время и Узбек-хан завещал, чтобы человек черной кости не стал во главе государства, так и Токтамыш апеллировал к своему великому предшественнику и своему кумиру. Поэтому его стали поддерживать все больше и больше эмиров, огланов, к нему «стали направляться непрерывно отряд за отрядом и в непродолжительное время к нему присоединилась масса людей» [30, с. 131-132]. После победы над своими противниками «блеск царства и владычества Токтамыш хана с каждым днем усиливался» [30, с. 152], и «он поднял знамя возвышения» [30, с. 191].
Большая часть элиты и народа активно поддерживала политику Токтамыш-хана и хотела централизовать управление страной, так как улусная система управления во время смуты показала свою опасность для целостности государства. При слабости центральной власти улусам открывалась возможность к сепаратизму, что и было продемонстрировано улусными эмирами во время смуты.
Противники власти Токтамыша выступили против этой политики и хотели сохранить прежнюю улусную систему. Основные представители этой группы названы в письме Токтамыш-хана к Ягайлу [3, с. 16,21, 37].
Среди сторонников и противников Токтамыша были представители одних и тех же родов. Например, брат Идегея – Иса-бек – был одним из видных сторонников Токтамыша, а Идегей – противником. Все это показывает, что идеология Токтамыша была принята не всеми. Судя по всему, причиной этому была именно его внутренняя политика по ограничению власти улусных эмиров и правящих родов.
Кроме упорядочения внутренней жизни государства Токтамыш вел и активную внешнюю политику. Во внешней политике Токтамыш преследовал цель вернуть Золотую Орду в международную жизнь. На западе Литва и Молдавское княжество стали сателлитами Золотой Орды, также были установлены дружественные отношения с мамлюками [1, с. 15] и с государством османов в западной Анатолии [34, с. 610]. Токтамыш установил дружественные отношения со всеми соседними государствами, в том числе и с закавказскими государствами и с Моголистаном. С разрушением чингизидских государств нужно было упорядочить торговые пути. Для бесперебойного функционирования северного маршрута Шелкового пути, который проходил через территорию Золотой Орды, необходимо было восстановить присутствие татарской власти и на границе, и в соседних странах. Однако на границах образовались новые силы. Прежде всего была серьезная попытка усилить южный маршрут Шелкового пути. Создавалось мощное государство Тимуридов, которое выходило за рамки границ бывшего Чагатайского улуса, так как Тимур претендовал на золотоордынский Хорезм, в итоге ставший причиной его вражды с Токтамышем [29, с. 456]. Также Тимур начал претендовать на земли дома Хулагу, что привело к открытому противостоянию с Токтамышем. В 1385 году сталкиваются интересы Токтамыша и Тимура на северо-западе Ирана.
Активная завоевательная экспансия Аксак Тимура, естественно, заставила Токтамыша принять меры по защите интересов своего государства. Он избрал активную оборону, заключавшуюся в создании военных блоков и в завоевании буферных государств с целью не дать Тимуру взять «в клещи» территорию Золотой Орды. Хотя в противостоянии Токтамыша с Тимуром какое-то место занимает и психологический вопрос, заключавшийся в личном, отрицательном отношении, но главная причина антогонизма была обусловлена политическими и экономическими аспектами.
Контроль Тимура над Средней Азией и Ираном приводил к тому, что южный маршрут стал более выгодным для трансконтинентальной торговли. Расширение империи Тимура в западном и в северном направлениях также разрушало баланс сил, которые исторически сложились не в пользу появления нового государства, типа империи Хорезмшахов до чингизовской эпохи. Поэтому Токтамыш во внешней политике обращался также и к идеологии объединения «чингизидского мира» под его управлением. А себя он в отличие от своих предшественников позиционировал больше потомком Чингиз-хана, нежели джучидом. Это было также и противостояние идеологическое, как во времена борьбы со смутой внутри Золотой Орды: теперь на международной арене Токтамыш боролся с представителем «черной кости» – с эмиром Тимуром, который незаконно претендовал на чингизидское наследие, на дома Чагатая и Хулагу. Такая политика приносила свои результаты, и во время его войны с Тимуром целые области Ирана объявляли своим правителем именно Токтамыша и читали хутбу на его имя, как законного правителя-Чингизида. Также и правители Могулистана и иранских областей откликнулись на его политику.
В 1385 году Токтамыш и правитель Тебриза Ахмед Джелаири заключили договор о дружбе [28, с. 360]; однако не успели они заключить договор, как Ахмед Джелаири был разгромлен Тимуром. Токтамыш решил действовать и взять под свой контроль Закавказские территории государства Джелаиридов [9, л. 357]. В подчинение к Золотой Орде попал и Ширван [11, с. 60]. Золотой Орде подчинялись такие города, как Шемаха, Шаберань, Махмудабад, Гуштаспи, Баку [4, с. 484-487; 10, с. 59; 11, с. 45, 74; 27, с. 319, 322-326; 32, с. 157, 163, 165, 166, 173; 33, с. 337-338].
Татарское войско взяло под свой контроль северные области Джелаиридского государства и город Тебриз [2, с. 88; 28, с. 360; 30, с. 97, 109, 151] Токтамыш «ограбил многие земли, разрушил города и земли, но и частично восстановил их для себя … закончив весь этот грабеж, особенно в землях, принадлежащих Тамурбеку (Тотамих) (Токтамыш – Авт.), возвратился в Тарталию» [28, с. 340].
Токтамыш взял под свой контроль ту территорию государства Джелаиридов, которая не была еще завоевана Тимуром. А ту территорию, которую уже успел захватить среднеазиатский эмир, он опустошил. Все это показывает, что поход татарского войска в Закавказье был направлен на недопущение Тимура к собственно границам Золотой Орды. А специальный грабеж земель, подконтрольных эмиру Тимуру, показывает, что Токтамыш уже действовал как противник экспансионистской политики Тамерлана.
Однако после того, как татарская армия ушла, Тимур напал на Тебриз и Нахичевань [2, с. 88; 29, с. 392]. Безусловно, нападение Тимура на Тебриз не осталось без внимания Токтамыша. Немедленно было отправлено войско, которое дошло до реки Самур, но было разбито войсками Тимура [30, с. 110]. Но Тимур не хотел усугублять свое отношение с Золотой Ордой и отпустил пленных. Он все же отвоевал у Токтамыша территорию Джелаиридов и дошел вплоть до границ Ширвана.
Эмир Тимур вел двойную политику и заявил через послов, что между ним и Токтамышем существует договоренность и что не надо «будить смуту» «из-за нескольких дураков» [30, с. 110, 152-153], под которыми подразумевался Ахмед Джелаири; эмир Тимур показывал этим, что он якобы воюет только с Джелаиридами. После этого Тимур продолжил войну с Ахмедом Джелаири, а также захватил Грузию, которая была в дружественных отношениях с Золотой Ордой.
Токтамыш решил не оставлять без внимания такую наглость Тимура. Судя по всему, была выработана программа действий против экспансионистской политики Тимура и не допущения его армии на собственную территорию Золотой Орды. Для этого он начал расширять своих союзников и сколачивать антитимуровскую коалицию с другими государствами [29, с. 457].
Токтамыш решил открыть еще один фронт – уже в Средней Азии, ближе к сердцу империи Тимура. Для этого он заключил договор с эмиром Могулистана Камарадди-ном. В 1387 году в этом направлении стороны перешли к открытому противостоянию [30, с. 98]. Войско Токтамыша, взяв Ташкент, Карши и ряд других городов, начало осаду Бухары и столицы Тимура – Самарканда [30, с. 154]. Однако Тимур смог собрать большие силы и дать отпор, войско союзников было вынуждено отступить. Тимур преследовал их до золотоордынского Хорезма и разрушил Ургенч (современный Куня-Ургенч в Туркменистане), а всех жителей увел в рабство [30, с. 155]. Токтамыш попытался спасти Хорезм и осенью 1388 года организовал новый поход [8, с. 55; 30, с. 156; 15, с. 60; 16, с. 121; 21, с. 218; 26, с. 141], но татарское войско «пережило такие сильные снега и грозы, что память людей никогда не видела подобного» [8, с. 56]; несмотря на это, Токтамыш «градъ его (Тимура – Авт.) далнии повоева, а самого не изможедати и возвратися пакы на свои улусъ» [16, с. 121; 18, с. 139; 26, с. 141].
Тимур оказался в сложной ситуации и не смог разбить Токтамыша, перед ним стала угроза потери всего и разгрома его новой державы. Видя вторжение чингизида Токтамыша в Среднюю Азию, в Хорасане восстали Мулук-сарбадар и Хаджи-бек и перешли на сторону Токтамыша [5, с. 106; 6, с. 523]. Они стали чеканить монеты и читать хутбу с именем Токтамыша [6, с. 523]. Также и Инга-тюря поддержал Токтамыша [5, с. 125].
Но Тимуру удалось удержать свои позициии и, более того, перейти в наступление, он смог освободить Среднюю Азию и восстановить свою власть на иранских территориях, и захватить Ширван [30, с. 124, 187] и кок-ордынские города Золотой Орды. Тимур сразу же после этого организовал поход вглубь татарской территории, который закончился крупным сражением на реке Кондурче летом 1391 года, где Токтамыш проиграл Тимуру «вследствие склонности его великих эмиров к Тимуру-гургану» [3, с. 37; 30, с. 209].
После победы Тимур повернул обратно, армия которого двигалась врассыпную, грабя, сжигая и уводя золотоордынское население в плен. Токтамыш же скрылся на Средней Волге, на северных окраинах Булгарского улуса, и, когда «спокойствие его водворилось, собрал войско свое и призвал на помощь народ свой, который помог ему» [30, с. 470]. К лету 1392 года Токтамыш-хан полностью восстановил свою власть в Золотой Орде. Токтамыш желал реванша и приступил к созданию антитимуровского военного блока. По сообщению Ибн Тагрибирди, в этот блок входили татарский хан Токтамыш, правитель османов Баязид, мамлюкский султан Баркук, эмир Сиваса Ахмед Бурханеддин, правитель Каракоюнлу Кара Юсуф, Джелаириды, правитель Мардина и Туркменский эмират [35, с. 382-290].
В 1394 году Токтамыш вновь столкнулся с Тимуром. На этот раз – на кавказской границе. Тимур собрал большое войско [15, с. 65; 20, с. 160-161; 21, с. 222] и вторгся на территорию Золотой Орды. В апреле 1395 года на реке Терек противники вновь скрестили оружие, сражение длилось три дня [16, с. 159; 29, с. 442, 448, 454, 466; 30, с. 207]. Первые два дня инициатива была в руках Токтамыш-хана, и первый день сражения чуть было не закончился пленением Тимура. Однако перед третьим днем сражения Токтамыша покинул военачальник правого крыла [29, с. 465-466], что и привело к разгрому татарского войска. Разбитый Токтамыш «ушел в сторону Булгара в лесистую местность» [30, с. 178].
Тимур приступил к систематическому уничтожению золотоордынских городов. Русские летописи отмечают, что Тимур «проиде всю землю Татарскую» [13, с. 247– 248]. Были разрушены такие города, как Сарай ал-Джедид, Маджар, Хаджи-Тархан, Азак, Укек и много других городов. Больше года армия Тимура разрушала города Золотой Орды, а жителей истребляла. Но сопротивление так и не было прекращено, это привело к тому, что «войско Тимура ослабело и пало духом» [30, с. 185]. Поэтому весной 1396 года Тимур в спешном порядке ушел через Кавказ в Иран. При этом ханом Золотой Орды он объявил уже давно находившегося у него на службе сына Урус-хана – Коирчак-оглана, – дав ему «отряд узбекских храбрецов» и ханские принадлежности, он «передал ему ханство над Улусом Джучи» [30, с. 178]. Однако Коирчак-оглан долго не удержался и был убит [30, с. 212, 214]. Также неизвестны и его монеты, что показывает кратковременность его «ханствования».
Кроме гибели населения от войск Тимура к концу 1395 года начался страшный голод, охвативший основную территорию страны. Также появились различные болезни, особенно страшной была чума, которая завершилась только в 1405 году. Многие в поисках спасения покидали страну [29, с. 470].
Антитоктамышская группировка все проигрыши приписала Токтамыш-хану. Его противников возглавил эмир Идегей, как раз в свое время отправленный противниками Токтамыша к Тимуру и ставший его проводником. Формальным ханом этой группировки стал Тимур-Кутлук, однако фактическая власть принадлежала эмиру Идегею. К связи Идегея и Тимур-Кутлука с Аксак Тимуром отношение у золотоордынцев всегда было сложным. Появление дастана об Идегее как раз было направлено на оправдание его поступков. Однако Идегей разорвал свои отношения с Тимуром и объявил о реванше. Они прогнали Токтамыша [14, с. 130; 16, с. 167; 19, с. 219], который отступил к границам Литвы и призвал на помощь своего вассала Витовта [14, с. 130; 15, с. 71; 17, с. 457; 23, с. 88; 26, с. 149]. Сражение 12 августа 1399 года на реке Ворскле Витовт и Токтамыш проиграли [12, с. 352; 17, с. 458; 22, с. 166-167; 24, с. 129; 25, с. 93]. Токтамыш потерял всякую власть в Золотой Орде и скрылся в Западной Сибири, на северных окраинах улуса Шибанидов, где продержался до 1406 года.
Тимур-Кутлук скончался сразу же после битвы на Ворскле. Ханом Золотой Орды стал Шадибек. Именно он покончил с Токтамышем, вернул потерянные территории на Кавказе и, по сути, продолжал ту же политику, которую претворял в жизнь Токтамыш. Однако он был смещен с трона Идегеем, который не допускал усиления ханской власти. Идегей пытался править через подставных ханов, которые через некоторое время выступили против него [30, с. 133–134, 193]. После гибели Токтамыша противников Идегея возглавили сыновья Токтамыша, которые практически все погибли в этой борьбе. Из сыновей Токтамыша на троне побывали Джелаледдин, Керим-Берди, Кепек, Кадыр-Берди и Джаббар-Берди. Все второе десятилетие XV века прошло в борьбе Идегея с сыновьями Токтамыша. В 822 г.х. (18.II.1419 – 16.I.1420) Идегей был убит сыном Токтамыша Кадыр-Бердием [29, с. 533].
Попытки возрождения Золотой Орды предпринимались еще не одним ханом. Однако наличие нескольких политических группировок, борящихся за власть, показывает, что внутриэлитные противоречия были сильными и глубокими. Идеология величия страны и возвращения ко временам хана Узбека так и осталась мечтой для многих ханов неспокойного XV века.

1. Амин аль-Холи. Связи между Нилом и Волгой в XIII–XIV вв. Сокр. пер. с араб. М., Изд-во вост. лит-ры, 1962. 40 с.
2. Армянские источники о монголах. Извлечения из рукописей XIII–XIV вв. Перевод, предисловие и примечание А.Г.Галстяна. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1962.
3. Березин И.Н. Ханские ярлыки. I. Ярлык Тохтамыш-хана к Ягайлу. Издание Кн. М.А. Оболенского. Казань: тип. Н. Кокевина, 1850. 72 с.
4. Марков А.К. Инвентарный каталог мусульманских монет Императорского Эрмитажа. Спб.: типолитография Н. Зейфертъ, 1896. 880 с.
5. Материалы по истории киргизов и Киргизии. Вып.I. М.: Наука. Гл. ред. вост. Лит-ры, 1978.280 с.
6. Материалы по истории туркмен и Туркмении. Том I. VII–XV вв. Арабские и персидские источники. Под ред. С.Л.Волина, А.А.Ромаскевича и А.Ю.Якубовского. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1939. 612 с.
7. Миргалеев И.М. Материалы по истории войн Золотой Орды с империей Тимура. Казань: Институт истории АН РТ, 2007. 108 с.
8. Миргалеев И.М. Политическая история Золотой Орды периода правления Токтамыш-хана. Казань: Алма-Лит, 2003. 164 с.
9. Мирхонд. «Раузат ас-сафа фи сират аль анбия вал-мулук вал-хулафа». Перевод В.Г.Тизенгаузена. /Рукопись/. СФ ИВ РАН. Фонд 52. Опись 1. Дело 14. ЛЛ. 332-397.
10. Пахомов Е.А. Клады Азербайджана и других республик и краев Кавказа. Вып.2. Баку: Изд-во АН Азерб. ССР, 1938. 102 с. + 1 карта.
11. Пахомов Е.А. Монетные клады Азербайджана и других республик, краев и областей Кавказа. Вып.6. Баку: Изд-во АН Азерб. ССР, 1954. 92 с.
12. ПСРЛ. Т. 2. Ипатевская летопись. Спб.: тип. Э. Праца, 1843. 381 с.
13. ПСРЛ. Т. 5. Псковския и софийския летописи. Спб.: тип. Э.Праца, 1851. 279 с.
14. ПСРЛ. Т. 6. Софийския летописи. Спб.: тип. Э.Праца, 1853. 360 с.
15. ПСРЛ. Т. 8. Продолжение летописи по воскресенскому списку. Спб.: тип. Э. Праца, 1859. 303 с.
16. ПСРЛ. Т. 11–12. Патриаршая или никоновская летопись. М.: Наука. 1965. 520 с.
17. ПСРЛ. Т. 15. Летописный сборник, именуемый тверскою летописью. Спб.: тип. Л.Демиса, 1863.-504 с.
18. ПСРЛ. Т. 18. Симеоновская летопись. Спб.: тип. М.А. Александрова, 1913. 316 с.
19. ПСРЛ. Т. 20.Ч.1. Львовская летопись. Спб.: тип. М.А.Александрова, 1910.418 с.
20. ПСРЛ. Т. 24. Типографская летопись. Петроградъ: 2-я Гос-я тип-я, 1921.272 с.
21. ПСРЛ. Т. 25. Московский летописный свод конца XV века. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. 464 с.
22. ПСРЛ. Т. 26. Волгоградско-пермская летопись. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959. 415 с.
23. ПСРЛ. Т. 28. Летописный свод 1497 г. Летописный свод 1518 г. (Уваровская летопись). М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963. 412 с.
24. ПСРЛ. Т. 30. Владимирский летописец. Новгородская вторая (архивская) летопись. М.: Наука, 1965. 240 с.
25. ПСРЛ. Т. 33. Холмогорская летопись. Двинский летописец. Л.: Наука, 1977. 252 с.

26. ПСРЛ. Т. 34. Постниковский, пискаревский, московский и бельский летописцы.
М.: Наука, 1978. 304 с.
27. Савельев П.С. Монеты Джучидовъ, Джелаиридовъ и другия, обращавшияся въ Золотой Орде въ эпоху Тохтамыша // Труды восточного отделения Императорского археологического общества. Ч.3. Спб.: тип. экспедиции заготовления гос-х бумаг, 1858. С. 203–528. + табл. и рис.
28. Тамерлан: Эпоха. Личность. Деяния / Сост., обр. и подг. текста Р.Рахманалиева.
М.: Изд-во «Гураш», 1992. 544 с.
29. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся къ истории Золотой Орды.
Извлечения из сочинений арабскихъ. Т. I. Спб.: тип-я Имп. Акад. наук, 1884. 564 с.
30. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся къ истории Золотой Орды.
Т. II. Извлечения из персидских сочинений собранные В.Г. Тизенгаузеном и обработанные А.А.Ромаскевичем и С.Л.Волиным. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. 308 с.
31. Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. Пер. В.П.Юдина. Алма-Ата: Гылым, 1992.296 с.
32. Федоров-Давыдов Г.А. Клады джучидских монет. Основные периоды развития денежного обращения в Золотой Орде // Нумизматика и эпиграфика. Том 1. М.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 94-192.
33. Franeli Ch.M. Resensio numorum muhammedanorum. Academiae imp. Scient, Petro-
politanae inter Prima Academiae imp. Saecularia Edita. Petropoli: MDCCCXXVI, Litteris
Academicis, 1826. 743 p.
34. Halasi Kun T. Philologica III. Kazan türkçesine ait dil yadigarlari. Ankara: TTKB, 1949.
S. 603-644.
35. Таккуш Мухаммед Сахиль. Тарих ал-мэмлик фиhи Миср вэ бэл мэк эш-Шэм. 1250-1517. Бейрут: Дар Аннафаис, 1998. 599 с. + VII карт и схем. (на араб. яз.).