Татары на Балканах

Татары на Балканах

Тасин Джемиль

Добруджа (юго-восток современной Румынии) и Буджак (юго-запад современной Украины) географически являются продолжением широких равнин, которые раньше называли Кипчакскими степями. На этих территориях татары продолжали господствовать до конца XIV в. В составленном на основе достоверных источников труде «История сельджуков» (1424 г.) Али Языджизаде писал о северной Добрудже, со второй половине XIII в. находившейся под властью Золотой Орды, следующее: «Большую часть времени в иле Добруджа было 2–3 мусульманских города и 30–40 тюркских кочевий». Тот же автор сообщил очень интересную информацию, касающуюся Буджака и более восточных земель в период правления Берке (1257–1266 гг.): «Долгое время земли от Крыма и Черной Богдании до вилайета были территорией ислама. В Черной Богдании стоит мечеть < Берке Хана>, которую позже неверные превратили в хлев для свиней» [51, с. 234-235].
Территория между реками Прут и Днестр, включая Буджак, примерно в 1370 г. была захвачена Молдавским государством (Черная Богдания). Посетивший Добруджу в 1330 г. знаменитый арабский путешественник Ибн Баттута писал следующее: «Наконец добрались до небольшого города, известного по имени Баба Салтука, где заканчивалась земля тюрок …. Между Баба Салтуком и первым византийским вилайетом простирается совершенно пустая степь, преодоление которой занимает 18 дней пешего пути» [22, с. 331]. Городок Баба Салтук сегодня известен как село Баба-Даг, располагающееся на севере Добруджи. В XIII–XIV веках, в эпоху Золотой Орды, Добружда в действительности не была пустующей землей [13, с. 191; 25, с. 610]. В конце XIII века эмир Ногай поселился в Добрудже, в городе Исакчы [35, с. 49-63]. В середине XIV в. в Добрудже, в крепости Ени-Сала располагался центр татарского улуса. 22 июня 1368 года король Венгрии Людовик I предоставил документ татарскому купцу, где написано: «dominus Demetrius princeps Tartarorum» [14]. Румынский историк Н. Йорга перевел ее как «Хан татар Те< й>мур» [26, с. 264]. Другие румынские историки этот татарский улус размещали в Буджаке [40, с. 274-278].
С 80-х годов XIII века в европейских источниках упоминаются «дунайские скифы» – «paristrion skydon». Татарское войско успешно защищало границы Золотой Орды от любых вторжений с Балкан [40, с. 176-177]. В середине XIII в., во времена правления Берке-хана, миссионеры из Средней Азии принесли на территорию Добруджи ислам. Имена этих мусульманских миссионеров сохранились до наших дней в названиях некоторых городов Добруджи: Баба-Даг (Баба Салтук/Мухаммед ал-Бухари), Мачин (Баба Мачин), Исакча (Баба Исхак), Тулча (Баба Тулчи/Кулчи).
В конце XIV в., когда османы впервые посетили Добруджу, они обнаружили здесь мусульманскую общину татар. После разрушительного нашествия Тимура в Поволжье в 1395 г. многие татары также бежали в Добруджу и Румелию [20, с. 342-344]. Актау, один из бывших главных эмиров Токтамыш-хана, после того как покинул Токтамыша, участвовал в сражениях на стороне Османского государства. Судя по сведениям османских и византийских источников XV в., численность этих татар составляла 35 000 человек. В битве при Никополе (1396 г.) они пополнили османский фронт, чем сильно повлияли на исход сражения [9, с. 40, 50; 6, с. 75; 19, с. 158]. В XVI в. «Татары Актава» снова фигурируют в официальных документах в качестве воинов на службе Османского государства [18, с. 87]. Во времена правления султана Мехмеда I (1413-1421 гг.) татары из Анатолии были перевезены в Румелию [36, с. 110]. Часть из них расположилась в Добрудже. В 1417 г. на долгий 460-летний период Добруджа полностью перешла под власть осман.
Область, называемая Буджак, в XV в. находилась в пределах границ Молдавского государства, однако там численность татар была незначительной. В XV в. в собственности Молдавского государства находились «татарские рабы» [2, с. 7–14]. В конце того же века это выражение стали убирать из официальных документов. Примерно в 1370 г. при поддержке Польши и Литвы Молдова положила конец господству Золотой Орды на территории между Прутом и Днестром. В ходе этих войн город современной республики Молдова, Оргеев, деревня Костешти и два близлежащих развитых татарских города были разрушены, а жители уничтожены или взяты в рабство [34, с. 197–200; 38]. Выражение «татарские рабы» осталось с тех времен.
С конца XV в. татары снова начали переселяться на территорию Буджака. Хотя они и не были многочисленными, тем не менее оставили след в европейских источниках как храбрые воины на службе польского короля и молдавского воеводы [27, с. 73]. В 1484 г., благодаря совместным усилиям османского султана Баязида II и крымского хана Менгли Гирея I, Буджак перешел под власть османского и крымского государств. Османский султан захватил крепости Килия и Аккерман с прилежащими территориями, а крымскому хану отошли города Каушаны, Дубоссары и их окрестности [23, с. 1253; 43, с. 225-238]. Здесь расселились татары. На земле между крепостями Килия и Аккерман проживало много татар [36, с. 132]. Поселившиеся в Буджаке татары были подчинены крымскому хану. То есть в отличие от Добруджи Буджак стал совместным османо-крымским владением (кондоминиумом). Как сообщается в польском источнике 1502 г., османский султан позвал волжских татар в Буджак и пообещал крымскому хану вместе с пошлиной крепости Аккерман и пошлины от работорговли. Этот факт можно расценивать как показатель роста стратегической значимости Буджака. По мере ослабления и после окончательного исчезновения Золотой Орды часть татар была вовлечена в миграционные потоки. Буджак и Добруджа стали привлекательными территориями также и для ногайских татар, кочующих между Яиком (Урал) и Доном, ввиду того, что эти территории были давно населены татарами. С 1512–1514 гг. в европейских источниках, в первую очередь в источниках польского происхождения, с тревогой отмечается постоянный рост численности татар в Добрудже. В 1521 г. 20 000 войско доб-руджинских татар под командованием ханзаде Саадет и Химмет Гиреев было отправлено в помощь османскому войско, собранное недалеко от Эдирне [41, с. 175].
В 1538 г. снова в результате сотрудничества османского султана и крымского хана совместное османо-крымское владение в Буджаке расширилось (были взяты Тигинская/Бендерская крепость и окрестность) . Судя по официальным османским документам, находившиеся в XVI-XVIII вв. под османской властью Буджак и Добруджа вместе с Дунайским районом относились к санджаку Силистра, который с конца XVI в. упоминается как санджак Силистра-Очаков. В Буджаке в течение долгого времени существовали следующие области: Аккерман (затем стал санджаком), Бендер, Килия, Переправа Исмаиля, Сарата/Татарбунары; в XVIII в. возникли Томарова или Тимурабад (Рени), Дубоссары, район Картал; со временем названия и границы некоторых районов были изменены. Известные районы Добруджи: Силистра, Добрич, Хаджиоглу Назарджик) Балчик, Мангалия, Карасу/Сакарья, Баба-Даг, Хырсово, Мэчин, Исакча, Тулча [46; 54; 39].
Крымский хан Сахиб Гирей начиная с 1546 г. переселил в Буджак и частично в Добруджу многие ногайские племена [50, с. 72]. В то же время, по мере постоянного расширения границ Московии, ногайцы вытеснялись со своих прежних территорий [31, с. 280–289], и вплоть до второй половины XVIII в. их племена были вынуждены постоянно переселяться все западнее, в особенности на территорию Буджака и Добруджи. Основными этими племенами были следующие: Мансур, Орак, Кассай, Мамай, Ор-Мамбет (Мехмет), Джембойлык, Джедисан, Джетишкул, Кунграт и другие [24, с. 1287; 15, с. 326-327; 7, с. 7].
Переселяя татарские племена в Буджак и Добруджу, османское правительство преследовало свои политические и экономические цели. Буджак и Добруджа были окраинными территориями империи и должны были экономически окрепнуть ввиду переселения сюда новых кочевников. В то же время размещенные здесь татарские войска могли быть использованы как политическое и военное орудие против валашских княжеств, Польши и даже Крымского ханства. Крымский хан также считал полезным переселение многочисленных ногайских племен с полуострова на более удаленные территории.
Имевший татарские корни молдавский князь и ученый Дмитрий Кантемир сообщает, что в 1568 г. в Буджаке проживало 30 000 татар [5, с. 326]. В указе султана Ахмеда I от 1608 г. написано следующее: «Вот уже несколько лет как крымские и ногайские татары, перейдя Очаков и Днестр, пять-десять тысяч татар Аккермана, Бендера и Килии в своих степях обрели Родину». В дипломатическом отчете 1618 г., отправленном из Стамбула в Париж, сообщалось, что на западном берегу Днестра с недавних пор проживает 15 000 татар [27, с. 220]. Итальянский путешественник Марко Бандини в середине XVII в. нашел здесь 60 татарских деревень [27, с. 260], а побывавший в те же годы и в той же области османский путешественник Эвлия Челеби сообщает о 200 процветающих татарских деревнях [24, с. 1287]. В 1691 г. известный инженер-генерал и шпион Л.Ф. Марсигли насчитал в Буджаке 300 татарских деревень. В середине XVIII в. консул Ч. де Пейссонел, отправленный французским королем в Бахчисарай, на той же территории обнаружил уже 500 татарских сел [11, с. 258].
Судя по рузнаме, написанному во время похода Сулеймана Кануни на Кара-Богданию в 1538 г., в этот период татарские деревни и небольшие города заполнили Добруджу и Буджак [12, с. 636]. Находившийся в Добрудже в конце XVI в. венецианец Марко Вениер сообщил, что ханзаде с 40 000 татар недавно обосновался в Добрудже [3, с. 392]. В середине XVII в., будучи в Добрудже, Халепли Пауль писал, что здесь «народ целиком состоит из татар-мусульман» [4, с. 22–23]. В XVI–XVIII вв. Добруджу и Буджак называли «Тартариа», «Татарская равнина», «Татарская земля/местность» и т.д[1,с. 98-99; 47, с. 21].
Начиная с XVII в. Буджак становится тесным для постоянно прибывающих татар, тогда буджакцы начали пасти скот на окрестных территориях, особенно на молдавских землях. В связи с этим в османском архиве обнаруживается большое количество жалоб. Однако до второй половины XVII в. и крымский хан, и османский падишах игнорировали такого рода жалобы. В этот период османский султан использовал буджакских татар как противовес запорожским казакам, находившимся в руках Польши в качестве политического и военного орудия. Даже мирза Кантемир, предводитель племени Мансур, сначала был санджакбеем Силистры, а затем в 1620 г. назначен на должность бей-лербея Очакова. Армия Кантимира Паши, состоявшая в своем большинстве из добруджанских и буджакских татар, была настолько сильной, что смогла победить крымскую армию в 1624 г., и до того, как он был казнен в Стамбуле в 1624 г., держала в страхе Польшу, Валахию и Молдову [49, с. 50-99].
Во второй половине XVII в. Буджак был перенаселен до предела. В ответ на настойчивые жалобы беев Молдавии и Валахии крымский хан Мехмед Гирей-Софу IV (1641–1644 гг.; 1654–1666 гг.) в 1665 г. решил переселить часть ногайских татар из Буджака на восточный берег Днестра. Но ногайцы оказали сопротивление и попросили помощи у османского султана. В сентябре 1666 г. присланный из Стамбула Ал-Хадж халил ага официально предложил буджакским татарам перейти в османское подданство (стать райа) и расселиться по территории Аккермана, Килии, Измаила, Бендер и Сарата. Другими словами, татары Буджака выводились из-под власти крымского хана и становились подданными Османской империи. Еще точнее, буджакские татары переходили под власть бейлербея Очакова. Возражения крымского хана завершились его отдалением от трона. Проблема, получившая название «родина Халиля паши», очень занимала Молдавию и Крымское ханство. Для перехода под покровительство осман у ногайских татар была очень значимая причина: перенаселение Буджака. Буджакские татары стали даже одной из тем обсуждения в Карловице. Шестой пункт Османо-польского договора, подписанного 24 ноября 1698 г., требовал возвращения на прежние земли татар, перешедших границу «родины Халиля паши».
Воспользовавшись войной 1710-1711 гг., ногайцы перешли границы Буджака и официально расположились на новой местности на молдавских землях. Но вскоре и этой территории стало не хватать. После середины XVIII в. некоторые из ногайцев Буджака под влиянием русской пропаганды во время и после войны 1768–1774 гг. мигрировали на восточный берег Днестра, в Россию, некоторые из них – на юг Дуная, в Добруджу [27, с. 251]. Но Буджак так и остался густонаселен татарами. Уклад жизни в XVIII в. сильно изменился: по сравнению с XVI в. татары приняли оседлый образ жизни.
Миграция, начавшаяся после присоединения в 1783 г. Крыма России, несомненно, отразилась на Буджаке и особенно на Добрудже. Татары уходили в глубь османских территорий. Судя по цифрам, в этот год в Османской империи нашли убежище от 30 000 до 100 000 крымских переселенцев [16, с. 78]. Согласно подписанному в Бухаресте 28 мая 1812 г. османо-русскому договору Буджак отходил к России, а населявшими его татарам давалось 18 месяцев, чтобы покинуть Буджак: на их место должны были переселиться христиане, находившиеся в подданстве Османской империи [32, с. 363-364].

1. Andreescu G., Oberlander-Târnoveanu E., Adam V. Tartars in Romania. Problems of identity. Bucharest, 2005.
2. Beldiceanu N., Beldiceanu-Steinherr I. Notes sur le «bir», les esclaves tatars et quelques charges dans les Pays Roumains. Journal of Turkish Studies, 10, Harvard University, 1986.
3. Călători străini despre ţările române. Vol. III. Bucureşti, 1971.
4. Călători străini despre ţările române. Vol. VI. Bucureşti, 1976.
5. Cantemir D. Istoria Imperiului otoman…, ed. I.Hodosiu. Bucureşti, 1876.
6. Chalcocondil L. Expuneri istorice…., ed.Vasile Grecu, Editura Academiei, 1958.
7. Cossuto G. Storia dei Turchi di Dobrugia. Istanbul, 2001.
8. Costăchescu N. Documente moldovenesti înainte de §tefan cel Mare II. Iasi, 1932.
9. Cronici turceşti privind ţările române. Extrase. Sec. XV – mijlocul sec. XVII, ed. Mihail Guboglu şi Mustafa A. Mehmet, Editura Academiei. Bucureşti, 1966.
10. De Jong Fr. The Turks and Tatars in Romania, Turcica, 18,1986.
11. De Peyssonel Ch.. Traité sur le commerce de la Mer Noire. Vol. 2. Paris, 1787.
12. Decei A. Dobruca. İslam Ansiklopedisi. Cilt 3. İstanbul, 1945.
13. Decei A. Problema colonizării turcilor selgiucizi în Dobrogea secolului al XIII-lea. Relaţii româno-orientale. Culegere de studii. Bucureşti, 1978.
14. Documenta Romaniae Historica, D, I, nr. 49. Bucureşti, 1977.
15. Enver M. Nogaii dobrogeni şi dialectul lor. Analele Universităţii Bucureşti. Seria Ştiinţe Sociale. Filologie, an.XIII, 1964.
16. Fısher A.W. The Crimean Tatars. Stanford, 1987.
17. Fontes Historiae Daco-Romanae. III. Bucureşti, 1975.
18. Gökbilgin M.T., De Yürükler R. Tatarlar ve Evlâd-i Fâtihân. Istanbul, 1957.
19. Gonţa A. Românii şi Hoarda de Aur.1241-1502. München, 1983.
20. Grecov B.D., Iacubovschi A.I. Hoarda de Aur şi decăderea ei. Bucureşti, 1953.
21. Haidarlî D.I. Rela^iile Moldovei cu Hanatul din Crimeea si nogaii în anii 1699-1783 (Rebeliunea nogailor din Bugeac în anii 1727-1728). Tătarii în istorie si în lume, ed. Tahsin Gemil, Bucuresti, 2003.
22. İbn Battuta Seyahatnamesi, çeviri ve kısa notlar A.Sait Aykut, YKY. Istanbul, 2005.
23. Inalçık H. Boghdan. The Encyclopaedia of Islam. New Edition. Vol. I. E.J.Brill, Leiden, 1960.
24. Inalçık H. Budjak. The Encyclopaedia of Islam. New Edition, I, E.J.Brill, Leiden, 1986.
25. Inalçık H. Dobrudja. The Enciclopaedia of Islam. New Edition, II, E.J.Brill, Leiden, 1986.
26. Iorga N. Histoire des Roumains et de la romanité orientale, III. Bucureşti, 1937.
27. Iorga N. Studii istorice privind Chilia şi Cetatea Albă. Bucureşti, 1899.
28. Iorga N. Studii şi documente cu privire la istoria românilor, VI-2. Bucuresti, 1904.
29. Kalmykov I.Kh., Kereitov R.Kh., Sikaliev A.I.-M. Nogai. Historical and ethnographic essay. Cherkessk, 1988 (in Russian).
30. Karpat K.H. Urbanismul otoman: Emigraţia din Crimeea spre Dobrogea şi întemeierea oraşului Medgidia (1856-1878). Tătarii în istorie şi în lume, ed.Tahsin Gemil. Bucureşti, 2003.
31. Kurat A.N. IV-XVIII yüzyıllarda Karadeniz kuzeyindeki Türk kavimleri ve devletleri. Ankara, 1972.
32. Mehmet M.A. Documente turceşti privind istoria României. Vol. III, Editura Academiei. Bucureşti, 1986.
33. Mihordea V. Raporturile Moldovei si Tarii Romanesti cu Tătarii în secolele XVI-
XVIII. Revista de istorie, tom. 32, 1979, nr.6.
34. Nıcolae E. Quelques considérations sur les monnaies tatares de «la Ville Neuve»
(Yangı-şehr/Şehr al-cedid). Studii şi Cercetări de Numismatică. Vol.XI (1995).
35. Oberlander-Târnoveanu E. Inceputurile prezenţei tătarilor în zona gurilor Dunării în lumina documentelor numismatice. Originea Tătarilor. Locul lor în România şi în lumea turcă, ed. Ta(h)sin Gemil, Editura Kriterion. Bucureşti, 1997.
36. Orudj bin Adil. Tevarih-i al-i Osman, ed. Franz Babinger. Hannover, 1925.
37. Pariado C.D. Dobrogea şi dobrogenii. Constanţa, 1905.
38. Postică G. Orheiul Vechi. Cercetări arheologice 1996-2001. Iaşi, 2006.
39. Sereda A. Silistrensko-Ochakovskijat ejalet prez XVIII – nach.na XIX v. Sofia, 2009.
40. Spinei V. Moldova în secolele XI-XIV. Bucureşti, 1982.
41. Sroeckovsky V.E. Muhammed Geray Han ve vasalları. Kırım Tarihi, terc. Kemal Ortaylı. Istanbul, 1979.
42. Tahsin Gemil. L’évolution des limites de l’habitat des Tatars Nogai au sud-est de la Moldavie. Revue Roumaine d’Histoire, t.XXXV, nr. 3-4, 1996, s. 149-152.

43. Tahsin Gemil. Quelques observations concernant la conclusion de paix entre la
Moldavie et l’Empire Ottoman (1486) et la délimitation de leur frontier. Revue Roumaine
d’Histoire, nr.3, 1983.
44. Tahsin Gemil. Regimul timariot şi aplicarea lui în ţinuturile româneşti administrate de Poarta otomană. Constanţa, Ovidius University Press 2004.
45. Tahsin Gemil. Relaţiile româno-otomano-tătare şi problema «Hotarului lui Halil Paşa». Politică, diplomaţie şi război. Profesorului Gheorghe Buzatu la 70 de ani, coord. S.Damean, M.Cîrstea, Craiova, 2009.
46. Tahsin Gemil. Relaţiile Ţărilor Române cu Poarta otomană în documente turceşti
(1601-1712). Bucureşti, 1984.
47. Tasin Gemil. Peste un mileniu de existenţă a populaţiei turco-tătare pe teritoriul
României. Moştenirea istorică a tătarilor, vol.I, ed. Tasin Gemil -Nagy Pienaru. Bucureşti, 2010.
48. Tasin Gemil. Relaţii comerciale moldo-tătare în secolul al XVIII-lea», Românii în Europa medievală (Intre Orientul bizantin şi Occidentul latin). Studii în onoarea profesorului Victor Spinei, ed. D.Ţeicu, I. Cândea, Brăila, 2008, pp. 677-685.
49. Tasin Gemil. Ţările Române în contextul politic internaţional (1621-1672). Editura Academiei, Bucureşti, 1979.
50. Tevarih-i Sahib Giray Han, ed.Özalp Gökbilgin. Ankara, 1973.
51. Topkapı Sarayı Müzesi Kütüphanesi. Istanbul, R-1 390/91, y. 234.
52. Ülküsal M. Dobruca ve Türkler. Ankara, 1966.
53. Uzunçarşılı I.H. Osmanlı Tarihi, III–2. Ankara, 1954.
54. Veliman V. Relaţiile româno-otomane (1711-1821). Documente turceşti. Bucureşti, 1984.