Татарские полит образования
Татарские политические образования на территории Великого княжества Литовского: Яголдаева «тьма»
Илья Зайцев
Название Яголдаева «тьма» появляется в ярлыке крымского Менгли-Гирея королю польскому и великому князю литовскому Сигизмунду (2 июля 1507 г.), где сказано: «Дали… Курскую тьму з выходы и даньми, и з землями, и водами; Сараева сына Егалтаеву тьму, Милолюб, з выходы и даньми, и з землями, и водами; Мужеч, Оскол; Ста-родуб и Брянеск со всеми их выходы и данми, и з землями, и водами…» [2, с. 5; 12, с. 150; 14, с. 557]. В схожем контексте «Сараева сына Егалтева тма» упоминается в ярлыке Менгли-Гирея 1513 г. [14, с. 595]. Слово «тьма», как известно, является русской адаптацией монгольского термина «тумен». Туменами назывались военно-административные округа, способные выставить десять тысяч боеспособных мужчин. Именно на такие «тумены» монгольские власти делили подвластное кочевое, а часто и оседлое население. Тумены подразделялись в свою очередь на тысячи, сотни и десятки. Десятичная система была введена монголами и на завоеванных землях оседлого населения, в частности, на Руси после общеимперской переписи второй половины 50-х годов XIII в. Однако там деление на «тьмы», скорее всего, было не военным, а фискальным институтом, т.е. было основой для налогообложения, а не для мобилизации. Со временем, в позднеордынскую эпоху термин тьма стал синонимом территориальной единицы, а также получаемых с нее доходов; и, видимо, именно в этом последнем смысле его и следует понимать применительно к Яголдаевой «тьме» .
Время образования ее точно не выяснено. По мнению Ст. Кучиньского (которое впоследствии разделил Б. Шпулер, а также Б. Греков и А. Якубовский) [5, с. 418], образование Яголдаевой «тьмы» относится к периоду времени после 1438 г., когда часть сопровождавших Улуг-Мухаммеда татар под предводительством некоего Яголдая Сараевича покинула хана и осела на территории Великого княжества Литовского, получив около 1440 г. на его юго-восточной окраине своего рода феод. В обмен на пожалованные земли Яголдай должен был защищать литовские границы от набегов татар. Таким образом, по мнению Ст. Кучиньского, Яголдаева «тьма» стала своего рода аналогом образовавшегося почти одновременно Касимовского «ханства» [16, с. 184–185]. Ф. Петрунь (а за ним и современные украинские историки) усматривал в Яголдаевщине татарский феод, который со временем был включен в состав Литовского великого княжества, правители которого постепенно переводили татарскую знать на положение обычных землевладельцев [9, с. 177; 13, с. 171-172]. А. Насонов не видел оснований «предполагать образования местных феодалов землевладельцев из татар по порубежью Литвы и Московского государства помимо политики этих государств» и не считал возможным «оседание землевладельцев-феодалов из татар по порубежью не в порядке правительственной деятельности» литовских князей, а применительно к Касимову – московских великих князей [8, с. 28–29, прим. 2]. Современные польские историки (например Дариуш Колодзейчик) также считают, что эта территория была пожалована Витовтом самому Улуг-Мухаммеду, когда он искал убежища в Литве, а после того, как последний вернулся к борьбе за трон, перешла к его приближенному Яголдаю [14, с. 562].
Однако ярлык Менгли-Гирея, содержащий упоминание о «тьме», восходит, как показали исследования Ф. Петруня, к протографу конца XIV в. – ярлыку, выданному Токтамышем Витовту в канун битвы на Ворскле (1399 г.), причем само упоминание содержалось как раз в протографе документа [9, с. 177]. Из этого следует, что сама «Яголдаева тьма» должна была к этому времени существовать. Тогда Яголдай Сараевич – эпоним «тьмы» – мог быть дедом Яголдая, имя которого дважды упомянуто в Литовской метрике между 1440 и 1486 годами (хотя и эти упоминания, строго говоря, могут относиться не к одному человеку). С. Кричиньский отождествлял этого Яголдая-деда с беком Ягалтаем, находившимся при золотоордынском дворе при заключении договоров с Венецией в 1347 и 1358 гг. Он впоследствии мог оказаться на Северщине либо вместе с предком Глинских кыятом Мансуром в 1380 г., либо в 1397 г. с Токтамышем [10, с. 147, 150, прим. 26]. Действительно, некий Ягалтай упоминается в двух ярлыках венецианским купцам Азова – Джанибека (1347 г.) и Бердибека (1358 г.) -в качестве одного из ходатаев [6, с. 115-118, 121]. А.П. и В.П. Григорьевы считали его везиром при дворе Джанибека [6, с. 163].
Таким образом, происхождение самого Яголдая также с точностью нам не известно. Ст. Кучиньский, исходя из времени образования «тьмы», считал его братом приближенного Улуг-Мухаммеда Усейна Сараева , а их отцом – упомянутого под 1408 г. в московском летописном своде конца XV в. некоего Сарая Урусахова сына [7, с. 260]. А.Н. Насонов писал прямо: «К сожалению, мы не знаем, существовал ли Еголдай в эпоху литовского владычества и был ли он выходцем из Золотой Орды, посаженным Литвою на землю; неизвестно, равным образом, отражает ли данное название отношения древнего (доли-товского) времени, являясь следом деятельности какого-то лица, деятельности военно-административного характера или финансового» [8, с. 28–29, прим. 2].
Территория Яголдаевой тьмы, видимо, охватывала верховья рек Оскол, Северский Донец и южную часть бассейна Десны с городами Мужеч (на Псле между совр. Суджей и Обоянью), Милолюбль (волость в пределах совр. Белгородского, Яковлевского и Прохоровского районов Белгородской области) и Оскол (совр. Старый Оскол Белгородской области) [10, с. 148]. Ф. Петрунь, анализируя ярлык Менгли-Гирея, считал Яголтаеву тьму «синонимом» Курской «тьмы», ибо Курск был в 1278 г. разрушен, а значит, его более поздние упоминания «мемориальны» [9, с. 176-177, 186].
На правах вассального владения (о сути которого мы, правда, ничего не знаем) Яголдаевщина просуществовала до 1497 г., когда была расчленена. Потомок первого владельца феода, князь Роман Яголдаевич «одну дочку в себе мел, и тая его дочка была за князем Юрьем Борисовичом Вяземским, и князь Роман записал был той дочце своей именья свои отчинные» (РГАДА, ф.389, оп.1, д.6, л.138об.-139) [цит. по: 3, с. 150; 10, с. 145]. После перехода Вяземского около 1494 г. на службу к великому князю московскому Ивану его земельные имения были конфискованы и перешли к великому князю литовскому Александру. После 1497 г. территория бывшего татарского феода была разделена между киевскими боярами – родственниками Романа Яголдаевича по женской линии, а вскоре (1503 г.) отошла Москве. Как замечает А.Г. Бахтин, «о политическом статусе Яголдаевского княжества или «тьмы» можно спорить, источники не дают возможности решить этот вопрос точнее, но несомненно, что это было татарское государственное образование» [4, с. 153].
1. Аверьянов К.А. Купли Ивана Калиты. М., 2001.
2. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. II. СПб., 1848.
3. Акты, относящиеся к истории Западной России. Т.1 (6). Сборник документов канцелярии великого князя литовского Александра Ягеллончика 1494-1506 гг. Шестая книга записей Литовской метрики. М.-СПб., 2012.
4. Бахтин А.Г. Образование Казанского и Касимовского ханств. Йошкар-Ола, 2008.
5. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.-Л., 1950.
6. Григорьев А.П., Григорьев В.П. Коллекция золотоордынских документов XIV века из Венеции. Источниковедческое исследование. СПб., 2002.
7. Полное собрание русских летописей. Т. 25. Московский летописный свод конца XV века. М.-Л., 1949.
8. Насонов А.Н. Монголы и Русь: (история татарской политики на Руси). М.; Л., 1940.
9. Петрунь Ф. Ханьскi ярлики на украïнськi земли: (До питання про татарьску Украïну) // Схiдний свiт. Харкiв, 1928. № 2.
10. Русина Е.Е. Яголдай, Яголдаевичи, Яголдаева «тьма» // Славяне и их соседи.
Вып. 10. Славяне и кочевой мир. К 75-летию акад. Г.Г. Литаврина. М., 2001.
11. Русский феодальный архив XIV первой трети XVI в. Подготовка текста А.И. Плигузова, Г.В. Семенченко, Л.Ф. Кузьминой. Под ред. В.И. Буганова. Вып. I. М., 1986.
12. Шабульдо Ф. Чи iснував ярлик Мамая на украïнськi землi (до постановки проблемы) // Синьоводська проблема у новiтнiх дослiдженнях. Киïв, 2005.
13. Яковенко Н.М. Украïнська шляхта з кiнця XIV до середини XVII ст. (Волинь i
Центральна Украïна). Киïв, 1993.
14. Kołodziejczyk D. The Crimean Khanate and Poland-Lithuania. International Diplomacy on the European Periphery (15th–18th Century). A Study of Peace Treaties Followed by Annotated Documents. Leiden-Boston, 2011.
15. Kuczyński S. Jahołdaj i Jahołdajewicze, lenni książęta Litwy // Kuczyński S.M. Studia z dziejów Europy Wschodniej X-XVII w. Warszawa, 1965.
16. Kuczyński S. Ziemie Czernihowsko-siewierskie pod rządami Litwy. Warszawa, 1936.