Золотая Орда и Анатолия

Золотая Орда и Анатолия

Ильнур Миргалеев

Анатолию и Дешт-и Кипчак издревле связывали тесные культурные, религиозные и политические связи. Так было и в ордынский период. Джучиды считали, что по завещанию Чингиз-хана все земли на западе от Центральной Азии должно были принадлежать Улусу Джучи. Конечно же, среди этих земель они рассматривали и Анатолию. В период соправительства Бату и Менгу-хагана именно Бату управлял ею и установил тесные связи с Сельджуками. Его брат Берке, один из первых мусульман из семьи Чингиз-хана, был женат на сельджукской принцессе [13, с. 33].
Примечательно, что правитель Крыма Тоглук-Тимур был турком-сельджуком, т.е. родом из Анатолии, одним из сторонников Узбек-хана и активным участником ислами-зации Золотой Орды. Об этом сообщается в «Каландар-наме»: «Тот амир руководящий по корням был сельджуком» [1, c. 361]. То есть уже ранние Джучиды привлекали выходцев из Анатолии, связанных с сельджукской элитой, к административной работе, а в период ханствования Узбека и Джанибека они стали опорой власти. Безусловно, такое явление было связано с установившимися родственными связями между Джучидами и Сельджуками, а также с политикой укрепления центральной власти в Золотой Орде и распространением ислама. Данные «Каландар-наме» отчетливо показывают, что среди активных распространителей ислама в Золотой Орде были выходцы из Анатолии. Представители анатолийского тариката каландаров находились рядом с ханами Узбеком и Джанибеком. Возможно, их предшественники состояли уже при Берке. Анатолийские шейхи находились среди последних сельджукских принцев, которые были спасены из византийского плена Берке-ханом [6, с. 52]. В Золотую Орду из Анатолии переселились ученые и религиозные деятели. Также часть жителей новопостроенных золотоордынских городов были выходцами из Анатолии. Известно, что при Берке мусульманские миссионеры из Анатолии активизировались в Крыму и Причерноморье, включая Добруджу, современную территорию Молдовы и Румынии [10, с. 33–34].
Введение в научный оборот обширного богословского сочинения «Каландар-наме» Абу Бакра Каландара Руми Аксарайи позволило по-новому взглянуть на многие аспекты религиозной жизни в Золотой Орде и неожиданно раскрыло перед исследователями то, насколько тесными были связи с Анатолией [1; 12].
Золотая Орда установила прочные взаимоотношения с сельджукскими бейликами, в том числе с постепенно начавшим набирать силу бейликом Осман, правящий род которых каи в османских исторических сочинениях считался татарским. Эти отношения не прекращались и после того, как Хулагу создал новое государство, в состав которого, несмотря на противостояние Джучидов, вошла и Анатолия. Как известно, с Хула-гуидами Золотая Орда часто воевала. Поэтому контакты происходили в непростых военно-политических обстоятельствах.
Связи, которые были заложены во времена Бату и Берке, безусловно, продолжились и в последующем, но с образованием отдельного Улуса Хулагу из политической они перешли в культурно-религиозную плоскость.
«Анатолийский след» в Золотой Орде прослеживается достаточно четко в архитектуре, где влияние сельджукской школы можно увидеть среди сохранившихся памятников золотоордынского периода не только в Крыму, но и в Среднем Поволжье, в золотоордынском Болгаре. Судя по ним, золотоордынские города, особенно правого крыла (западной части Улуса Джучи), возводились под сильным влиянием сельджукского стиля. Без мастеров из Анатолии он не мог распространяться так далеко на север. Кроме архитектуры анатолийское влияние достаточно сильно проявляется в торевтике и в искусстве; по этой тематике известным археологом из Государственного Эрмитажа М.Г. Крамаровским написаны десятки работ [7; 8; 9], в которых подробно рассматриваются эти влияния.
Если в XIII веке Джучиды установили тесные контакты с поздними Сельджуками на высоком политическом уровне, что давало возможность привлечь возможности Анатолии, богатой традициями в архитектуре, управлении и искусстве, для устройства новых золотоордынских городов; то в дальнейшем, в XIV веке, особенно во времена исламизации Золотой Орды, потребовавшей в большом количестве ученых, проповедников и богословов, на первый план вышли контакты по религиозной линии. Исламизация также должна была усилить влияние Анатолии в архитектуре культовых сооружений, организации научной жизни, упорядочении исламских тарикатов и их взаимосвязей с правящей элитой Золотой Орды.
Начиная с середины XIV века в Золотой Орде происходили политические смуты, сокращение сфер влияния. Она постепенно начала ослабевать. В то же время Османы, один из бейликов в западной Анатолии, расширяли свою территорию в Анатолии и на Балканах и добились создания мощного государства, которое очень быстро оказало военное сопротивление власти ильханов и вышло из подчинения им. У Османов была своя идеология, заключавшаяся в газавате – священной войне против европейских государств, которые, в свою очередь, руководствовались идеологией «освобождения» ближневосточных земель от мусульман. По письмам золотоордынских ханов султанам Османской империи мы видим, что татарские ханы к Османам относились уважительно и состояли с ними в хороших отношениях [22, с. 609–610]. Причина этого, безусловно, кроется именно в идеологии газавата, которую формировали суфийские круги, тесно связанные между собой. Например, дети приближенных хана становились учениками анатолийских шейхов, шейх каландаров Абу Бакр из Анатолии преподавал в Крыму [12]. Поэтому идеологически уважение к газавату Османов в Золотой Орде вполне объяснимо. Начиная с хана Джанибека, ханские отпрыски были воспитаны аталыками-пирами, имеющими отношение к суфиям.
Несомненно, мусульманская элита обоих регионов тоже была связана между собой: среди османских газиев было много выходцев из Дешт-и Кипчака. В конце XIV века, когда Османы уже превратились в ведущую силу в Анатолии, у этих государств появился общий враг в лице эмира Тимура. Золотая Орда и Османы решили противостоять общей угрозе совместно [11, с. 139; 20, с. 51-57]. Была создана антитимуровская коалиция, в которую вошли татарский хан Токтамыш, правитель Османов Баязид, мам-люкский султан Баркук, эмир Сиваса Ахмед Бурхан ад-Дин, правитель Кара-Коюнлу Кара Юсуф, Джелаириды, правители Мардина и Туркменского эмирата [11, с. 128-129]. Переговоры о союзе начались в 1394 году. Тимур, чтобы не допустить образования этого альянса, напал на Золотую Орду и разбил татарскую армию, так как инициатором противостояния с Тимуром был Токтамыш. Как известно, благодаря этому разрушительному походу 1395–1396 годов татары были вытеснены из активной международной политики.
Поражение, нанесенное Тимуром Токтамышу в 1395 году и Баязиту в 1402 году, стало судьбоносным для обоих государств. Поэтому в период, когда после поражения оба государства столкнулись с внутренними проблемами, говорить о каких-то взаимоотношениях Золотой Орды с Анатолией не приходится. Вместе с тем, как сообщает придворный историк Тимура Низам ад-Дин Шами, разбитая Тимуром золотоордынская группировка войск под управлением эмира Актау отступила к низовьям Днепра [23, с. 196], а затем переселилась на территорию Османской империи, в низовья Дуная. В итоге переселившиеся люди Актау были расквартированы к югу от Дуная и на Балканах. Однако спустя некоторое время султан Баязит изменил свое мнение и расправился с татарскими эмирами, а народ расселил вокруг Эдирне [18]. Также арабские авторы сообщают, что в конце XIV века на территорию Анатолии «к румийцам» татары переселились в огромном количестве, которое «не поддается ни счету ни исчислению» [17, с. 470]. Безусловно, среди покинувших неспокойную страну были, прежде всего, жители городов.
Последний хан единой Золотой Орды Улуг-Мухаммед в 1428 году отправил посольство к султану Мураду II с посланием [4, с. 6-7; 19, с. 109-112]. В этом письме он остановился и на прежних взаимоотношениях Золотой Орды с Османской империей: «Наши прежние братья-ханы и ваши отцы, султаны вилайета Рум и старшие братья неоднократно посылали друг другу послов, обменивались подарками и приветствиями, вели торг через купцов-уртаков и находились в хороших отношениях. Затем наш брат-хан Токтамыш-хан и ваш дед гази Баязид-бек в соответствии с добрым старым обычаем обменивались послами, подарками, приветствиями и, пребывая в дружбе и согласии, удостоились милости господней».
Золотая Орда имела торговые отношения с Ближним Востоком, Египтом и средиземноморскими странами при посредничестве генуэзцев и венецианцев. Эти связи шли через проливы, которые в XV веке перешли в руки Османов, и путь итальянцам был закрыт. Ханы пытались решить данную проблему, но политическая нестабильность мешала выработать стратегию по выходу из этой ситуации, а Османы шли все дальше и захватывали Балканы, окончательно разрушив торговые связи Золотой Орды с итальянцами и тем самым усугубив ее экономическое положение. Поэтому когда венгерский король предложил хану Джелал ад-Дину выступить в союзе с Византией против Османов, то тот встретил это предложение положительно [13, с. 91]. Если бы в Золотой Орде смута была бы прекращена, то, несомненно, татарские ханы имели бы более четкую позицию в восточноевропейской политике, и все изменения происходили бы с учетом их интересов.
Известно, что и после Улуг-Мухаммеда золотоордынские ханы переписывались с османскими султанами. Нам известно два таких письма знаменитому султану Мехмеду Фатиху. Это письмо Махмуд-хана 1466 года [19, с. 37–45] и письмо Ахмед-хана 1477 года [19, с. 46-53].
Из содержания письма Махмуд-хана мы узнаем о том, что Золотая Орда хотела продолжить дипломатические и торговые отношения с Османской империей: «послы-посланники наших давних ханов – предков наших и послы-посланники из лучших прежних людей Ваших друг к другу приходили, купеческие караваны друг к другу ходили, подарками, приветами обменивались, взаимно справлялись о благополучии и здравии; дружбою, братскими отношениями достигли милости всевышнего бога. Благодарение милости Аллаха, когда великое место прежних ханов – предков наших – было милостиво даровано нам и в то время, когда мы, по обычаю наших прежних лучших людей, полагали обмениваться послами-посланниками, купеческими караванами, взаимно справляться о благополучии и здравии, случилось много важных дел; так что наши люди не могли прибыть [к Вам] по той причине. Теперь милостью единого и сущего всевышнего бога, если с этого дня, увеличивая дружбу наших давних добрых людей, умножатся добрые между нами отношения, укрепляя еще более в будущем дружбу между нами, наши добрые люди станут ходить друг к другу, дальний [государь] услышит [об этом], ближний – увидит [это]» [19, с. 42; 26, с. 140].
В письме Ахмед-хана отмечается, что Золотая Орда является безоговорочным союзником Османской империи: «Отправленный посол Карадж Бахатур прибыл; он сообщил нам, что Вы здоровы и благополучны; он привез нам также сведения о завоеванных [Вами] городах. Мы же, услышав эти речи, чрезвычайно и бесконечно обрадовались. Хвала богу всевышнему за благополучное окончание дел. Братские отношения между Вами и нами обнаружились на пути любви. От сих дней и во веки веков пусть не будет недостатка [в дружбе и любви] и послы-посланники наши с дорогими приветами и дешевыми подарками пусть друг к другу ходят. Для того чтобы дружба-братство наше развивалась изо дня в день, к Вам послом я отправил сына брата моего по имени Азиз Ходжа. Одним сыном (потомком) Чингиз-хана являюсь я, другим его сыном (потомком) является Азиз Ходжа. Впредь милостью бога между Вами и нами [установившаяся] дружба этим путем пусть умножится, так что, если угодно будет богу всевышнему, в последующие времена среди друзей [и] врагов имя этой [дружбы] пусть останется. Далее, в какую сторону Вы направитесь и походом пойдете, мы также с этой стороны готовы усилить Вас» [19, с. 52-53; 21, с. 247-250; 26, с. 141-142].
Ситуация более прояснится, если учесть время написания этого письма, так как именно в то время Золотая Орда доживала свои последние дни существования, а Османы завладели Крымским полуостровом и землями вокруг Азовского моря. Летом 1454 года османский флот под командованием Демир-Кяхьи совершил рейд вдоль берегов Черного моря и встретился с Хаджи-Гиреем, который поддержал Османов. Хаджи-Гирей заключил с ними договор, по которому султан получал помощь татар при покорении Каффы и других генуэзских крепостей, а татары – Каффу и все побережье Тавриды.
Активность татарско-османских посольств во второй половине 70-х годов XV века показывает, что отношения на культурном уровне между Анатолией и Дешт-и Кипчаком были на высоком уровне. Теперь же, когда происходили большие политические перемены, золотоордынские ханы, все еще достаточно влиятельные в Восточной Европе, пытались выработать стратегию в своих взаимоотношениях с Османами. Нельзя не заметить, что отношение татарских ханов к османским султанам было более чем положительным. Но нужно было соблюсти интересы и Золотой Орды, особенно это касалось новых реалий на Балканах, где район Добруджи, населенный татарами, в дальнейшем всегда будет в центре внимания Османской империи. Также следовало позаботиться о стабилизации торговли на Черном море. Однако в поздней Золотой Орде политическая стабильность оказалась недостижимой: хан Ахмед был убит [14, с. 202; 15, с. 346; 16, с. 95]. При поддержке литовских князей и Польши Крым превращался в независимый юрт с притязаниями на Тахт эли, но при этом очень скоро подпал под сильное политическое влияние Османской империи. Это также показывает, что население поздней Золотой Орды оказалось под сильным воздействием османской идеологии газавата, что вполне могло бы привести к тесному союзу этих держав.
Золотая Орда распалась на несколько татарских ханств [подробнее см.: 5], с которыми у Османов были уже в основном периодические связи. Крымское ханство признало сюзеренитет Османской империи и в дальнейшем действовало в фарватере османской политики. Татарские ханства имели непосредственные отношения с Османами теперь уже только через правителей Крыма Гиреев.

1. Абу Бакр Каландар Руми. «Каландар-наме». Факсимиле. Подготовка к изданию И.М.Миргалеев. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2015. 800 с.
2. Григорьев А.П. Время написания «ярлыка» Ахмата // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. X. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. С. 28–89.
3. Зайцев И.В. Между Москвой и Стамбулом: Джучидские государства, Москва и Османская империя (нач. XV – пер. пол. XVI вв.). М., 2004.216 с.
4. Зайцев И.В. Письмо золотоордынского хана Улуг-Мухаммеда османскому султану Мураду II // Османская империя, Золотая Орда и государства Восточной Европы в конце XIV – первой третьи XV века. Бюллетени Hungaro-Rossica. М., 2002.
5. История татар с древнейших времен. В семи томах. Том IV. Татарские государства XV-XVIII вв. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2014. 1080 с.
6. Камалов И.Х. Отношения Золотой Орды с хулагуидами. Пер. с турец. яз. и науч. ред. И.М. Миргалеева. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2007.
7. Крамаровский М.Г. Мангупская находка. Сельджукские отражения в Крыму и на Северном Кавказе. Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. 15. Симферополь, 2009. С.457-478.
8. Крамаровский М.Г. О влиянии Анатолии на Золотую Орду: Крым и Дашт-и Кипчак в XIII–XIV веках // «Подарок созерцающим». Странствия Ибн Баттуты. Каталог выставки. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2015. С. 299-309.
9. Крамаровский М.Г. Чаша со сценой пира из Солхата // Древние памятники и культуры на территории СССР. Л., 1991. С. 69-91.
10. Миргалеев И.М. «Джами ад-Дувэль» Мунеджимбаши Ахмеда Деде: к вопросу об изучении турецких источников по истории Золотой Орды // Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Вып. 3. Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2010. С. 31-35.
11. Миргалеев И.М. Политическая история Золотой Орды периода правления Токтамыш-хана. Казань: Алма-Лит, 2003.
12. Миргалеев И.М. Сочинение «Каландар-наме» Абу Бакр Каландара как источник по истории Золотой Орды // Золотоордынская цивилизация. № 9. Казань, 2016.
13. Миргалеев И.М., Камалов И.Х. К вопросу о взаимоотношениях Золотой Орды с Османской империей // Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Вып. 1. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2008. С. 87-94.
14. ПСРЛ. Т. XII. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. М.: Языки славянских культур, 2000. 272 с.
15. ПСРЛ. Т. XX. Львовская летопись. М.: Языки славянских культур, 2005. 704 с.
16. ПСРЛ. Т. XXXVII. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв. Л.: Наука, 1982. 228 с.
17. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся къ истории Золотой Орды. Извлечения из сочинений арабскихъ. Том I. Спб.: тип-я ИАН, 1884. 564 с.
18. Decei A. «Establissement de Aktav de la Horde d’Or dans l’Empire Ottoman, au temps de Yıldırım Bayezid», 60. Doğum Yih Munasebetiyle Z.V. Toğan’a Armağan, İstanbul 1950, s. 77-92.
19. Kurat A.N. Topkapı Sarayı Müzeyi Arşivindeki Altın Ordu, Kırım ve Türkistan Hanlarına Ait Yarlık ve Bitikler. İstanbul: Burhaneddin Matbaası, 1940.
20. Kurat A.N. IV-XVIII yuzyillarinda karadeniz kuzeyindeki turk kavimleri ve devletleri. Ankara: Murat kitabevi yayinlari, 1992.
21. Kurtoğlu F. Belleten, II (1938), V/VI, s. 247-250.
22. Kun T.H. Philologica III. Kazan turkcesine ait dil yadigarlari. Ankara: TTKB, 1949.
23. Mirgaleyev Ilnur. Altın Orda, Osmanlı ve Memlüklerin Aksak Timur’a Karşı Birlik Kurma Meselesine Dair // Karadeniz Araştırmaları Dergisi. 25. Sayı, Bahar 2010. S. 51-57.
24. Nizamüddin Şâmî, Zafernâme, Farsçadan çev. N. Lugal, TTK, Ankara 1987.
25. Osmanlı belgelerinde Kazan, Ankara, 2005.
26. Özyetgin Melek A. Altın Ordu, Kırım ve Kazan Sahasına Ait Yarlık ve Bitiklerin Dil ve Üslûp İncelemesi, TDK Yayınları, Ankara, 1996.