Учреждение педагогического института в Петербурге, 1804 г.

УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В ПЕТЕРБУРГЕ
16 апреля 1804 г.
Правила для Педагогического института: (в нем) образуются молодые люди в учители для губернских гимназий. для всех предметов. (Принимать в институт учеников) с отличными дарованиями и с достаточными в словесных науках и иностранных языках сведениями. (Профессоров 11 по предметам: чистая и прикладная математика, логика, метафизика, нравоучительная философия, география, история естественная, история всеобщая и российская, химия, опытная физика, политическая экономия, коммерческие науки, сельское домоводство, эстетика, язык и словесность латинская, французская и немецкая, рисование и черчение. Срок обучения три года.
Разрешается принимать) слушателей, приходящих со стороны, как из любопытства, так и в намерении посвятить себя учительскому званию. (Директор), дабы поддержать в студентах доверие и уважение к своим наставникам, столь необходимые для успехов в науках… отнюдь не должен делать никаких примечаний при учащихся, а может сделать сие наедине или в общем собрании профессоров. Диктование в классах уроков запрещается, ибо от такового способа учения обыкновенно происходят две невыгоды:
1) что предметы наук по своей обширности ни довольно объяснены, ни к назначенному времени окончены быть не могут; 2) что юношество по большей части удерживает в памяти только то, что может написать по диктовании, не заботясь о том, чтобы напрягать силы разума и стараться размышлением приводить оные в совершенство. Но дабы не впасть чрез то в другую крайность излишним доверием к памяти и старанию учащихся, всякий обучающий должен по окончании лекции, или когда ему заблагорассудится, давать студентам списывать вкратце труднейшие места пройденных ими материй, оставляя однако ж им предметы на собственное размышление, дабы, списывая все принадлежащие к предмету учения, не сделали привычки учиться механически. Впрочем, профессора должны стараться, чтобы студенты при слушании лекции коротко записывали оные, дабы после могли сообразить и привести в порядок все услышанное ими от профессора. (По естественным наукам изучаются минералогия, «линнеева система», зоология, естественная история). Поелику же дело состоит в наглядном упражнении, то (профессор) показывает минералы в натуре, растения в натуре или по крайней мере на гербарии или в рисунках. Для лучших успехов по сей части студенты в летнее время ходят не токмо с профессором, но и без него в Кунсткамеру и Академический Ботанический сад. Во всех своих наставлениях он разъясняет технические наименования, новопринятые на русском языке, замечает все достойное внимания в произведении природы и употребление оных в общежитии.