Прошение молдавского боярства Александру I об оказании помощи и о защите
ПРОШЕНИЕ ЗНАТНОГО МОЛДАВСКОГО БОЯРСТВА И ДУХОВЕНСТВА ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ I ОБ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ И О ЗАЩИТЕ ОТ ТУРЕЦКОГО ГНЕТА
24 января 1802 г.
Все мы, пребывающие в Молдавии от несносного ига бесчисленных налогов притеснении, и обиде доведены до крайнего разорения и находимся в великом несчастии. Не имея же другого защитника, паки прибегаем к в.и.в., слезно прося: дабы высочайшей милостью нас и ныне не оставить, но щедротами и высоким своим покровом защитить и спасти несчастную землю нашу по данным нам толикократно государственным обещаниям.
Известно в.и.в., что мы всегда и при всяких случаях были верны и усердно служили Всероссийской империи; что в четырех военных предприятиях, в несчастной земле нашей бывших, мы не щадили ни имения, ни жизнь, но со всевозможным усердием и ревностью всеми мерами старались помочь победоносному оружию в.и.в., твердо надеясь получить плод трудов наших, то есть по высочайшим обещаниям свободу от настоящего тяжкого ига.
А как по неизвестным нам причинам не могли получить желаемого, то в разные времена и многажды в рассуждении слезного нашего состояния, всяких притеснений и всегдашнего грабительства, коими несчастная земля наша разорялась и по днесь разоряется, дерзнули мы нижайшими просьбами трудить в.и.в., утешая себя и надеясь на высочайшее заступление, которого по щедротам блаженной и вечно достойной памяти императрицы Екатерины, бабки вашей, были удостоены при заключении мира в Кайнардже, потом в Айналикаваке и, наконец, в Яссах с жалованными грамотами, по которым от пребывающих при Оттоманской Порте министров в.и.в. до последней войны мы были защищаемы.
Со времен же последнего и в Яссах заключенного мира до днесь ни малейшая статья того трактата не сохранена. Но паче прежнего все оны постановления нарушены и уничтожены. Зло же день ото дня умножается и возобновляется, и отечество наше от горести и притеснения погибает без малого утешения, изнемогая под бременем неограниченных податей, налогов и казенных работ, чем силы наши совершенно истощились. Как о том в разные времена, не имея способов лично пасть к высочайшим стопам в.и.в. и представить крайние свои нужды, письменно доносили в.и.в. подробно обо всех обстоятельствах, не имея другого способа освободиться от толиких зол, низвергших нас в бездну разорения и слезного состояния. Ибо кроме умноженных после мира в пять крат податей наложены еще другие новые, всякого рода пшеницу, рождающуюся на нашей земле, отымают с насилием и отправляют в Константинополь и в другие крепости, поборы баранами, коровьим маслом, дровами и другими подобными произведениями, кроме повозок, которые для крепостных работ мы поставлять принуждаемся, суть налоги сверх определенных податей и которые совершенно изнуряют нас. Вседневно из крепостей сюда приходят турки и, насилием отымая имения, убивают поселян наших. Другие же, под предлогом торга поселившись по двадцати и тридцати человек в торговых местах наших, намерены со временем веру нашу и промыслы уничтожить, каковое предприятие для наших земель есть вредное. Господари почти через два года сменяются, и сия смена для нас весьма разорительна, ибо всякая из них более двух миллионов пиастров стоит нам. Каждый новый господарь привозит с собой множество греков из Константинополя, не знающих обхождения и силы дел наших, коих определяет он по всем местам и управам, оставляя почти всех здешних помещиков без должности, от чего происходит всеобщее и бессовестное грабительство. По сим вышеписаным обстоятельствам мы паки прибегаем к высокомонаршим щедротам в.и.в., с слезной просьбой избрать средство, какое вы, государь, за благо рассудите, защитить нас, бедных и несчастных, и освободить бедствующую Молдавию от несносного ига сего. Ибо во всех наших горестях и притеснениях уповаем только на высочайшие щедроты и милость в.и.в.
И сие да будет известно, что за сих нами в.и.в. представленных обстоятельств буде откроется что-либо наималейшее, то жизнь наша повержена будет опасности.
Того ради всенижайше просим, дабы сия наша просьба была в тайне. И как Всемогущий Бог внушит в.и.в. управить дело сие и нас, бедных и несчастных, высоким своим покровительством защитить и освободить, а здешний православный народ удостоить причастия той радости и благополучия, какими пресветлая Россия пользуется, да вспомнить ныне царствующего паче Великого Александра вовеки.
Романовский епископ Вениамин (и еще 17 подписей)