Прокламация, связанная с возмущением лейб-гвардии Семеновского полка

ПРОКЛАМАЦИЯ, СВЯЗАННАЯ С ВОЗМУЩЕНИЕМ
ЛЕЙБ-ГВАРДИИ СЕМЕНОВСКОГО ПОЛКА
Божьим благословением приношу жалобу от Семеновского полка Преображенскому полку за притеснение оных начальниками.
Господа воины Преображенского полка! Вы почитаетесь первый полк российский, потому вся российская армия должна повиноваться вам.
Смотрите на горестное наше положение. Ужасная обида начальников довела весь полк до такой степени, что все принуждены оставить оружие и отдаться на жертву злобе сих тиранов, в надежде, что всякий из воинов, увидя невинность, защитит нас от бессильных и гордых дворян. Они давно уже изнуряют Россию, чрез общее наше слепое к ним повиновение.
Ни великого князя, ни всех вельмож не могли упросить, чтоб выдали в руки тирана , своего начальника, для отомщения за его жестокие обиды; из такового поступка наших дворян, мы все российские войска, можем познать явно, сколь много дворяне сожалеют о воинах и сберегают тех, которые им служат; за одного подлого тирана заступились начальники и весь полк променяли на него. Вот награда за наше к ним послушание! Истина: тиран тирана защищает! У многих солдат от побоев переломаны кости, а многие и померли от сего! Но за таковое мучение ни один дворянин не вступился. Скажите, что должно ожидать от царя, разве того, чтобы он нас заставил друг с друга кожу сдирать? Поймите всеобщую нашу глупость и сами себя спросите, кому вверяете себя и целое отечество, и достоин ли сей человек, чтоб вручить ему силы свои, да и какая его послуга могла доказать, что он достоин звания царя? И если рассмотрите дела своего царя, то совершенно не вытерпите, чтобы публично не наказать его!
Александр восстановлен на престол тиранами, теми, которые удавили отца его, Павла. Войско, или вы, в то время было в таких же варварских руках, в каких и ныне находится. Граждан гоняли к присяге в признании государя Александра, но присяга сия невольная, а потому бог от народа оную не принимает, ибо всякий гражданин и солдат для избежания смерти обязан принять присягу! Следственно, государь никто иной, значит, как сильный разбойник. Он не спрашивает народа, что желают ли его признавать государем, или не желают; а военную силу побуждает назвать себя государем, — поныне берет в жертву наши головы и угнетает отечество; точно так и разбойник поступает со встретившимся путешественником. Он его грабит, и великая милость, если ограбленного оставит живого!
Неужели и вы, господа воины, должны просить государя, как разбойника, о помиловании себя тогда, когда он без вашей силы не в состоянии обидеть вас? Страшитесь, чтоб он не приказал вам самих себя пересечь кнутом. Не напрасно дворяне почитают воинов скотами, ибо воины себя не спасают от несчастья, а сами себе соделывают оное. Удивительное заблуждение наше! У государя много войска, но это вы сами и есть, а потому вы составляете силу государя, без вашего же к нему послушания он должен быть пастухом. Потому войско должно себя почитать в лице царя, ибо оно ограждает своими силами отечество, а не царь. Царь же значит приставник или сторож всеобщего имущества и спокойствия; но вы, воины, почитаете его не только полным владетелем имущества, но и жизни нашей хозяином. Жалуетесь, что солдатская жизнь несносна; но жалуетесь себе и на себя, ибо от самих вас бедствие происходит. Беспечность и слабость к царю навлекли на вас великое несчастье; если и еще продолжить не радеть о своем благе, то сделаетесь виною своей погибели.
Бесчестно российскому войску содержать своими силами государя- тирана. Вы, гвардейские воины, противу напольных (армейских — Сост.) полков имеете двойное продовольствие, но хотя бы имели хорошую жизнь, то и тогда должны несчастным подать руку помощи. Нет христианской веры там, где друг другу помощи не творят. Честно истребить тирана и вместо его определить человека великодушного, который бы всю силу бедности народов мог ощущать своим сердцем и доставлять средства к общему благу. Бедные воины, посмотрите глазами на отечество, увидите, что люди всякого сословия подавлены дворянами. В судебных местах ни малого нет правосудия для бедняка. Законы выданы для грабежа судейского, а не для соблюдения правосудия. Чудная слепота народов!
Хлебопашцы угнетены податьми: многие дворяне своих крестьян гоняют на барщину шесть дней в неделю. Скажите, можно ли таких крестьян выключить из числа каторжных? Дети сих несчастных отцов остаются без науки, но оная всякому безотменно нужна; семейство терпит великие недостатки; а вы, будучи в такой великой силе, смотрите хладнокровно на подлого правителя; и не спросите его, для какой выгоды дает волю дворянам торговать подобными нам людьми, разорять их и вас содержать в таком худом положении?..
…Вы защищаете отечество от неприятелей, а когда неприятели нашлись во внутренности отечества, скрывающиеся в лице царя и дворян, то безотменно сих явных врагов вы должны взять под крепкую стражу и тем доказать любовь свою друг к другу. Вместо сих злодеев определить законоуправителя, который и должен отдавать отчет во всех делах избранным от войска депутатам, а не самовластителем быть.
Взамен государя должны заступить место законы, которые отечеством за полезные будут признаны. Но таковыми народ должен управляться чрез посредство начальников. Выбор начальников следует основать на беспристрастных законах.