Инструкция М.Л. Магницкого директору Казанского университета, 1820 г.

ИНСТРУКЦИЯ М.Л. МАГНИЦКОГО ДИРЕКТОРУ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
(утверждена Александром I 17 января 1820 г.)
§ 1. Цель правительства в образовании студентов состоит в воспитании верных сынов православной церкви, верных подданных государю, добрых и полезных граждан отечеству.
§ 2. Душа воспитания и первая добродетель гражданина есть — покорность. Посему послушание есть важнейшая добродетель юности: в молодости только, упражнением покорности, получает воля ту мягкость, которая на всю жизнь остается и для благосостояния общественного столь необходима. Посему обязанность директора есть непременно наблюдать, чтобы уроки религии о любви и покорности были исполняемы на самом деле; чтобы воспитанники университета постоянно видели вокруг себя примеры строжайшего чинопочитания со стороны учителей и надзирателей и чтобы малейшее нарушение оного всегда было наказуемо, не взирая на звания лиц.
§ 3. Но как одна религия связывает обязанности с волею…, то директор обязан главнейшее наблюдать, под строжайшею личною ответственностью и всеми способами власти, ему даруемой, чтобы воспитанникам университета внушено было почтение и любовь к святому евангельскому учению. Для сего обязан он наблюдать:
а) Чтобы дух вольнодумства ни открыто, ни скрыто не мог ослаблять учения церкви в преподавании наук философских, исторических или литературы. Директор обязан иметь достовернейшие сведения о духе университетских преподавателей, часто присутствовать на их лекциях, по временам рассматривать тетради студентов, наблюдать, чтобы не прошло что-нибудь вредное в цензуре и блюсти внимательно, чтобы все чиновники университета, каждый по вероисповеданию своему (разумея христианские), исполнял свои обязанности в рассуждении обычного посещения храмов и употребления таинств.
б) Чтобы ни под каким видом не были распространяемы в университете вредные либо соблазнительные чтения или беседы.
в) Чтобы студенты ежедневно отправляли в положенное время должные молитвы, все вместе и в присутствии инспектора, чтобы в дни воскресные и важнейших праздников ходили они с инспекторами к божественной литургии и занимались, между забав и отдохновения, каким-либо полезным и приличным празднику чтением, хотя один час без принуждения.
г) Чтобы мало-помалу, инспектор приучал их к делам милосердия небольшими, по состоянию каждого, милостынями, посещением больных товарищей в праздничные дни и т.п.
д) Чтобы студенты, отличающиеся христианскими добродетелями, были предпочитаемы всем прочим. Начальство университета приемлет их под особенное покровительство по службе и доставит им все возможные по оной преимущества.
е) Впрочем, какие бы успехи ни оказывали воспитанники в науках, медали, отличившимся назначаемые, не могут быть даны, ежели директор университета не одобрит их поведения.
III. О предметах учения в факультете нравственно-философских наук
Для избежания же того смешения идей, которое столь часто замечается в воспитании от несоображения в совокупности разных философских систем, профессор обязан привести их к одному началу и показать, что условная истина, служащая предметом умозрительной философии, могла заменять истину христианства до пришествия спасителя мира; ныне же в воспитании допускается, как полезное токмо упражнение разума, для изощрения сил его к принятию прочих наук человеческих, на философских началах основанных… Слушатели удостоверятся, что все то, что не согласно с разумом священного писания, есть заблуждение и ложь, и без всякой пощады должно быть отвергаемо; что те только теории философские основательны и справедливы, кои могут быть соглашаемы с учением евангельским; ибо истина едина, а бесчисленны заблуждения.
IV. Об отделении политических наук
Благоразумное преподавание политического права покажет, что правление монархическое есть древнейшее и установлено самим богом, что священная власть монархов в законном наследии и в тех пределах, кои возрасту и духу каждого народа свойственны, нисходит от бога, и законодательство, в сем порядке установляемое, есть выражение воли вышнего. Почему один из древних христианских мудрецов, почтение и покорность государям принадлежащие, называет религией второго величества. Нравственность сей науки должна быть чиста, почему преподаватель обязан с отвращением указать на правила Махиавеля и Гобса. Он должен изъяснить, что цель гражданства не есть пожертвовать счастьем всех одному, или возвысить токмо один класс за счет всех прочих; но что согласно с мыслями Платона и Аристотеля, предмет оного есть сделать людей, в обществе живущих, сколь можно счастливее, доставя каждому личную безопасность, спокойное обладание имуществом, здравие, свободу мысли, прямоту сердца и справедливость; что для получения сих благ необходимы взаимные жертвы. Потом, восходя выше Платона и Аристотеля, преподаватель покажет источник сих начало в Моисее, Давиде, Соломоне, в пророках и апостолах, или лучше в самом верховном законодателе нашем, и сею священною печатию запечатлеет истину своих уроков.
V. О факультете физико-математическом
Профессор теоретической и опытной физики обязан, во все продолжение курса своего, указать на премудрость божию и ограниченность наших чувств и орудий для познания непрестанно окружающих нас чудес.
Профессор естественной истории покажет, что обширное царство природы, как ни представляется оно премудро и в своем целом для нас непостижимо, есть только слабый отпечаток того высшего порядка, которому, после кратковременной жизни, мы предопределены.
Профессор астроном-наблюдатель укажет на тверди небесной пламенными буквами начертанную премудрость творца и дивные законы тел небесных, откровенные роду человеческому в отдаленнейшей древности.