Берлинская конвенция между Австрией, Пруссией и Россией

БЕРЛИНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ МЕЖДУ АВСТРИЕЙ, ПРУССИЕЙ И РОССИЕЙ
4 (16) октября 1833 г.
Во имя пресвятой и нераздельной троицы. Их величества: император австрийский, король прусский и император всероссийский, по зрелом обсуждении тех опасностей, которые продолжают угрожать порядку в Европе, установленному публичным правом и трактатами, в особенности трактатом 1815 года, единодушно решаясь укрепить консервативную систему, составляющую непреложное основание их политики, и искренне убежденные, что обоюдная поддержка правительств между собою необходима для сохранения независимости государств и прав отсюда вытекающих в интересах общеевропейского мира, по общему соглашению, определили изложить в формальном акте те постановления, которые высокими договаривающимися сторонами приняты для достижения сей спасительной цели.
Ст. I. Дворы: австрийский, прусский и российский признают, что каждый независимый государь имеет право призвать к себе на помощь, во время смут внутренних, а также при внешней для его стороны опасности, каждого другого независимого государя, который признан им будет более полезным для оказания ему помощи и что последний имеет право исполнить или отказаться в своей помощи сообразно своим интересам и обстоятельствам. Они также признают, что, в случае подобного содействия, никакая держава, признанная или непризнанная государством угрожаемым, не имеет права вмешиваться, или для воспрепятствия потребованному и изъявленному содействию, или же для противодействия.
Ст. II. В случае, если бы было потребовано материальное содействие одного из трех дворов австрийского, прусского и российского, и если бы какая держава пожелала сему воспротивиться силою оружия, то сии три двора считали бы каждое неприязненное действие, предпринятое с этой целью, как бы направленным против каждого из них. В таком случае ими приняты будут самые быстрые и самые действенные меры к отпору такого нападения.
Отдельная статья. Три высокие договаривающиеся державы взаимно обязываются сохранять в тайне статьи, подписанные сего числа, и не делать из сего никакого употребления до того момента, когда три двора решили бы между собою сделать о них сообщение там, где потребуется.