Шаховский. Хирург — архиепископ
Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховский)
ХИРУРГ -АРХИЕПИСКОП (ЛУКА ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ)
Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в Крыму. Учился сначала в художественной школе, затем перешел на медицинский факультет в Киеве, который окончил в 1903 году. С 1910 по 1916 г. заведует больницей в Переславле-Залесском. С марта 1917 г. работает главным хирургом городской больницы Ташкента, а в 1920 – профессором – Ташкентского университета. В 1921 году, после смерти жены, принимает сан священника, в 1928 г. назначается на освободившуюся кафедру того же Ташкента. Затем следует ссылка в Красноярск. «На протяжении почти четверти века он разрабатывал вопросы гнойной хирургии, обобщив в 1934 году свои исследования на эту тему в монографии, служащей и ныне настольной книгой хирурга, а также в ряде работ, изданных в годы Великой Отечественной войны». Так говорит «Большая медицинская энциклопедия».
С 1941 до 1943 г. архиепископ Лука заведовал военным госпиталем в Красноярске, где одновременно возглавлял с 1942 года и местную епархию как архиерей. В 1944 году он был переведен в Тамбов, а в 1946 – на родину, в Крым, где возглавлял епархию до самой кончины. В 1956 году архиепископ Лука потерял зрение. Умер он 11-го июня 1961 года и погребение его состоялось при огромном стечении верующих Крыма.
В день своего восьмидесятилетия, 27 апреля 1957 года, архиепископ Лука сказал: «О великих делах Божиих, явленных в жизни моей, хочу я вам говорить. Знаю, что много-много людей недоумевают о том, как мог я, достигнув славы ученого и весьма крупного хирурга, оставить хирургию и науку и стать проповедником Евангелия Христова. Думающие так глубоко ошибаются считая, что невозможно совместить науку и религию. Это совершенно неверно, ибо мы знаем из истории науки, что даже гениальные ученые, подобные Галилею, Ньютону, Копернику, Пастеру, нашему великому физиологу Павлову, были людьми глубоко религиозными. Знаю я, что и среди нынешних профессоров есть очень много верующих людей, просящих у меня благословения.
Не разубедим мы тех, которые осуждают меня за то, что я стал священником и епископом. Оставим их. Но должен я вам сказать, что и сам я считаю удивительным и непостижимым то, что сотворил со мною Господь Бог, ибо, оглядываясь на свою прошлую жизнь, ясно вижу, как невидимо для меня, Господь уже с юных лет моих вел меня к священству, о котором я сам никогда не помышлял, ибо страстно любил хирургию и всей душой был предан ей. Она глубоко удовлетворяла мое всегдашнее стремление служить бедным и страдающим людям, всеми силами своими облегчать их страдания и нужды»…
«С удивлением вспоминаю о том, что случилось 60 лет тому назад, когда я окончил гимназию и на выпускном акте получил от директора гимназии аттестат зрелости, вложенный в Новый Завет.
Я читал его и прежде, а теперь прочитал с начала до конца. Я отмечал все то, что произвело на меня сильное впечатление, но ничто не поразило меня так, как слова Господа Иисуса Христа, сказанные Его апостолам при виде созревшей нивы: «Жатвы много, а делателей мало. Итак, молите Господина жатвы, чтобы послал делателей на ниву свою».
Сердце у меня дрогнуло от этих слов, и я мысленно воскликнул: «Как, Господи, неужели у тебя мало делателей на ниве Твоей?» Прошло много лет. Я получил степень доктора медицины за свою диссертацию, «Региональная анестезия», удостоенную очень крупной премии. Я был земским врачом, целителем недугов крестьян и рабочих и находил в этом глубокое удовлетворение. Прошло еще несколько лет и я решил написать книгу по гнойной хирургии. Когда написал предисловие, то был поражен странной, упорной не оставляющей меня мыслью: когда эта книга будет написала, на ней будет стоять имя епископа. Откуда? Что такое? Какой епископ? И тем не менее через несколько лет эта странная, неясная мысль стала действительностью. Свою книгу «Очерки гнойной хирургии», ставшую потом весьма знаменитой, я предполагал издать двумя выпусками и, когда закончил первый выпуск, то написал на заглавном листе «Епископ Лука – Очерки гнойной хирургии», ибо тогда я уже был епископом. А стал я им совершенно неожиданно для себя по явному призванию Божию.
В Ташкенте, где в то время я был главным врачом и хирургом больницы, происходил епархиальный съезд, в котором и я принял участие, и по одному очень важному вопросу выступил с большой, горячей речью. По окончании съезда, архиепископ Иннокентий взял меня под руку и говорил о глубоком впечатлении, которое произвела на него моя речь. Вдруг он остановился, посмотрел мне в глаза и сказал: «Доктор! Вам нужно быть священником!» Как ни далек я был от этой мысли, призыв к священству устами архиепископа я принял как Божий призыв и, ни минуты не раздумывая, ответил: «Хорошо, владыко, буду».
В ближайшее воскресенье я был посвящен в диакона, через неделю в священника и стал младшим священником кафедрального собора. Я сразу развил большую проповедническую деятельность и проводил внебогослужебные беседы. И на диспутах с безбожниками побивал их нещадно.
Через два года четыре месяца я стал епископом, и уже в этом сане Господь привел меня в дальний город Енисейск.
Все священники этого города, сверкавшего множеством церквей, и все священники областного центра Красноярска уже были живоцерковниками и обновленцами. Поэтому богослужения я вынужден был совершать на своей квартире. И вот однажды, когда я собирался начать литургию, я увидел стоявшего у входной двери пожилого монаха. Глядя на меня, он точно остолбенел и даже не поклонился мне… Оказалось, что православные люди Красноярска, не хотевшие молиться со своими неверными священниками, избрали этого монаха и послали в город Минусинск, к югу от Красноярска, к жившему там православному епископу для рукоположения в сан иеромонаха. Но какая-то неведомая сила повлекла его не на юг, но на север, в Енисейск, где жил я. Он рассказал, почему так остолбенел, увидев меня: десять лет назад, когда я еще жил в Средней России, он видел сон: ему снилось, что неведомый ему архиерей рукоположил его в сан иеромонаха. Увидев меня, он узнал этого архиерея. Итак, уж десять лет тому назад, когда я был только хирургом Переславль-Залесской больницы, я уже числился архиереем у Бога.
Вы видите, каким образом, как неуклонно, в течение десятков лет Господь Бог вел меня к архиерейскому служению в трудное для Церкви время.
На мне сбылись слова апостол Павла в Послании к римлянам: «Кого Бог предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил».
Еще немало удивительного о Божием руководительстве моей жизнью мог бы я рассказать, но думаю – и сказанного достаточно, чтобы все вы воскликнули вместе со мной: Богу нашему Слава во веки веков! Аминь».
(Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховский). О тайне человеческой жизни. М.: Лодья, 2003. С.33-37)