Житие Иринарха Ростовского
МЕСЯЦА ЯНВАРЯ В 13 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ОТЦА НАШЕГО: ВОЗДЕРЖАТЕЛЯ И ОПОРЫ КРЕПКОЙ, И СТРАДАЛЬЦА, И НАСТАВНИКА, И УЧИТЕЛЯ, И ЗАТВОРНИКА БОРИСОГЛЕБСКОГО МОНАСТЫРЯ, КОТОРЫЙ НА УСТЬЕ, СТАРЦА, ПРАВЕДНОГО МУЖА ИРИНАРХА. НАПИСАНО ТОЙ ЖЕ ОБИТЕЛИ СТАРЦЕМ, УЧЕНИКОМ ЕГО АЛЕКСАНДРОМ, КОТОРЫЙ БЫЛ С НИМ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПРИ ЖИЗНИ ЕГО
Господи, благослови отче!
Этот отец наш Иринарх родился в землях города Ростова, в деревне Кондаково от родителей-христиан: отца благочестивого по имени Анкидин и матери Ирины. И дано ему имя во святом крещении Илья. И радовались родители его о рождении его, видя его развивающимся быстрее иных младенцев: двадцати пяти недель < от роду> ногами пошел. И воспитан был в благочестии и вере Христовой, и играм никогда не предавался, но любил смирение, и кротость, и тихость ко всем, спокойствие и целомудрие. И когда было Илье шесть лет, сказал он матери своей: «Когда я вырасту, то постригусь и буду монахом, и буду оковы носить на себе, и трудиться во имя Бога, и буду учитель и наставник всем людям». И мать его Ирина стала дивиться и радоваться за чадо свое – Илью, и словам его, которыми пророчествовал о себе в 6 лет. И сбылось пророческое слово.
О другом пророчестве того же Ильи. И в то же время случилось, что пригласил к себе отец его Анкидин священника по имени Василий на обед. И начал священник Василий рассказывать о жизни преподобного чудотворца Макария Калязинского. И услышал отрок рассказ священника Василия, и сказал: «И я буду монахом таким же». И подошел священник Василий к отроку, и подивился разуму его. И видя дитя малое, а слова его – исполнены совершенства, и сказал ему: «Сколь смел ты, чадо, чтобы такие слова произнести?» И ответил ему Илья: «Кто тебя не боится, тот так и говорит».
Об уходе его от отца и матери. В то время голод отяготил ту деревню, и отрок покинул отца своего и мать, и пошел в Нижний Новгород, а было отроку < тогда> 18 лет. И пробыл в Нижнем Новгороде два года, а отец его и мать тужили по отроку.
О нахождении юноши. И послал отец двух своих сыновей – Андрея и Давида, и нашли его у некоего крестьянина, живущего в селе. И рады были, что нашли брата своего. И пробыли тут все три брата один год.
Об отшествии отца его Анкидина от жизни сей суетной в вечный покой. И по Божественному откровению увидел юноша Илья смерть своего отца, когда сидел в доме, и начал плакать горько, так что никто не мог утешить его, и спросили его: «Что, чадо, плачешь так и рыдаешь?» Он же сказал им: «Вижу отца своего преставление, и несут его светлые юноши на погребение». Люди же удивились видению его, – что видел смерть отца своего за триста поприщ.
В тот же год он пришел в дом отца своего и спросил мать свою: «Где отец мой?» И говорила мать ему: «Родитель твой, чадо, преставился в Успенский пост». Он же понял и сказал своей матери, что «в то время я видел преставление моего отца: несут его светлые юноши на погребение». И была мать его от этих слов радостна, видя своего сына, говорящего пред ней и вещающего истину.
Об уходе отрока Ильи из дома отца своего. Илья же ушел из дома отца своего вместе со своей матерью и своим старшим братом Андреем в город Ростов, и купил себе дом, и стал торговать, и увеличивалось богатство его. Он же начал часто ходить в церковь, имея страх Божий в сердце своем. И был милостив к нищим, и милостыню давал неустанно, и не отворачивался от нищих. И более всего желал, чтобы избежать ему соблазнов мира сего суетного, и пребывать в молитвах день и ночь. И более, чем весь мир, чистоту возлюбил и сохранял в сердце, и тело неоскверненным в девственности и целомудрии нераздельно как храм Духу Святому, не отлучаясь из церкви – по слову Господню – и день и ночь, желая достичь ангельского образа. И увидел некоего посадского человека по имени Агафоник, который читал книгу, и начал часто беседовать и разговаривать с ним о Божественном Писании. И с тех пор стал ему другом любимейшим, желая ему душевного спасения и сподобиться святого рая, куда желают попасть ангелы.
Об уходе из дома от своей матери. И взял он крест святой, и благословился им, и целовал радостно от всего сердца своего. И увидела мать его, и подивилась, что взял он крест, и сказала ему: «Чадо, что это делаешь, и куда, и далеко ли уходишь?» Он же сказал матери своей: «Иду, мать моя, в монастырь к святым страдальцам и великомученикам Борису и Глебу на Устье помолиться». Она же стала плакать и рыдать: «О чадо мое дорогое! Так ты и говорил в шесть лет, что будешь монахом!» Он же поклонился матери своей, и целовал ее, и ушел в монастырь к святым страдальцам Борису и Глебу.
О приходе в монастырь. И пришел в обитель страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба, и увидел монастырь, и обрадовался радостью великою, и пришел к игумену, и поклонился игумену. Игумен же благословил его и спросил: «Зачем, чадо, пришел?» Он же сказал игумену: «Желаю, господин святой отец, стать иноком. Постриги меня, Бога ради, невежу и крестьянина, и присоедини меня к избранному стаду и ко святой этой дружине».
О пострижении Ильи. Увидел игумен юношу сердечным взором, как от Бога пришедшего, и принял его с радостью, и постриг в монахи. И наречен был во иноках именем Иринарх. И отдал его игумен под начало наставника. Он же пребывал у своего учителя в послушании и покорности, в молитвах и посте.
О послании в пекарню. И как закончилось его ученичество, игумен начал испытывать его смирение. И послал его в пекарню. Он же взял благословение у игумена. Пребывая в пекарне, трудился на братию день и ночь в покорности и послушании, терпя насмешки, ни о чем плотском не думая и от духовных < устремлений> не отступая. И приходил в церковь прежде всех братий, а в церкви ни с кем не говорил, и не присаживался во время чтения церковного, но на своих ногах стоял, как твердый камень бриллиант или сапфир. И из церкви от службы не уходил прежде отпуста.
О друге его Агафонике. И узнал друг его Агафоник о пострижении его в монахи, и пришел к нему в монастырь проведать его. И пробыл в монастыре у него много дней, и потом Иринарх проводил его из монастыря два поприща, и, поцеловав его и попрощавшись, отпустил его с миром. А сам старец Иринарх возвратился в монастырь, и размышлял по пути про себя, как бы самому ему спастись, и обещал пойти в Кириллов < монастырь> или на Соловки. И был ему голос свыше, сказавший: «Не ходи ни в Кириллов, ни на Соловки: здесь спасешься». И засомневался он в сказанном, и во второй раз тот же голос произнес: «Здесь спасешься». Он же из-за услышанного стал сильно плакать и думал про себя: «Что это будет?» И в третий раз тот же голос свыше проговорил ему: «Здесь спасешься». Он же про себя утвердился, что действительно слышал голос, и оглянувшись, никого не увидал, а слышал голос < в то время> в третий раз.
И пришел в монастырь, пребывая там в послушании, покорности по отношению ко всем неуклонно, и труды к трудам прилагая более первых дней, в ночных молитвах и бодрствовании пребывая, и на земле лежа, мало сну предавался.
О пономарстве. Потом же игумен послал его пономарем служить. Он же все с радостью исполнял в монастырских службах.
О приходе странника и об отдаче сапог. И увидел Иринарх человека – по виду странника, пришедшего в монастырь, и помолился Иринарх Богу.
Молитва: «Господи Иисусе Христе, Сын Божий, сотворивший небо и землю, и первого человека, прадеда нашего Адама, по образу своему, и почтил его теплотою, которая была в святом раю. Да будет твоя святая воля со мною, рабом твоим. Дай мне, Господи, теплоту ногам моим, да обую странника и дам с себя сапоги ему на ноги». И окончил молитву и сказал: «Аминь!» И, сняв с себя сапоги, отдал нищему.
И с того часа дал ему Бог терпение и теплоту: ходил по морозу как по теплой келье. И с тех пор начал носить ветхие ризы и ходил босым. И из зависти, под сатанинским влиянием, начал его игумен смирению учить: до двух часов держал его на молитве в мороз у оконца его кельи. И он с радостью терпел и благодарил истинного Бога, поминая слова Господа, говорившего: «Претерпев множество скорбей подобает войти в Царство Небесное». И оставлял его < игумен> благовестить на долгие часы; потом игумен посадил его в тюрьму на три дня, и не давал ему есть и пить, чтобы < Иринарх> носил добротное платье и обутым ходил. И, выпустив его из тюрьмы, послал его в ту же службу, а он, благодаря истинного Бога, ходил по морозу бос, вспоминая терпение Исаака Сирина, как ноги у него примерзали к камню, а сам мороза не чувствовал.
О горожанине и об обморожении ног его. Некто от христолюбивых людей находился во граде Ростове, терпя наказание от заимодавцев. И он < Иринарх>, желая выкупить того человека, пошел к нему босым в город Ростов. И в то время был очень сильный мороз, и, отойдя от монастыря на семь поприщ, он обморозил себе пальцы ног. И из-за обморожения возвратился в монастырь, и пребывал в той боли и болезни. Не пощадил ног своих, терпя день и ночь во имя Христа три года, и многою кровью земля пропиталась. И от тех многострадальных тягот исцелил его Господь.
И по излечении игумен не переставая требовал от него смирения, а он ходил зимою и летом босым, благодаря истинного Бога, вспоминая многострадального Иова, что сидел на гноище, и не отлучался он от Божьей церкви, пребывая в страхе Божьем, и в покорности, и в послушании.
И ненавидящий добро враг рода человеческого более на него зла замыслил, чтобы поймать его своими злыми ухищрениями, и подучил на него игумена. Игумен же послал его < Иринарха> на другую – за пределами монастыря – работу, чтобы еще более к смирению привести. И тужил старец, что его от церковной службы изгнали. И ушел из монастыря из-за великого игуменского преследования, и пошел дорогою, и видел множество зверей, выходивших навстречу ему: то волков, то медведей, что на него взирая и зубами скрежеща, желали его испугать. Он же, Иринарх, крестом себя ограждая, молитву беспрестанно про себя говорил: «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня, грешного, избавь меня от съедения зверями». Они же исчезали и неизвестно как погибали.
Он же пришел невредимым в город Ростов и пришел в монастырь великого чудного Богоявления к великому чудотворцу и светочу Авраамию. И архимандрит принял его с радостью в монастырь – в обитель великого чудотворца Авраамия, и причислил его к избранному стаду, и благословил его, и послал служить келарем. Он же с радостью обязанности выполнял, не отлучаясь от церкви ни днем, ни ночью.
И насельники монастыря того, братия и прочие служители, взимали всякие монастырские потребы без бережливости и без боязни чрезмерно много. Монастырь беднел, и старец, про себя вздыхая, молился чудному чудотворцу Авраамию: «Господин преподобный Авраамий! Не я монастырю твоему разоритель». И однажды уснув, увидел преподобного отца Авраамия, пришедшего к нему в келью. И сказал Авраамий старцу: «Что, избранное и праведное семя и житель святого рая, скорбишь о монастырских выдачах? Давай им без ограничений. Ибо они здесь изволили широко жить, а ты здесь голодаешь и рубищем прикрыт. И ты в Царстве Небесном широко поживешь и насладишься небесной пищей, а они взалкают навеки. Я здесь умолил и упросил Всевышнего Творца, чтобы дом мой и при алчных хватателях не оскудевал необходимым для монастырской жизни». И проснулся он, и не увидел никого. И с того часа утешился и давал без всякого сомнения.
О смерти матери его. И когда старец стоял в церкви во время пения песни Херувимской, начал он плакать и рыдать на всю церковь. И подошел к нему архимандрит и сказал ему: «Что, господин старец, так плачешь и рыдаешь?» Он же сказал ему, что «мать моя преставилась». И архимандрит, видя его плачущим, и сам прослезился, на него глядючи, и дивился словам, исходящим из уст его. И когда он стоял на обедне в церкви, пришел к нему брат его Андрей, и поклонился, и сказал, что мать их Ирина умерла. И старец после церковной службы получил благословение у архимандрита, и пошел с братом своим, и похоронил мать свою достойно.
О Лазаревском монастыре. И после похорон начал старец размышлять, как бы ему душу спасти и получить желанное. И не захотел власти келарского положения, дабы оставаться уничиженну, и поселился в келье великого Лазаря, полтора месяца в слезах и в молитвах, скорби, тяготы и голод терпя, по многу дней ничего не вкушая. И Иван, преподобный юродивый, часто его посещал и утешал, а старец, постоянно ходя в соборную церковь Пречистой Богородицы, молился Богу со слезами.
И пришел он с церковной службы, и когда сидел в келье своей в полдень, молился со слезами и печалью страстотерпцам и великомученикам Христовым Борису и Глебу: «Святые страстотерпцы и великомученики Борис и Глеб! Всем братьям у вас в монастыре место есть, а мне, грешному, у вас места нет!» И задремав сидя, увидел в тонкой дреме страстотерпцев, идущих к монастырю. И сказал им старец: «Светы страстотерпцы Борис и Глеб! Далеко ли идете?» И ответили ему страстотерпцы Борис и Глеб: «Идем, старец, за тобою. Иди в наш монастырь». Он же очнулся от сна, и услышал у окна молитву, и открыл свое окошко, и увидел старца Борисоглебского монастыря по имени Ефрем. И сказал он: «Господин! Прислал меня к тебе строитель Варлаам. Иди, господин, в монастырь, где давал иноческий обет. А строитель повелел мне узнать у тебя, нужна ли тебе, государю, подвода или сам придешь в монастырь?» Старец же Иринарх ответил ему: «Благословение государю-строителю старцу Варлааму, а я со временем сам в монастырь приду». А уже носил тогда на себе оковы тяжкие, и на ногах путы, по слову Господню. И встал старец, и помолился Богу.
О змее. Идя в монастырь – на место своего пострижения – с великой радостью, он от великих тягот по пути устал, и сел у дороги, и заснул неглубоким сном. И увидел во сне: приползла к нему змея и хотела его укусить, он же посохом ударил ее в шею, и змея отползла от него. И он, пробудившись от сна своего, перекрестился и с радостью пошел к монастырю без неприятностей. И увидел монастырь, и обрадовался, и подойдя к воротам, помолился Богу, и вошел в монастырь в то время, как служили обедню. И он пошел к церкви, и вошел в церковь, и встал на месте < своем>, и помолился Богу, и поклонился строителю-старцу Варлааму. Строитель же Варлаам обрадовался, и с любовью поцеловал его, и поставил рядом с собою. И по зависти сатанинской в тот час некто старец по имени Никифор сказал строителю: «Почему сего старца принимаешь, когда он игумена не слушает, и в ветхих дырявых ризах босым ходит, и оковы на себе многие носит?» А строитель Варлаам ударил посохом своим старца Никифора, ибо был он сатаной подучен. И принял строитель Варлаам старца Иринарха в монастырь с радостью, и дал ему особую келью.
Об известии от образа Владыки небесного. И когда приходил старец в церковь, то со страхом и трепетом молился Господу Богу, часто глядя на иконы сосредоточенно, и вздыхал из глубины сердца усердно. И видя икону – Распятие Господа нашего Иисуса Христа, начал старец сильно плакать и у Бога милости просить на изгнание врагов.
Молитва: «О праведное солнце, свет наш пресветлый, Владыко Человеколюбец Иисус Христос! Как ты, свет, претерпел такое великое крестное страдание, и поругание, и оплевывание, и по ланитам удары, и испитие уксуса и желчи ради нашего спасения от тех, кого сам создал, от неразумного и беззаконного их сборища из-за зависти < их>! И ныне, свет мой, как мне, грешному и неразумному крестьянину, спастись и тебе, свету единому Иисусу Христу, Сыну Божию распятому, в Троице славимому Богу неделимому – Отцу, Сыну и Святому Духу, угодить? И да будет воля твоя со мною, Владыка!» И в тот же час было ему от образа Владыки < небесного> известие: «Иди в келью свою, и будь затворником, не выходя < из нее>, как старец, и там спасешься».
О благословении на затворничество по известию < от образа> Господа. Он же, старец Иринарх, пришел к строителю старцу Варлааму и взял благословение у него молиться в келье по евангельскому слову Господню: «Подобает через множество скорбей войти в Царство Небесное. Если кто в жизни сей суетной душу свою погубит ради меня и Евангелия, тот в будущей жизни обретет ее. Если кто в жизни сей голодает и жаждой томится, то там вовеки насытится». И строитель Варлаам благословил старца молиться в затворничестве и не выходить из кельи совсем: прославил, сказал он, Бог Русскую землю и монастырь великих страстотерпцев Бориса и Глеба, и преподобных отцов наших игуменов Федора и Павла в нынешнее – последнее время – досточудными мужами: и страдальцами, и учителями, и наставниками. И с тех пор по благословению принял он подвиг – молиться в келье безвыходно, вспоминая первых монахов, как они в чащобах, и на островах, и в пещерах живали, а в тленном сем мире не изволили ходить, и свет этот не изволили видеть: изволили в темнице терпеть. И сделал для себя он цепь железную в три сажени длиной, и приковался к стулу многими трудами и пóтом, терпя поругание и насмешки от братии. Он же за них Богу молился: «Господи Иисусе Христе, Сын Божий! Не сочти им за грех это – не ведают, что творят рабам твоим, Владыка!»
Об ученике его Александре. И пришел к нему некто по имени Алексей, и пожелал для себя жизни такой, и многого страдания, поста и молитвы, твердости и воздержания, и тяжких его оков, что на себе носил, и начал умолять его: «Прими меня, господин, и приобщи меня к избранному стаду и к святости твоей, и научи меня заповедям Господним». Старец же принял его с радостью и с любовью великой, видя в нем кипение сердечное к монашеству, и благословил его, и призвал священника и дьякона, и повелел его постричь. И наречено ему имя в иночестве Александр. И был он у него первым учеником, и после пострижения жил с ним в келье, с преподобным Иринархом, с послушанием и великой исполнительностью пребывая в посте и молитвах день и ночь.
О приходе Ивана, Христа ради юродивого ростовского и московского, и о словах его. Пришел к нему, старцу, гость – блаженный Иван Большой Колпак. И тот начал с ним беседовать, и стал ему Иван говорить: «Старец Иринарх! Сделай себе сто крестов медных по полугривенке». И отвечал ему старец: «Государь Иван! Невозможно мне, бедному, столько их сделать. Я в нищете пребываю». И в ответ праведный Иван сказал старцу: «Святой Дух лжи не говорит: „Небо и земля прейдут, а слова Господа не могут прейти”, но все они сбудутся. А Бог да поможет тебе, да даст и исполнит все просимое и желаемое тобой по слову этому». И еще сказал Иван старцу: «Не подивись тому, что тебе так будет, что и устам человеческим не произнести, и не написать, что даст тебе Бог коня, и никто не сможет на том коне, Богом данном, ездить – и на твоем месте после тебя сидеть». И сбылось сие по его пророчеству.
Об уходе Ивана из монастыря. Иван блаженный, дав благословение и прощение получив, стал говорить: «Дал тебе Господь Бог от востока и до запада < людей> наставить и научить, и по всем населенным местам учениками наполнить землю, и от пьянства всех людей отвадить. Из-за того беспредельного пьянства наведет Господь Бог на землю иноплеменных, и те твоему коню удивятся, и восхитятся многому страданию, и меч их тебе не повредит, и они прославят тебя более православных. А я иду к Москве к государю землю просить – что в Москве у меня довольно видимых и невидимых бесов: меж них едва войдет лоза хмельная; и всех тех Святая Троица силою изгонит». И сказав это, поцеловал и ушел, и там < в Москве> умер. И погребено тело его близ храма Святой Троицы на рву.
По слову Ивана более начал старец прилагать усилий, пребывая в труде, и в посте, и в молитве: днем и ночью стократные молитвы к Богу воссылая, желая честных крестов. И увидел во сне: пришел к нему друг и дал ему крест. И другой друг пришел, во сне же, и дал ему палку железную.
О том, как дали кресты. Спустя несколько дней после того сновидения пришел к нему друг Иван, посадский человек, и принес старцу – по пророчеству Ивана праведного – честной крест, и дал ему. И взял старец и, хвалу воздав Богу и угоднику его блаженному Ивану, из того креста отлил сто крестов медных. Исполнил Бог просимое желание его по благословению Ивана блаженного.
О палке железной. А другой друг по имени Василий, придя, дал ему палку железную. Он же с радостию принял и < продолжал> собирать труды к трудам, иссушая тело свое постом, и молитвой, и пребыванием без сна, и стоянием всенощным. И всегда слезы со слезами смешивая, словно речной поток изливая, непрестанно просил у Бога милости и исполнения трудов.
О старце Леонтии и о его честных крестах. Некто старец Леонтий из Борисоглебского же монастыря старался подражать добродетели < его> и трудам, и сковал себе такие же оковы, и носил на себе тридцать три креста медных. И те честные кресты оставил у Александра, а сам взял благословение у старца идти в уединенное место. И старец Иринарх молил его, чтобы не ходил в пустынное место: «Послушай, чадо, и не будешь там убит». Тот же Леонтий беспрестанно просил благословения; и не мог его старец отговорить, и благословил его, и сильно прослезился, и целовал его в уста, и пророчески изрек: «О дорогое дитя мое Леонтий! Уже сюда не вернешься за честными крестами». И Леонтий, уходя, сказал: «Господин, если так будет, – да будут мои кресты тебе на труды». А сам, поклонившись, ушел в Переяславский уезд в монастырь Пречистой Богородицы на Кубре и там был убит разбойниками.
И те кресты присоединил старец к своим крестам для трудов, и всего крестов у него стало, по молитве и пророчеству Ивана блаженного, сто сорок два креста. И трудился старец день и ночь, нося цепь длиною три сажени шесть лет; и другой христолюбец из Углича прислал старцу еще три сажени цепи, и трудился в них он двенадцать лет. И был некто старец Феодорит из Борисоглебского же монастыря, сделал себе цепь железную трех саженей длиной и трудился в ней двадцать пять недель. Игумен же велел ему, Феодориту, ходить на службу монастырскую и трудиться на братию. И он цепь свою отдал старцу, и стала цепь девять саженей длиной, и трудился в той цепи двадцать пять лет.
И по умышлению и делу сатанинскому, чтобы оскорбить и опечалить праведного и от добродетелей отвлечь, своим злым ухищрением научил < сатана> братию донести игумену < на старца>. И пришедшие из братии сказали игумену: «Господин! Сей старец Иринарх сидит взаперти и постится, и на себе носит многие тяжкие оковы, и не пьет хмельного, и пищи мало вкушает, и наставляет. И повелевает братии так же в трудах пребывать, и поститься, и хмельного повелевает никак в рот не брать. А говорит он – и это всего злее, – подобает монахам быть как ангелам: ни о чем не скорбеть, и плоти своей не щадить, и ни в чем ей не потакать, де „через многие скорби подобает войти в Царство Небесное”. И не велит братии в службах без дела ходить и накладывает на них труды великие».
И по наущению сатанинскому и по немилосердию игумен Ермоген старца ограбил и из монастыря изгнал, не помянув Бога и благих дел брата своего: поста, и трудов, и в темнице заточения, во имя Иисуса Христа страдания. И старец изгнанием утешался, вспоминая слово Господнее, гласящее: «Если вас изгонят из дома святого, стремитесь в иной. Я с вами до скончания жизни. Аминь».
И после изгнания пробыл старец в Ростове у Лазаря великого год и две недели, и, молясь Господу Богу день и ночь, слезы к слезам присоединяя, и труды к трудам, непрестанно постился, всегда держа пред мысленным взором смерть.
Игумен же Ермоген, осознав вину братии и собственную, послал к старцу Иринарху одного из монахов. И пришел он к старцу, говоря: «Господин! Не вспоминай о нашем на тебя доносе, поди на место своего пострига в монастырь великомучеников Христовых Бориса и Глеба». И старец Иринарх возвратился в монастырь и так помолился Богу: «Господи Иисусе Христе, Сын Божий! Не лиши меня своего вечного блаженства и обета, дай, Господи, грешному старцу по обету дотерпеть». И на себя вину возлагал: «Я, Господи, в отличие от братии в темнице этой живу, а они – праведные, и праведные труды тебе, Господи, приносят. Я, смрадный, лишен добродетелей». И пришел он в келью свою, и, пребывая в трудах своих, молил Бога за государя, и за православную христианскую веру, и за урожаи во всех населенных землях. И ненавидящих его любил, как душу свою. И дал ему Господь < дар> прозрения – видеть в людях потаенное, и из многих городов стекались к нему и благословение от него принимали. Многие богоизбранные люди милостыню приносили. Он же, старец, с радостью нищим и странникам давал милостыню и одежду, и приходящих наставляя и уча заповедям Господним, и от грехов их отвращая, и обличая тайные их согрешения. И они по благословению его к заповедям Господним обращались.
И был некто из старцев по имени Тихон; решил про себя угодить Богу и, сделав себе на тяготу цепь железную, сидел в трудах семь лет. И оставил труды свои, убоявшись от поляков быть убитым мечом, и цепь железную отдал старцу, и стало у него цепи железной двадцать саженей. В тех многих тяготах старец трудился день и ночь беспрестанно тридцать лет и четыре месяца, Богу молясь, и не давал рукам своим покоя, ни очам своим дремы: иногда одежды вязал власяные, иногда – клобуки, другое платье для нищих шил, и непрестанно нищих оделяя и бедным помогая, от богатых избавляя, за всех Богу молился, в ночи на молитве стоя. И не давал себе облегчения от великой тяжести, скорбя, что иногда так изнемогал от великой боли, что и людей не узнавал в течение многих часов, но боли той радовался, славу воссылая Богу беспрерывно. А сну днем нисколько не предавался кроме часа ночью, или двух, или трех, а тело же свое палкой бил, сам молитву творя беспрерывно.
О видении Московского царства и о разорении < его> и погублении и иных городов < разорении> в 7117 <1609> году. В некое время, когда он пребывал в тонком полусне на постели своей, увидел он город Москву, порубленную литовцами, и все Российское царство плененным и частично сожженным. И очнувшись от сна своего, стал сильно плакать и рыдать, что быть царству Московскому от литовцев плененным, и монастырям святым, и церквам, и всей Российской земле, едва утешился от слез и рыдания. И заблистал свет праведный на долгое время, и из света раздался голос ему свыше: «Поезжай в Москву и поведай об этом царю. Да будет так!» Он же осенил себя крестом и молитву Иисусову сотворил. И тот же голос сказал: «Да будет так!» Он же, старец, вторично перекрестился и сотворил молитву: «Господи Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня, грешного, от искушения. Я – раб Отца, Сына и Святого Духа, и не желаю ничего на свете этом видеть». И тот же голос в третий раз сказал из света: «Сделай < так> и не ослушайся, по слову сему да будет так роду этому лукавому и непокорному». И убоялся старец видения и голоса из света: «Призови к себе игумена и получи благословение, езжай в Москву, чтоб возвестить царю Василию Ивановичу, что быть царству Московскому и всей Русской земле плененными от Литовского государства».
О друге его из города Переяславля, об исцелении Симеоновского дьякона Ануфрия. И приехал старец Иринарх в Переяславль, и остановился на конюшенном дворе Никитского монастыря, и послал за дьяконом, а сам пошел к чудотворцу Никите помолиться и получить благословение у гроба его.
А дьякон в то время сильно разболелся ознобом малярийным, и не мог терпеть лихорадки, и забрался в печь из-за козней дьявола, противящегося добродетели, потому как тот дьякон сделал по его, старцеву, благословению и повелению: был в городе Переяславле камень за храмом Бориса и Глеба в быстрине, в который вселился демон, мечтания творя и привлекая к себе из Переяславля мужчин, и женщин, и детей их, разъединяя сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они < люди> слушались его, и стекались к нему из года в год и воздавали ему почести. Он же, старец Иринарх, повелел тот камень скинуть в яму, чтобы народ христианский так не делал, и к камню бы не приходили. И демон, сопротивляясь другу его дьякону, навлекал на него от иереев, и от христиан, и от его родни ненависть, и насмешки, и всякие домыслы, и клевету, и разорение, и убытки, и немощи, и всякие скорби. Он же не печалился, не тужил ни о чем, но, уповая на милость Божию, видел пред собою смертный час, но к Божиим врагам ради излечения не пошел. И едва пришел дьякон к старцу, и тот увидел его сильно изнемогшего. И очень обрадовался старец Иринарх, и поцеловал его с любовью, и дал ему четвертушку хлеба, благословив его, и сказал: «Да будешь от сей еды здоров!» И с того часа он выздоровел от того недуга.
О приезде в Москву. И приехал в Москву с учеником своим старцем Александром до рассвета, и утром рано пришел старец с учеником своим в соборную церковь Успения Пречистой Богородицы к великим чудотворцам Петру-митрополиту и Ионе. И некто из детей боярских, по имени Симеон, пошел к царю и возвестил о приходе старца. И царь обрадовался и приказал идти в Благовещенский храм Пречистой Богородицы. Старец же пошел в церковь, помолился Богородице и, благословив царя крестом, поцеловал царя Василия Ивановича. А царь его поцеловал с любовью, и подивился великим трудам его. И сказал старец царю Василию Ивановичу: «Открыл мне, грешному старцу, Господь Бог: видел город Москву и всю Русскую землю, плененною Литвой. И я, оставив многолетнее в темнице пребывание и труды, сам к тебе пришел < о том> возвестить. И ты стой за веру Христову мужественно и храбро». Известив, сам же вышел из церкви, царь Василий взял старца под руку, а ученик его – под другую.
О благословении царицы. И сказал царь старцу: «Благослови царицу». Старец же не ослушался, перечить не стал, пошел в палату к царице вместе с царем и благословил царицу Марию Петровну. И, благословив, вышел из палаты. Царица же послала старцу два полотенца. Старец же не захотел взять. Царь Василий заклинал его именем Бога живого: «Возьми, Бога ради!» Старец же сказал царю: «Я приехал не ради подарков. Я приехал возвестить тебе правду».
Царь же проводил его до дворца из палаты и приказал боярину его потчевать. И приказал царь дать свой возок и конюха, и проводить в монастырь святых страстотерпцев Бориса и Глеба. И старец, перекусив у того боярина, пробыл в Москве всего двадцать часов. И выехал из Москвы, пришел в монастырь святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и помолился Богу, и вошел в свою келью. И пребывал в прежних трудах своих: в посте и молитве, слезы к слезам прилагая, прося у Бога милости, дабы праведный своей гнев утолил, как < прежде> – на великий город Ниневию.
А конюха государева и возок отпустил с миром в Москву.
О нашествии литовцев. Вскоре же пришли литовцы, злые, и свирепые, и немилостивые губители на Русскую землю. Начали без милосердия покорять и сечь, и многие города разорили, села и деревни пожгли, и христианам великие беды принесли. И город Димитров взяли и огнем сожгли, а московских ратных и посадских людей, их жен и детей мечу предали, и церкви Божии осквернили, и христиан в них мечами иссекли, и алтари Божии поколебали, и покровы с них пограбили, и с икон оклады сдирали, иконы выбрасывали, и книги похватали, и церкви пожгли. И многие христиане, убоявшись смерти от их мечей, давали им дань и на прокорм. И многие города им покорились.
И в 7117 <1609> году город великий Ростов разорили, и покорили, и сожгли. И соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы осквернили, мужчин и женщин, девочек и девушек мечами посекли, и раки великих чудотворцев Леонтия и Исайи, и все церковные строения, и всякое кованое украшение пограбили. И владели многими городами, и тяготу великую роду христианскому нанесли. И многие города стали от них обороняться.
Об испытании веры старца Иринарха литовскими людьми по наущению дьявольскому. Пришел же некий воевода, зол и немилостив, по имени Микулинский. Он разорил город Ростов, и под Ярославлем < его люди> посады пожгли и людей многих порубили. Также и Углич пожгли и многих людей мечами посекли.
И после того пришли в монастырь Борисоглебский, что на Устье, и пришел пан Микулинский в келью к старцу со многими панами. И начал его, старца, испытывать о вере: «В кого же ты веруешь?» И старец сказал ему: «Я верю в Святую Неразделимую Троицу – Отца, Сына и Святого Духа; и в распятого на кресте Господа нашего Иисуса Христа, воскресшего на третий день». Он же сказал: «А земным царем кого считаешь?» Старец же ему внятно проговорил: «У меня – русский царь Василий Иванович, живу в Руси – русского царя и имею, а иного никого для меня нет – ни царя, ни литовского короля, ни крымского царя, ни самозванцев от мира сего». Отвечал же ему некто из панов по имени Амсян: «А ты, старец, изменник: ни в нашего короля, ни в Дмитрия не веришь». Отвечал ему старец: «Я вашего меча земного нисколько не боюсь и веры своей и русского царя не предам. Если меня за это мечом убьешь, то я, радуясь, претерплю. Не много во мне крови для вас, а у моего живого Бога есть такой меч, что вас сечет невидимо и без телесных ран и без крови, а души ваши пошлет вовеки на различные мучения». Пан же Микулинский и иные паны подивились: «Как велика вера в этом старце!» И была нужда великая, гнетом легшая от литовцев на весь год как испытание веры.
О приходе князя Михаила Васильевича Скопина с воинами в Калязинский монастырь. И спустя некоторое время пришел князь Михаил из Новгорода с ратью и встал близ Калязина с русскими людьми и немцами против литовцев. И пришел пан Сапега от Троице-Сергиева монастыря против него со всей ратью. И с Божьей помощью, и молитвами Пречистой Богородицы, и великих чудотворцев мольбами, и по слову старцеву побила московская рать литовцев. И пан Сапега возвратился вспять со всей ратью, и остановился за двое суток перехода до монастыря в селе Покровском, и начал думать, чтобы им Борисоглебский монастырь на Устье пожечь и братию убить. И была в то время кручина великая, и начала братия друг с другом прощаться. И стал старец учеников своих Александра и Корнилия утешать: «Да не убоимся сожжения и мгновенного конца жизни – тленной и временной, под мечами иноверных. Если нас и сожгут или мечом погубят, – явимся новыми мучениками, подобно святым отцам в Синае и Раифе, да венцами небесными увенчаемся от Христа, Бога своего вовеки». И начал молиться со слезами.
Молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, сотворивший небо и землю, море, и реки, и наполнивший всю вселенную своим учением – святым Евангелием! Ты сам сказал, Владыка-человеколюбец: „Не бойтесь убивающих тело, но души никак не могущих коснуться. Если кто смертоносное выпьет во имя мое, не повредит ему ничем”. Мы, Господи, надеемся на тебя. Ныне, Владыка, помилуй нас! Избавь нас от таких горестей, гнетом лежащих, от этих звероподобных губителей, и разгони их сборище, соединяющееся против рабов твоих, и всели в сердца их милосердие и жалость к святым твоим домам, где, Господи, ты сам живешь вовеки. Аминь».
И в то время пришел некий пан по имени Кирбирский, ротмистр, и вошел в келью к старцу, и благословение от него принял, и подивился трудам старца. И придя, поведал Сапеге: «Я нашел в монастыре Бориса и Глеба трех старцев скованных».
О приходе пана Сапеги в монастырь к старцу Иринарху. И послал < пан Сапега> перед собой пана, и повелел поведать о своем приходе. И старец сказал: «Если пойдет посетить < нас> в темницу, то по своей воле придет к нам». И Сапега, услышав от пана старцевы слова, пришел в монастырь к старцу в келью, и войдя, сказал: «Благослови, батька. Как эту великую муку терпишь?» И отвечал ему старец: «Во имя Бога эту темницу и муку терплю в келье сей». И начали многие паны говорить ему, Сапеге: «Этот старец за нашего короля и за Дмитрия Бога не молит, а молит Бога за Шуйского!» И ответил старец: «Я на Руси рожден и крещен, и за русского царя Бога молю». И ответил Сапега: «Правда в этом батьке великая: в какой земле жить, тому царю и служить». И сказал: «Паны наши тебя, господин, ограбили?» И ответил старец: «Приехав, лютый пан Сушинский пограбил весь монастырь, а не только меня, старца грешного». И отвечал Сапега: «За то пан Сушинский повешен». И сказал старец пану Сапеге: «Возвращайся, господин, в свою землю. Полно тебе на Руси воевать. Если не уйдешь с Руси, или опять придешь на Русь, или не послушаешь слова Божия, то убит будешь на Руси». И пан Сапега умилился душою этим словам и сказал: «Чем мне тебя одарить? Я такого твердого и без страха перед мечами нашими отца < святого> нигде ни здесь, ни в иных землях не встречал». И сказал старец: «Я Святому Духу не указчик, я от Святого Духа питаем. Как тебя Святой Дух научит, так и сотворишь по его святой воле». И Сапега сказал старцу: «Прости, батька!» И поклонившись, ушел с миром, и прислал старцу милостыню – 5 рублей денег, и велел с тех пор монастырь ничем не обижать. И пошел Сапега с ратью своею в Переяславль.
И была в монастыре радость великая, что Господь Бог избавил < их> от великого плена, и старец беспрестанно молился Богу и слезы к слезам прилагал, чтобы Господь Бог избавил всю Русскую землю от пленения.
О благословении князя Михаила Васильевича Скопина в7118<1610>году. Пошел князь Михаил за литовцами и прислал к старцу за благословением из Переяславля, и старец Иринарх послал ему благословение: просфору да крест. Велел ему идти за литовцами: «Дерзай, да поможет тебе Бог!» И послал князь войско в слободу Александрову, и здесь с Божьей помощью побили литовцев. И малое время спустя сам князь пришел, и остановился в слободе. И начали безбожные агаряне-литовцы против него из-под Троицкого монастыря и из-под Москвы собирать войска. И услышав < это>, князь Михаил опечалился о том. И послал гонца к старцу, и старец послал к князю благословение и просфору и сказал: «Дерзай, князь Михаил, и не устрашись! Бог тебе поможет». И разбил князь литовцев, и потом послал князь с радостью воеводу Давыда к Троицкому монастырю – к преподобному Сергию. И воевода пришел в монастырь живым-здоровым, и князь Михаил прислал к старцу гонца и дары.
И старец послал благословение князю. И пошли под Троицу. И узнав, Сапега пошел к Димитрову. И пришел князь к Троице невредим, и войдя в монастырь, помолился перед иконой Святой Троицы и преподобному отцу Сергию. И прославив Бога и Пречистую Богородицу, и русских чудотворцев, послал князь рать на Сапегу.
И в Димитрове побили литовцев, и Сапега бежал под Иосифов-Волоколамский монастырь. А самозванец из Тушина бежал в Калугу, и там его убили. А сам князь Михаил от Троицкого монастыря пошел к Москве. И войдя в соборную церковь, помолился Богородице, и целовал образ – икону Владимирской Божьей матери и раки чудотворцев, и пошел в дом свой.
О взятии креста у князя Михаила. И послал старец Иринарх за честным крестом ученика своего старца Александра к князю Михаилу, и приказал взять честной крест, что был дан ему в помощь на изгнание супостатов литовских. И князь Михаил с радостью отдал его ученику честной крест, и послал старцу послание и дары. И старец Александр возвратился с честным крестом к учителю своему в монастырь, и отдал честной крест учителю своему, старцу Иринарху, он же с радостью принял < его>. И, взяв честной крест, начал он молитву творить.
Молитва. «Господи Иисусе Христе, Сын Божий! Слава, тебе, Владыка-человеколюбец, претерпевший на этом честном и чудном кресте распятие и страдание по своей божественной воле ради нашего спасения и показавший этому народу милость и чудеса от своего честного креста: помощь князю Михаилу над литовцами победу, и изгнание < их>. Как в Иерусалиме при благоверном царе Константине на врагов, так и ныне, Господи, твоей милостью невидимой изгнаны литовцы православными христианами. Ты же, Господи, вовеки сохраняешь нас. Аминь».
Через некоторое время, после того как князь Михаил вернул честной крест с благодарностью и дарами, он отошел к Богу.
И ненавидящий добро дьявол, видя себя униженным от старца Иринарха, поднял на него смуту великую в 7118 <1610> году. Прислан был патриархом Гермогеном игумен Симеон лют, и немилостив, и свиреп, и пьяница, и не помнящий добра. И повелел старцу Иринарху ходить молиться в церковь, а он не может в трудах своих великих по слову Господнему и по келье пройти, трудясь во славу Бога день и ночь в посте, и в молитве, и в слезах, иссушая плоть свою и в немощи умирая в келье. Игумен же немилостивый Симеон, злее и свирепее неверных, пришел к старцу в келью с братией, и ограбил его без милосердия, и отобрал у него весь запас. И осталось еще четыре пуда соли и пуд меда. И ученик, старец Александр, сказал, что столько осталось. И старец вспомнил о добродетели некоего старца-затворника: пришедшие лютые разбойники захватили все < его> имущество и забыли некую вещь взять, и он поспешил им вослед, вспоминая жизнь прежде жившего монаха. Так же пришедшие разбойники захватили не все имущество, и он сказал им: «Еще осталось». И те – первые – разбойники умилились душою, и первому < монаху> все отдали. А второму монаху – ничего не вернули. Так и старец повелел и оставшееся отдать. И он, немилостивый игумен, и то взял!
О видении юноши в белых одеждах. И в тот вечер увидел старец Иринарх юношу в белых одеждах, близ него стоящего, светлым лицом повернувшись к нему, говорящего: «О немилостивый, и лютый, и скаредный игумен! Словно злыдень, придя, все имущество ограбил, и еще не насытился». Сказал и невидим стал. А старец молился всю ночь, без сна пребывая.
О переломе руки и о разлучении с учениками и с кельей. После явления юноши пришел на утро игумен к старцу в келью, и взял старца Иринарха, и повелел волочить его из кельи. И по приказанию немилостивого игумена взяли < его> четыре человека подмышки и поволокли. А игумен с ними вшестером понес и цепь железную. И, тащив его, старца, левую руку ему сломали, и бросили старца в трех саженях от церкви. И пробыл тут старец девять часов, молясь Господу Богу.
Молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, не сочти им сего за грех, так как всуе мятутся и не ведают, Господи, что творят рабам твоим, Владыка. Избавь меня, Господи, от скорби этой, и дай, Господи, мне терпение до < часа> исхода души моей из тела, ибо благословен ты вовеки. Аминь».
А учеников его, старцев Александра и Корнилия, услали по другим кельям. А старец один лежал, брошенный, радуясь оскорблению. И, взглянув, увидел юношу в светлых одеждах, говорящего: «Услышал Бог молитву твою и терпение < увидел>. И если чего попросишь, – дастся тебе». И с того времени стал невидим.
Старец же Александр пришел в келью свою, начал молиться Богу: «Господи, Иисусе Христе, сын Божий! До каких пор, Господи, нам эти скорби с учителем нашим от этих звероподобных аверонов и от пьяниц терпеть? Да будет воля твоя над нами, ибо благословен с Отцом и Святым Духом ныне, и всегда, и вовеки веков. Аминь». И было ему от честных крестов известие: «Пойди к игумену и скажи ему, игумену: „Зачем против судеб Божиих борешься?”» И старец Александр пришел в церковь к игумену и начал говорить игумену: «Отпусти старца Иринарха в келью его по обету с его учениками, да не умрешь злою смертью – ибо борешься против предначертаний Божиих». И игумен благословил старца и обоих учеников его.
И старец пришел в келью свою, и благодарил Бога истинного, и помолился Богу так: «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, ведающий все тайное в сердце, все послушно воле твоей. Ты – Бог наш, и тебе, единственному свету, служим. Избави меня, Господи, такого гонителя и к злу прибегшего. Дай, Господи, терпение по воле твоей владычной вовеки. Аминь».
И был ему голос свыше: «Дерзай, страдалец мой! Я – с тобою всегда, но ждал твоего великого подвига: и терпению твоему удивились все ангелы, и архангелы затрепетали, и земля поколебалась, видя твое терпение в таких трудах, подвиги, пост и молитву. Да уже не будет тебе другого зла от такого гонителя, но ждут тебя со страхом и трепетом силы царства моего. Все тебе уже приготовлено, и будет тебе так». И голос говорил, а никого не видел старец Иринарх, стоя, проливая слезы из очей своих, как потоки, и молитву беспрестанно творил: «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий! Помилуй меня, грешного, от искушения». А крестом себя осенял безостановочно.
И потом игумен Симеон изгнан был из монастыря.
О приходе литовцев под монастырь и о сдаче Москвы самозванцу. И узнали литовцы о смерти князя Михаила Скопина и возвратились к Москве, и встали под Москвою, захватили царство ложью по своему злому умыслу, и царя Василия Ивановича им, врагам, предательски отдали, и они сослали его в Литву. И в 7119 <1611> году царство Московское завоевали, и людей многих порубили < мечами> – как и виделось старцу в видении слов Господних. И так сбылось слово Господнее, сказанное в 7116 <1608> году: «Небо и земля прейдут, а слова Господа не могут прейти».
О приходе панов в монастырь на Устье в 7120 <1612> году и о рассказе о смерти пана Сапеги. И как-то осенью после дня памяти Дмитрия Солунского пришли литовцы в Ростов. И в то время игумен со всею братией бежал на Белое озеро от панов, убоявшись мучений от рук их и гибели от мечей, а старец Иринарх с учениками своими пребывал в келье своей, молясь Богу беспрестанно.
И пришли литовцы в монастырь, и пребывали в монастыре десять недель. И пришедший в келью к старцу пан сказал: «Благослови, батька! А Сапега убит был под Москвою, как ты и предсказал». И сказал старец пану: «Идите и вы в свою землю – и будете живы. А если не уйдете с нашей земли, – и вам также быть убитыми». И пойдя, поведал пан всем панам слова старца. И начали паны всякий день приходить к старцу, и старец начал им говорить: «Идите и вы в свою землю, если не пойдете в свою землю, то и вы убиты будете». И пришел к старцу сын воеводы по имени Воин, и взял благословение у старца идти в свою землю. И старец благословил его идти в свою землю из Русской земли. И сын воеводы поклонился до земли, и пошел к своему отцу, и поведал ему о благословении. И, услышав об этом, его отец умилился. И сам воевода Иван Каменский пришел к старцу в келью и поклонился старцу до земли: «Благослови, батька, и меня идти в свою землю, как уже благословил сына моего». И старец благословил его, и сказал: «Только не грабь монастырь, и братию, и город Ростов». Он же ушел от старца, и пошел в свою землю со всем войском, и не сделал зла городу Ростову и монастырю благодаря благословению < старца>. И была в монастыре великая радость: избавил их Бог от такой великой скорби.
О благословении князя Дмитрия Михайловича Пожарского да нижегородского посадского человека Козьмы Минина. И в то время молва, что литовцы сидят в Москве, была великой кручиной для всей земли. И молились нижегородцы, чтобы Господь Бог оказал милость свою и очистил город Москву от великой скорби. И был < тогда> в Нижнем князь Дмитрий Пожарский, и стали новгородцы молить его, чтобы пошел в Москву и освободил бы город Москву от великой скорби, и дали ему помощь деньгами и припасами для сбора войска, и начали ему помогать все города, и начал ему Бог помощь свою подавать, и силы умножились. И выбрали новгородца, торгового человека Кузьму Минина к нему < в помощь>, и стал он в решениях заодно < с Пожарским>.
И начал им Господь милость свою подавать, и пошли они к городу Ярославлю со всем войском. И остановились в городе Ярославле, и начали к ним собираться ратные люди со всех городов русских, чтобы за веру встать и за святые Божии церкви умирать. И услышал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, что пришел князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин в Ярославль со всем войском, и прислал к ним гонца, чтобы они спешно шли к Москве. А князь Дмитрий Михайлович да Кузьма Минин, желая и боясь идти под Москву, < где был> Иван Заруцкий, поскольку он, Иван, убил под Москвою воеводу Прокопия Петровича Ляпунова, и по той причине не смели идти под Москву с войсками.
И послал старец к нему благословение и просфору, и приказал им идти под Москву со всем войском, не боясь Ивана Заруцкого: «И где ни будет Иван Заруцкий – узрите славу Божию». И рад был князь тем словам, и пошел со всем войском, не боясь Ивана Заруцкого, к Москве, и остановился в Ростове. И пришли князь Дмитрий Михайлович да Кузьма Минин за благословением сами к старцу Иринарху. Старец же их благословил идти на Москву и дал им крест свой на помощь. И пошел князь, радуясь, взяв благословение и крест у старца. И пошел в Переяславль, из Переяславля – к Троицкому монастырю, и встал под ним, и помолился Святой Троице и чудотворцу Сергию, и послал воеводу князя Дмитрия Лопатина под Москву к князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому, и тот рад был.
И Заруцкий по благословению старца из-под Москвы побежал, гоним Божией благодатью – войском невидимым. А литовцы и недавно приставшие к ним люди идут с запасами к Москве к сидящим в осаде. И услышав < это>, князь Дмитрий Трубецкой прислал гонца к князю, чтобы шел поспешно на помощь под Москву со всей ратью.
И на другой день пришли литовцы под Москву, и воеводы, помолясь Святой Троице и московским чудотворцам, – и подал им Бог свою помощь на литовских людей – литовцев разбили.
И стоял князь Дмитрий под Москвой, и с Божьей помощью взяли Китай-город, а литовцы засели в Кремле, и вскоре осажденные сдались. И князь Дмитрий вошел в Москву за кремлевские стены и помолился Пречистой Богородице и московским чудотворцам.
И была большая радость в Москве, потому что Господь Бог очистил город Москву от литовских людей. А в монастыре Бориса и Глеба на Устье – кручина великая: требуют запасов на содержание ратных людей, а в монастыре нет ничего из-за разорения его литовскими людьми. И игумен пришел с братией, и начали христиане молить старца, чтобы отпустил в Москву ученика своего старца Александра, дабы тот < власти> умолил.
И старец не отверг их мольбы, и выполнил волю их, и отпустил ученика своего Александра в Москву с прошением, и велел взять у князя Дмитрия Михайловича честной крест, что дан был ему в помощь. И ученик Александр пришел в Москву, и была в то время на Москве радость, что литовский король бежал в свою землю из Вязьмы. И ученик < Иринарха> старец Александр пришел к князю и привез ему от старца благословение и просфору. И князь обрадовался, и дал ему грамоту, по которой < можно> не давать на ратных людей никаких припасов из-за разорения литовского.
И ученик взял грамоту и честной крест, и возвратился в монастырь, и дал грамоту игумену, игумен же обрадовался. А старец Александр пришел в келью к учителю своему Иринарху, и отдал ему честной крест, и от князя передал поклон.
О государе-царе и великом князе Михаиле Федоровиче, всея России. По устроению Божию и по решению всей земли: князей, и бояр, и воевод, и преосвященных митрополитов, архимандритов и игуменов, в 1613-м году с любовью избран был государь-царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, и поставлен был царем на Москве, и над землями всех < бывших> Орд владыкой, и над царями и королями, и царским венцом увенчан.
И была по всей Русской земле радость о нем, о государе. И еще была великая кручина в Угличе, и Вологде, и в иных окраинных городах от казаков: много крови христианской лилось, и многие города и села от них в запустение пришли. Благоверный государь-царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси послал боярина своего и воеводу князя Бориса Михайловича Лыкова казаков усмирить. Послал его в Ярославль и дал ему семь городов для сбора войска.
О благословении князя Бориса Лыкова. И в то время пришли литовцы с черкесами в село Даниловское, и князь прислал старца Иоакима просить благословения к старцу Иринарху. И старец послал князю благословение и просфору, и повелел идти за литовцами. И князь взял с радостью просфору, и пошел за литовцами. И шел за ними две недели, и настиг их за Костромою, не доходя Нижнего < Новгорода>, и там по милости Божией их разбил, и многих иноплеменников пленил, и послал государю-царю в Москву.
А сам князь возвратился в Вологду со всем войском и начал воевать с казаками, потому что они разоряли Вологодский уезд и Белозерский. И он начал их гнать по Божией милости и по старцеву – Иринархову – благословению и молитве, и они от него побежали на Белоозеро. И он послал за ними отряд, и они побежали к Угличу, и готовились к битве две недели, и он послал против них еще отряды, и гнал казаков Божьей милостью и старцевой молитвою.
О приходе князя к старцу. И он послал отряды воинских людей под Москву, а сам пошел к страстотерпцам Христовым Борису и Глебу помолиться и у старца Иринарха благословиться. И взял князь Борис у старца благословение, и пошел к Москве со всем войском, и там их < казаков> перехватал и привел к государю. И была большая радость, что Бог оказал милость свою, и что заступничеством и молитвами Пречистой Богородицы и московских чудотворцев, и слезами, и молением по благословению Иринархову рассеялось казачье злое сборище, разорение и грабеж на дорогах.
И с тех пор наступил мир, и старец беспрестанно Бога молил, слезы к слезам сочетая, и пост к посту, и милостыню раздавая, и странников принимая, и бедным помогая, обижаемых властями спасая.
Благом является тайну царскую хранить, а дела Божии явственно проповедовать, и < также и дела> старца страдальца и затворника Иринарха при жизни о чудесах Божиих по его молитвам.
Чудо 1. Об изгнании нечистого духа из отрока. Некто из крестьян села Давыдова по имени Иосиф привел сына своего, бесом одержимого, и начал плакать перед старцем, говоря: «Помоги в нашем отчаянии!» И ответил ему старец: «Дух нечистый никак не уйдет, только молитвою и постом изгнан будет». И возложил старец Иринарх на отрока свой крест честной, и пробыл отрок со своим отцом в монастыре неделю, и покинул его бес. И старец отпустил юношу с отцом его домой выздоровевшего, и пришли в дом свой радуясь.
Чудо 2. Некто из крестьян по имени Андрей из деревни Разбитухи села Вощажникова одержим был нечистым духом, пребывая в том недуге десять лет. И привел его сын Кузьма к старцу Иринарху. И старец возложил на него честной крест свой. И он побежал от старца в город, по домам < бегал>. И целовальник Афанасий привел его к старцу, и он, придя, поклонился старцу. И сказал старец: «Не бойся, Андрей!» И пришел ученик, старец Александр, и взял Андрея, и положил на него цепь железную старцеву, и привел его к образу Спасителя и Пречистой Богородицы, и в тот же час он выздоровел. И сказал ему < старец> тихим голосом: «Не бойся, Андрей». Он же поклонился образу Спасителя. И пробыл у старца десять дней, и ушел от старца в дом свой, радуясь.
Чудо 3. О сыне боярском. Некто от детей боярских по имени Матфей Тюхменев пребывал в монастыре в качестве воеводы и был в то время охвачен безумием. А в то время шел из Суздаля пан Лисовский. И пришел к старцу Иринарху, и начал вопить < по наущению> нечистого духа: «О горе мне, так как хотят меня в ад живого волочь». И другую нелепицу говорил. И ужаснулись ему братия и ратные люди. Старец же Иринарх возложил на него честной крест свой, и привязал его к цепи своей, и приставил к нему двух людей ратных. И пробыл всю ночь без сна, и утром рано послал его к обедне молиться, и пришел от обедни здоров, и начал говорить со старцем в полном уме и разуме. И заповедал ему старец всю неделю поститься: ни мяса не есть, ни пива, ни вина не пить. Он же принял от старца эту заповедь с радостью и был исцелен от нечистого духа молитвою старца Иринарха.
Чудо 4. Некий крестьянин по имени Никифор по прозвищу Каряевский был одержим нечистым духом, начал вопить в монастыре громким голосом. И услышала братия, и все работники, и было в монастыре много разговоров < о том>. И сказал старец Иринарх ученику своему Александру: «Что на монастыре гомон великий?» И отвечал ученик: «Никифор обезумел». И повелел старцу взять < его> к себе в келью, и пошел ученик, и взял Никифора в келью, и повелел старец Иринарх возложить на него свой крест честной и привязать к оградке. И ученик его, старец Александр, сотворил по слову старцеву: возложил на него свой крест честной. И пробыл < так> один час, и повелел старец Иринарх снять с него честной крест, и приказал ему лечь на своем месте. И он всю ночь спал кротко, и на утро встав, стал здоров с Божьей помощью и по молитве старца Иринарха, и ушел в дом свой радуясь.
Чудо 5. Об исцелившемся. Некий юноша из села Сущева по имени Анкидин был одержим нечистым духом, и привели его родители к старцу. Старец же Иринарх возложил на него свой крест честной и повелел ему молиться день и ночь. И господь Бог исцелил его молитвою старца Иринарха, и пробыл у старца три недели, и стал здоров, и ушел в дом свой радуясь.
Чудо 6. Об исцелении от головной боли. Некто из детей боярских по имени Симеон Романов мучился от головной боли, и лежал в постели своей много дней, и прислал купца по имени Григорий Чеполосов к старцу Иринарху за благословением, чтобы дал для благословения крест свой честной. И старец Иринарх послал свой честной крест, и просфору, и благословение. И Симеон Романов честной крест старцев, и благословение, и просфору принял с радостью великой, и молился, и окроплялся водою, и выздоровел. И с тех пор стал глубоко почитать старца Иринарха.
Чудо 7. Об исцелевшей от глазной болезни женщине. У некоего крестьянина по имени Феодор из села Нового на реке на Саре была жена, болевшая глазной болезнью в течение года. Пришел Феодор к старцу за честным крестом, и старец Иринарх дал ему честной крест свой. И пришел в дом свой и, помолившись, семь раз окропил ее водою, и на третий день она стала здорова. И принес он честной крест к старцу Иринарху, и поведал об исцелении своем. И старец ответил: «Бог исцелил по вере ее».
Чудо 8. Об исцелении женщины из города Углича. Некто священник по имени Григорий по прозвищу Пятницкий пришел к старцу Иринарху за благословением. И старец его благословил честным крестом. Он же ушел к себе домой, и когда служил в трапезной молитвенную службу, то в это время пришла к нему одержимая бесом женщина и стала вопить в трапезной. Он же осенил ее крестом, она же умолкла, и священник во второй и в третий раз осенил ее крестом честным по благословению старца Иринарха. И она подошла к священнику и, поклонившись ему, сказала: «Когда ты крестом честным осеняешь меня, – то бесы все из трапезной убегают». И в тот час Бог исцелил ее молитвою старца Иринарха, и стала здорова. Священник, приехав в монастырь к старцу, поведал об исцелении той женщины, и старец приказал ему никому < о том> не рассказывать до тех пор, пока он жив.
Чудо 9. Об исцелении жены от болезни глаз. < Жил> некий подьячий в Москве по имени Петр Лошаков, и была у него очень больная жена. Он же прислал к старцу Иринарху за честным крестом. Старец же дал крест свой честной. Он < подъячий>, отслужив молебен и освятив воду честным крестом старцевым, окропил ее водою, и в тот час выздоровела. И с той поры уверовал в старца Иринарха, и полюбил < его> вместе с женою, и прислал честной крест < обратно>.
И прославил Бог своего страдальца старца Иринарха при жизни его: Бог по его молитвам больных и одержимых бесом исцеляет. И те, кого он благословил, все люди по его благословению жили в благочестии, и дома их не оскудевали по его молитве.
Что в начале написано о рождении и жизни, и от мирской жизни уходе во иноческий образ, о трудах его, и терпении, и о гонениях < на него>, и о посте, и о молитве, и о даре пророчества, и о видении, и о возвещении, и о благословении, и о чудесах, – то повелел мне все это по преставлении своем написать, и святой Божией церкви передать читающим и слушающим для пользы души и на следование добрым делам во славу и в честь Святой Троицы, Отца, и Сына, и Святого Духа, и Пречистой Богородицы. Я же о том сильно удивлялся. Аминь.
О преставлении старца Иринарха. Сей человек праведный и многострадальный Иринарх призвал нас, своих учеников, и сказал нам: «Братья мои и сопостники! Молю вас: вот отхожу от жизни сей к Господу Богу моему. Молите же за меня Пречистую Богородицу в час смерти моей, да изымут милостивые ангелы душу мою, да избегну я сетей вражеских и воздушных мытарств вашими святыми молитвами, поскольку грешен я. А вы, господа мои, пребывайте после смерти моей в посте, и в молитвах, и в трудах, и бодрствовании, в слезах, а еще – в любви между собою, без ропота, и в послушании, и в покорности. Ибо написано: „Блаженны нищие духом, ибо им принадлежит Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога. Блаженны миротворцы, ибо они сыновьями Божьими назовутся. Блаженны изгнанные ради правды, ибо им принадлежит Царство Небесное. Блаженны вы, когда ругают вас и изгоняют, и скажут о вас всякое злое слово, оболгут вас ради имени моего. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах”». И многое другое старец наказал своим ученикам, и наставлял, что служит ко спасению. Ученики же, видя старца при последнем дыхании находящегося, пребывали в великом умилении, и в сетовании, и во многих слезах, и сказали: «О добрый наш пастырь и учитель! Вот уже ныне молим тебя при последнем вздохе на исходе жизни. Теперь же к кому прибегнем, и от кого насладимся медом истекающих слов учения, и кто печься будет о наших грешных душах? Но умоляем тебя, угодник Спасителя, если обретешь милость от Бога после ухода из жизни сей, моли о нас непрерывно Бога и Пречистую Богородицу, как угодно твоей святости, поскольку тебе все наши потаенные страдания известны». И сказал старец Иринарх ученикам своим: «Я отхожу от вас телом, а духом – с вами неразлучен». И еще к тому прибавил: «Если кто начнет обижать вас и притеснять эту мою обитель, свыше данную от Бога, выкупленную прошением игумена и братии, – и их будет судить Бог и Матерь Божия». И дав ученикам прощение, и ради Христа исполнив обряд прощания, стал на молитву, и молился долго: «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий! Помилуй меня, грешного, избавь, Господи Боже мой, грешную мою душу от рук князя тьмы и сил владык мира; на воздухе будут держать предо мною свитки, в которых написаны все мои грехи дневные и ночные. Пошли, Господи, милость свою, и сотри, Господи, рукописания эти молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы, и святой великомученицы Екатерины, и всех святых. И мою душу прими, Господи, ибо благословен вовеки. Аминь».
И отошел к Богу в вечный покой в год 7124 <1616>, в 13 день января, на память святых мучеников Ермила и Стратоника. Преставился раб Божий старец-схимник Иринарх с пятницы на субботу в девятом часу ночи. По благословению и по повелению преосвященного Кирилла, митрополита Ростовского и Ярославского, погребли старца-инока схимника Иринарха Борисоглебский игумен Петр, да отец его духовный священник-монах Тихон, да дьякон Тит, да ученики его: старец Александр, да старец Корнилий. И по его – старца Иринарха – благословению погребен был на указанном им месте, в приготовленной им пещере, которую он своими руками выкопал.
И после старца Иринарха осталось от праведных его трудов по Божьему повелению сто сорок два креста медных, да семь тяжестей плечевых, да цепи железной двадцать саженей на шее было, да оковы железные ножные, да на руках было и на груди оков железных и медных 18, да связанными носил на поясе тяжестей в пуд < весом>, да палка железная, он трудился ею – невидимых бесов изгонял. А было жизни старца Иринарха – по суду Божиему – в этих своих трудах праведных тридцать восемь лет и четыре месяца, а в миру жизни старца Иринарха – тридцать лет, а всех лет жизни старца Иринарха – шестьдесят восемь лет и четыре месяца.
Я же, дурной, и неразумный, и многогрешный, убоялся быть осужденным, словно ленивый раб, спрятавший сокровище, глаголящий, что «яростен господин мой; жнет, где не сеял, и собирает, где не раскидал», написал вкратце это житие такого человека – многострадального старца Иринарха. Порожден он был благочестивым отцом Анкиндином и матерью Ириной близ города Ростова в деревне Кондаково.
Кто его благословения не принимал, и кого он оставил без заботы? Всех любил нелицемерно по слову Господню: «Любите любящих вас, благословите ненавидящих и клянущих вас», и да прославится в вас великолепное и пресвятое имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
О чудесах после смерти его, старца Иринарха.
Чудо 1. У ученика – старца Корнилия – нога болела: раны гноем сочились. И пришел он ко гробу старца Иринарха, помолился, и взял с гроба земли, и начал раны присыпать. И вновь ожил, и зажили раны, и исцелен был молитвами старца Иринарха.
Чудо 2. Об исцелевшем от сердечной болезни. Некий христианин по имени Адриан, живя в келье у него < Иринарха>, разболелся животом, и болел неделю, и приблизился к смерти. И он, Адриан, пришел ко гробу старца Иринарха, и помолился, и взял земли, испил воды, пропущенной через эту землю, и выздоровел по молитве старца Иринарха.
Чудо 3. Некий христианин – Савин из города Ярославля – был болен ознобом. И явился к нему старец Иринарх и сказал: «Савин, возьми старца за руку». И была рука его обессилевшей, и он сказал: «Пойди ко гробу моему и будешь здоров». И в тот же час он почувствовал облегчение, и пришел ко гробу его, и поведал о чуде, и о явлении < ему старца>: он исцеление получил молитвами старца Иринарха.
Чудо 4. Некто старец Моисей из того же Борисоглебского монастыря болен был: словно огнем сжигаем. Двое суток без сна пробыл, а болезнь его к смерти приближала. И некий старец по имени Феоктист пришел его навестить. Он же ему проговорил: «Брат, Богом ты послан ко мне! Пойди к старцу Иринарху на могилу и возьми с гроба его земли». Старец же Феоктист пошел на могилу старца, и взял земли, и дал ему воды, пропущенной через эту землю. Он же тотчас заснул сном желанным и, восстав от сна своего, выздоровел по молитве старца Иринарха.
Чудо 5. Некий посадский человек из города Переяславля по имени Кузьма страдал от головной боли три года, и пришел ко гробу старца Иринарха помолиться, и поцеловал честной крест, и стал здоров в тот же час по молитве старца Иринарха, и пошел домой, радуясь.
Чудо 6. Некая женщина по имени Мария из города Переяславля, жена посадского человека по имени Андрей Басин, впала в немощь – от сильной лихорадки ума лишилась. Ее муж Андрей, сильно скорбя о том, недоумевал, что делать. И пришла ему мысль взять земли с Иринарховой могилы. И пришел он в Переяславль в < монастырь> Николы-чудотворца на болоте к строителю старцу Дионисию, поведал о замысле своем и о болезни жены своей. И сказал старец: «Если хочешь, то так тебе и будет». И дал ему земли с могилы старца Иринарха. Он же взял < ее> с радостью, и пришел в дом свой, и дал жене своей пить воду, пропущенную через эту землю. И жена его Мария в тот же час выздоровела. И придя к старцу Дионисию, Андрей поведал, что Бог по молитве старца Иринарха исцелил от тяжкой болезни жену его. А сам отошел в дом свой, радуясь с женою об исцелении, хвалу воздавая Богу и Пречистой Богородице и страдальцу их – затворнику Иринарху.
Чудо 7. Борисоглебского монастыря слуга по имени Алексей был одержим нечистым духом, и люто страдал, и не говорил, в той болезни < пребывая>. И пришел к нему его родственник, по имени Стефан, навестить, и начал на него смотреть неотрывно. Он же, лежа на постели своей, не мог говорить от великой немощи, только немного пальцем показывал. Он же < родственник> догадался, что посылает к старцу Иринарху взять на могиле его исцеления ради земли. И пошел быстро ко гробу старца Иринарха, помолясь Богу, взял земли, и дал ему испить воды, пропущенной через землю. И был он исцелен молитвою старца Иринарха, и начал говорить со своими родными. Они же очень обрадовались, и прославили Бога, и Пречистую Богородицу, и угодника Христова многострадального чудотворца Иринарха.
Чудо 8. Некий человек по имени Василий из города Кашина был одержим бесами: являлись ему лукавые бесы в облике человеческом, и сбивали его с пути истинного, и отлучали его от веры Христовой, и поганили ему божественные образа – святые иконы и честные кресты, и говорили ему по своей лживости и омерзительной опустошенности: «Молись нам!» И так страдал он от них долгое время, без сна пребывая день и ночь. И был в смятении ума, и услышал об исцелении от святого чудотворца Иринарха, пошел в монастырь Борисоглебский на могилу святого старца Иринарха. И много раз являлись ему нечистые духи по дороге, и пакостили ему, и совращали его с истинного пути, он же страдал от них люто. Пришел в монастырь Борисоглебский по милосердию Божиему в субботу перед вечерней, и пришел к могиле святого чудотворца Иринарха, и начал молиться со слезами. И приложился к честному кресту трудов его, и в тот же час наполнился божественным разумом по молитвам чудотворца Иринарха, и был охвачен великой радостью. Утром же воскресного дня по обычаю пришел ко гробу святого и, молебен отслужив, здоровым ушел в дом свой, радуясь, хваля и славя Христа – Бога нашего, и Пречистую Богородицу, и угодника их чудотворца Иринарха.
Чудо 9. Некий крестьянин по имени Никон был одержим бесами, и люто страдал от нечистых духов, и длилась болезнь его уже тридцать недель. И собрались к нему его родственники, и внимательно смотрели на него, и не могли < придумать>, чем помочь ему. И пришло одному из них на ум привести его в Борисоглебский монастырь к могиле святого чудотворца Иринарха, и посоветовались все его родные заодно о нем, и привели его к захоронению святого чудотворца Иринарха. И начал < некто из монастыря> молиться за него, и благословил его честным крестом – деянием святого, и возложил на него крест честной и цепь, и пробыли с ним сутки, и возвратились восвояси, и его повели в тех тяготах. И был исцелен молитвами святого, и преисполнился божественного разума. И все возрадовались об исцелении его, и воздали хвалу Христу – Богу нашему, и Пречистой Богородице, и угоднику Христову Иринарху.
Чудо 10. Того же Борисоглебского монастыря слуга по имени Михаил был одержим беснованием и люто страдал от бесов. И пришел его отец посетить, и, глядя на него неотрывно, был в великой печали о ребенке своем, и не ведал, что ему делать. И пришло ему на ум вести его к могиле святого чудотворца Иринарха, и привели его к гробу. И начал отец его молиться о нем, и возложил на него честной крест и цепь великих деяний старца Иринарха. И пребывал двое суток, и выздоровел, и исцелен молитвами святого чудотворца Иринарха.
Чудо 11. Некая женщина, по имени Ирина, из вотчины – близ города Суздаля – боярина князя Семена Васильевича Прозоровского, из села Воскресенского, жена попа Ивана была охвачена тяжким недугом: на груди – язвы огромные, беспрерывно сочащиеся гноем, и от того недуга нисколько приподняться не могла. И есть не могла, едва душа держалась. И дала обет старцу Иринарху идти в Борисоглебский монастырь помолиться и его гробу поклониться. А земля с могилы Иринарховой у меня была. И в нынешнем 7161 <1653> году 7 января та Ирина с той земли испила воды. И призвала в молитве: «Отец, Божий < угодник> Иринарх! Помоги мне в скорби моей, если есть у тебя к Богу дерзновение». И в тот час был ей глас: «Отпали струпья твои от груди твоей». Она же дотронулась до язв своих руками своими и обнаружила себя выздоровевшей от той болезни.
Чудо 12. Некий младенец, по имени Григорий, во время крещения испугался воды в купели и после того страха начал тяжело страдать: младенчески кричал безостановочным криком изо всех своих сил, напрягаясь сильно. И так страдал полгода всякий день беспрестанно, и ночью не засыпая, и пищи лишаясь из-за того страдания. Родители же принесли его ко гробу святого Иринарха, и служили молебен, и тот младенец перестал страдать, умолк от крика и вопля. И заснул спокойно, едва дыша от утомления своего. Утром же младенец тот едва пробудился от сна своего и взял грудь матери своей. И с того времени был здоров и спокоен, и в будущем никак не отразилась на нем та тягота молитвами святого чудотворца Иринарха.
Чудо 13 святого Иринарха. Об исцелевшей женщине. Некая женщина по имени Агриппина, жена Гаврилы из села Коскина того Борисоглебского монастыря, была одержима бесами и жестоко страдала от нечистого духа, не помня дома своего, ни чад своих не узнавая. И начала мужа своего и детей своих избивать. И из-за того лютого недуга была привязана к лавке. И все деньги отдали врачам, и достаток свой истощили, но пользы не обрели. И не знали, что сделать для нее. И собрались к ней ее родные, и внимательно смотрели на нее, и пришло им на ум, и стали говорить про чудотворца Иринарха. И она повела рукою своею, и повелела вести себя к чудотворцу Иринарху. И привели ее к могиле чудотворца, и стали молиться за нее, и благословили ее честным крестом святого трудов, и возложили на нее честной крест. И тотчас выздоровела. И возрадовались все об ее исцелении, и воздали хвалу Христу – Богу нашему, и Пречистой Богородице, и угоднику их и чудотворцу Иринарху, и возвратились с великой радостью восвояси.