Похвальное слово Антонию Сийскому Иоанна Иоанновича

ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗАНИЯ, НАПИСАННОГО ПРЕЖДЕ В ПОХВАЛУ СВЯТОМУ; А ЭТО ЕСТЬ НЕБОЛЬШОЕ ДОПОЛНЕНИЕ К ПОХВАЛЕ СВЯТОМУ, И О ПРЕПОДОБНЫХ И БОГОНОСНЫХ ОТЦАХ НАШИХ, В РОССИЙСКОМ ОСТРОВЕ ПРОСИЯВШИХ. НАПИСАНО ЖЕ ЭТО МНОЮ, МНОГОГРЕШНЫМ ИОАННОМ, РУССКИМ ПО РОЖДЕНИЮ
Благослови, отче!
Слава тебе, Господи, слава тебе, удостоившему нас, в ленивом естестве нашем, такого великого и неизреченного промысла твоего таинства в нашем последнем поколении, а также и в последние времена, как сказал пророк: «О, Господи, избави душу мою, ибо я нищ и убог, и в скорбях изнемог мой дух», «ты не даешь мне сомкнуть очей, впал я в смятение и замолчал». Припомнил я времена начальные, бывшие у нас и в разных странах – и на востоке, и в центре востока, и на севере, и на западе. Даже и северную нашу землю лучи просвещения осветили, и коснулся сердца великого русского князя Василия Сын Слово Божие – как второго Павла, поставил и его проповедником народов, ведомыми ему путями приводит его в город Херсонес, что называется еще и Корсунь, там совершенно совершает его сыном Света. И как Павел Христа познал, так и этот благоверный и христолюбивый великий князь Киевский и всея Руси Василий истинного Христа Бога нашего познал, человека из небытия в бытие создавшего и все словом сотворившего. Ведь он был первый христианин в Русской земле и всю землю Русскую с помощью преосвященного митрополита Михаила просветил святым крещением, и все уверовали в Единосущную и Нераздельную Троицу – Отца и Сына и Святого Духа.
Радуйся, божественный город Киев, в котором малая искра благочестия вспыхнула!
Радуйся и ты, блаженная Ольга!
Радуйся и ты, божественный Василий!
Радуйся и ты, божественная пещера, в которой подвизались великий Феодосий и Антоний!
Радуйся и ты, божественный город Владимир!
Радуйся и ты, город Москва!
Радуйся и ты, божественный предел Радонеж, ведь в твоей земле подвизался в пустыне святой авва Сергий, постникам наставник, инокам отец, вселенной учитель и источник чудес!
Радуйся и ты, божественная обитель Обнора, в которой подвизался блаженный Павел!
Радуйся и ты, Звенигород, в котором явился божественный Савва!
Радуйся и ты, божественная ограда великого отца аввы Сергия, в которой подвизался блаженный Никон!
Радуйся и ты, божественный город Ростов, ведь там просиял божественный Авраамий!
Радуйся и ты, божественный город Ярославль, в котором явился преподобный Феодор с детьми своими!
Радуйся и ты, божественная ограда, называемая Колязинская, в которой подвизался преподобный Макарий!
Радуйся и ты, божественный остров Соловецкий, в котором подвизались преподобные отцы Зосима и Савватий!
Радуйся, Григорий, основавший монастырь на Пелешме!
Радуйся и ты, божественный Христа ради юродивый Михаил, тот, что подвизался в Клопске!
Радуйся и ты, божественный Варлаам, источник чудес!
Радуйся и ты, божественный Савва, основавший обитель на реке Вишере!
Радуйся и ты, муж желаний духовных Антоний, пришедший из Рима в Великий Новгород!
Радуйся, Димитрий, основавший монастырь на Прилуке!
Радуйся и ты, блаженный Пафнутий, краса иноков, основавший пречестный монастырь во имя Святой Богородицы в городе Боровске!
Радуйся и ты, блаженный мученик преподобный Никита, что Христа ради всю жизнь свою провел на столбе!
Радуйся и ты, западная звезда Кирилл, на западе стоящий и восток просвещающий!
Радуйся и ты, блаженный преподобный князь Петр!
Радуйтесь, блаженные Авраамий и Ефрем, просиявшие в городе Смоленске!
Радуйся и ты, божественный Александр, что свил, как птица, гнездо Христа ради в пустыни, называемой Свирской!
Радуйся и ты, Макарий, подвизавшийся в Желтиковской пустыни!
Радуйся и ты, Евфимий, основавший пречестный монастырь в городе Суздале!
Радуйся и ты, Дионисий, подвизавшийся в Глушицкой пустыни!
Радуйся и ты, блаженный Александр, подвизавшийся в Каргопольских пределах!
Радуйся и ты, новоявленный преподобный Иосиф, житель Волоцких пределов!
Радуйся и ты, досточудный и преподобный отец наш Антоний, подвизавшийся в Сийской пустыни!
Радуйся, всякая местность и земля, и всякий город, и край, в которых святые эти подвизались!
Радуйся и ты, западная земля, божественный остров Сийский, где подвизался божественный отец наш Антоний, который чудесами просвещает всю эту землю!
Радуйся и ты, вторая пустыня, в которой отец наш Антоний трудился и жил как бесплотный!
Радуйся и ты, блаженный ученик Филофей, ибо там получил от отца некое оружие против дьявола, приготовившего для тебя сеть; ты же все это молитвой отца твоего, как паутину, разорвал, к добродетелям вышним устремился!
Радуйся и ты, внутренняя пустыня, где блаженный отец наш Антоний подвизался, ибо он был в тебе беспощадным врагом своему телу, как сказано: «Насколько телесный в нас человек погибает, настолько духовный в нас человек обновляется». И как Дамаскин воскликнул: «Перед тобою, как в бубне, в умерщвленном теле победителем предстану!» И Господь говорит во Святом своем Евангелии: «Дух животворит, а плоть не способна ни на что». И пророк говорит: «Что пользы в плоти моей, раз мне сходить в могилу?» Григорий Богослов говорит: «Ведь то, что убережем, и то все предадим Богу». И Исайя взывает и говорит: «И распахните сердца ваши, а не одежды ваши!» Ведь сказано: «Если кто-то чему-то поддастся, тому и поработится. И насколько тело изнуряется и естество ослабевает ради Божьей любви, настолько же и душа, словно золото в горниле, блистает». Ведь еще пребывая на земле, по большому стремлению душа или земная вечная Божья искательница доброта желает достичь небесного, а не рассуждать о земном или пребывать на земле. Но, поистине, великий это дар дарован нам от Бога, что Русская земля, некогда скованная льдом неверия, в нынешние же времена хорошо плодоносит, и плоды Богу приносятся – жизнь, и труды, и подвиги тех преподобных отцов, что просияли на Руси, как ласточки-пустыннолюбки, и Богу угодили.
Но зачем мне много говорить! Не вправе этого делать мы, земные, да еще и во грехах пребывающие, как говорит в своей книге Маргарит великий просветитель, всей вселенной учитель и патриарх Константина града Иоанн Златоуст: «Когда мы ходим по городским стенам, то или уязвляемся, или уязвляем. Так же и в миру живем: или досаждаем кому, или сами скорбим от кого-то». И всеми этими тяготами мы связаны, как оковами, ибо не можем мы нашим умом постичь и языком сказать, как воздать хвалу тем преподобным отцам. Когда можно будет морскую глубину измерить, тогда можно будет и нам той меры достичь, – если же нет, то не сможем похвалить тех преподобных и богоносных отцов наших, в Российском государстве просиявших. И, как некоторые искусные мастера повествуют нам, необычная вода есть в озере, которое зовется Квиксулвар. Приходят туда златокузнецы-ювелиры и ждут того часа, когда оно обычно выходит из берегов, и тогда около озера сооружают они хитроумные скважины, и когда распалится, тогда наполняются те самые скважины, и получают таким способом воду своего художества. Но не все озеро вычерпывают, потому что невозможно и не под силу им все вычерпать. Так и нам тех преподобных отцов увить, как цветами, похвалами – это очень мало их похвалить, – все, что мы в силах сделать, словно капля дождя, самого же существенного сделать мы не сможем, ведь их сам венцедавец и трудоположник Христос венцами венчал, их ангелы похвалили, и бесы устрашились, и люди им изумились. Это же выше человеческой природы – столько проявить храбрости и силы в борьбе с невидимым врагом, чтобы до конца сокрушить его. И если и принесем похвалу святым, то все равно ничего не сделаем достойного их трудов. Непрочен ведь наш разум, а слабость Божья крепче человеческой силы, не избрал ли Бог немощных мира сего, чтобы посрамить крепких и сильных мира сего – «где мудрец, где книжник, где совопросник века сего».
Пророк сказал: «Пусть не хвалится премудрый премудростию своею». Тем более и я не похвалюсь тем, что будто бы разумно написал, сознавая свои недостатки, потому что я невежда и неразумен перед Богом и перед всеми людьми. Не понимаю, как я достиг второй половины Слова, но только благодать Святого Духа слабую человеческую природу исправляет и наставляет. Хвалю, благословлю, поклоняюсь Господу, пою и превозношу святое имя его, вразумившего меня, и укрепившего меня, и наставившего меня. Вам же, господие, и отцы, и братия, друзья и сродники, Господа ради моление предлагаем, прося прощение за мое невежество. Если в каком-то слове я ошибся, или описался, или своим неразумием или малоумием сделал святому поношение, то вы, Господа ради, сами исправляйте небольшие недостатки, как говорит апостол: «Тяготы друг друга носите». Так и вы своим умом мои недостатки исправляйте, а за меня, недостойного, моление и молитву принесите к Господу Богу и к Пречистой его Богоматери и ко всем святым, более же всего ко отцу Антонию, что не осознал я своего ума слабости и дерзнул на такое великое дело, как переписать житие преподобного отца нашего аввы Антония. И даст мне Бог прощение грехов вашими святыми молитвами. Я, полный дерзости и окаянный, дерзнул написать о жизни преподобного и о преставлении его в 79 лет, что услышал нового от чудотворной его раки, – как река струями истекает, так и цельбоносная рака преподобного все время чудесно исцеляет всех с верою к ней приходящих.
Но, блаженный отец Антоний, если находишься в небесных обителях, непрестанно молись обо мне, грешном рабе своем Иоанне, и тогда переплыву бурное море жизни нашей среди врагов душ и тел наших невредимым, окрыляем твоими молитвами, чтобы достичь престола царя царствующих и Господа господствующих, где шестикрылые и престрашные серафимы с трепетом и ужасом предстоят, и к божественной его крепкой и непобедимой деснице прескверная и окаянная душа моя приблизится. Да поможет же Бог твоими, отче, святыми молитвами этого прежде сказанного избежать и достичь Царства Небесного тем, преподобный отец, кто торжественную память о тебе почитают светло с верою и любовью от чистой души и сердца, и тем, которые составили святое житие, и рассказчикам, и слушающим, и послушающим, и внимающим, и подражающим твоему житию.
А написал я это вслед после всего вышесказанного потому, что не следует хвалиться ничем. Пророк сказал: «Пусть не хвалится богатый своим богатством, пусть не хвалится мудрец своим разумом, пусть не хвалится сильный своею силой, но пусть хвалится тем, чтобы разуметь Господа». Потому я не похвалюсь похвалой премудрости, а написал это для памяти и чтобы известить, кем написано вторично. Там же ни рода своего, ни имени мы не указали, так как «пусть не хвалится всякий человек пред Богом». А если кто примет наше убогое имя и прочитает это писание и не осудит, будет им милость от Бога. А если кто, прочитав, осудит, отпустится им грех сей, ибо воистину, не осознав своей немощи, начал я писать.
Вы же, господа мои и братия, молитесь за меня, грешного, и подаст мне Бог оставление грехов вашими святыми молитвами и достичь мне даст святого его престола, которого пусть всем нам доведется достичь благодатью, и щедротами, и человеколюбием Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, ему же слава подобает с Отцом и Сыном и с Пресвятым и Благим Духом, – всем нам надо получить Небесное Царство со всеми благоугодившими Богу, – а больше того, о царе и великом князе Иване Васильевиче всея Руси самодержце, и о победе над врагами, и о многолетнем здравии, и об укреплении жезла правления его, и о благоверных детях его, и о благоверном царевиче Иване, и о благоверном царевиче Федоре. И пусть укрепит Господь Бог твоими молитвами царства их нерушимо и неизменно и жезлы правления его чад утвердит в Русском царстве. И пусть избавит Бог Господь твоими молитвами нашу Русскую землю от врагов, и восстающих против Христа волков-еретиков, и от всех зверей, пасть разевающих, с востока, и запада, и с севера, и с юга. И пусть сохранит Господь Бог, честной отец, твоими молитвами свою церковь и своих людей без всяких пятен и пороков. О, блаженный отец Антоний, непрестанно и неослабно молись Христу и поддерживай нас в несчастьях, и твоими молитвами будем сохранены от врагов телесных и душевных, и пусть прославится твое святое имя в Русской земле и в окрестных местах, ибо нет другого Бога, кроме того, что прославляет своих угодников, ему же подобает всякая слава, власть, честь и поклонение с безначальным его Отцом, с Пресвятым и Благим и Животворящим его Духом во все бесконечные веки до конца веков! Аминь.