Житие Мартиниана Белозерского

МЕСЯЦА ЯНВАРЯ В 12 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО МАРТИНИАНА БЕЛОЗЕРСКОГО, УЧЕНИКА СВЯТОГО КИРИЛЛА ЧУДОТВОРЦА
У Бога всемилосердного не в обычае презирать угодников своих, молящихся и служащих ему день и ночь, но всегда оказывается Он для печальных утешителем, для сирых отцом, для нищих кормильцем, ибо верный заступник Он тех, кто обращается к Нему. Так услышал Он и мольбу этого раба Своего Ферапонта и сделал – как некогда в древности израильтянам: взяв у них пророка Моисея, дал им вместо него Иисуса Навина, чтобы тот пекся и заботился о них. Так же и здесь таким же образом Он поступил: хоть и изволила милость Его взять у нас Ферапонта, но тогда же, в тот же час послал на его место преподобного Мартиниана, ученика святого Кирилла чудотворца. О нем – лежащее теперь перед нами слово (хоть и медленным кажется исход, но скор к истине приход). И верным служителем Пречистой Богородицы, своей Матери, поставил Он его ее святыми молитвами.
О рождении святого
Преподобный сей отец наш Мартиниан родился у благочестивых родителей-христиан, и крестили они его во имя Отца и Сына и Святого Духа и нарекли имя ему во святом крещении Михаил.
Когда же отрок подрос, и дальше возрастал во всяком благоговении и чистоте, в просвещенном разуме и в послушании у своих родителей, и был уже достаточно разумен, чтобы учиться грамоте, не оказалось человека, который позаботился бы о том, чтобы это устроить. И тогда промышляющий обо всех нас и устраивающий человеческую жизнь всемилосредный Бог изволил Сам позаботиться об этом отроке: привел его однажды в руки угодника Своего, блаженного Кирилла.
Еще совсем юного родственники привели и поставили его перед святым. И пока тот стоял и размышлял над его молодостью, отрок смотрел на него, как на ангела и, не зная, что еще сказать, пав к ногам святого, умиленно говорил одно: «Возьми меня, господин, к себе». Блаженный же, видя умиление мальчика, смилостивился над ним, сжалился, как добрый отец, и, почувствовав благородство его души, с радостью принял его как врученного ему Богом.
А в то время случилось, что поблизости от обители святого жил некий человек по имени Олеш Павлов, монастырский дьяк. Делом его было книги писать и учить учеников искусству грамоты, и он был в этом очень искусен. Призвав его к себе, Кирилл сказал ему: «Друг, сделай Божеское дело: выучи мне этого мальчика, которого ты видишь, грамоте. И вот еще что говорю тебе перед Богом: сохрани его, как зеницу ока, во всяческой чистоте». И тот, приняв от святого с благословением отрока, начал усердно с ним заниматься. И вскоре Божьей благодатью успешно и достаточно научил он его грамоте, так что все удивлялись скорости его учения: как во сне прошел он этот путь молитвами святого. И привел его учитель его, и вернул в руки преподобного. Святой же, взяв у него отрока, благословил их обоих.
И пока тот был еще мальчиком, испытывал и наблюдал его святой, (стараясь понять), к чему тот способен. И повелел ему святой изучать книги. Подолгу тщательно расспрашивая о нем – не из дальних ведь стран пришел отрок, но из одного из ближних волостей от святого, называемого Сяма, – увидел преподобный его кротость и смирение, особенно же душевную чистоту и беззлобность, и очень его полюбил. И постриг он его, и, одев в иноческие одежды, нарек ему имя Мартиниан. И сделал его блаженный своим учеником, и повелел ему жить в своей келье. И стал тот его любимым учеником.
Глядя же, как живет его преподобный отец, Мартиниан поревновал его добродетельной жизни и, всем умом ему повинуясь, внимательно изучал ангельский образ его бытия, проходящего в долгих молитвах, безгневного, философски трудолюбивого. Видя безмерные труды человека, и в глубокой старости подвизающегося так, что совершенно не выпускал он из того, что подобало совершать, юноша старался и сам тому же научиться и повиновался старцу, как ангел Христу. И очень радовался он душой и благодарил Бога, что такому святому мужу в руки дал его Бог для научения блаженному деланию.
И воспринимал он пост словно некое наслаждение, а наготу – словно прекрасное одеяние, и таким образом томил свою плоть воздержанием, по словам апостола, «плоть изнуряя, душу же просвещая». И просил он святого о том, чтобы тот установил ему пост далее времени трапезы ввиду его молодости. Преподобный же этого ему не позволил, но повелел ему с братией есть хлеб, пусть не до сытости.
Когда же блаженный Кирилл совершал в своей келье пение, он повелевал ему класть поклоны. И часто бывало, что до самого утреннего клепания лишь немного давал он ему сна причаститься ради телесной нужды. В соборе же Мартиниан старался оказываться на службе раньше всех и после всех уходил.
А когда начинали одолевать его помыслы или лень, он обо всем этом со страхом говорил своему старцу, и тут же силой Животворящего Креста и молитвами святого все это у него бесследно исчезало. И с таким смирением служил он старцу и келью его сохранял, что и сам тот блаженный Кирилл радовался о нем, благодарил Господа Бога и Пречистую его Богоматерь и говорил братии: «Он, братья, будет искусным иноком». Что и осуществилось его святыми молитвами.
Пробыл он у того великого подвижника немалое время, никакой своей воли не имея, слушаясь его без рассуждений, а потом повелением святого был послан испытать себя в службах в хлебне и поварне. Он и там стал вести воздержанную жизнь, все свои чувства хорошо сохраняя, совершенно безупречно, со смирением всех слушаясь, воду нося, дрова рубя, хлеб братии доставляя и от всех принимая молитвы и благословение, всем кланяясь с глубоким смирением, умоляя молиться о нем Богу и Пречистой Его Богоматери и с молитвой молча уходя в келью блаженного Кирилла. И такую веру обрел он в святого, что смотрел на него уже не как на человека, но как на ангела, и не говорил перед ним не слова грубого или неумного, но всегда благоговейно уходил и так же приходил в келью. И блаженный полюбил его и держал его в своей келье столько, сколько было нужно, чтобы его в его юности наставить.
Понял потом преподобный, что есть на Мартиниане Божья благодать, так что может он и один в келье жить. И святой с молитвой отпустил его и благословил жительствовать с братией. Блаженный же Мартиниан молитвами своего святого старца и там жил добрым образом, все заповеданное ему старцем со страхом выполняя.
Потом преподобный сделал его клириком, а немного времени спустя поставил его в дьяконы соборной церкви, чтобы с ним служить. И тот все церковные службы с подобающим старанием внимательно наблюдал и прилежно о них заботился с глубоким смирением и благоговением. Видел он, как совершает их отец, и сам старался так же исполнять, – потому особенно, что был молод, так что многие братья, видя его смирение и терпение, получали от этого пользу, подражали его добрым делам и говорили: «Блажен этот брат, что сподобился быть учеником такого подвижника!» И он быстро выучился, милостью Божией, молитвами преподобного и его научением.
Одни любили его и молили Бога о нем, другие же, подстрекаемые завистью, порицали и осуждали его, ибо часто бывает, что людей смущает эта страсть. А он все это Бога ради терпел, никакого значения этому не придавая, так как был научен святым старцем все Бога ради претерпевать. На одних праведных он смотрел и тем себя воспитывал, считая всех равными, равно всех почитая, со смирением и любовью всем покоряясь, всех слушая, всем низко кланяясь и с любовью всем отвечая.
Что же было затем? Исполнилась на святом Кирилле Божия воля, совершился над ним общий, всех людей постигающий Божий суд. Ибо преставился блаженный Кирилл от этой жизни и взошел в вечный покой ко Господу, которому усердно послужил, и желаемое получил у Господа Бога, Спасителя душ.
Блаженный же Мартиниан, подобающим образом проводив отца своего, великого молитвенника к Богу предпослал, и благодарил он Бога и Пречистую Его Богоматерь за то, что с наставлениями старца получил от Бога желаемое. Хоть и овладела им на долгое время печаль оттого, что лишился он своего мужественного отца и учителя, проводив ко гробу его святые и честные мощи, однако же еще больше начал он подвизаться, призывая своего святого отца молиться о нем и вспоминая его добрую жизнь, сберегая ее написанной в своем сердце, как на листе, и будто по крепкой лестнице совершая свое восхождение. И немалое время прожил он на месте своего пострижения.
Однажды пришло Мартиниану желание безмолвствовать и начать свое жительство. Помолившись Богу и Пречистой Богородице, побывав у гроба преподобного отца своего Кирилла, благословившись у него, ушел он на другое место, на немалом расстоянии, поприщоколо ста, называемое Воже озеро. Есть на нем остров немалый, очень удобный для уединенной жизни или даже чтобы многим удаляться от мирских людей. Там он начал свое пустынное и безмолвное житие.
Прошло немного времени, пришли к нему жительствовать и некоторые из братий и уговорили его поставить церковь. Он их послушался – очень уж они его просили, – и начали они строить церковь во имя Преображения Господа нашего и Спаса Иисуса Христа. И, освятив ее как положено, украсили иконами и книгами, и даже доныне стоит она во славу Божию, как то церкви и подобает по чину. И службу в ней учредили, как то следует безмолвствующим инокам.
Захотелось однажды блаженному пойти помолиться к Пречистой Богородице в Ферапонтов монастырь. Тамошние же игумен и братия начали звать его жить с ними у Пречистой. Блаженный же, видя их веру и нелицемерную любовь, сказал им: «Если Господь Бог изволит и Пречистая Богородица не отвергнет меня грешного, то я буду с вами жить, если Бог даст, в будущее время». И снова ушел он в свою пустыню и прожил на том месте немалое время.
Пришли к нему и другие жители (часто дело начинают люди, а направляет его к большей пользе всеведущий Бог). И блаженный, видя их прилежание, оставил их там жительствовать, сказав при этом: «Поскольку вы сами этого захотели». И, заповедав им заботиться о церкви Божией, помолившись Спасу и Пречистой Богородице, сам он ушел в Ферапонтов монастырь.
Игумен же и братия приняли его с великой честью и очень радовались ему: как обещал он к ним прийти, так по великой любви и сделал. Блаженный же Мартиниан начал вместе с ними усердно следовать правилам монашеской жизни, все делая с подобающим прилежанием. И так как он очень ревностно относился к службе в церкви Божией и устав чернеческой жизни хорошо знал, о смирении же его и постничестве что и говорить, ибо для всех он был хорошим примером, то и братия полюбила святого как своего домашнего руководителя и истинного домоправителя.
Спустя небольшое время после этого игумен того монастыря по воле Божией игуменство оставил, и братия недоумевали, не зная, что сделать. И начали они умолять блаженного Мартиниана, чтобы он принял игуменство. А тот, любя смирение, говорил: «Недостоин я, господин, взяться за такое дело, выше оно моих сил, да и всякая власть приносит душе великую беду и заботу, а я человек грубый и немощный», – и долго отказывался. Братия же, малое время спустя, вновь собрались и со многой любовью начали умолять святого, и едва его уговорили. И нарекли его игуменом Пречистой Богородицы Ферапонтова монастыря.
И пошли они бить о нем челом князю Михаилу Андреевичу и родственникам его, потому что это была их вотчина, и очень верили они в Пречистую Богородицу и Ферапонтов монастырь, как и отец его, князь Андрей Дмитриевич. Божией милостью и они полюбили блаженного Мартиниана, ибо и прежде хорошо его знали, и тотчас же поставили его игуменом Ферапонтову монастырю, и, пообещав как следует заботиться о его монастыре, утвердили это записью, и, милостыню ему дав, отпустили его в монастырь к Пречистой Богородице. Другие же говорят, что еще сам князь Андрей передал монастырь Пречистой Богородицы Мартиниану, и мы с этим не спорим, поскольку одинаковым было желание сделать это и у отца, и у его сына, князя Михаила.
Блаженный же Мартиниан, придя в монастырь, стал еще больше подвизаться, труды к трудам прилагая, постом, молитвами и долгим воздержанием, как и был научен преподобным отцом своим Кириллом. И говорил он себе: «Кому дано много, много и взыщется с него». И начал он очень заботиться о том монастыре – о церкви Божией, о келейном правиле, о благочинии на трапезе. И все устроил по образцу того, как было обычно при Кирилле: повелел пить и есть сообща в уставное время достойно и благочинно, всем поровну, с глубоким смирением, в молчании, ибо всегда это должна быть трапеза царская, святая, лучше сказать, Христова, для всех равная и изобильная, ни у кого зависти не вызывающая, поистине содействующая благоуханию аромата заповедей Господних, как то и подобает святым и весьма богоугодно, и по отношению к нищим – милостыня благоразумная. И даже до сих пор тот их дарованный Богом порядок, призрением и наблюдением Святого Духа, хорошо сохраняется и соблюдается по милости Божией молитвами Пречистой Богоматери.
Слыша об этом блаженном муже, о котором мы теперь говорим, о его добродетельной жизни и схожих с ангельскими порядках в его обители, многие люди отовсюду стекались, словно некие пчелы, чуя медоносный цветок, – одни пользы ради, другие желая с ним жительствовать; мирские же люди приходили и умоляли святого сподобить их ангельского образа. И блаженный, изучая их, после долгих их просьб принимал их и, постригая их в иноки, отдавал под строгое начало, – как и сам научен был этому добродетельному деланию.
Много хорошего сделал для того монастыря блаженный Мартиниан, распространил и укрепил его во славу Божию, как это и доныне есть. Доброе и блаженное правило в души спасающихся там вселилось, Богу живая жертва приносится, ибо никакое приношение от спасающихся душ Бог не любит так, как прилежание и попечение.
Слыша об этом, князь Михаил Андреевич и его родственники, вотчинники той земли, радовались, благодаря Бога и его Пречистую Богоматерь, ублажая там Ферапонта, а здесь преподобного Мартиниана, как неких двух братьев домоправителей, точно исполняющих заповеди Господни и плоды добродетелей Господу приносящих: один тридцать, другой шестьдесят, а иной сто, как земля плодородная, – и радовались о них, милостыни беспрестанно посылая и вотчинные земли даруя, скрепляя это грамотами с печатями, в дом Пречистой Богородицы ради милости Божией. Благодеяния их даже и поныне существуют во славу Божию.
Немалое время подвизался в том монастыре мужественный этот подвижник, игумен Мартиниан, на игуменстве более двадцати лет моля Бога и Пречистую Богородицу день и ночь.
О самодержце великом князе, обо всех благочестивых князьях и о земском благоустроении Русской державы по православной вере христианской
С этим обстояло так. Что же было дальше? Свершилась Божия воля. Всегдашний ведь это у Бога обычай – свое создание наказывать за наши согрешения то мором, то голодом, то пленом у других народов, а иногда междоусобной борьбой земских самодержцев, наводя это на нас за наши грехи, чтобы мы покаялись и избежали вечной муки.
Случилось однажды великому князю всея Руси Василию Васильевичу поехать помолиться к Живоначальной Троице в Сергиев монастырь. Позавидовав же его власти, словно некий новый Каин-братоубийца, князь Димитрий Шемяка, собрав много людей, послал вослед его в Сергиев монастырь и, схватив того великого князя Василия Васильевича, поступил с ним немилосердно: привел его в Москву со своими ближайшими помощниками, на третий день вынул у него оба глаза – увы! – и, лишив этого света, сослал его в Углич с великой княгиней и с детьми. Мать же его, великую княгиню Софию, отослал в Чухлому. А сам пошел и сел в Москве на его столе, на великом княжении, самовольно, потому что никто не возбранял ему и не противился.
Об этом пророк сказал Духом Святым: «Если Господь не созиждет дом, понапрасну трудится строящий». Прогневался Бог на того князя Димитрия Шемяку и отвратил от него свое святое лицо. И оттого большое смятение и великий страх вызвала та неправда, измена в крестном целовании, которую он совершил перед великим князем Василием Васильевичем.
Если Господь Бог оставит человека и отнимет благодать Свою от него за многие прегрешения его и неправды, которые тот сотворил перед Ним в течение всей своей жизни, а покаяться и отвратиться от своих зол не собрался, то не бывает человек тот способен к благим свершениям, но в большом смущении и беспокойстве, как во тьме, дни свои проводит, неисправлением губя душу свою. Так же и здесь произошло из-за нашей неправды и грехов.
После сильного смятения тот князь, о котором я выше сказал, – не осуждая говорю, – да не будет! – но истину представляя, – начав раскаиваться и тужить, а в первую очередь принужден будучи святителями той Московской земли и своими ближайшими советниками, поехал с владыками, со своими князьями и боярами в Углич к великому князю Василию Темному, выпустил его, его великую княгиню Марию и их детей и, бив ему челом, помирился с ним и отпустил его в Вологду, в дальние от Московского царства земли, потому что дал он их ему с великой княгиней и детьми в вотчину.
О, беды и неправды! Как мог он сделать это своему близкому родственнику! Такому великому господину и самодержцу Русской земли, которому прежде мало было высшей власти над всей Русской землей, одним городом удовлетвориться и управлять! Никак не захотел этого Господь сил, не позволил тому быть, ибо милостив Господь Бог, кротким и смиренным сердцем дает он царство и власть – кому хочет и благоволит. И помог Он ему, причем не только нашими православными людьми, витязями и боярами, но и из иных многих стран подвигнул и послал ему в помощь бесчисленное воинство, так что даже самые враги наших душ, варвары, называемые татары, пришли из Черкес с двумя царевичами на помощь тому великому князю Василию Васильевичу Темному.
А если ты этому не поверишь, я тебе на это представлю свидетеля истины: возьми книгу Летописную Русской земли и там найдешь моим недостаткам восполнение.
Ведь нельзя, нельзя было такому истинному самодержцу Великой Русской земли в столь дальней пустыне быть заточенным, тем более с такими своими детьми, благородными великими князьями!
Помолившись Богу и Пречистой Богородице и великим чудотворцам, он сказал: «,,Ты, Господи, сердцеведец» живущий на небесах, Ты на смиренных призираешь, ты подаешь немощным силу и больным здоровье, Ты даешь царям державу и князьям власть, Ты, Господи Боже, защитник сирот от несправедливо творящих насилие и великий заступник в бедах, взгляни на неправду недруга нашего и супостата, помоги нам Твоей всесильной рукой! Господи Боже, „если бы враг мне это причинял, я бы стерпел, если бы ненавидящий меня возвышал на меня голос, я бы от него укрылся”. Как пророк, Господи, говорит: „Если и брат восстанет, неправду слагая, и ищет душу мою взять, – ничем он не лучше злодея”».
Всемилостивый же Бог не захотел забыть труды слуги Своего и то, как он пострадал за имя Его, за святые церкви и за православную веру христианскую в плену и в сражениях за порядок на земле. Хоть и был он телесного света лишен, но ведь душевная красота просвещает ум всякого человека. И Псалмопевец говорит: «Господь умудряет слепцов» и «дает премудрость» и силу кому хочет. И обратил Он всех людей к великому князю Василию Васильевичу Темному, и начали съезжаться к нему многие князья, бояре и все воинство державы его изо всех земель и городов, как уже было сказано, никак не захотев ни служить князю Димитрию Шемяке, ни дать ему крестное целование.
Великий же князь Василий Васильевич, видя на себе милосердие Божие и помощь Пречистой Богородицы и великих чудотворцев, приобрел уверенность и, будучи в великой радости, всех к себе призывал и ободрял словом Божиим. И понял он, что вокруг него собирается бесчисленное множество его войска, обильно проливающее слезы о несчастье своего господина, и отряс он уныние печали своей, и, словно некий орел, ощутил быстроту крыльев своих, – таким количеством народа он обогатился внезапно.
И помолился он Богу и Пречистой Богородице с великой княгиней, с детьми своими и с бесчисленным количеством воинов, и тотчас же послал к великому князю тверскому Борису Александровичу, дабы тот шел к нему на помощь против князя Димитрия Шемяки. А тот ответил его посланнику: «Если женит он у меня сына своего, великого князя Ивана, то я готов идти с ним помощником на его недруга». Посланник тот возвратился к великому князю, своему господину, и пересказал ему все сказанное ему великим князем Тверским. Великий же князь Василий Васильевич дал ему в этом слово, и послал залог обручения своего сына, и они договорились между собою.
А потом великий князь Василий пошел из Вологды помолиться к Пречистой Богородице в Кириллов монастырь. Также и в Ферапонтов монастырь пришел он со всеми своими воинами накормить живущую там братию и получить у них благословение. И встретил его игумен Мартиниан со всею братией вне монастыря с великой честью и радостью, и благословил его Честным и Животворящим Крестом. Спев молебен и гостеприимно учредив трапезу, он дал ему хорошо отдохнуть, придал ему уверенности утешительными словами, благословил его и повелел ему идти против супостата, который так несправедливо с ним поступил, потому что все знают, что не Божьей волей сел на великом княжении тот князь Димитрий Шемяка, но надеясь на гордыню свою, и помрачен был врагом весь ум его. Князь же великий Василий Васильевич, взяв благословение у святого и выслушав душеполезные слова, очень его полюбил и сказал: «Отец Мартиниан! Если будет на мне милосердие Божие и Пречистой Богородицы и великих чудотворцев молитва, и твоими молитвами сяду на своем столе, на великом княжении, если даст Бог, то и монастырь твой достаточно обеспечу, и тебя возьму поближе к себе». Что и произошло.
И дав монастырю Пречистой Богородицы милостыни сколько он мог, взяв благословение у святого, он поспешно выступил со всем своим воинством на недруга своего, и, соединившись с Тверским великим князем, они вместе пошли на Шемяку.
А князь Димитрий Шемяка со своим воинством стоял, ожидая их, на Волоке. Но уже многие люди побежали от него к великому князю Василию Темному. И, услышав о приближении страшной силы, со срамом и стыдом бежал он от города Москвы в Галич, а оттуда в Великий Новгород, и там, рассказывают о нем некоторые, был отравлен своим поваром и умер, бедственную смерть приняв, и положен был в Юрьевом монастыре.
Князь же великий Василий, о котором прежде говорилось, придя к Москве со многими людьми, сел снова на своем великом княжении, а Тверского великого князя, одарив, с великой честью отпустил в его отечество. А в 6960 (1452) году он женил своего сына, великого князя Иоанна, у великого князя Бориса на дочери того Марии. Об этом – до сих пор.
А в то время случилось, что в Сергиевом монастыре, у Живоначальной Троицы, преставился игумен, пятый после Сергия Чудотворца. Князь же великий Василий Васильевич вспомнил свое обещание преподобному Мартиниану и взял и тотчас же послал на Белоозеро за игуменом Мартинианом в Ферапонтов монастырь. И хотя тот не хотел, уговорил, взял его, привел в Москву и дал ему игуменство у Живоначальной Троицы в Сергиевом монастыре. А на его место у Пречистой в Ферапонтове поставил игуменом их же постриженника по имени Филофей, – он после того в Великой Перми и в Вологде тридцать лет, рассказывают, владычество держал.
Что тут подробно писать или говорить о преподобном Мартиниане? И там, у Живоначальной Троицы, много он послужил, и многие труды совершил, и о братии добросовестно бдел, и великому князю Василию духовным отцом был, и великую от него любовь и честь получил.
И вот что нехорошо предать забвению о блаженном Мартиниане. Такой случай произошел с этим дивным отцом. Один боярин отъехал от великого князя Василия Темного к тверскому великому князю. И очень сожалел великий князь Василий об этом боярине, потому что тот был из его ближайших советников, и не знал он, что сделать и как возвратить его назад. И послал он к преподобному Мартиниану в Сергиев монастырь, прося, чтобы тот его возвратил, обещая почтить и обогатить того гораздо больше, нежели раньше. Святой послушал его и, понадеявшись на духовное сыновство, возвратил того боярина. И во всем доверился князю преподобный. А когда (этот боярин) пришел к великому князю, тот не сдержал ярости и гнева на него и повелел его заковать.
Родственники же боярина сообщили об этом преподобному Мартиниану в Сергиев монастырь. Услышав об этом, святой очень расстроился оттого, что оказался предателем перед боярином. Сев на коня, он быстро поехал к великому князю, очень печалясь. И, приехав, сначала помолился перед святыми церквами, затем внезапно, когда еще никто не знал о его приходе, пришел в покои великого князя. Подойдя, он постучал в двери. Привратники сказали великому князю о приходе святого, и тот повелел его тут же впустить к себе. Блаженный же, войдя, помолился Богу и затем, сотворив молитву, вдруг подошел близко к князю и сказал: «Так-то праведно, господин самодержавный великий князь, научился ты судить! За что ты душу мою грешную продал и послал в ад? Зачем боярина того, мною призванного, моею душою, повелел оковать и слово свое преступил? Да не будет мое, грешного, благословение на тебе и на твоем великом княжении!» И, повернувшись во гневе, быстро ушел из покоев. Снова сев на коня, он возвратился к Троице в Сергиев монастырь, совсем не побыв в Москве.
Посмотрите, Господа ради, на рассудительную и неуклонную мудрость мужа того, ибо он проявил такую смелость, на какую многие неспособны. Лишь об одном думая, взирая на все сотворившего Бога и неправду по отношению к Богу, преследуя, справедливость же восстанавливая, словно на солнце он указал, не испугавшись княжеского величия, не убоявшись ни казни, ни заточения, ни отнятия имущества или лишения власти, не вспомнил слов Иоанна Златоуста, что «гнев царя ярости льва подобен», пошел и обличил, и не только обличил, но и запрещение наложил.
Что же чудный тот государь? Обладая поистине великой рассудительностью и крайней премудростью смиренномудрия, особенно по отношению к Богу, убоялся он суда Божия и сказал себе: «Ведь и я человек, значит обязательно буду Богом судим, и обязательно правда восторжествует. Хоть и царскую власть я обрел, дающую право судить самовластно, но перед Богом все наго, „все обнажено перед очами его”, и Он судит царя так же, как простого человека». Осознал он свою несправедливость и не прогневался, не разъярился неправедно, не возмутился бессловесно, но сказал себе: «Виноват я перед Богом: согрешил я перед Богом, преступив свое слово».
Скоро пришли к нему бояре, и он сказал только, будто гневаясь: «Бояре, посмотрите на того чернеца болотного, что он со мной сделал: пришел вдруг в мои покои, обличил меня, Божье благословение снял и без великого княжения меня оставил». Бояре были в недоумении, не зная, что ему ответить. А он еще им сказал: «Я, братья, виноват перед Богом и перед ним, что забыл свое слово и поступил несправедливо. Идем же к Живоначальной Троице, она нас разрешит, и преподобному Сергию, и к игумену тому, помолимся вместе, чтобы получить прощение». А с боярина того сразу же опалу он снял и, приняв его, сделал его у себя большим, чем ранее, в жалованьи и любви. И скоро пошел с боярами своими к Живоначальной Троице в Сергиев монастырь.
Игумен же Мартиниан, услышав о его приходе, встретил его вне монастыря со всей братией, благодарил Бога, с большой радостью увидев его доброе обращение, великое смирение и покаяние перед Богом. Дивный же тот самодержец, великий князь Василий Васильевич, не помянул никакого гнева, не возмутился и о досаде не вспомнил. Быстро подойдя, он пал перед Живоначальной Троицей и получил прощение благодаря своему покаянию. И в глубоком смирении помолился он у гроба Сергия чудотворца, и получил у игумена Мартиниана прощение и новое благословение на все. И благословил его святой Честным и Животворящим Крестом, и сам у того прощение получил за смелость.
Истинный же христолюбец, великий князь, совершив молебен, накормив братию и дав щедрую милостыню монастырю, вновь с радостью вернулся на свой стол в славный город Москву, благословенный и прощенный, во веки аминь.
Видите ли, господа, праведное смирение того боголюбца, великого князя, рассудительное и безгневное? Кто не удивится, кто не похвалит и не прославит такого праведного, великого и смиренного царя! Поистине справедливо ведь то, что некоторые из древних говорят о нем: «Великую награду и милость от Бога имеет тот государь. Много он пострадал и много претерпел бедствий в плену и в сражениях, от неверных царей и междоусобных войн. И хоть и принял он от Бога наказание, но во всем проявил себя как благодарный и храбрый человек, твердый сильной верой в Бога». Как и писания святых отцов говорят: «Кого Бог любит, того и наказывает. Бьет всякого сына своего, которого принимает».
Мы же вновь обратимся к повествованию о преподобном Мартиниане. Жил святой после того случая немалое время. Государь же тот, князь великий, больше прежнего полюбил блаженного Мартиниана и ни в чем не обижал его, а во всем слушал и очень почитал его. И много лет царствовал он в Москве, многих великих князей породил и по уделам посадил, и многих великих воевод, князей и бояр привлек к себе любовью и милосердием, и много добра сотворил в Русской земле милостью и щедротами Живоначальной Троицы и молитвами Пречистой Богородицы и великих чудотворцев Русской земли. Старшего же своего сына, великого князя Ивана, при своей жизни сделал он своим наследником, благословил его и передал ему скипетр Русской державы. 06 этом мы сказали.
Пробыв в игуменах у Живоначальной Троицы в Сергиевом монастыре, с великим тщанием и усердием служа и со многими трудами и подвигами пася Христово стадо словесных овец, немалое время, приближавшееся к восьми годам, начал блаженный Мартиниан размышлять о своей жизни, ибо к старости уже подходил, и многие недуги начали к нему приближаться: одни – как следствие его подвижничества, другие – по причине многих приходящих из царствующего града попечений, а иные – из-за монастырских дел, – и потому святой уже хотел игуменство оставить. Братия же молила его, говоря: «Потерпи Господа ради еще, отец, на этом месте, заботясь о стаде Живоначальной Троицы и достоянии преподобного Сергия». И он какое-то время из любви их слушал. Но часто приходило блаженному на ум наставление его преподобного отца, Кирилла Чудотворца, – слова, звучащие так: «Хорошо иноку хранить молчание и нестяжание и избегать того, что вредит душевным чувствам».
Немало кручинился преподобный и об обители Пречистой Ферапонтова монастыря: «Начал я там игуменствовать, – говорил он, – а пользы им никакой не принес». И очень озабочен был блаженный тем, как бы им помочь, потому что, говорил он, что «не вполне еще та обитель самым необходимым удовлетворяется», и словно шипом постоянно колола его совесть, чтобы он заботился о той обители.
Знал ведь Всемилосердный Бог, чем хочется Ему украсить обитель Матери Своей, Пречистой Богородицы, и какими благими дарами Своими ее наполнить, таких и преподобных жителей сначала он там поселил, и словно царскую драгоценность пожелал потом положить там мощи Своего преподобного угодника Мартиниана, ибо великую веру и любовь о Боге имела эта праведная душа к обители Пречистой Ферапонтова монастыря, словно некое наследие приняв от Бога эту обитель.
Что же сделал блаженный после этого? Созвав всю братию, Богом избранное стадо, он произнес им последнее поучение, как то обычно было для него учить братию, и, сдав полностью все монастырское хозяйство, вошел в соборную церковь, помолился у Живоначальной Троицы и у гроба преподобного Сергия, целовал его мощи, отдал свои обеты послушания, целовал всю братию, дал благословение и последнее прощение, то же и у них получил, оставил стадо на великого пастыря Христа и ушел в Белозерские земли, Божьим миром хранимый.
И когда пришел он в свое наследие, в обитель Пречистой Ферапонтова монастыря, игумен и все братья, услышав об этом, с великой радостью встретили святого и приняли его как истинного отца с великим усердием и достойно упокоили его старость, о чем далее будет сказано. Он же всех приветливо целовал и дарами и благословением всех одарил. И великая радость была у братии от прихода святого. И устроили они большой праздник в честь его прихода. Игумен же как отцу давал ему игуменство и уступал ему свое место, все попечения с Богом возлагая на него как на великого пастыря, и называли они его их кормчим и наставником их душ ко спасению.
Блаженный же, увидев их великую к нему любовь и усердие о Боге, благодарил Бога и Пречистую Его Богоматерь, понимая по этому, как он говорил, что «не пренебрегли Бог и Пречистая Богородица моим молением и исполнили все мои желания молитвами брата моего и начинателя обители сей преподобного Ферапонта», – и затем поселился там. А спустя небольшое время начали игумен и вся братия умолять святого, чтобы он взял на себя должность строителя в монастыре и попечение обителью Пречистой Богородицы. Блаженный же, видя их веру и усердие по отношению в нему, отвечал им со смирением: «Я, братья и отцы, вовсе недостоин того, чтобы мне взять на себя таковое попечение, потому-то и ушел я из обители Живоначальной Троицы Сергиева монастыря – оплакивать грехи свои и обрести покой и безмолвие в старости моей». Игумен же и вся братия с настойчивой мольбой приступили к нему, и блаженный отвечал с глубоким умилением: «Если, господа, угодно это Господу Богу, Пречистой Его Богоматери и вашей любви, то ради послушания я готов уже и умереть в обители Пречистой за брата моего и господина блаженного Ферапонта». Игумен же и вся братия с великой благодарностью, пав, поклонились ему за то, что послушался он их мольбы Бога ради и взял на себя должность строителя и попечение обо всем монастыре.
И так трудился блаженный и такие подвиги совершал в старости жизни своей, что все изумлялись и удивлялись тому, как он старался и усердствовал в заботах и о соборном о Боге благочинии, и об устройстве монастырском, и о крепости братства, вынимая из недр своих, как из некоего сокровища, что-то из устава Кириллова монастыря, что-то из устава Живоначальной Троицы Сергиева монастыря, как некий купец или победитель, пришедший из дальней земли, достающий из сокровищ своих, по апостолу, старое и новое, насыщая и передавая душам жаждущим и желающим напитаться от его духовной трапезы.
Все же игумены и братия, бывшие в обители той по чину, как к некоему неисчерпаемому кладезю, приходили к нему и брали полезные слова, покупая многоценный бисер, каковой есть Христос. Также и все советы, касающиеся телесных нужд, и указания о потребном тому монастырю – все получали у преподобного Мартиниана до самого преставления его и отшествия к Богу его души от тела.
Знаю я также, что священноинок Пахомий со Святой Горы, создатель житий преподобных Сергия и Кирилла, как верный свидетель так говорит об этом преподобном и блаженном отце, о его добрых делах: «Прийдя в обитель святого Кирилла, увидел я там настоятеля той обители, Касьяна именем, достойного зваться игуменом, мужа, состарившегося в многолетних постнических трудах. И он еще больше начал убеждать меня написать что-нибудь о святом Кирилле, ибо и большую веру имел он в святого, и сам видел блаженного, и правдиво рассказывал о многих его чудесах. Нашел я там и иных многих из учеников его. Как столпы непоколебимые в истине пребывая, многие годы жили они со святым, в посте, молитвах и бдениях безмолвствуя. Как – видели они – делает отец, так и они старались поступать. И было достаточно видеть, как они живут, чтобы и без описаний понять их добродетели. И я расспросил их о святом, и они начали мне рассказывать о жизни святого и о чудесах, бывающих от него: один – одно, другой – схожее с тем. И за много раз по частям были рассказаны деяния святого». И дойдя тут до этого блаженного Мартиниана, о свидетельстве которого мы упомянули раньше, он говорит: «Когда же я услышал его житие от очевидцев, особенно от самого достоверного из всех, от самого ученика его по имени Мартиниан, бывшего игумена тезоименитого монастыря, называемого Сергиевым, жившего с малых лет со святым Кириллом, знавшего хорошо о святом – он подряд все рассказывал мне о нем», – и, его рассказ записав, начал он намечать ход жития преподобного. Будучи отцом сего блаженного, Кирилл видел, что искренен этот его ученик, с горячей верой в Бога и желанием добродетелей, и не скрыл и не пренебрег, но как чадолюбивый отец все поведал и открыл своему сыну, наделил его и одарил. И рассказывающий об этом, встретив блаженного Мартиниана, получил от него истинное свидетельство и взялся за дело.
Мы же вернемся (к рассказу) о приснопамятном отце.
Не льстиво я говорю и не ради них хвалю я этих преподобных отцов, Ферапонта и Мартиниана, ибо не требуют святые наших похвал или словесных прикрас, потому что достаточно для них небесной красоты и наслаждения пребывать с Богом в постоянном созерцании Его пречистого лика, о чем и пророк говорит: «Похвала праведнику от Господа бывает, и забота о нем от Вышнего».
Преподобный же Ферапонт отошел в свое время к Господу, будучи хорошим пастырем для тех, попечение о ком было вручено ему Богом. И положили его честные мощи в Лужках в Можайске у Пречистой Богородицы, как уже было прежде сказано, ибо он был начинателем той святой обители. Телом лег он там, душа же его взошла ко Господу, а нам он оставил заботящегося о нас возлюбленного нами о Христе преподобного отца Мартиниана. Тот начал, но оставил, а этот незаконченное завершил. Тот ушел за духовной покупкой в дальние земли и, посланный Богом и Богом ведомый, ушел, а этот блаженный Мартиниан Богом был приведен на его место, пришел к нам и поселился в достоянии его, как некий наследник или брат по плоти, и остался с желанием, стал подвизаться трудолюбиво, труды к трудам прилагая, болезни к болезням, день и ночь заботясь, борясь с духами лукавства, бесстыдно находящими на стадо Христово словесных овец, стараясь каждого из нас растлить или похитить из ограды доброго нашего пастыря Христа. Он же, как добрый пастух, то сам, то с помощью друзей, то есть учеников своих, пася и ограждая нас, укрепляя отовсюду, направляя и у волков губящих, бесов, из гортаней выхватывая, подражал первому своему пастырю и учителю Христу и, как и он, взошел на небеса, оставив учеников своих, многие из которых стали святителями, пастырями и наставниками, направляющими на путь спасения.
Простите меня Господа ради, отцы и братья, и не осудите худость мою, что мало рассказал вашему благородству. Ничуть не случайным считаю я это, но делом божественного промысла Его человеколюбия, Его многого милосердия, осуществившимся на нас заступничеством великой вашей помощницы, Пречистой Его Богоматери: если бы не было угодно Богу дело этих блаженных отцов, то не утвердил бы Бог и не возвел бы две такие обители, – словно укрепленная крепость предстоят они перед славой Его и величеством ради спасающихся душ. Сколько их спаслось и спасается во имя того Всесильного Бога и Пречистой Его Богоматери! И знаю я, что не неведомо это святости твоей, о возлюбленный, – пред тобою ныне все они лежат: много из недр этих преподобных отцов вышло епископов, много игуменов, учителей и наставников общежитий. И то, знаю, не неведомо тебе, что многие отцы и братья, ученики их, были прозорливы, и многие, Божьей благодатью исполненные, и райской пищи сподобились. И еще кое-что коротко расскажу тебе об их жизни, да узнаешь истину.
Брат, носивший на соборное пение блаженного отца Мартиниана по причине его старости и многих болезней, – имя его было Галактион, и он был его учеником, – пришел некогда с братией во внове поставленную трапезную, и братия начала хвалить постройку, что, мол, хороша она и очень красива. И тот тоже сказал, как будто юродствуя: «Хороша-то, хороша, да недолговечна». Они не придали этим его словам никакого значения и отнеслись к нему как к юродивому. У Бога же он оказался премудрым: на другой же день загорелась келья некоего брата и от нее занялись сильным огнем другие кельи, и невозможно было вынести из них ничего. Иоасаф же, бывший владыка Ростовской земли, затужил о некоей вещи, отложенной в келье ради монастырского строения, а юродивый брат, подойдя, начал упрекать его, говоря: «Что ты делаешь, отец?! Бога гневишь, скорбя». Тот ему: «Я, брат, не для себя это хранил, но для монастырских нужд». А этот брат: «Если так говоришь, то где оно, в каком месте лежит это сокровище?» Тот точно указал ему место в келье. И блаженный юрод бегом быстро помчался к келье и, оградив себя крестным знамением, бросился в пламя этой кельи и вытащил сокровище. Принес, поставил его перед владыкой Иоасафом, говоря: «Вот, не горюй, о худом деле скорбишь». Братия же вся удивилась и прославила Бога за непостыдную смелость брата.
Кельи же те объял великий огонь, также и трапезную ту уничтожил он до основания. Люди, быстро прибежав, начали рубить звонницу, чтобы не сгорели колокола. А тот приснопамятный (юродивый), прибежав, оттолкнул людей с топорами и сказал: «Этому не гореть!», – и стал у звонницы. И огонь ничуть не коснулся его, хотя и был близок. И сбылось пророчество этого поистине дивного брата.
На все службы с братией был он готов и очень старателен, в покое же телесном совсем не нуждался и на соборной службе раньше всех оказывался. И точно узнали мы от него, что это блаженный Мартиниан рассудил и благословил его на то чудное и блаженное дело.
Провидел он и преставление свое за много дней. Когда пришел к нему посетить его некий брат, с которым советовался приснопамятный, постриженник Симоновского монастыря, службой которого было печь просфоры, и начал сочувствовать ему в его болезни, он ему отвечал: «Не скорби, брат, обо мне: хоть я и уйду от вас, но на восьмой день и ты придешь за мной». А тот, не понимая смысла его слов, пересказал их братии. И преставился он к Богу, а затем разболелся и советник его Савва, таково ведь было его имя, и на восьмой день отошла душа его от тела, как и предсказал тот блаженный юрод.
И иные многие знаю я чудеса. И другой брат, более тридцати лет державший игуменство, ныне уже старец, рассказывал мне нечто подобное. «Однажды, – сказал он, – когда я впал в уныние и вовсе решил просто уйти из обители Пречистой, мой учитель, сев на пороге кельи, сказал мне: „Что это, брат, ты замыслил? Врага слушаешь! Не можешь ты избежать причиняемого им волнения. Если и убежишь от нас, нигде не сможешь ты избежать его сетей и обмана”. Слыша это от старца, я удивился его проницательности, ибо все помыслы моего сердца он представил перед лицом моим».
Знаю я дела и иных братьев, обладавших таким же добрым разумом, да время повелевает мне сократить (рассказ). Потому много говорить об этом не будем и вновь обратимся к прежнему.
Блаженный Мартиниан, как уже было сказано, хорошо подвизался, ибо и к глубокой старости уже приблизившись, и частые недуги, подступающие к нему, видя, и ничего не ожидая, кроме прихода смерти и последнего часа, однако же такое блаженный усердие имел и веру в Бога, что до самых последних дней неуклонно не желал отступать от соборной службы. О келейной же что и говорить! Так же и пост он совершал, как научен был отцом своим, преподобным Кириллом. А на соборную службу братия возили его, иногда же на руках носили его по причине старости и большой немощи.
Слышу, как некоторые отвечают ложью на эти простые слова: «Немощных святителей, – говорят они, – не бывает, значит, он пал». Афанасия Афонского не назовешь ли святым, убившегося, упав с церкви, и победную смерть принявшего? Или Симеона Столпника, одну ногу имевшего, а другую червями съеденную? Да и много можно найти телесных недостатков у тех великих святых, душевную же их крепость всякого камня и железа твердейшей святые писания называют. Не слышал ли ты, как Владыка Христос говорит Иову праведному: «Неужели иначе Меня представляешь? Нет, это – только, чтобы ты оказался праведен». Кто может исследовать судьбы Господни? Все святые в трудах и болезнях окончили свою жизнь. И верно ли то, что говорят нам ныне: «Почему не являются нам и не говорят нам святые то и то?» Если бы мы достигли меры святых отцов, то и мы сподобились бы некоего дарования. Писания святых отцов говорят: «По мере добродетелей всякого и дарования Бог подает». Об этом довольно.
Увидел блаженный, что от старости совсем он изнемогает и к концу приближается, призвал к себе иноков той обители, работавших вместе с ним для Бога по мере своих сил, и перед всеми заповедал игумену сохранять предание и чин обители той, чтобы никто совершенно не нарушал монастырского чина и устава, «какие нами, – сказал он, – даны этой обители», в свидетели тому выставляя Бога и Пречистую Богородицу. «Как мы, отцы и братья, видите, делали, так и вы это делайте. Божия же любовь и милость Пречистой Богородицы да будет с вами». Благословение и прощение игумену и братии дав и у них получив, также и последнее целование, в последние свои дни причастился он Пречистого Тела и Честной Крови Христа Бога нашего.
Прожил же преблаженный и преподобный отец наш Мартиниан в чернечестве более семидесяти лет и преставился к Богу в воскресный день в глубокой старости в совершенном образе в 6941 (1483) году месяца января в 12 день и соединился с отцами своими в жизни вечной.
Игумен же и все братия, собравшись, с плачем взяли мощи святого, с честью погребли у большей церкви Пречистой Богородицы по правую сторону от алтаря и достойно совершили ему память.
О благословении митрополита Макария
Пусть некоторые не обманываются в этом, говоря: «Почему великий святитель Макарий, митрополит Русской земли, не включил в грамоты, которые он разослал по городам и большим монастырям в 7055 (1547) году при переименовании в царя великого князя всея Руси Иоанна Васильевича, (Ферапонта и Мартиниана) в число святых отцов, которых тот собор, обсудив и избрав, повелел петь и праздновать по всем церквам Великой России, а их оставил?» Но ведь не из пренебрежения ими сделал так святой митрополит, и не просто это так получилось.
Когда минуло после того собора много дней, игумен той обители приехал и привез с собой жития святых отцов Ферапонта и Мартиниана, чтобы попросить повеления и благословения у своего господина, и дал их в руки святителя. Великий же (отец), рассмотрев их, повелел снова собраться собору. И когда собрались к нему все святители, бывшие на том первом соборе: Алексей архиепископ Ростовский, Иона епископ Суздальский, Иона же епископ Рязанский, Акакий епископ Тверской, Феодосий епископ Коломенский, Савва епископ Сарский и Киприан епископ Пермский, – с честными архимандритами, с честными игуменами великих монастырей, с избранными старцами и всем священным собором, взял он те книги и повелел прочесть перед ними жития святых и чудеса. И, рассудив всем тем собором, что несправедливо не включить их в число святых, благословил митрополит и повелел игумену той обители петь и праздновать этих святых отцов, преподобных Ферапонта и Мартиниана, вместе с прежде названными святыми, и жития их читать соборно во славу Отца и Сына и Святого Духа, Вседержителя Бога.
Да не говорят некоторые сомневающиеся также и следующее: «Повелел святой митрополит только в одной церкви той обители праздновать тех святых». Посмотри и ясно осознай: не бывает таких повелений в святых писаниях, – (а то окажешься) повинен в неправде и лжецом перед Богом. В святых книгах написано: «Едино стадо и один пастырь, Христос, одна церковь и одна вера». Что дал он одной церкви, то и иным дал, а не дал бы – так ни одной бы не дал. Хорошо и весьма полезно то, что сделал святой митрополит: словно некую царскую утварь вложил он в церковь Божию повеление и благословение праздновать память святых отцов.
Мы же, братья, вспоминая этих блаженных отцов, их добрые предания, не можем иначе воздать им дар и достойно их похвалить, – достойно их трудов, болезней и внимательного попечения, заботливо проявленного ими о наших душах, и великой о Христе любви, которую они показали, как только ежегодно празднуя их пречистую память, – как благородные и возлюбленные дети (память) своих родителей, и горячо их молим, все вместе говоря: о, пастыри добрые и преблаженные, истинные строители винограда Христова, учителя иноческой жизни, отцов слава, преподобным единокровники и праведным инокам наставники, жизнь свою подобно ангелам прожившие, смиренные мудростью, приятели прекрасные, всем прибегающим к вам помощники вы, пророков и постников радость и сожители тех, кто с ними.
О, преблаженные отцы Ферапонт и Мартиниан! Назирайте нас свыше, отечески призирая, хорошо и добролюбиво учредив над нами державу. И когда Бог сядет на судейском престоле проверять наши дела и слова, придите, праведные, и покажите ваши бесчисленные болезни и труды, какие понесли вы в постничестве, и помолитесь благому Владыке, пошедшему ради нас добровольно на крестную смерть, и сделайте нас причастниками к части спасенных, благодатью, щедротами и человеколюбием Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, которому слава, честь, держава и поклонение с Безначальным Его Отцом и Пречистым, Благим и Животворящим Духом ныне и вовеки да будет.
Хочу я поведать и некоторые из чудес, сотворенных святым и преподобным отцом нашим Мартинианом
Преблагой Господь Бог наш, желая прославить Своего угодника и показать, какую тот обрел у Него милость и смелость перед Ним, сделал и показал это следующим образом.
В 7022 (1514) году случилось в обители Пречистой Ферапонтова монастыря преставиться от тела и отойти к Господу бывшему архиепискому Ростовской земли Иоасафу. Игумен же той обители – а это был постриженник Спасо-Каменного монастыря по имени Селивестр, – посоветовавшись с братией, решил похоронить этого мужа рядом с преподобным Мартинианом, памятуя о его родовитости, ибо тот был родственником великого князя, а также то, что он был постриженником и учеником преподобного Мартиниана, – потому-то и захотели они положить его вблизи святого, если Бог изволит.
И вот, игумен и братия собором, сотворив молитву, начали выкапывать гроб святого и очищать землю кругом. И, открыв гроб, увидели они чудесное видение, умиления достойное, ибо не только славное тело его сохранилось целым и невредимым, но даже его одежда, в которой он был погребен, осталась совершенно целой и ничуть не затронутой тлением.
И вот что было удивительно: когда они открыли эту честную раку, с обеих сторон ковчега была видна вода, но ни телу святого, ни его ризам она не причинила никакого вреда, – как и прежде, давно, вода, оказавшаяся в гробе Сергия. И, увидев это, все прославили Бога и Пречистую Его Богоматерь за то, что столько лет тело святого сохранилось в гробу, ибо после 30 лет они увидели это чудное видение.
Игумен же и братия, охваченные сильным страхом и ужасом, не рассудив об этом дарованном Богом даре, повелели выпустить воду из гроба святого. И кто-то из братии, взяв железное (орудие), провертел небольшую скважину, и вода начала течь на землю и исчезла. Но некоторые из братий, имевшие крепкую веру в святого, налили той воды в маленький сосуд – на благословение. Также и сподобившиеся оказаться тут поблизости мирские люди тоже взяли немного этой воды в сосуды.
Чудо 1, о Памве
Один из братьев той обители, ученик старца Силуана, имя брата того было Памва, лежал в тяжелом недуге, от которого все тело его болело, и он очень от этого недуга страдал, взяв немного той священной воды из гроба святого, с глубокой верой в преподобного попил той воды и помазал ею все тело, и тотчас же выздоровел. И благодарил он Бога, Пречистую Его Богоматерь и преподобного Мартиниана, молитвами которого получил исцеление, а вместе с тем и здоровье.
О болевшем животом
Один человек из ближней деревни, называемой Иткла, имя его было Тарсан, оказавшийся в тот момент у гроба чудотворца, имел тяжелую болезнь, и росла вся его утроба, так что он уже приготовился к смерти, и много времени уже болел он этой болезнью. Отец же его духовный, взяв той воды, повелел ему попить ее и помазал ею весь его живот и все его тело, и с того дня стал этот человек здоров. И воздали они хвалу и благодарность Богу, Пречистой Его Богоматери и чудотворцу Мартиниану за то, что ожидавший в безнадежности смерти человек получил здоровье молитвами преподобного.
Некоторые из братьев, оказавшиеся очевидцами тех чудес, поведали мне также следующее:
Один человек, мирянин, по имени Губа, бывший дьяком для христиан, тамошних прихожан, сподобился взять той благодатной воды в маленький сосуд. Была и у него немалая телесная болезнь, и он надеялся получить здоровье молитвами святого, что и произошло. Ибо помазался он той святой водой и молитвами преподобного отца полностью исцелился и стал здоров.
И многим больным мирским людям давали эту воду, и все благодатью Божией исцелялись от своих недугов, и славили и благодарили Господа, Пречистую Его Богоматерь и преподобного чудотворца Мартиниана.
И я недостойный слышал, как некоторые из братий говорили об этой дарованной Богом воде: «Если бы была такая вода ныне, то одну каплю ее покупали бы мы за множество золота». И они свидетельствуют о ней, говоря: «Она не так выглядит, как это естественно для земных вод, ибо была она совершенно чистой и светлой, словно некая слеза». Велики дары Божии и милость, являемые на преподобном, как было и в тот раз, наше же недостоинство помешало нам удержать неудержимое.
О расслабленном
Один из братьев той же обители по имени Селиверст долгое время был одолеваем опасным недугом, очень тяжело болел: все члены его расслабились, и гнила его плоть, так что он уже не мог ни ходить, ни сам есть. Некоторые из братии Бога ради заботились о нем, принося ему еду и питье, и кормили его день за днем. Он же очень скорбел о своем здоровье, более, чем о пище, и сильно плакал, много слез проливая из глаз своих, и постоянно молил Бога и Пречистую Его Богоматерь, желая получить здоровье и спасение для своей души. И много лет провел он, страдая от этого недуга.
Всемилостивый же Бог, желающий, чтобы все люди спаслись и к познанию истины пришли, подал ему мысль, и он начал думать о том, чтобы отнести его к преподобному Мартиниану, да боялся, что его желание не исполнят, что не послушает его в этом братия. И начал он с еще большей верой молиться преподобному Мартиниану, с обильными слезами горячо призывая святого помолиться о нем Богу. А келья его, надо сказать, находилась поблизости от гроба святого. И вот, однажды ночью, будучи один в своей келье, загрустив о своей жизни, начал он с громким плачем молиться Богу, Пречистую Богородицу на помощь призывать и, обратив весь свой ум и всю свою мысль к преподобному, пополз из своей кельи из последних сил ко гробу преподобного.
И, оказавшись у гроба святого, повалился он там с громким плачем, вопия: «Помилуй меня Господа ради, угодник Христов! Помолись обо мне грешном, преподобный отец, чтобы Бог показал на мне Свою милость твоими святыми молитвами! Вспомни, отец, сколько я послужил святыне твоей при твоей жизни и сколько лет прослужил я в твоей обители!» И много часов он сильно плакал, прижимая голову ко гробу святого, и как бы забыл болезнь, изо всех сил молясь.
Велики твои суды, Христос царь! Как от сна восстал тот брат совершенно здоровым, ни следа болезни на себе не видя, и со многими слезами, горячо, обнимая с любовью гроб святого, он его со страхом и радостью целовал, прижимаясь к нему, принося Господу Богу и Его Пречистой Матери хвалу и огромную благодарность. Ведь, уже ожидая прихода смерти, в безнадежном состоянии получил он здоровье молитвами преподобного отца Мартиниана. И ушел он в келью свою в большой радости.
Наутро братия, видя этого брата здоровым, удивлялись скорому его исцелению и долго его расспрашивали. И он им все рассказал, – как он получил Божие помилование молитвами святого. А мне, как все это произошло, поведал случившийся при этом брат, все это слышавший. Мы же, славя и благодаря Христа, Бога нашего, и Пречистую Его Богоматерь, записали чудеса преподобного отца нашего Мартиниана.

О беснующейся женщине
О других чудесах рассказал мне один священник из обители Кирилла чудотворца, тезоименитый чудотворцу Мартиниану, – он часто приходил в монастырь преподобных отцов Ферапонта и Мартиниана служить в свою чреду службы в соборе с братией.
Пришел однажды кто-то из ближайших соседей позвать его к больному для исповеди, поскольку их, мирских людей, священника не оказалось. И он, боясь суда Божия, тут же пошел посетить больного и, придя, сделал для больного все необходимое. И тут он увидел женщину, сидящую на печном примосте и, беснуясь, кривляющуюся.
«Я спросил больного: „Что это за женщина?” Тот отвечал: „Дочь моя, господин мой, жена Гавриила Крамзы, – так звали ее мужа. Много уже времени, господин, как она беснуется и делает всякие гримасы, онемевая, как в сумраке ночном, и становясь глухой и немой, и глазами не видя совершенно никого; все время она беснуется. И не знаю я, господин, что с ней делать”. Я сказал им: „А почему вы не пойдете с ней помолиться к Пречистой и к чудотворцу Мартиниану? Верю я в Бога и Пречистую Богородицу, что не уйдете вы впустую от гроба преподобного”. Они пообещали, и я ушел к себе.
А через несколько дней, когда я стоял на своей службе и молился, пришел этот человек в монастырь к преподобному с той женщиной и с ее матерью. Мы подвели его ко гробу чудотворца, и я начал петь молебен Пречистой Богородице Одигитрии. И по чтении Евангелия начала больная очищаться от недуга своего, и, подбежав ко гробу, стала целовать гроб святого с криком и слезами в радости. И выздоровела она от недуга своего Божьею благодатью, и начала хорошо видеть и говорить, благодаря Бога.
И, повернувшись к нам, она сказала: „Это чудотворец, поднявшись из гроба, благословил меня крестом и ушел”. Так же и я, отпев молебен, благословил ее Честным и Животворящим Крестом. И все, видевшие это преславное чудо, удивились, и мы прославили Бога, Пречистую Его Богоматерь и преподобного Мартиниана. И человек тот ушел к себе домой, радуясь, со всеми своими воздавая хвалу Богу и чудотворцу Мартиниану».

О другой беснующейся женщине
Тот же священник мне рассказывал.
В то время, когда я жил в монастыре преподобных Ферапонта и Мартиниана, некая женщина из ближних сел святого – ее звали Акулина, а название села Сусло – долгое время была одержима духом нечистым. И так как она тяжело страдала, муж же ее и родственники всегда водили ее на праздник чудотворца Кирилла, и, хоть она и бывала там, не обрели они для нее полезного. Я не чудотворца хулю, – да не будет этого! – но на то была Божья воля.
А однажды по заутрени в память чудотворца пошли все люди назад к себе домой, и та женщина тоже со своими возвращалась. И когда дошли они до монастырских ворот Ферапонтова и преподобного Мартиниана монастыря, начала эта женщина (возмущаемая тем бесом), сильно вопить и кричать, отчего все испугались и отбежали. И она, возбуждаемая бесом, захотела куда-то бежать. Но бывшие с ней люди удержали ее, и другие люди, из монастырских, помогли им. А она все больше кричала, говоря: «Чернец бьет меня палкой!» И долгое время она это говорила.
Они же, взяв ее, привели ее ко гробу преподобного Мартиниана. И начал тот вышеупомянутый священник петь молебен Пречистой Богородице. И та женщина стала вопить тише, но по-прежнему говорила те же слова. Братия же и мирские люди спросили: «Что ты говоришь, женщина? Никто ведь тебя не бьет». А она им отвечала: «Разве вы не видели, как за воротами монастырскими он начал меня бить, говоря: „Всегда мимо ворот моих ходите и презираете меня»». Мы же ей: «О чем ты говоришь, что рассказываешь? Кто тебя бьет? Мы не видим, чтобы тебя бил чернец». Она же отвечала, указывая пальцем: «Вот он пошел и приблизился к гробу святого. Вон он пошел, и риза у него была черная». Мы же поняли, что она в видении видела преподобного и что тот помучил и изгнал бывшего в ней беса.
Священник же благословил ее крестом у гроба святого, и с того времени она стала здоровой и, благодаря Бога, Пречистую Его Богоматерь и преподобного чудотворца Мартиниана, ушла к себе домой, радуясь.
О другой беснующейся женщине
Другая женщина из ближней деревни святого, с Бородавского озера, имя ее Екатерина, была одержима нечистым духом. На протяжении многих лет разбивал ее этот нечистый бес, и она падала и испускала пену. Муж же ее и родственники не знали, что с ней делать. Они водили ее на память чудотворца Кирилла и молились о ней, чтобы она выздоровела, но возвращались с нею к себе домой (ни с чем). И снова бес, нападая на нее, терзал ее.
А однажды пришла им на ум мысль о Мартиниане, преподобном их монастыря. И привели они ее с плачем, молясь Пречистой Богородице, и приложили они ее ко гробу святого, с верой и со слезами молясь, только молебен не будучи в состоянии отпеть, стесняемые нищетой и ни от кого из пришедших не видя помощи. Но Бог равно на всех призирает: стала с того времени здоровой эта женщина, исцелившись от своего недуга благодатью Божией. Муж ее очень обрадовался, а также брат его Иоасаф, носящий теперь иноческие (одежды), он сам об этом мне и рассказал, будучи очевидцем этого чуда. И ушли они в свой дом, радуясь, славя и благодаря Господа Бога, Пречистую Его Богоматерь и преподобного Мартиниана.
О беснующемся юноше Никифорове
Некий юноша из земель великого князя, живший примерно в десяти поприщах, по имени Гавриил, был одержим нечистым духом. Каждый день, нападая на него, этот бес давил его, много пены источая и тяжело разбивая его. И он владел им настолько, что тот не мог узнать ни отца, ни мать, ни кого-либо из родных и дошел в болезни до предела: не ел и не пил. Отец же, жалея его, много плакал, но был в недоумении, не зная, что предпринять. Многие предсказывали юноше неизбежную смерть. Соседи же их и родственники дали им совет: велели им везти беснующегося в обитель Пречистой к преподобному Мартиниану. Для этого первым делом известили дядю этого юноши, священника (церкви) святого пророка Ильи. Узнав об их великой скорби, он тотчас же к ним пришел. Они тогда горько плакали, думая, что наступил смертный час их сына. И священник тот, увидев свою сестру, убивающуюся в горьком плаче, тоже расплакался. Услышав же об их решении, он и сам о том же подумал.
И, положив больного на повозку, они на конях поехали следом за ним, потому что было летнее время. Мать же провожала его с плачем как мертвого, видя, как изменился облик ее сына, – что он не только безгласен, но и что голова его бессильно болтается, а глаза закрыты. И когда они приблизились к обители и ввезли больного через монастырские ворота в монастырь, он открыл глаза и громким голосом проговорил: «Ох, беда мне! Нисколько не дадут мне покоя своим криком!» Дядя же его, который пришел вместе с другими, стал его спрашивать, о чем он говорит. И тот им ответил, указывая: «Вон, они остались снаружи, на том мосту, во множестве, черные и страшные, наполняя воздух воплем: „Не везите его, он уже наш!” А теперь я никого не вижу». И мы обрадовались милости Божией и спрашивали его: «Нас-то ты узнаешь?» Он же, оглядев нас, отвечал: «Господи, знаю я вас», – и называл имена. Тогда мы, взяв его на руки, положили его у раки святого. И начал священник той обители Пречистой петь молебен Одигитрии. Также и я вместо дьячка стал с ним петь и молить Бога со слезами о больном и о его матери. Больной же понемногу начал говорить чисто и, встав на свои ноги, заплакал и тоже начал молиться. И мы привели его ко кресту у Спасова образа и приложили к нему его голову, а также и ко гробу святого, и он начал сам креститься.
И начав с того дня вновь есть и пить – в первый раз в обители Пречистой, – он полностью выздоровел и стал осмысленным, каковым и пребывает до сего дня, хваля и благодаря Господа Бога, Пречистую Его Богоматерь и святого и преподобного отца Мартиниана.
О беснующемся дьяке Симеоне
Этот же священник поведал мне подобное же.
«Случилось однажды с братом моим, жившим с моими родственниками на том же Волоке, – имя его, как и у меня, Симеон – такое дело. По грехам нашим и небрежности часто с людьми от перепоя и обжорства бывает, что забываем мы Бога и от закона Его удаляемся, и потому наказанием Божиим все такое у нас бывает. Вошел лютый бес в этого человека, и начал он неистовствовать, говорить нелепости и бить всех находившихся в его доме. И невозможно было удержать его от множества злодеяний и усмирить. Тогда, связав ему руки, на ноги ему положили железные узы. И несколько дней с трудом вытерпев творимые им бесчинства, привели мы его в дом Пречистой Богородицы к преподобному Мартиниану, четверо мужчин влекли его связанного, и ввели его ко гробу чудотворца.
Священник начал петь молебен, также и я с ним, и бесноватый начал милостью Божией утихать. Люди же, бывшие с ним, сняли с него узы, и все мы обратились к молитве. Также и больной начал понемногу обращаться к молению перед образами Спаса и Пречистой Богородицы и стал полностью здоров и осмыслен. И три дня подряд, приходя в гробницу, со слезами молился он непрестанно, целуя гроб святого и благодаря Господа Бога, Его Пречистую Богоматерь и преподобного Мартиниана».
Я же, услышав рассказ этого священника, записал его, ибо не лжив был этот свидетель и сам это видел; а также и то, о чем выше рассказано, он или слышал, или видел воистину. Ибо тридцать пять лет был он священником на одном месте, у святого пророка Ильи, и в обители Пречистой постоянно в свою череду неделями служил и пел молебны.
И о многих иных ведомых и неведомых людям чудесах святого я слышал. Богу же все ведомо, так что невозможно Божьи судьбы проследить, равно как и чудеса святых Его угодников переписать, – разве что для пользы слушающих и ради мзды творящих волю Божию. Нам же подобает каждому себе внимать, особенно в это время, и стараться подражать их добрым делам, а свои дела готовить к испытанию на суде у Господа Бога и Спаса нашего, которому слава ныне и присно и во веки веков, аминь.
О больном юноше
Повелено мне было вдобавок к тем и это новоявленное чудо великого Божьего милосердия сделать известным. Был, говорят, некий юноша, серебряных дел мастер, двадцати лет от роду или чуть больше, пскович родом, по имени Стефан; благочестивого его отца звали Федор Клещев, и он занимался теми же ремеслом и торговлей. Уйдя от своих родителей и скитаясь в дальних странах, этот юноша заболел тяжелой болезнью – на его правой руке появилась проказа, и рука стала такой тяжелой, словно какое-нибудь железо, и он с трудом мог ею владеть. Увидев себя во многой скорби и болезни, он не знал, что ему делать. И начал он молить Всесильного Бога и призывать на помощь Пречистую Богородицу, чтобы получить исцеление, и обещал ходить по святым чудотворцам, призывая святых на помощь и на молитвы к Богу, как то обычно у многих людей. Ведь когда мы оказываемся в беде, тогда с большими желанием и верой ищем мы Бога, а когда пребываем в благоденствии и здоровье, тогда мало верой к нему прилагаемся и ничуть о том, что он у нас ищет – я говорю о спасении души, – не беспокоимся, будто воображаем себя бессмертными. Также и этот юноша: образумившись, обошел многие места, но не нашел он никакой пользы.
Пришел он затем в преславную лавру святого чудотворца Кирилла, нищих питателя, и тут помолился, также и в Ферапонтов монастырь ко гробу преподобного Мартиниана, а после этого отошел в волость, называемую Сяма, и там помолился перед иконой Пречистой Богородицы, от которой милость бывает многим с верою приходящим. Но ему легче не стало, и он, подумав о себе, взял у каких-то людей иноческие одежды, облачился в них и вновь пришел в обитель к чудотворцу Кириллу и начал там умолять игумена Афанасия и старцев, чтобы причли его к стаду Христову. Но игумен не давал благословения из-за его пораженной проказой руки. И пребывал он в странноприимнице вне монастыря вместе с другими больными три недели.
Когда же увидел он, что нет ему от этого никакой пользы и что болезнь его больше усиливается, – а это было не оттого, что чудотворцы не могли его исцелить, но Божиим промыслом – чтобы научить страждущего богоугодно с верой просить у Бога милости и с благодарностью терпеть происходящее, тогда, по совету неких людей, вновь пришел он в обитель Пречистой Богородицы Ферапонтова и Мартинианова монастыря, в пост перед Рождеством Христовым.
Игумен же Гурий собирался уйти в Царствующий город по монастырским делам. И тот чернец начал умолять игумена и братию причесть его к стаду Христову. И некоторые монахи, знавшие его, просили о нем игумена, и тот, будучи умолен братией, принял его как иноческие одежды носящего и отдал его в келью к одному из знавших его старцев, поскольку тот и поручение о нем дал. Но когда пробыл он в обители около двенадцати недель, рука его настолько сгнила, что никто не мог ни жить с ним в одной келье, ни стоять поблизости от него по причине смрада, исходившего от него. И он, размышляя о своей тяжелой жизни, – что нет ему облегчения от проказы, особенно же боясь изгнания своего из обители, поскольку все братья и старцы, видя, что он в такой тяжелой болезни, смущались, глядя на него, ибо его великий недостаток был препятствием для него в телесном служении, так как не мог он не только поклона перед образом Божиим сотворить, но и самого его пресладкого имени помянуть, я имею в виду – сотворить на груди честное и страшное знамение Животворящего Креста, и левой рукой едва крестился. Служба же его была в чину средних на клиросе.
И вот, однажды, подумав о себе, с великой верою вошел он в гробницу ко гробу преподобного Мартиниана и начал плакать горькими слезами, прижимаясь к раке святого и молясь, чтобы исцелил он его от этого тяжелого недуга святыми к Богу молитвами, и обещал поработать у гроба его все дни жизни своей в обители Пречистой Богородицы. А дав свой обет, в тот же день пришел он к келарю и стал умолять его и старцев, признавшись, что он не пострижен, но просто так облекся по-иночески ради того, чтобы они его приняли, и умолял совершить над ним пострижение. Келарь же и старцы повелели некоему священнику Симону постричь его и уговорили того взять на себя старческое попечение о нем, и нарекли его именем Сергий. Этот священник долго отказывался и не очень хотел брать на себя попечение о нем, особенно по той причине, о которой мы упомянули.
Брат же тот на другой день, бывший воскресеньем, во многой скорби пришел ко гробу преподобного, словно некий залог имея свое обещание. И со многими жалобами и слезами долго молился он, прикладывая свою больную руку к раке святого, этим выказывая болезнь своего сердца.
И вот, ночью после того дня, задремав, он увидел, как кто-то, подойдя, пошевелил его и сказал: «Встань и молись». Он от страха проснулся, и не увидел никого, и ощутил безмерную легкость от отсутствия своей болезни, рука же его была завязана тканью. Плоть его сгнила настолько, что одна рана тянулась от мышцы до его пальцев, и в четырех местах виднелись кости, и эта проказа была неизлечимой. Божией же милостью и Пречистой Богородицы и молитвами преподобного отца Мартиниана в один момент оказался он совершенно здоров, никакого не имея изъяна. Отпала, как кора, повязка, и обнажилось тело, чистое, как у маленького ребенка.
Старцы же и братия, увидев это и самого того больного совершенно здоровым, сказали игумену, пришедшему тогда из царствующего города. И игумен внимательно проверил это на самом том, с кем это чудо произошло, и мы прославили Бога, и Его Пречистую Богоматерь, и угодника Его, чудотворца Мартиниана.
Богу нашему слава ныне и присно.