Житие Арсения Коневского
МЕСЯЦА ИЮНЯ В 12 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ, И ЧАСТИЧНО ИЗЛОЖЕНИЕ ЧУДЕС ПРАВЕДНОГО ОТЦА НАШЕГО АРСЕНИЯ, ОСНОВАТЕЛЯ КОНЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ. НАПИСАНО ВАРЛААМОМ, ИГУМЕНОМ ТОЙ ЖЕ КОНЕВСКОЙ ОБИТЕЛИ
Благослови, отче!
Придите, отцы и братья, придите, стадо именующихся христианами, придите, собор православных, и преклоните слух ваш к словам уст моих, и без лени послушайте то, что говорится, чтобы насладиться нам этим духовным пиром, изобильным не плотской пищей, но составленным из Божественных истин, не тело насыщающим, но ум просвещающим, и более того, душу и тело освещающим словами Божественных истин. Что же скажу, и что изреку, и откуда начну повесть о доблестном житии, и о мужестве терпения, и о подвиге духовном твердого алмаза, стойкого в воздержании и чудного в благоговении, дивного среди иноков и славного житием, и достойного многих похвал, могущего привлекать к себе послушателей и вкладывать им в душу ревностное желание последовать по его стопам в иноческое жительство? Ибо ныне вам предлагается повесть о добром во всем и исполненном благодатью Святого Духа, и просиявшим чудесами преподобном отце и великом старце, основателе Коневского общежительства, доблестном подвижнике Арсении.
Ублажим же этого добродетельного мужа и поведаем всем его житие. И вспомним о рождении его и о том, как он рос, и о жизни его в миру, и об отказе от мирской жизни, и как он дошел до Святой горы и потрудился там, и принял благословение от святогорских старцев и игумена Иоанна Святогорского, получив благословение иконой Пресвятой Богородицы, и оттуда по благословению старцев пришел в Великий Новгород, и испросил благословение от архиепископа Иоанна на создание обители, и как отошел из Великого Новгорода в северные края, и в Корельской земле на великом озере, называемом Нево, на Коневском острове поселился с иконой, полученной на Святой горе, которую и доныне в своей обители сохранили Божией благодатью целой и невредимой, – а еще он и Устав иноческой жизни принес со Святой горы, – и как прожил на острове в скиту три года. И потом благоизволением и милостью человеколюбца Бога, помощью же и заступничеством и молитвами игумена Святой горы Иоанна и тамошних старцев, а также благословением и молитвами архиепископа Иоанна и всего духовенства, да своими постами и подвижничеством, также и трудами учеников его и братии, сошедшейся в то время, чтобы жить с ним, воздвиг он чудный и честной храм во имя честного и славного Рождества Пресвятой и Всенепорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и создал большой общежительный монастырь, и собрал множество иноков, и передал им правила по уставу древних святых отцов, которые он видел на Афоне, также и сам с ними усердно подвижничал, и Богу премного угодил.
Его же добродетельное житие мы написать попытались, не подчиняясь собственному желанию, но повинуясь повелению иноков его обители, а более того – влекомые верой и любовью к тому святому отцу, и от того воодушевляемы. Если мы и не способны на это, но призывая на помощь человеколюбца и даров подателя Иисуса Христа Бога нашего, и прося слов, которые бы отверзли уста, и надеясь на помощь молитв преподобного отца, взялись за такое дело. Ибо этот святой отец угодил Богу своим добродетельным житием, и был украшен небесными добротами и совершен в добродетелях. Соберемся же, о возлюбленные, созерцать его душевную красоту. Скорее направим очи разума нашего, да не просмотрим что-либо из его доброты. Его же чудесное житие Бог возлюбил и принял, и ангелы ему удивились и похвалили его, и имя его написано на небесах. Потрудимся же душой и светло отпразднуем его почитаемую память: начальствующие – как возлюбленного Богом начальника, ученики – как премудрого учителя, чада – как отца, любящего детей, хор составив и воздавая ему подобающую честь.
И откуда же воссиял такой этот муж, не от Иерусалима ли или от Синая? Нет же, не от Иерусалима и не от Синая; родили и взрастили его славная Российская земля и Великий Новгород, и в благочестии укоренили, и в смирении посеяли, и в воздержании укрепили, и в чистоте воспитали, и в благоговении житие его сотворили, и милостыне прилежать научили, и в любви усовершенствовали, и во святости поддерживали, и страх Божий в сердце его вложили, и душу его к любви Божественной распалили, и в иноческую жизнь его привели, и от мирской суеты его упасли, и к постническому лику причли, и сохранением заповедей к Господу приобщили.
Времени рождения его и мирского имени, и имени родителей, которые его во плоти родили и просветили святым крещением, найти мы не смогли, так как прошло много лет. Но, впрочем, отцом ему был Создатель всех, которому он все вверил, а монастырем – небесный Сион, который он пытался постичь, родственниками же – собрание святых, житию и пути которых следовал блаженный преподобный отец Арсений, о котором теперь и предстоит нам рассказать и поведать воспоминания.
Глава 1. Начало жития блаженного
Этот преподобный и блаженный отец наш Арсений родился в славном Великом Новгороде от благоверных и христолюбивых родителей. Получил же он хорошее воспитание и образование, рос в благочестии и чистоте. Жил он, почитая Господа, и каждый день трудился во славу Бога, а игры и забавные разговоры, свойственные детям, ненавидел и гнушался ими. Не ел он и вкусной пищи, а более того воздержание любил и одобрял, всем же преходящим сего мира пренебрегал и с юных лет пожелал служить только одному Богу. Потому и к святым церквам часто приходил, и внимательно слушал Божественные слова, и наслаждался, когда их читали.
Затем отдан он был родителями своими учиться ремеслу. И в то время, как мастер заставлял его приобщаться к работе, мальчик усердно исполнял то, что ему говорили, и быстро научился этому делу, и стал кузнецом по меди. Посвятил он себя многим трудам и подвигу, делом своим прилежно занимаясь и проводя дни таким образом, нищим милостыню от трудов своих с усердием подавал, ибо был очень милостив, и любил всегда усердно молиться Богу, и в Божественном весь пребывал. И потому он, Божественной любовью разгоревшись, решил отречься от мира и послужить Богу в безмолвии, что и сделал с помощью благодати Божией. И оставил он родителей своих и имения, и имущество, и отверг все житейское, и пошел в один из монастырей, называемый Лисья гора, и принял на себя святой ангельский образ. Вместе с волосами и все мудрствование житейское отрезал, и суровейшей жизни отдался, и во всяком послушании в службах монастырских всегда работал, не давая себе покоя. Уста же его никогда не бывали праздны от Исусовой молитвы, но непрестанно молился он Богу. И все положенное инокам с великим усердием он творил, во всяком добром деле усердно трудясь, и желал больших подвигов и совершенной добродетели, помышляя, как бы ему обрести благого наставника и как лучше ему спастись. Господь же не отвергнет жаждущих душевной пользы, но исполнит их желание на благо.
Было же у него желание идти во Святую гору; и размышлял он о том, как дойти до Святой горы, а в то время пришли монахи от Святой горы в Великий Новгород. Услышав это, блаженный Арсений обрадовался и захотел увидеть их и получить благословение. Когда же блаженный пришел к ним, то поклонился им до земли. Они же, увидев его смирение, подивились, и благословили его, и приветствовали его во Христе, как это принято у иноков. Затем, сотворив молитву, они сели, и начал блаженный Арсений кротко расспрашивать их, как живут святые отцы во Святой горе. Они же рассказали ему все по порядку о Святой горе и о живущих там святых отцах. Он же еще больше разгорелся любовью, и сказал им о желании своем, и молил их позволить ему быть их попутчиком. Они же с радостью обещали взять его с собой. И блаженный очень обрадовался тому, что получит желаемое. И вот приходит он к игумену, чтобы тот благословил его идти во Святую гору. Игумен долго не желал его отпускать из-за его доброго жития и смирения, и послушания; посчитал он, что не стоит его отпускать. Арсений же вновь долго молил о том игумена. И игумен, не в силах отказать его мольбе, склонился к просьбе блаженного и отпустил его с благословением. Он же, получив благословение от игумена, пошел на Святую гору вместе со святогорскими монахами, благодаря Богу, помогающему своим угодникам.
И приходит он во Святую гору, и там его любезно принимают святогорский игумен Иоанн и вся братия. И было повелено ему служить. Он же положенную службу творит со всем удовольствием и смирением. Преподобный игумен Иоанн, испытав его доподлинно и поняв, что проходит он подвиг добродетелей в страхе Божием и с великим усердием, наставлял его истинному пути спасения. Он же всю волю свою отверг и во всем игумена слушался беспрекословно.
И повелено ему было пройти через службы монастырские и трудиться на кухне и в пекарне, и в прочих службах вместе с братьями. И блаженный Арсений со всем усердием исполнял повеленное, послушный во всяком благом деле и смиренный. Невозможно ведь никому без смирения жить благостно, сначала не смирив себя. Так и он всего себя боголюбию посвятил и считал себя последним из всех и наихудшим. Устами же не переставая молиться, бодрствованием и жаждою сердце свое усмиряя, полностью предался он Божественной любви, благодаря чему получил дар умиления, проливая источники слез из своих очей, ограничивая себя в пище, оберегаясь от всего неполезного, и был всем очень добрым примером. За это его все любили и почитали.
Вскоре становится известно о ремесле блаженного Арсения, и повелел ему игумен Иоанн с братией ковать сосуды и все необходимое монастырю. Он же порученное неленостно исполнял, не давая себе покоя. Днем он ковал то, что ему наказывали, а ночью предстоял перед Богом с молитвой, сна же почти не имел, для телесного обуздания, а был он крепок телом. Игумен же и братия, видя, что он искусен в этом деле и трудится, словно бесплотный или словно купленный раб, удивились терпению его и еще более возлюбили его. И трудился он так многое время. Мало было ему таких поручений от одного монастыря, но и из других монастырей приносили ему сосуды. Он же с усердием работал, не беря платы и работая Бога ради. Многие приходили по этому делу, и задумал он идти в другие монастыри, в которых требуется его ремесло, чтобы братии не было беспокойства от приходящих к нему.
И приходит он к игумену Иоанну, и молит его, поведав ему мысль свою, да повелит ему идти в другие монастыри для этого занятия и поработать Бога ради. Игумен же, видя старательность и усердие его, и что не ради вознаграждения хочет поработать, но Бога ради и от Него вознаграждение получить, благословил его. Блаженный же Арсений, получив благословение, обходит святогорские монастыри, также работая, как и раньше мы говорили. И от всех он получает благословение и молитвы, как соизволил Бог, чтобы не даром он благословение святых отцов унаследовал, но многими трудами и подвигом. И прожил он так три года, трудясь на братию.
И было у него желание, если Бог поможет ему, создать монастырь во имя Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, честному и славному ее Рождеству и получить благословение своему монастырю от Святой горы. И приходит блаженный Арсений к игумену Святой горы Иоанну и говорит ему о желании своем, прося от него благословения и молитвы, и желания этого не отступается. Игумен же, глядя на него прозорливыми очами, ибо был он человек благочестивый и исполненный пророческого дара, уразумел будущее. И благословил он блаженного Арсения, и предсказал ему: «Твоми руками Бог воздвигнет обитель в северной стране, и многие люди смогут спастись там, страна же та освобождена будет на многие годы». И другому многому поучив блаженного, благословил его. И дал он ему икону Пресвятой Богородицы, которую и доныне в обители блаженного все видят, называемую Святогорская, а также и Устав Святой горы. Затем он помолился о нем, говоря: «Господи наш Боже, призри на раба своего Арсения! Да будет благодать Твоя на нем и благословение, а где он поселится, да будет там благословение Святой горы». И, так сказав, отпустил его с миром.
Арсений же, вновь обходя монастыри и отдельно живущих, рассказывает им о своем желании, если Бог поможет, создать монастырь в своей стране, и от них благословение получает. Получив же от всех благословение, отошел он в землю свою и так был храним Божественной благодатью.
И пришел он в Великий Новгород с благословением Святой горы. Тогда правил престолом Софии, неизреченной премудрости Божией, в Великом Новгороде архиепископ Иоанн, который был после архиепископа Алексия. Блаженный же приходит к нему и рассказывает о благословении Святой горы, также и сам молит его и просит благословения с Божией помощью создать в его архиепископии монастырь во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, честному и славному ее Рождеству. Архиепископ же благословил его и дал ему все необходимое. Блаженный же Арсений, получив благословение и взяв все необходимое, помолился Господу Богу и Пресвятой Богородице, чтобы его желание исполнилось. И вот садится он в лодку, и приплывает по реке Волхову на озеро великое Нево, и с помощью Бога и соизволением Пресвятой Богородицы приходит на остров, называемый Коневец.
Глава 2. О выборе места старцем Арсением и о соизволении Пресвятой Богородицы быть монастырю на этом острове, называемом Коневец. В году 1393
Когда блаженный Арсений приехал на этот остров и выбирал место, где бы ему поселиться, обошел он остров быстро, словно олень. И не присмотрел еще места, ибо сказали ему люди: «Многие еще есть острова впереди на этом озере и глухие места». И устремился он вперед, и пристал у реки Городецкой в поисках места для поселения, но и тут снова не приглянулось ему. Подумывал блаженный, как бы ему и дальние острова увидеть, но, желая покинуть пристань, удержан был ветром на долгое время, и никак не мог плыть дальше. И размышлял блаженный, что теперь будет, и начал о том молиться Богу и Пречистой его Матери, да пошлют они свою милость и тишину, и где же повелит Пречистая, там и быть монастырю в ее имя. Помолившись же со слезами, подумал он, что куда Бог принесет и Пречистая Богородица, там он и поселится по Божьей воле и желанию Пресвятой Богородицы. И тотчас настала великая тишина.
И выехал блаженный на озеро, и устремился вперед. Встретил его очень сильный ветер, и не мог он ни грести против него, ни пристать где-либо, ибо поднялся сильный ветер, по изволению Господа Бога и Пресвятой Богородицы, за один час принесло лодку блаженного Арсения вновь к острову Коневскому. Когда же подъезжали они к острову, то услышали очень сильный звон. Раздумывали они, откуда раздается этот звон – ведь ни церкви нет на том острове, ни жителей. И сказал блаженный своим ученикам: «Дети мои, знамение это нам предназначено, ибо соизволили Бог и Пречистая Богородица быть монастырю на острове этом, и чтобы не помышляли мы никуда отсюда идти, вот, словно на крыльях, за один час Пречистая принесла нас сюда». И, выйдя на берег, вознес он хвалу Богу и Пречистой Богородице. Взойдя на гору, поставил он крест, а потом поставил келью и прожил в ней один год. И перешел в другое место, называемое позже Владычная лахта. Этот рассказ до сюда.
Глава 3. О названии острова, почему называется Коневец, и об изгнании бесов из острова
Когда пришел блаженный старец Арсений на этот остров и начал на нем жить, встретил он там рыбака по имени Филипп. И спросил его, почему называется остров этот Коневский. Сказал же ему рыбак: «Есть, отче, на этом острове большой камень, известный как Конь, и тому камню язычники жертву приносили – каждый год приводили по коню, и потому называется этот остров Коневский. А еще на нем много корма, поэтому обитатели этих мест привозили на этот остров много скотины на лето от хищников и воров, не выпасая ее. Дают же жертву камню, чтобы скоту и им самим вреда не было, по бесовскому обряду».
И сказал ему блаженный Арсений: «Друг, покажи мне тот камень». Рыбак пошел и показал ему камень. Блаженный же вернулся в свое пристанище и пробыл всю ночь без сна, молясь, чтобы Бог и Пречистая очистили то место от бесовского обряда. И, встав наутро, повелел облачить себя в священнические одежды. И, взяв икону Пречистой Богородицы, принесенную от Святой горы, которой благословил его святогорский игумен Иоанн, вот эту икону взяв и святую воду, и фимиам, и пошли они к камню, и пели молебен Пресвятой Богородице, а сам он со слезами молился об очищении того места. И обойдя вокруг, покропил он святою водой и прогнал нечистых духов. Рассказали же рыбаки, что видели тогда стаю воронья, летящую к северу, рыдающую, словно ревущие волы. И с тех пор благодаря благодати Божией и молитвам преподобного старца Арсения наставника очистилось то место и до наших дней.
Глава 4. О христолюбце Михее и о прозорливом старце
Приехал однажды в монастырь христолюбец по имени Михей Кобылкин из Великого Новгорода к блаженному Арсению и, накормив братию и милостынею оделив, вновь возвратился в Новгород с благословением, и получил великую пользу. В ту пору еще жил старец в старом монастыре и имел немного братии. Был же тогда у него простой обычай: когда к нему приходили клирошане и старцы пользы ради, он поучал их от Божественного Писания и предлагал им пищу во имя Божией любви, а сам изнурял себя молитвами, постом и трудами. Упомянутый же христолюбец Михей в Новгороде начал прославлять старца Арсения и доброе житие его в Боге.
Был же тогда в монастыре на Коневце монах духовный и прозорливый. В одну из ночей во время молитвы услышал он двух демонов, разговаривающих между собой, и один другого спросил: «Откуда пришел?» Тот же отвечал: «Был я этой ночью в Новгороде и слышал многих, хвалящих жизнь в этой обители и старца Арсения наставника. А что ты думаешь о них?» Сказал же ему другой: «Была и есть их монастырская жизнь и правило монастырское без порока. Но одним только меня утешает старец Арсений: держит у себя в келье пищу для приходящих к нему и кормит их во имя (Божией) любви. Если бы не это, то не было бы нам от них житья». Прозорливый же старец, услышав это от бесов, поведал все старцу Арсению. Блаженный же повелел келарю разделять трапезу братии поровну, а в келье у себя ничего не держать. И так пользу получил от прозорливого старца.
Глава 5. О некоем человеке кареле
Был некий человек простолюдин из Олонецкой деревни, карел, и жил благочестиво около Коневского монастыря, каждый день приходил он молиться в церковь и раздавал милостыню по мере своих сил с радостной душой. Имел он любовь большую к инокам и нищим, приглашал их в свой дом и угощал трапезой скудной, и был очень скромен. И случилось ему однажды быть на пиру у своих близких, и когда приступили к обеду, тот человек с ними ел и пил с воздержанием. После того он пошел один к себе домой, а другие люди продолжали веселиться на пиру. Был он еще на полпути, и явился ему неведомый человек, сказав ему: «Мир тебе, друг». Он же испугался. И сказал ему пришедший: «Не бойся, друг». И тотчас покинул его страх. И тот начал говорить ему: «Я послан к тебе Господом Богом Вседержителем, чтобы за твои добрые дела предупредить тебя о конце твоей жизни. Иди отсюда в свой дом и распорядись о своем имении и о своих домочадцах. Потом иди в монастырь и прими иноческий образ, и позаботься о покаянии. Через 40 дней я приду за твоей душой». И сказав так, стал невидимым.
Человек же тот пришел в свой дом, и не медля нимало, распорядившись имуществом своим и испросив прощения у своих домашних, пошел в монастырь на Коневец в дом Пресвятой Богородицы, честного и славного ее Рождества, и обратился со слезами к игумену, умоляя его, чтобы тот постриг его в иноческий образ, и рассказал ему обо всем, что говорил являвшийся ему. Игумен же тому очень удивился, и облек его в святой иноческий образ, и причислил его к своей святой дружине. Он же пробыл в монастыре, трудясь в покаянии, молитве и посте, ожидая времени, о котором говорил являвшийся ему. И через 40 дней, согласно предсказанию явившегося ему ангела Божия, преставился к Богу, которого он возлюбил, и погребли его с другими иноками.
Глава 6. О житии преподобного старца Арсения и о явлении Пресвятой Богородицы его ученику старцу Иоакиму, и о изобилии необходимого
Однажды этот блаженный Арсений поехал в Святую гору, при архиепископе Симеоне Новгородском, и там задержался. Братия же, которая осталась на Коневце без него, была в великой нужде из-за недостатка самого необходимого, и совсем они изнемогли, и от голода хотели разойтись из монастыря. Один же из старцев по имени Иоаким, муж добродетельный и просиявший всяческими добрыми делами, однажды взошел на некую гору около монастыря, молясь со многими слезами Богу и Пресвятой Богородице, чтобы не запустело то место. И был он погружен в чуткий сон, и явилась ему Святая Богородица, говоря: «Не скорби, старец, и братии скажи, чтобы не расходились от этого места. Старец ваш Арсений скоро к вам вернется со множеством необходимого».
Он же, пробудившись от видения, пошел в монастырь и поведал братии о посещении Богоматери. Братия же, радуясь душевно, обещали с благодарностью еще терпеть на этом месте, возложив надежду на Господа Бога и Пречистую Богородицу. Поутру же, как и предсказывала Богородица, вернулся старец Арсений на двух больших лодках и привез множество всего необходимого. Даже и до сих пор изобильно это место милостью Божией и молитвами Пресвятой Богородицы, и усердием преподобного отца нашего Арсения наставника и подвижничавших с ним трудолюбивых духовных старцев.
Глава 7. О названии Святая гора
В ту пору братия собрались на совет, и поставили они на той горе крест и образ Пресвятой Богородицы на том месте, где явилась Святая Богородица старцу Иоакиму и сказала: «Не скорби, старец, но пойди и братии скажи, чтобы не расходились от этого места. Старец ваш Арсений скоро вернется со множеством необходимого». Вот из-за этого иноки так сделали в память этого преславного чуда и посещения Божией матери Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и из-за этого называется «Святая гора» и до наших дней. Братия же и приходящие православные христиане начали ходить на Святую гору на поклонение честному кресту и образу Пресвятой Богородицы, ибо было это недалеко от монастыря, примерно в половине версты. На том месте случаются многочисленные исцеления приходящим с верою благодаря посещению Божией Матери.
Глава 8. О перенесении монастыря на другое место
и о посещении старца Арсения архиепископом Евфимием
В те времена жил еще старец Арсений с братией в старом монастыре, который находился во Владычной лахте, как называлось то место. Название же это произошло от следующего. Приехал некогда из Новгорода к преподобному старцу Арсению на Коневский остров блаженный и чудный среди архиереев, просиявший позже в чудесах, новгородский архиепископ Евфимий Второй, чтобы помолиться чудному образу Пресвятой госпожи Богородицы, принесенному от Афонской Святой горы, и увидеть монастырь Коневский, и дать благословение старцу Арсению и его братии, и от них сподобиться молитв к Богу. И тогда пристал он к острову в той лахте, и оттого она стала называться так – Владычная лахта.
Этот архиепископ Евфимий великую любовь имел к старцу Арсению, потому что они в начале постничества своего жили оба в одной и той же обители, называемой «на Лисичьей горе». Евфимию же тогда был вручен пастырский жезл той обители, и он хорошо о пастве своей заботился, и имел попечение о спасении многих душ. Арсений же с любовью нес свое смиренное послушание и в телесных трудах усердно время проводил, и поэтому известен был блаженному Евфимию как добрый раб Божий и ревностный в трудах иноческих. Именно поэтому архиепископ посетил его и дал его монастырю на созидание многие средства, и братию угостил, и милостынею одарил, старца же духовного сподобил чести и дал ему носить свой старый белый клобук. Сам же он возвратился в Великий Новгород на свой престол. Мы же об архиепископе рассказ сократим, только до сих пор, и на предшествующее возвратимся.
Прожил же блаженный Арсений в том старом монастыре 25 лет, и поставил там церковь с трапезной, и много келий было устроено, и братии собралось там немало. А потом случилось наводнение, и вода дошла до порога церковного, и под трапезной была вода, и под кельями. И с тех пор начали они думать о том, чтобы перенести монастырь на другое место, более высокое. Так они размышляли, куда же перенести монастырь, и начал блаженный молиться Богу и Пречистой Богородице, да известят его о том. И однажды ходил он по острову и искал, куда бы перенести монастырь. И пришел он к рыбаку по имени Филипп, и начал блаженный с ним беседовать о перенесении монастыря. И сказал ему рыбак: «Где захочет Бог, и где Пречистая соизволит, – там и будет, но есть, господин мой, ровное место, и имя тому месту такое-то». Побеседовав так, они разошлись. В одну из ночей, когда блаженный молился, прилег он немного отдохнуть, и видит он сам себя, ходящего по острову; и вот пришел он на то место, где ныне благодатью Христа и по милости Пречистой Богородицы стоит монастырь. И видит себя, очерчивающего место, где быть монастырю. И видит он идущего себе навстречу того рыбака, также очерчивающего. И когда приблизились друг к другу, то вновь разошлись, не окликнули один другого, но оба хотели остаться незамеченными. Пробудился блаженный от сна и помолился Богу со словами: «Господи, если угодно так быть твоей власти, то да будет воля твоя и Пресвятой Богородицы. И если изволишь на месте этом быть создану монастырю твоему, то обоим нам одинаковое явилось, и о том истина откроется».
Встав наутро, взял он свой жезл и пошел к тому рыбаку, и придя, сказал: «Мир тебе, друг». Он же благословился у старца. А блаженный Арсений сказал: «Да благословит тебя Бог, чадо». И спросил его старец: «Где ты был этой ночью, чадо?» Он же отвечал: «На стоянке с товарищами, честный отец». Блаженный тогда спросил его тихим голосом: «Что ты, чадо, видел этой ночью? Если не откроешь мне истину, то не буду иметь дружбы с тобой». Он же отвечал ему: «Если так спрашиваешь, то поведаю тебе всю истину». И сказал тогда: «Видел тебя, честный отец, на том самом месте идущего и очерчивающего монастырь. Также и себя видел, идущего с другой стороны, и также очерчивающего. Когда же я увидел тебя, честной отец, то мы друг к другу не подошли». И сказал ему блаженный Арсений: «И я, чадо, то же видел, о чем ты мне рассказал», и назвал место, в котором они не сошлись друг с другом. И подивились они такому видению, что им обоим такое явилось.
И сказал блаженный: «Пойдем, чадо, туда, где мы были, покажи мне то место». И пошли оба, и пришли на то место, и показали друг другу, где виделись и где не сошлись, и открылась истина. Было же то место ровным и пригодным для постройки монастыря. Блаженный Арсений похвалил за это Бога и Пречистую Богородицу, и так они разошлись.
Рассказал он братии о том месте, на котором хочет поставить монастырь. Братия же, словно едиными устами, сказали: «Где тебе Бог известил и Пречистая Богородица, и где ты, отец, решил, там и мы согласны». Тогда поведал он им бывшее видение. Братия же сказали, что от Божественного промысла было это явление. И стали братия рассказывать старцу Арсению: «И мы, честный отец, много раз на том месте видели яркий свет, а иногда звон слышали, порой же благоухание сильное доносилось, и не могли мы понять, что же будет». Тогда блаженный Арсений повелел облачить его в священническую одежду, и взял икону Пресвятой Богородицы, которую принес со Святой горы, и пошли на то место, и обошли его, начертав монастырь, как было ему явлено, с пением молитв. И, помолившись, блаженный сказал: «О, Госпоже, Пресвятая Владычица Богородица, позаботься об этом месте. И да будет благодать Твоя на месте этом и благословение Святой горы». И так начал рубить бревна и расчищать это место. Так, благодаря помощи Бога и Пресвятой Богородицы, перенесли монастырь на это место и церковь воздвигли во имя Рождества Пресвятой Богородицы, где и ныне он благодатью Христа всем видим. И стало число братии умножаться, и создали они большой монастырь со всем устройством по милости Бога и Пресвятой Богородицы.
Глава 9. О кончине преподобного Арсения
И жил блаженный много лет в строгом воздержании и трудах. Когда же наступила глубокая старость, он ничуть не отлучился от Божественной службы, но насколько старился возрастом, настолько укреплялся усердием, и приступал к Божественным подвигам мужественно и сердечно, не давая старости себя побеждать. Пробыл же он в иночестве 65 лет, ни разу не изменив монашеским правилам, сначала спасаясь многими трудами и подвигами, в конце же – постом и молитвами. От постоянного стояния ноги его словно столпы сделались, день ото дня как по ступеням приближались они к Богу.
В июне месяце начал блаженный изнемогать. И понял он, что отходит к Богу, (что пора) отдать долг естеству, а дух предать желанному Исусу, и призывает он игумена Иоанна с братией, новоизбранное стадо, и подобающим образом побеседовав с ними на пользу душевную, завещал им неизменно в православии пребывать и единомыслие друг с другом хранить, иметь чистоту душевную и телесную, и любовь нелицемерную, от злых же и скверных помыслов отлучаться и хранить устав Святой горы. Завещал также и трапезу иметь равную для братии, хмельного же питья не повелел иметь; странствующих же и приходящих в гости велел кормить и необходимое в дорогу им давать: «Такие жертвы принимает Бог и благословение подает. И если так будете жить, то не оставит Господь этого места». И еще много поучив их, сказал: «Я к Господу Богу, зовущему меня, отхожу от вас телом, но духом всегда с вами буду. И если выполните мое завещание, то не оскудеет ничем эта обитель и после моего ухода, пока Бог благоволит вам и Пречистая Матерь Божия. Теперь же передаю вас Всемогущему Богу и Пречистой Богородице, да будут они вам прибежищем и стеной от вражьих сетей и козней».
И в самый час исхода души его, когда хотела она освободиться от телесного союза, причастился он Владычного тела и крови, ученики же руками поддерживали его немощное тело. Воздел он к небу руки и молитву сотворил, и с молитвою предал Господу свою чистую и святую душу в 1447 году, 12 июня, на память преподобных отцов наших Ануфрия Великого и Петра Афонского. И разлилось тогда великое и несказанное благоухание от тела святого. Братия же все, собравшись, с плачем и рыданием печалились, и на ложе досточтимое и подвижническое тело положили с почетом, и пением псалмов надгробных его провожали, и ученики его потоки слез проливали, кормчего лишившись и учителя потеряв, плакали, не вынося разлучения, желая с ним вместе умереть. Лицо же святого светилось как снег, не так, как обычно у мертвых, но словно у живого или у ангела Божия, показывая его душевную чистоту, в награду от Бога за труды его.
И положили досточтимое тело его в созданной им обители вне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в паперти, в приделе преподобного отца нашего Ануфрия Великого, и погребли досточтимые и чудотворные мощи его. И подают они исцеление приходящим с верой к раке с мощами его и до наших дней. Так отошел блаженный в вечную жизнь, прославляя Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа.
Глава 10. Чудо святого Арсения о монастырских рыбаках, как избавил их из льда
Один из старцев той же Коневской обители по имени Моисей, человек благочестивый, рассказал вот что: «Однажды осенью игумен и братия послали нас из монастыря на так называемый Вощаный остров, на зимний лов рыбы, как и до того обыкновенно ездили. Была же в тот раз осень очень холодной. Местные же жители не поехали из-за надвигающейся зимы, но только мы отправились, монастырские рыбаки. Когда же мы были там и, как обычно, ловили рыбу, и уже хотели собирать сети, суровая зима наступила, и начали льды двигаться. Мы же из-за этого сильно опечалились и раздумывали, как же вернуться в монастырь, а наутро устремились в путь. Когда мы проехали половину пути, внезапно наступили сумерки и началась сильная буря, и принесла множество льда, и наши лодки стало затирать льдом. Мы же совсем отчаялись спастись и только ожидали смерти. И начали мы молиться Господу Богу и Пречистой его Матери, заступнице нашей, и призывать на помощь святых его угодников. И начали призывать на помощь наставника преподобного старца Арсения Коневского. Так мы слышали от прежних старцев, что дана была от Бога благодать преподобному старцу Арсению, наставнику нашему, спасать на этом озере и что многим попавшим в беду он помогает. Вот потому с горькими слезами молились мы об избавлении от надвигающейся беды, но буря ничуть не прекращалась, а все усиливалась. Бог же хотел прославить угодника своего преподобного Арсения. Лед с силою затирал лодки, а мы не могли ни грести, ни вырваться из льда, и носило нас во льдах, а мы ожидали только смерти. Я же, Михаил, сидя на корме, в отчаянии задремал и увидел напротив себя идущего прямо от монастыря высокого старца с седыми волосами и с большой бородой. И, подойдя к нам, стал он спрашивать о нашем положении, говоря: „Все ли благополучно, как вас Бог милует?” Я же тотчас пробудился от дремы и никого тут не увидел. С того момента начал перед нами лед расступаться в ширину, словно река, так что можно было проплыть. Я же, Михаил, стал рассказывать своим товарищам, как видел наставника преподобного старца Арсения. Ветер также был попутный, и так с помощью Бога и Пречистой его Матери и молитвами преподобного старца Арсения дошли мы до острова Коневского».
Глава 11. Чудо святого о слепце
Жил некий человек в селе Коровие Вяжищского монастыря, и случилось ему тяжко заболеть глазами, и ослеп он. Начал он тогда жить бобылем и просить милостыню Христа ради; водили его по миру, и тем он кормился. Так он и жил. Однажды ночью явился ему почтенный старец и сказал: «Если хочешь исцелиться, то иди к Пречистой на Коневец». Слепой же ответил ему: «Как мне дойти – не вижу ничего, а вести некому, ребенок мой мал еще». И сказал ему старец: «Иди, Бог поможет тебе». Слепой вопросил его: «Откуда ты, отче, что я тебя не знаю, не из нашего ты монастыря». И сказал ему тот почтенный старец: «Я иду в Новгород». Тогда он спросил его об имени. И сказал старец: «Имя мое Арсений». Я же пробудился от сна и пошел в Вяжищи, в монастырь, и поведал о видении старцам. Они же повелели ему идти на Коневец. Спросил он их: «Кто знает старца Арсения?» Они сказали: «Не основатель ли Коневский? Думаем, что это он посетил тебя. Иди, может быть, получишь обещанное тебе старцем».
Слепой же, ничуть не промедлив, пошел, ведомый своей семилетней дочкой, и пришел на Коневец к Пречистой Богородице и к преподобному старцу Арсению, и к чудотворному его гробу приложился. Было же тогда святое богослужение, и пелась святая Литургия. И когда начали мы петь «Достойно есть», тотчас слепой прозрел и начал кричать громко и славить Бога и Пречистую Богородицу, и преподобного старца Арсения. И рассказал он всем нам о своем видении, как видел святого, мы же восславили Бога. Он же, выздоровев, пошел к себе домой, и никто его не вел, а он радовался и хвалил Бога.
Глава 12. Чудо святого Арсения о иноке Леонтии
Был в Коневской обители некий инок по имени Леонтий, человек богобоязненный и добродетельный, и случилось ему очень тяжело заболеть: разбил его паралич, и лицо перекосило, и языком говорить он не мог. Болел он так долгое время, и ничто не могло ему помочь. Очнувшись, начал он молить Господа Бога и Пречистую его Богородицу, и преподобного старца Арсения, угодника их, об избавлении от тяготившей его болезни. Пришел он ко гробу преподобного старца Арсения наставника и повелел петь панихиду, а также святую Литургию, ибо имел он крепкую веру в наставника преподобного Арсения. И так он благодаря молитвам святого получил исцеление.
Бывали и другие многие чудеса преподобного старца Арсения, но раньше не были они никем записаны. Мы же это написали для поминовения того, что случилось на наших глазах у гроба преподобного старца Арсения наставника.